Реформы и контрреформы 60-90 годов 19 века в России
налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые
средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной,
гужевой и т. д.), распространявшихся также на крестьян.
Основные статьи расходов по государственному бюджету составляли
затраты на содержание вооруженных сил (свыше 35% бюджета), государственного
аппарата, в том числе полиции, царского двора, уплату процентов по
государственным долгам. Характерно, что расходы по Министерству просвещения
в 1866 г. составляли всего лишь 1,6% госбюджета,
Реформа системы просвещения и цензуры
В общем ряду реформ 60-80-х годов существенное место занимали школьные
и университетские реформы, а также реформа цензуры. Развитие капитализма
требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции,
наиболее зажиточной части крестьян и квалифицированных рабочих.
Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицированной рабочей
силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все это
и обусловило реформы системы просвещения. В 1863 г. был утвержден новый
университетский устав, который ввел автономию университетов. Ректоры стали
избираться Советами университетов, а деканы - Советами факультетов. Советы
избирали на должности (по конкурсу) профессоров и преподавателей. Однако
министру народного просвещения принадлежало право утверждения в должности
избранных Советами лиц, а попечитель учебного округа осуществлял контроль
за деятельностью университетов и имел право отменять решения их Советов. В
1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в
Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани.
Начали работать врачебные женские курсы.
В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших
неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный
принцип обучения, открыты были и женские гимназии. В том же 1864 г.
утверждено "Положение о начальных народных училищах". Народные училища
открывались как Министерством прощения, так и земствами и частными лицами.
Однако под контролем государственных чиновников, для чего в каждой губернии
утверждались должности директора и инспекторов народных училищ. Программы
обучения утверждались министерством и контролировались уездными и
губернскими училищными советами. Либерализация идеологического контроля в
системе образования была дополнена некоторой либерализацией цензуры. Новые
сменные правила о цензуре, принятые 6 апреля 1865 г., отняли
предварительную цензуру на книги объемом более 10 печатных листов, хотя для
массовой литературы (книг, брошюр менее 10 листов) предварительная цензура
сохранялась. Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра
внутренних дел освобождалась от предварительной цензуры, но за
опубликование чего-либо преступного с точки зрения правительства авторы и
издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при
обнаружении “вредного направления” подлежали административной
ответственности (предостережению, штрафу).
Половинчатый характер цензурной реформы усугублялся тем, что цензура с
1863 г. была передана из Министерства народного просвещения в Министерство
внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам
печати.
Усиление политической реакции.
Период 80-х — начала 90-х гг. характеризуется наступлением царизма на
прогрессивные ростки, которые появились в результате реформ предшествующих
десятилетий. Этот период отмечен серией реакционных преобразований,
направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства,
которые в советской историографии принято называть контрреформами. Понятие
контрреформ имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы,
направленные на возврат к дореформенным политическим порядкам. Под
контрреформами подразумевается весь политический курс правительства
Александра III, которое повседневными административными действиями
демонстрировало пренебрежение к вопросам самоуправления, соблюдению
существовавшего законодательства, общественному мнению. В эти годы царизм
действует не только наперекор потребностям времени, но и во многом вопреки
даже интересам дворянства, которые изменились в условиях пореформенного
развития. В 80-х гг. особенно заметно выступают самодовлеющие черты
самодержавия, проявляется влияние бюрократических кругов. Если в предыдущий
период наблюдалась внешняя готовность к реформам, даже когда их и не
собирались осуществлять, то в период контрреформ правительство упрямо
повторяло о своей твердости, отказе от уступок даже тогда, когда оно их
фактически совершало.
Еще в 70-х гг. в правительственных кругах и реакционной печати получает
распространение взгляд, что все беды, и, прежде всего революционное
движение, происходит от реформ. В условиях пореформенного развития стали
забываться впечатления от революционного натиска середины века, сбитого
отменой крепостного права и последующими реформами. На первый план
выдвинулось общественное движение, питательной средой которого было
недовольство реформами, точнее — недовольство их ограниченностью.
Реакционные правительственные деятели делали из этого вывод, что лучший
способ погасить политический канал — это ликвидировать общественный элемент
в управлении страной и развернуть широкую карательную деятельность против
революционеров. В обстановке спада революционной ситуации на рубеже 70—80-х
гг. этот курс был обречен на провал далеко не сразу.
Контрреформы
Первым мероприятием по осуществлению нового курса стало принятие
«Положения о мерах к ограждению государственного порядка и общественного
спокойствия» (1881 г.)., возвратившее и закрепившее все ранее сделанные
изъятия из общего судебного порядка.
В дополнение к нему в 1892 г. принимается закон о военном
положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой
полосе в условиях войны. Этот закон предусматривал возможности объявления
военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Власть
в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военному
командованию, и на гражданских лиц распространялась юрисдикция военно-
полевых судов. Чаще стали практиковаться изъятия из общего судебного
порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов.
Следующим шагом явилось учреждение в 1889 г. института земских
участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и
административной властей. Каждый уезд делился на участки, в которые
назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян,
имевшие в данном уезде земельные владения и высшее или среднее образование.
