рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реформы и контрреформы 60-90 годов 19 века в России

налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые

средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной,

гужевой и т. д.), распространявшихся также на крестьян.

Основные статьи расходов по государственному бюджету составляли

затраты на содержание вооруженных сил (свыше 35% бюджета), государственного

аппарата, в том числе полиции, царского двора, уплату процентов по

государственным долгам. Характерно, что расходы по Министерству просвещения

в 1866 г. составляли всего лишь 1,6% госбюджета,

Реформа системы просвещения и цензуры

В общем ряду реформ 60-80-х годов существенное место занимали школьные

и университетские реформы, а также реформа цензуры. Развитие капитализма

требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции,

наиболее зажиточной части крестьян и квалифицированных рабочих.

Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицированной рабочей

силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все это

и обусловило реформы системы просвещения. В 1863 г. был утвержден новый

университетский устав, который ввел автономию университетов. Ректоры стали

избираться Советами университетов, а деканы - Советами факультетов. Советы

избирали на должности (по конкурсу) профессоров и преподавателей. Однако

министру народного просвещения принадлежало право утверждения в должности

избранных Советами лиц, а попечитель учебного округа осуществлял контроль

за деятельностью университетов и имел право отменять решения их Советов. В

1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в

Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани.

Начали работать врачебные женские курсы.

В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших

неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный

принцип обучения, открыты были и женские гимназии. В том же 1864 г.

утверждено "Положение о начальных народных училищах". Народные училища

открывались как Министерством прощения, так и земствами и частными лицами.

Однако под контролем государственных чиновников, для чего в каждой губернии

утверждались должности директора и инспекторов народных училищ. Программы

обучения утверждались министерством и контролировались уездными и

губернскими училищными советами. Либерализация идеологического контроля в

системе образования была дополнена некоторой либерализацией цензуры. Новые

сменные правила о цензуре, принятые 6 апреля 1865 г., отняли

предварительную цензуру на книги объемом более 10 печатных листов, хотя для

массовой литературы (книг, брошюр менее 10 листов) предварительная цензура

сохранялась. Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра

внутренних дел освобождалась от предварительной цензуры, но за

опубликование чего-либо преступного с точки зрения правительства авторы и

издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при

обнаружении “вредного направления” подлежали административной

ответственности (предостережению, штрафу).

Половинчатый характер цензурной реформы усугублялся тем, что цензура с

1863 г. была передана из Министерства народного просвещения в Министерство

внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам

печати.

Усиление политической реакции.

Период 80-х — начала 90-х гг. характеризуется наступлением царизма на

прогрессивные ростки, которые появились в результате реформ предшествующих

десятилетий. Этот период отмечен серией реакционных преобразований,

направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства,

которые в советской историографии принято называть контрреформами. Понятие

контрреформ имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы,

направленные на возврат к дореформенным политическим порядкам. Под

контрреформами подразумевается весь политический курс правительства

Александра III, которое повседневными административными действиями

демонстрировало пренебрежение к вопросам самоуправления, соблюдению

существовавшего законодательства, общественному мнению. В эти годы царизм

действует не только наперекор потребностям времени, но и во многом вопреки

даже интересам дворянства, которые изменились в условиях пореформенного

развития. В 80-х гг. особенно заметно выступают самодовлеющие черты

самодержавия, проявляется влияние бюрократических кругов. Если в предыдущий

период наблюдалась внешняя готовность к реформам, даже когда их и не

собирались осуществлять, то в период контрреформ правительство упрямо

повторяло о своей твердости, отказе от уступок даже тогда, когда оно их

фактически совершало.

Еще в 70-х гг. в правительственных кругах и реакционной печати получает

распространение взгляд, что все беды, и, прежде всего революционное

движение, происходит от реформ. В условиях пореформенного развития стали

забываться впечатления от революционного натиска середины века, сбитого

отменой крепостного права и последующими реформами. На первый план

выдвинулось общественное движение, питательной средой которого было

недовольство реформами, точнее — недовольство их ограниченностью.

Реакционные правительственные деятели делали из этого вывод, что лучший

способ погасить политический канал — это ликвидировать общественный элемент

в управлении страной и развернуть широкую карательную деятельность против

революционеров. В обстановке спада революционной ситуации на рубеже 70—80-х

гг. этот курс был обречен на провал далеко не сразу.

Контрреформы

Первым мероприятием по осуществлению нового курса стало принятие

«Положения о мерах к ограждению государственного порядка и общественного

спокойствия» (1881 г.)., возвратившее и закрепившее все ранее сделанные

изъятия из общего судебного порядка.

