Психологическая теория права Л.И. Петражицкого
проч.; учение об элементах интуитивного права – о подлежащих эмоциях
и представлениях: объектных, субъектных и релевантных фактах; учение
о соответствующих проекциях: о нормах, правоотношениях, обязанностях
и правах интуитивного права и их представляемых
элементах. Л.И. Петражицкий считает, что задачей специального учения
об интуитивном праве является дополнительное выяснение того, что
специально свойственно интуитивному праву по сравнению и по
отношению к позитивному.
Законы, массовое правовое поведение людей, служащее нормативным
фактом в области обычного права, и другие нормативные факты
представляют не что иное, как продукты проявления интуитивного
права соответствующих лиц, индивидов и масс, получающие затем в
психике других самостоятельное значение.
Интуитивное право имеет свою, ограниченную, сферу существования и
действия, и вопросы формальностей, технических порядков и т. п.,
поскольку они подвергаются правовому решению, относятся к
исключительной компетенции позитивного права.
По поводу же действия интуитивного права в пользу соответственных
изменений позитивного права, а также по поводу соответственного
влияния интуитивного права на толкование, научную разработку и
применение позитивного права автор замечает, что подлежащее действие
интуитивного права по большей части остается скрытым и незаметным
не только в смысле отсутствия соответственного словесного или
письменного выражения, но и в смысле отсутствия знания и понимания
действующими, например, отстаивающими известное толкование
существующего права или известную его реформу под влиянием давления
интуитивного права, того, что их заставляет действовать в
соответственном направлении. Интуитивное право действует в качестве
незримого, закулисного фактора, на сцене же появляются разные иные
аргументы и соображения, составляются разные теории, политические,
социальные учения. Несмотря на свою подчас большую поверхностность,
односторонность и произвольность, подлежащая аргументации, теории,
учения, раз они по своему направлению соответствуют требованиям
зарождающегося и укореняющегося интуитивного права, представляются
люди весьма удачными и убедительными, приобретают распространение и
популярность, иногда такую же веру и почитание, как бывает в
религиозной области. Сила их коренится не в их интеллектуальном
содержании, а в эмоциональной интуитивно-правовой почве.
Сферой действия интуитивного права является область наделения
благами и причинения зол, распределение благ и зол, в отличии от
позитивного права, которое решает неотносящиеся к этой сфере
вопросы, вопросы формальностей, технических порядков и т. п.
Интуитивное право, как его понимал Петражицкий, не следует путать с
правом естественным, к возрождению которого в России в начале ХХ в. ученый
не имел отношения. Вернее, он не имел отношения к тому пониманию
«возрожденного естественного права», которое сформировалось в кружке
московского главы этого направления П.И. Новгородцева. Петражицкий верно
подчеркивал, что естественное право по Новгородцеву есть лишь проект
рационального, желательного, «правильного» права и поэтому никак не может
быть с научных позиций возведено в ранг особого вида права. Деление права
на два вида по признаку существования и желательности существования
представляет собой такую же классификационную несообразность как, например,
деление собак на две породы: существующие собаки и «будущие» или
«идеальные» собаки. Интуитивное право, вследствие своей нефиксированности,
независимости от нормативных фактов, является гибким и изменчивым и
зачастую имеет специфически индивидуальный характер. Но именно интуитивное
право, в силу более сильной психологической мотивации, играет решающую роль
в определении поведения человека и зачастую определяет возникновение
позитивных законов.
3. Справедливость
В справедливости люди усматривают высший руководящий свет; в
вере в существование справедливости они находят успокоение и
утешение в бедствиях и страданиях жизни. Но что такое
справедливость, где и в каком виде она существует, каков ее
принцип? На эти вопросы пытается ответить Л.И. Петражицкий в своем
труде «Теория права и государства в связи с теорией
нравственности».
В изложенном выше интуитивном праве содержаться данные для
разрешения проблемы о природе справедливости. А дело в том, что по
словам Л.И. Петражицкого справедливость представляет собой не что
иное, «как право в нашем смысле, а именно интуитивное право»[4].