Земский начальник сосредоточивал в своих руках жесткий контроль за
крестьянскими общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи
были упразднены в уездах, где были назначены земские начальники. Это была
попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.
Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные
окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей,
но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей
появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из
члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких
земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства.
Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали
губернские присутствия под руководством губернатора и в основном состоявшие
из государственных чиновников. Кассационная деятельность в ходе такой
реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме
того, в 1885 г. наряду с кассационными департаментами Сената организовано
специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у
департаментов ряд дел кассационного производства.
Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные съезды,
кассационной – губернские присутствия, т.е. органы по своему существу
административные.
В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний,
объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».
Пересмотрены были Положения о земских и городских органах
самоуправления. По закону 1890 г. изменения в земском самоуправлении
сводились к следующему: на выборах в уездные земские собрания система курий
сохранилась, но по первой курии теперь избирали не все землевладельцы, а
только дворяне, то есть был применен сословный принцип, для них снижался
имущественный ценз Одновременно с этим ценз значительно увеличился во
второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от
этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к
крестьянской курии усиливался контроль администрации – земских начальников,
губернатора. Крестьяне избирали лишь выборщиков, из числа которых
губернаторы назначали депутатов земского собрания.
Резко был усилен правительственный контроль за земствами. Для этого в
губерниях были созданы специальные учреждения - губернские по земским делам
присутствия - из числа чиновников и всех уездных предводителей дворянства
под председательством губернатора.
По закону 1892 г. был изменен порядок выборов и в городские думы. К
выборам стали допускаться лишь владельцы недвижимой собственности в
столицах стоимостью не ниже 3 тысяч рублей, в губернских городах - 1,5
тысячи рублей, в других городах - 1 тысячи рублей. В выборах теперь
участвовали лишь дворяне, крупные буржуа и некоторая часть средней
буржуазии. Число избирателей резко сократилось. Так, если в Москве было 20
тысяч избирателей, то после 1892 г. их осталось лишь 7 тысяч. Усилилось
вмешательство губернаторов в городские дела.
Не менее решительно контрреформы проводились в системе образования. По
уставу 1884 г. ликвидирована была университетская автономия. Должности
ректоров, деканов, профессоров вновь стали замещаться не по выбору, а по
назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра
просвещения и попечителей учебных округов. В 1887 г. были изменены правила
приема: за добропорядочный, с точки зрения правительства, "образ мысли"
абитуриентов, должна была поручаться средняя школа. Одновременно в пять
раз повысилась оплата за обучение. В том же 1887 г. последовал известный
министерский циркуляр о "кухаркиных детях". Он закрывал доступ в гимназии
детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д. Все эти
меры были направлены на возрождение сословности в образовании.
Решительный удар был нанесен по женскому высшему образованию. Прием на
высшие женские курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX
века. Усилился контроль церкви за содержанием образования (в том числе и
высшего)..
В 1882 г. были введены новые "Временные правила о печати", фактически
восстанавливавшие предварительную цензуру для периодической печати.
Усиливались административные меры против «строптивых» изданий: их душили
штрафами и конфискациями тиражей. Для поощрения и "подкормки"
проправительственных изданий в Главном управлении по делам печати был
образован специальный фонд, прозванный "рептильным".
Школой, церковью, цензурой активно проводился в жизнь официальный лозунг:
"Православие, самодержавие, народность", выдвинутый еще в царствование
Николая I тогдашним министром просвещения графом Уваровым.
Карательная политика царизма
Основным методом в борьбе с революционным движением был неусыпный
полицейский надзор, который возбуждал волну доносов, провокаций, арестов.
Был увеличен штат Отдельного корпуса жандармов, созданы новые жандармские
учреждения — отделения по охранению порядка и общественной безопасности
(сокращенно—охранные отделения). Они не подчинялись местным жандармским
органам и могли действовать совершенно самостоятельно. В их обязанности
входило предупреждение стачек, борьба против уличных демонстраций,
собраний, наблюдение за подозрительными лицами, учебными заведениями,
обществами, клубами и т. д. Охранные отделения имели значительные штаты
«охранной наружной службы» — секретных агентов и особо секретных
сотрудников — провокаторов. На создание этого аппарата тратились большие
средства. Например, за арест известного народника М. Ф. Грачевского только
одному жандарму было выплачено 15 тыс. руб., а жандармскому офицеру,
арестовавшему народовольца С. А. Иванова, был пожалован орден и 3 тыс. руб.
Охранные отделения имели сеть провокаторов внутри рабочего и революционного
движения. Широко известны наиболее крупные провокации — «дегаевщина» и
«зубатовщина». Развитие политического сыска привело к созданию в конце 1882
г. секретной полиции. Важным орудием царизма была специально созданная
заграничная агентура, которая следила за революционерами-эмигрантами,
возбуждала против них общественное мнение европейских стран.
