рефераты бесплатно

МЕНЮ


Референдум: понятие, виды, конституционно-правовое регулирование, политическая роль.

При выяснении специфичных особенностей референдума, а также при

определении их места и роли в политической системе общества важным

представляется не замыкаться на одном из каких-либо видов референдумов, а

учитывать их вместе.

III. Конституционно- правовое регулирование.

Исторически референдум представляет собой институт прямой демократии,

то есть такой, где участие в управлении государством принимает каждый

гражданин непосредственно. Институт референдума предусмотрен конституциями

более чем 20 государств. За всё время существования института референдума в

Европе но национальном уровне проведено более 100 народных голосований.

Правовой базой организации и проведения референдумов в Республике

Беларусь кроме Конституции служит Избирательный кодекс, вступивший в силу

26 марта 2000 года. Кодекс обеспечивает единообразное и эффективное

регулирование референдумов. В этой связи порядок назначения и проведения

референдумов стал достаточно упорядоченным.

В Избирательном кодексе (статья 111) референдум определяется как способ

принятия гражданами решений по важнейшим вопросам государственной и

общественной жизни. Анализ Избирательного кодекса показывает, что круг

важнейших вопросов (государственной и общественной жизни), по которым могут

проводиться референдумы, а также приниматься законы не определяется. При

этом критерия для деления вопросов на важнейшие и остальные не дается, в

связи с чем норма может толковаться по-разному. Управляющие органы вправе

по собственному усмотрению определять, принимать по тому или иному вопросу

закон посредством референдума или же парламентом. Однако на референдум не

могут выноситься любые вопросы. Если на референдум выносить любой вопрос,

независимо от его важности, то роль представительного органа свелась бы на

нет.

В законодательстве всех государств, где предусматривается возможность

проведения референдума, обычно устанавливаются пределы его допустимого

использования. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы

чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных

знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о

снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься

на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах

по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

Важно отметить, что среди вопросов, выносимых на всенародное голосование,

большую долю составляют поправки, законопроекты и другие предложения, а не

уже принятые законы. [4, с. 138]

В статье 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь содержится

довольно широкий перечень вопросов, которые не могут быть предметом

референдума. На референдум не выносятся вопросы, которые могут вызвать

нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, связанные с

избранием и освобождением от должности Президента Республики Беларусь,

назначением (избрание, освобождение) должностных лиц, назначение (избрание,

освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики

Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и

изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии,

о помиловании. Вполне обоснованным является не вынесение на референдум

вопросов об изменении бюджета: неспециалисты не могут с профессиональным

понимание принимать решения по таким важным вопросам. В целом перечень

вопросов, которые не должны выноситься на референдум является

исчерпывающим.

В соответствии со статьей 140 Конституции Республики Беларусь разделы

I,II,IV,VII Конституции могут быть изменены только путем референдума. Круг

вопросов, по которым законы могут приниматься только посредством

референдума может быть расширен и найти отражение в специальном Законе о

народном законотворчестве. К ним могут быть отнесены вопросы о вступлении

Республики Беларусь в союзы, государственные федеративные и конфедеративные

образования или выход из них, и другие.

Для проведения референдума закон устанавливает определенные условия.

Инициатива на проведение республиканского референдума, а также на принятии

закона – согласно статье 74 Конституции Республики Беларусь, статье 113

Избирательного кодекса – может исходить (кроме Президента и палат

Парламента) от граждан. Республиканские референдумы назначаются по

предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в

том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Конституция Республики Беларусь не устанавливает круг субъектов,

правомочных определять юридическую силу решения, принятого на референдуме.

В Избирательном кодексе однозначно устанавливается, что "юридическая сила

решения, принятого референдумом определяется указом Президента Республики

Беларусь о назначении референдума". Отнесение к исключительному ведению

Президента право определять юридическую силу решения, принятого на

референдуме, имеет оно рекомендательное или обязательное значение, принижет

по существу роль и значение других субъектов (граждан, Парламента). При

принятии закона посредством референдума юридическая сила его могла бы

определяться субъектом, вносящим такое предложение. В соответствии со

статьей 124 Избирательного кодекса "решения, принятые референдумом, могут

быть отменены или изменены только путём референдума, если иное не будет

определено референдумом (в данном случае имеется ввиду только императивный

референдум, так как консультативный референдум в принципе не имеет правовых

последствий). Согласно статье 5 Закона "О Конституционном Суде Республики

Беларусь" определяется, что законы, принятые референдумом не могут быть

предметом рассмотрения Конституционным судом Республики Беларусь.