Справедливость как реальное явление есть явление духовной жизни,
психическое явление, и для научного, достоверного познания
соответствующих феноменов требуется применение соответствующего
метода, самонаблюдения и соединенного метода. Применяя этот метод
Л.И. Петражицкий считал, что мы имеем дело не с переживаниями
симпатии по чьему-либо адресу, не с суждениями об общественной
целесообразности или вообще какими бы то ни было приспособленными
суждениями и расчетами и т. д., а с принципиальными, нормативными
переживаниями в смысле соответствующего образованного выше понятия;
здесь имеются этические эмоции, эмоции долга, соответствующее
поведение представлено у автора как должное, независимо от каких
либо целей и расчетов. Из этого следует, что представление или
восприятие чужого поступка, представляющегося нам явно
несправедливым по отношению к кому-либо, вызывает соответствующее
этическое порицание или негодование; воспоминания же о собственном
поступке этого рода вызывает соответствующие этические угрызения
совести.
Применяя деление права на два вида: интуитивное и позитивное и
изучая переживания справедливости с этой точки зрения автор
констатирует, что здесь мы имеем дело с интуитивно правовыми
синонимами, с суждениями не о том, что полагается по закону, а
по нашим собственным, независимым от внешних авторитетов убеждениям.
Сообразно с этим сами законы, правовые обычаи подвергаются
критике с точки зрения справедливости, другие порицаются или даже
отвергаются с негодованием как несправедливые.
Справедливость отличается индивидуальной изменчивостью по
содержанию, имеет различное содержание у разных классов людей и
индивидов, обладает большей способностью приспособляемости к
конкретным обстоятельствам, чем позитивное право, развивается
постепенно и незаметно. Нормы справедливости представляются с
наивно-проекционной точки зрения, вследствие независимости от
местных законов, обычаев вечными, неизменными, имеющими всеобщее
значение.
4. Позитивное право и его виды
Под позитивным правом, как реальным явлением Л.И. Петражицкий
разумеет «императивно-атрибутные переживания, содержащие в себе
представления нормативных фактов как оснований обязанностей».[5]
В области позитивного права можно различать несколько видов и
разновидностей, смотря по тому, на какого рода нормативные факты
имеется ссылка в данных позитивно-правовых переживаниях.
Учение о видах права заимствовано у древних римских юристов, но
оно скрывается под своеобразным и, по-видимому, означающим нечто
иное именем учения о так называемых «источниках права». По мнению
Л.И. Петражицкого к источникам права относят законное и обычное
право.
В области позитивного права следует различать три различные
вещи:
2. Нормативные факты, соответствующие поступки людей, постановления
законодателей и т. д.
3. Императивно-атрибутивные переживания, связанные с
представлениями этих фактов – само позитивное право как реальный
феномен.
4. Соответствующие нормы, эмоциональные фантазмы, порожденные
этими переживаниями.
В области изучения позитивного права и отдельных его видов –
дело зависит от психического состояния подлежащих индивидов или
народных масс, от их психических склонностей, психических привычек
и диспозиций, убеждений разного рода. Так что восприятия и
представления соответствующих фактов, например, изданных в
надлежащей форме государственных законов, обычаев предков иногда
возбуждают в их психике позитивно-правовую реакцию, вызывают
соответствующее позитивное право.
С точки зрения психологической теории права как императивно-
атрибутивных переживаний круг факторов, могущих играть роль
нормативных в области позитивного права, значительно шире, и
видов позитивного права значительно больше.
5. Законное право
Законы, или законные правовые нормы— выражения и понятия с точки
зрения Петражицкого Л. И. Однозначащие — суть, по господствующему
определению, нормы, установленные государством, или ведения, выражения воли
государства (или органов государственной власти). При этом подразумевается
или особо указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть
составлены и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства,
порядке.
Далее, законы в тесном смысле автор делит на основные, или
конституционные, и обыкновенные. Основные, или конституционные законы,
определяются обыкновенно как такие законы, которые определяют основные
начала государственного устройства страны и издаются особым осложненным
порядком. Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а
о существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти
акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права.
Следует притом заметить, что в число конституционных законов могут
включаться и включаются не только законы, определяющие основные начала
государственного устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих
создатели конституции желают по таким или иным соображениям затруднить.
Таким образом различие между основными и обыкновенными законами имеет чисто
формальный, касающийся порядка их изменения, характер.
В процессе образования законов Петражицкий Л. И. Различает пять стадий:
1) почин, или инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию
закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.