В дополнение к нему в 1892 г. принимается закон о военном

положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой

полосе в условиях войны. Этот закон предусматривал возможности объявления

военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Власть

в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военному

командованию, и на гражданских лиц распространялась юрисдикция военно-

полевых судов. Чаще стали практиковаться изъятия из общего судебного

порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов.

Следующим шагом явилось учреждение в 1889 г. института земских

участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и

административной властей. Каждый уезд делился на участки, в которые

назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян,

имевшие в данном уезде земельные владения и высшее или среднее образование.

Земский начальник сосредоточивал в своих руках жесткий контроль за

крестьянскими общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи

были упразднены в уездах, где были назначены земские начальники. Это была

попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.

Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные

окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей,

но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей

появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.

Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из

члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких

земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали

губернские присутствия под руководством губернатора и в основном состоявшие

из государственных чиновников. Кассационная деятельность в ходе такой

реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме

того, в 1885 г. наряду с кассационными департаментами Сената организовано

специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у

департаментов ряд дел кассационного производства.

Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные съезды,

кассационной – губернские присутствия, т.е. органы по своему существу

административные.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний,

объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

Пересмотрены были Положения о земских и городских органах

самоуправления. По закону 1890 г. изменения в земском самоуправлении

сводились к следующему: на выборах в уездные земские собрания система курий

сохранилась, но по первой курии теперь избирали не все землевладельцы, а

только дворяне, то есть был применен сословный принцип, для них снижался

имущественный ценз Одновременно с этим ценз значительно увеличился во

второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от

этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к

крестьянской курии усиливался контроль администрации – земских начальников,

губернатора. Крестьяне избирали лишь выборщиков, из числа которых

губернаторы назначали депутатов земского собрания.

Резко был усилен правительственный контроль за земствами. Для этого в

губерниях были созданы специальные учреждения - губернские по земским делам

присутствия - из числа чиновников и всех уездных предводителей дворянства

под председательством губернатора.

По закону 1892 г. был изменен порядок выборов и в городские думы. К

выборам стали допускаться лишь владельцы недвижимой собственности в

столицах стоимостью не ниже 3 тысяч рублей, в губернских городах - 1,5

тысячи рублей, в других городах - 1 тысячи рублей. В выборах теперь

участвовали лишь дворяне, крупные буржуа и некоторая часть средней

буржуазии. Число избирателей резко сократилось. Так, если в Москве было 20

тысяч избирателей, то после 1892 г. их осталось лишь 7 тысяч. Усилилось

вмешательство губернаторов в городские дела.

Не менее решительно контрреформы проводились в системе образования. По

уставу 1884 г. ликвидирована была университетская автономия. Должности

ректоров, деканов, профессоров вновь стали замещаться не по выбору, а по

назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра

просвещения и попечителей учебных округов. В 1887 г. были изменены правила

приема: за добропорядочный, с точки зрения правительства, "образ мысли"

абитуриентов, должна была поручаться средняя школа. Одновременно в пять

раз повысилась оплата за обучение. В том же 1887 г. последовал известный

министерский циркуляр о "кухаркиных детях". Он закрывал доступ в гимназии

детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д. Все эти

меры были направлены на возрождение сословности в образовании.

Решительный удар был нанесен по женскому высшему образованию. Прием на

высшие женские курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX

века. Усилился контроль церкви за содержанием образования (в том числе и

высшего)..

В 1882 г. были введены новые "Временные правила о печати", фактически

восстанавливавшие предварительную цензуру для периодической печати.

Усиливались административные меры против «строптивых» изданий: их душили

штрафами и конфискациями тиражей. Для поощрения и "подкормки"

проправительственных изданий в Главном управлении по делам печати был

образован специальный фонд, прозванный "рептильным".

Школой, церковью, цензурой активно проводился в жизнь официальный лозунг:

"Православие, самодержавие, народность", выдвинутый еще в царствование

Николая I тогдашним министром просвещения графом Уваровым.

Карательная политика царизма

Основным методом в борьбе с революционным движением был неусыпный

полицейский надзор, который возбуждал волну доносов, провокаций, арестов.

Был увеличен штат Отдельного корпуса жандармов, созданы новые жандармские

учреждения — отделения по охранению порядка и общественной безопасности

(сокращенно—охранные отделения). Они не подчинялись местным жандармским

органам и могли действовать совершенно самостоятельно. В их обязанности

входило предупреждение стачек, борьба против уличных демонстраций,

собраний, наблюдение за подозрительными лицами, учебными заведениями,

обществами, клубами и т. д. Охранные отделения имели значительные штаты

«охранной наружной службы» — секретных агентов и особо секретных

сотрудников — провокаторов. На создание этого аппарата тратились большие

средства. Например, за арест известного народника М. Ф. Грачевского только

одному жандарму было выплачено 15 тыс. руб., а жандармскому офицеру,

арестовавшему народовольца С. А. Иванова, был пожалован орден и 3 тыс. руб.