Теоретическое и практическое значение имеет вопрос о вступлении в силу

закона, принятого референдумом. Согласно статье 123 Избирательного кодекса

определяется, что "решение, принятое референдумом, подписывается

Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для

опубликования актов Президента Республики Беларусь". Однако в данном законе

не предусмотрены случай, когда Президент отказывается подписать такое

решение. Как представляется, решение, принятое референдумом, может вступить

в действие вне зависимости от того, подписал его Президент или нет. В этом

случае подпись Президента носит формально-юридическое значение.

В соответствии с частью 2 статьи 123 Избирательного кодекса решение,

принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального

опубликования, если в нем не установлен иной срок. Такой порядок

отличается от вступления в силу решений референдума, проводимого в других

странах. Например, в России принятое на референдуме решение вступает в силу

со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума

Российской Федерации, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса,

принятого на референдуме. Аналогичный порядок вступления в силу такого

решения закреплен на Украине.

IV. Политическая роль референдума.

Референдум, как форма выражения общественного мнения и как способ

принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических

решений, несомненно является достоянием не одной нации или народа, а всего

человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-

либо групповая ценность. В силу этого представляется не только возможным,

но и необходимым широкое использование позитивного зарубежного опыта

специального законодательного закрепления и проведение референдумов в

Республики Беларусь в их различных вариантах и разновидностях как в сфере

политики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других

сферах жизни общества.

Разумеется, место и роль института референдума в политической системе

любого общества не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать.

Этого не следует делать и с опытом использования референдума в западных

странах. Противоречивость отношения господствующих кругов к референдумам,

особенно после второй мировой войны, объясняется тем, что существует

возможность использования их, помимо воли и желания господствующего слоя

или класса, в интересах других слоёв и классов. Возможность эта, как

правило, весьма незначительна, в силу доминирующего положения правящих

кругов во всех в сферах жизни общества и в средствах массовой информации.

Противоречивость отношения к референдуму со стороны других слоев

общества объясняется в основном тем, что, несмотря на свою внешнюю

демократичность, он долго и не всегда знаменовался успехами прогрессивных

сил. Во многих случаях референдумы оканчивались принятием далеко не самых

прогрессивных законов или решений, выступали в качестве демократического

щита для принятия официальных антидемократических акций.

О возможности использования референдумов в интересах правящих кругов, а

не всего общества со всей очевидностью свидетельствует практика проведения

их на территории бывших союзных республик. Нередко референдумы

использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях.

Следует заметить, что кроме сугубо классовых или узкосоциальных причин

разноречивого, а нередко и сдержанного отношения различных социальных групп

и слоев общества к референдуму есть и другие, условно говоря,

"общесоциальные причины". Среди них выделяются прежде всего следующие.

1. Утвердившиеся среди различных слоев населения, социальных групп

и институтов мнение, что референдум неизбежно выступает как

дестабилизирующий фактор в обществе, способствует ускоренному

расслоению противопоставлению различных составных частей

общества друг другу, порождает дополнительную нагрузку и

ограничения на сложившуюся парламентскую систему.

2. Утвердившееся среди значительных слоев населения мнение, что

профессиональной политикой должны заниматься не любители, а

профессионалы и что на первом плане должен стоять не популизм, а

профессионализм.

3. Традиционное для населения ряда стран преставление о силе и

приоритетах институтов представительной демократии перед

институтами прямой непосредственной демократии.

4. Укоренившаяся в сознании различных слове общества опасение, что

в условиях расширения прямой демократии и периодического

проведения референдумов значительно возрастет роль денег, а

вместе с тем и влияние "весьма состоятельных индивидуумов или

социальных групп" не результаты голосования и на сам

избирательный процесс. [10, с. 249]

Наряду с названными причинами противоречивости роли референдума есть и

другие причины. В их числе можно указать в частности, на такие, как

понимание сложности и противоречивости правотворческого и иных процессов

на национальном уровне, требующих от их участников специальных знаний и

подготовки; высокая стоимость референдумов; недостаточная компетентность и

информированность граждан в политических и иных делах для того, чтобы быть

активными участниками протекающих на национальном уровне процессов. Анализ

причин и факторов, обусловливающих неоднозначное отношение общества к

референдуму, определяет его роль и место в системе демократии, реальные

возможности воздействия института референдума на конкретную политическую и

социальную среду. Кроме того, он позволяет избежать в равной мере пагубных

для политической теории и практики крайностей в оценке значимости роли

референдумов, дает возможность со значительной долей достоверности

определить факторы, способствующие повышению эффективности референдумов в

политической системе общества или, наоборот, препятствующие их усилению.

Это имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение.