Под законодательною инициативою в техническом смысле подразумевается
внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении или
отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано
обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.
Промульгацией называется повеление со стороны главы государства
обнародовать и исполнять утвержденный им закон.
Закон вступает в действие, признается обязательным для граждан, не раньше
обнародования. Момент начала действия закона может быть установлен в самом
законе; в частности, в области обширных и заключающих в себе много
новшества законов момент начала действия отлагается нередко на более или
менее продолжительное время, для доставления населению возможности
надлежащего ознакомления с содержанием нового права . Если в самом законе
не назначен момент вступления в действие, то этот момент определяется
общими, в разных государствах различными правилами. Содержание этих правил
определяется, с одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать
известными народонаселению с момента выхода в свет того номера
официального издания, в котором он напечатан.
И здесь следует сказать: центр тяжести понятия и учения о законном праве и
законах должен быть перенесен в область право-психологического действия;
существенно не то, от кого исходит закон, от данного государства, его
органов или от кого-либо другого, а то, что соответственный акт получает в
данном государстве силу нормативного факта, т. е. Вызывает соответственное
императивно-аттрибугивное сознание.
Петражицкий Л. И. Определяет:
1. Законное право, как императмвн-аттрибутивные переживания со ссылкою на
представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на
нормативные факты.
2. Законы — как представляемые односторонние правовые распоряжения кого-
либо, поскольку они являются нормативными фактами (т. е. Поскольку
подлежащие представления оказывают соответственное влияние на чью-либо
правовую психику, возбуждая или устраняя, или изменяя императмвн-
аттрибутивные переживания)
Установленные массы и классовые понятия законного права и законов,
объемлющие несоразмеримо более явлений, чем ходячие представления о
законах, допускают деление на разные виды, подвиды т и разновидности с
различных точек зрения и для различных теоретических и практических
надобностей, в том числе для получения более узких классов и классовых
понятий, удовлетворяющих потребностям офиииально-правовой и практическо-
догматической юриспруденции.
Петражицкий допускает деление права:
1. По тем представляемым существам, от которых они представляются
исходящими на божеские и человеческие.
2. Смотря по разным общественным сферам действия, можно различать законы и
законное право: семейственные, родовые, общинные, государственные,
церковные и т. д.
З Смотря по наличности или отсутствию официального значения в государстве,
законы и законное право можно делить на официальные и неофициальные.
Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы,
а и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право
пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные
постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например,
акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.
Характерною особенностью законодательства и законного права по отношению
к другим видам нормативных фактов и позитивного права, в частности по
отношению к обычному праву, является то, что здесь одно лицо или известная
группа лиц может по своему усмотрению вызывать в психике других, в
частности в психике более или менее обширных народных масс, такое право на
будущее время, какое ему или ей представляется с какой—либо точки зрения
желательным, а равно устранять, отменять существующее право и производить
разные другие изменения в чужой правовой психике и жизни (впрочем,
разумеется, в пределах своего законодательного авторитета и соблюдения
других условий успешного нормативного действия законодательных
постановлений, избегания резких противоречий с интуитивным правом и т. д.).
При этом подлежащие правовые изменения, в том числе такие, которые могут
происходить в виде медленного и постепенного развития и без
законодательного вмешательства, например, путем соответственного развития
обычного права, в области законодательства могут быть произведены внезапно,
сразу, в избранное по усмотрению время. С этими особенностями связаны
разные дальнейшие характерные свойства законодательства и законного права,
в частности разные его достоинства и недостатки по сравнению с другими
видами нормативных фактов и позитивного права.
6. Обычное право
Обычное право обыкновенно определяется как такое право, которое, не
будучи установлено законом (или государством), фактически соблюдается, или
— которое выражается в постоянном однообразном соблюдении известных
правил поведения.
Петражицкий различает два вида обычного права: 1) право обычаев
предков, старых традиций, старины и 2) право современных обычаев, обычно
соблюдаемого, общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно
старообразным, второе новообразным; в области обычно-правовой психика
первого вида престиж, авторитет (эмоциональная сила) обычного права, при
прочих равных условиях тем выше, чем старее, древнее представляется данный
обычай: чем старее, тем святее.; в области обычно-правовой психики второго
рода она при прочих равных условиях тем выше, чем более общепринятым и
неуклонно соблюдаемым в подлежащей сфере представляется данное правовое
поведение.