В обстановке реакции серьезной помехой в карательной деятельности
были судебные уставы 1864 г. С вводом положения от 14 августа 1881 г. в
судопроизводстве по политическим делам была ограничена гласность. Однако
правительство пошло еще дальше и с целью нейтрализации оппозиционного
звучания политических дел указом от 12 февраля 1887 г. предоставило
министру юстиции полное право закрывать двери заседаний любого суда. С
прекращением публикации отчетов о политических процессах было покончено с
печатной гласностью. Из юрисдикции суда присяжных были изъяты все дела о
насильственных действиях против должностных лиц. Фактически разрушив
принцип несменяемости судей, царизм создал для себя более благоприятные
возможности для оказания административного давления на суды. Все эти меры
не были чем-то новым в деятельности правительства, ибо они лишь узаконили
практику, которая вопреки закону применялась на политических процессах и
раньше.
Жертвами реакции стали печать и школа. 27 августа 1882 г. были
утверждены новые «Временные правила» о печати, которые усиливали
репрессивные меры против печати. Администрация получила законные санкции
закрывать любой периодический орган, лишать издателей и редакторов прав
продолжать свою деятельность, если она будет признана «вредной». На
редакции возлагались обязанности своеобразных осведомителей — по требованию
полицейских органов они должны были сообщать имена авторов статей,
помещенных под псевдонимами. Опираясь на новое законодательство, в 1884 г.
власти обвинили редакцию демократического журнала «Отечественные записки» в
поддержке связей с революционерами и запретили его издание. Были закрыты
многие другие прогрессивные издания.
Идеологи реакции К. П. Победоносцев и М. Н. Катков одним из средств
борьбы с революцией считали «натуральную земляную силу инерции», под
которой подразумевалось развитие невежества и предрассудков. Типичной для
идеологов реакции была враждебность к интеллигенции и студенчеству.
Неоднократно подчеркивалось, что революционное движение держится только
поддержкой «учащегося пролетариата», поэтому своей важнейшей задачей
правительство считало насаждение в университетах «верноподданнических
настроений». 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, в
котором были проведены реакционные принципы управления учебными
заведениями. Была фактически уничтожена автономия университетов. Ученые
советы и факультеты были сильно скованы в своих действиях. Замещение
вакантных должностей преподавателей, избранных советами, происходило после
утверждения министром просвещения. Был уничтожен университетский суд.
Сильно возросла роль попечителя округа, который получал право созывать
совет и присутствовать на его заседаниях, назначать деканов, наблюдать за
преподаванием, т. е. фактически руководить всей жизнью университета. По
указу 1887 г. Получение стипендии и пособий, назначенных правительством,
зависело от весьма субъективных отзывов о студентах инспекторов. Наряду с
этим в 1886 г. были ограничены льготы по призыву в армию для лиц, имеющих
образование, и увеличен минимальный срок военной службы до одного года.
Правительство не смогло в целом вернуть университеты к дореформенной эпохе.
Урон был нанесен в другом: университетам были ограничены ассигнования.
Темпы развития университетского образования и научных исследований
снизились, что имело отрицательные последствия для научного прогресса в
масштабах всей страны.
Насаждая реакционные порядки, царизм прикрывал свои действия лозунгами
народности. Велась фальшивая игра в «народного царя». Своим внешним видом
сам Александр III подлаживался под облик простолюдина. За всем этим
скрывалась подлинная сущность самодержавия, стремившегося пресечь в народе
любые вольнолюбивые мысли. Публичному забвению предавались даже реформы
предшествующего царствования. По указанию Александра III было запрещено
празднование 25-летия отмены крепостного права, а в печати не допускалось
даже упоминание об этом событии. Прикрываясь словами о защите русского
народа, царизм придерживался откровенно националистического курса,
культивировал шовинистические настроения в мелкобуржуазной среде. Ряд
национальных меньшинств подвергались насильственной христианизации. В
условиях глубоких социальных и политических противоречий насаждение
национальной розни и преследование демократической культуры приобретали
характер карательных действий против революционного движения.
Заключение
Итак, вторая половина XIX века – время реформ и государственных
преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной
в Россию буржуазную.
Изменилась вся общественная структура, в том числе и государство, и
право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-
экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и
реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг
наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому
вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху"',
однако, по ряду причин незавершенной.
Историческое значение опыта реформ состоит также в том, что они
позволили вывести страну из глубокого экономического и политического
кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-
либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов. Короче, без "революции
снизу", с ее неизбежными громадными кровавыми жертвами и разрушениями
Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не
увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не
состоялось. Соответственно не завершена была и «революция сверху». Этот
провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не
только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в
зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной,
социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном
счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года.
Список использованной литературы:
1) “История гос-ва и права России” П.Ю. Титов
2) “Хрестоматия по истории гос-ва и права России” П.Ю. Титов
3) “История России” А.С. Орлов
4) “История гос-ва и права России IX – начала XX веков” В.А Рогов
5) “Курс истории России IX века” А.А. Корнилов
6) “Лекционный материал” Л.С. Яковлев
7) Периодическое издание “Отечественное гос-во и право”[pic]
-----------------------
Институт Международного Права и Экономики им. А.С. Грибоедова
Курсовая работа
студента 1 курса
юридического факультета
Серова Артема
Реформы и контрреформы 60-90 годов 19 века в России
Страницы: 1, 2, 3, 4
|