Отсюда можно отметить, что роль референдума может быть как позитивной, так

и негативной. Это зависит прежде всего от уровня правовой культуры

общества, который в свою очередь зависит от экономической ситуации в стране

и от качества реализации народного суверенитета. Нельзя говорить об

однозначной положительной роли референдумов, когда низок уровень правовой

культуры населения, когда несовершенно законодательство и нестабильны

экономические условия общества. Необходимо отметить, что вопрос о

разъяснении результатов принятия определенного решения на референдуме не

получает достаточного освещения. В условиях низкой правовой культуры, с

учётом принципов народного суверенитета и демократии необходимыми

становятся: разъяснение результатов принятия на референдуме определенного

решения; обеспечение текстами проектов нормативных правовых актов,

выносимых на референдум; организация публичных лекций, дискуссий, в ходе

которых разъяснялось бы назначение нормативного правового акта, особенности

его содержания и предполагаемые результаты от его принятия или отклонения.

В современных условиях низкой культуры вообще и правовой в частности, эти

вопросы приобретают – как никогда - более актуальное значение. Также

несомненно, что решение этих вопросов должно исходить не от инициативной

группы (наоборот, это должно быть запрещено, так как создается возможность

для введения в заблуждение потенциальных избирателей относительно

результатов принятия определенного решения, как итог – влияние на

результаты голосования), а от государства.

Референдум в любой стране будет эффективным лишь в том случае, если он,

по природе своей как весьма важный демократический институт, будет

правильно понят и поддержан широкими слоями населения; иметь своей целью

при решении политических иных вопросов четко выраженную гуманную цель; если

общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано ложными

социальными ценностями; и, наконец, если будут созданы все необходимые

организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения

всенародных опросов. Важное, труднооценимое значение референдумов имеет

строгое установление и законодательное закрепление их статуса, процедуры и

порядка подведения итогов, места и роли в системе конституционного и

текущего законодательства принимаемых путем референдумов нормативно-

правовых актов.

Заключение.

Конституция в статье 1 закрепляет, что Республика Беларусь – унитарное

правовое демократическое социально-правовое государство. Важнейшим

элементом демократии является, безусловно, конституционное закрепление

института референдума. Конституционное право современных государств

предусматривает различные формы референдумов и процедуры их применения. Что

касается РБ то порядок проведения референдумов регламентируется разделом

VII Избирательного кодекса, принятого Палатой представителей 24 сентября

2000 года. В теории референдум подразделяется на общенациональные, местные,

конституционные и законодательные, императивные и консультативные. В нашем

законодательстве закреплены понятия республиканского и местного

референдума. На республиканский референдум могут выноситься важнейшие

вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь, а на

местные референдумы – вопросы, имеющие важнейшее значение для населения

соответствующего административно- территориальных единиц.

И само решение референдума носит нормативный характер и является одним

из видов нормативных правовых актов. Юридическая сила решения, принятого

референдумом определяется Президентом Республики Беларусь о его назначении.

Институт непосредственной демократии играет значительную роль в

развитии инициативы граждан и является наиболее эффективным средством

самовыражения народа. Однако порой им пользуются для монополизации

государственной власти. Можно привести примеры из истории, когда через

референдум пришел к власти А. Гитлер. И несмотря на положительные черты

этого института, выделяют и отрицательные в том что общественное мнение

является неустойчивым, на референдум выносятся только общие положения, он

не отражает мнение всего народа.

Но и без него народ был бы лишен важного средства влияния на

политическую жизнь и государственную власть. Этот институт позволяет

оперативно решить важнейшие вопросы государственной жизни; находить

варианты решения проблем, требующих выяснения мнения всего общества. О

значимости сказанного говорит и то, что решения, принятые референдумом,

могут быть отменены или изменены только путем референдума.

Список использованной литературы:

1. Альфер С.А. Выборы: подлинные, свободные и справедливые - Мн.:

Тесей, 1999.- 328

2. "Звезда" 1999 год 28 августа № 157-158

3. Избирательный кодекс Республики Беларусь

4. "Организация и управление" 2001 год №2. – 188с

5. Конституция зарубежных государств. Учебное пособие. 2-е изд.,

исправ. и доп. – М.: Издательство БЕК –586с

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В

4-х томах. Том 3. – М.: Издательство БЕК, 1997. –784с

7. Конституция Республики Беларусь.

8. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.

Могилёв,2000. –164с

9. Проблемы законности и правопорядка в Республике Беларусь / Материалы

научно-практической конференции. – Новополоцк: ПГУ, 2000. – 428с

10. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. – М. :

"Проспект", 1999. – 504с

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.