Человеческая культура, в том числе хозяйственная жизнь, орудия и способы
производства материальных благ и т. д. движется вперед не пропорционально
времени, а в ускоряющейся прогрессии по отношению ко времени на низших,
примитивных стадиях развития жизнь относительно неизменна, процесс
культурных изменений происходит весьма медленно, на высших стадиях развития
изменения делаются все быстрее и быстрее. Столь сильные изменения
человеческой жизни, для которых на примитивных стадиях требуются десятки
тысяч лет, происходят на последующих ступенях в течение тысячелетий, затем
столетиями, а теперь, в частности, под влиянием могучего фактора
человеческого прогресса — науки, десятилетия вносят более сильные
изменения, чем какие прежде достигались в течение тысячелетии, а отсюда по
отношению к обычному праву вытекают следующие положения:
1. Косность и архаичность обычного права, медленность развития и
относительная неподвижность.
2. Чем выше ступень культуры, тем более консерватизм обычного права
делается отрицательным фактором социальной жизни и культуры и ее
прогресса.
3. Сообразно великой ценности обычного права и вообще обычаев предков (в
том числе нравственных, технических и иных) на низших ступенях культуры,
как основного разумного руководства социальной и индивидуальной жизни имеют
великий престиж и ореол. Обычное право имеет великую мотивацию иную и
культурно воспитательную силу и ценность, а законодательство относительно
бессильно и малоценно.
Заключение:
.И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков
права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории
права, идеи которой получили признание не только на юридическом факультете
Санкт-Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и
за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию.
В творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания,
описывающих отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую
направленность движения западной правовой мысли можно представить следующим
образом: идея аксиологически наполненного права, существующего независимо
от субъекта (естественное право), была заменена идеей права как текстуально
выраженной воли государства, существующей также автономно от субъекта
социального действия, но уже имеющей с ним связь через государственную
власть, через аппарат государства. В социологическом варианте
правопонимания право впервые оказалось непосредственно связанным с
социальными субъектами и фактически понималось как результат их социальной
коммуникации, но Петражицкий пошел еще дальше и замкнул право на
индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным: от максимально
реифицированной правовой действительности, существующей вне субъекта
(юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого
человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.
Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом
специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в
двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно)
возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают
другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие
эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от
императивных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение
как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного
исполнения.
Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью
права, отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В
этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически,
феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь
правомочия и обязанности и это, несомненно, является его непреходящей
заслугой. Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили
сделать из этого положения научно корректные выводы. Право, по сути,
сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем
самым создавался обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового
непомерно расширялась.
Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как
систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и
функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей,
способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто
социологический подход к праву.
Список использованной литературы:
1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций. -
М.: Юридическая литература, 1999
2. Антология мировой правовой мысли в пяти томах/ под ред. И. А.
Исаева. – М.: Мысль, 1999
3. Большой словарь иностранных слов/ сост. А. Ю. Москвин. – М.:
Центрполиграф, 2001
4. Большой юридический словарь/ под ред. А. Я. Сухарева, В. Е.
Крутских. – М.: Инфра – М, 2002
5. Вилюнас М. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976
6. История политических и правовых учений века. – М:
Юридическая литература, 1995
7. История политических и правовых учений: учебник для вузов./
под ред. В. С. Нерсесянца
8. История русской правовой мысли. - М.: Остожье , 1998
9. Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности. – М.: Проспект, 1999
10. Петровский А. В. Краткий очерк истории социальной психологии.
- М., 1975
11. Поляков А. В. Философия права Льва Петражицкого// Кодекс.
Правовой научно-практический журнал 2000. №1
12. Теория права и государства : учебник для вузов/ под ред. М.
Н. Марченко. – М.: Зеркало – М, 2001
-----------------------
[1] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией
нравственности. 2-е изд.1909
[2] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией
нравственности . 2-е изд. 1909
[3] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией
нравственности.. 2-е изд. 1909
[4] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией
нравственности. . 2-е изд. 1909
[5] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией
нравственности. . 2-е изд. 1909
Страницы: 1, 2
|