Охранные отделения имели сеть провокаторов внутри рабочего и революционного

движения. Широко известны наиболее крупные провокации — «дегаевщина» и

«зубатовщина». Развитие политического сыска привело к созданию в конце 1882

г. секретной полиции. Важным орудием царизма была специально созданная

заграничная агентура, которая следила за революционерами-эмигрантами,

возбуждала против них общественное мнение европейских стран.

В обстановке реакции серьезной помехой в карательной деятельности

были судебные уставы 1864 г. С вводом положения от 14 августа 1881 г. в

судопроизводстве по политическим делам была ограничена гласность. Однако

правительство пошло еще дальше и с целью нейтрализации оппозиционного

звучания политических дел указом от 12 февраля 1887 г. предоставило

министру юстиции полное право закрывать двери заседаний любого суда. С

прекращением публикации отчетов о политических процессах было покончено с

печатной гласностью. Из юрисдикции суда присяжных были изъяты все дела о

насильственных действиях против должностных лиц. Фактически разрушив

принцип несменяемости судей, царизм создал для себя более благоприятные

возможности для оказания административного давления на суды. Все эти меры

не были чем-то новым в деятельности правительства, ибо они лишь узаконили

практику, которая вопреки закону применялась на политических процессах и

раньше.

Жертвами реакции стали печать и школа. 27 августа 1882 г. были

утверждены новые «Временные правила» о печати, которые усиливали

репрессивные меры против печати. Администрация получила законные санкции

закрывать любой периодический орган, лишать издателей и редакторов прав

продолжать свою деятельность, если она будет признана «вредной». На

редакции возлагались обязанности своеобразных осведомителей — по требованию

полицейских органов они должны были сообщать имена авторов статей,

помещенных под псевдонимами. Опираясь на новое законодательство, в 1884 г.

власти обвинили редакцию демократического журнала «Отечественные записки» в

поддержке связей с революционерами и запретили его издание. Были закрыты

многие другие прогрессивные издания.

Идеологи реакции К. П. Победоносцев и М. Н. Катков одним из средств

борьбы с революцией считали «натуральную земляную силу инерции», под

которой подразумевалось развитие невежества и предрассудков. Типичной для

идеологов реакции была враждебность к интеллигенции и студенчеству.

Неоднократно подчеркивалось, что революционное движение держится только

поддержкой «учащегося пролетариата», поэтому своей важнейшей задачей

правительство считало насаждение в университетах «верноподданнических

настроений». 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, в

котором были проведены реакционные принципы управления учебными

заведениями. Была фактически уничтожена автономия университетов. Ученые

советы и факультеты были сильно скованы в своих действиях. Замещение

вакантных должностей преподавателей, избранных советами, происходило после

утверждения министром просвещения. Был уничтожен университетский суд.

Сильно возросла роль попечителя округа, который получал право созывать

совет и присутствовать на его заседаниях, назначать деканов, наблюдать за

преподаванием, т. е. фактически руководить всей жизнью университета. По

указу 1887 г. Получение стипендии и пособий, назначенных правительством,

зависело от весьма субъективных отзывов о студентах инспекторов. Наряду с

этим в 1886 г. были ограничены льготы по призыву в армию для лиц, имеющих

образование, и увеличен минимальный срок военной службы до одного года.

Правительство не смогло в целом вернуть университеты к дореформенной эпохе.

Урон был нанесен в другом: университетам были ограничены ассигнования.

Темпы развития университетского образования и научных исследований

снизились, что имело отрицательные последствия для научного прогресса в

масштабах всей страны.

Насаждая реакционные порядки, царизм прикрывал свои действия лозунгами

народности. Велась фальшивая игра в «народного царя». Своим внешним видом

сам Александр III подлаживался под облик простолюдина. За всем этим

скрывалась подлинная сущность самодержавия, стремившегося пресечь в народе

любые вольнолюбивые мысли. Публичному забвению предавались даже реформы

предшествующего царствования. По указанию Александра III было запрещено

празднование 25-летия отмены крепостного права, а в печати не допускалось

даже упоминание об этом событии. Прикрываясь словами о защите русского

народа, царизм придерживался откровенно националистического курса,

культивировал шовинистические настроения в мелкобуржуазной среде. Ряд

национальных меньшинств подвергались насильственной христианизации. В

условиях глубоких социальных и политических противоречий насаждение

национальной розни и преследование демократической культуры приобретали

характер карательных действий против революционного движения.

Заключение

Итак, вторая половина XIX века – время реформ и государственных

преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной

в Россию буржуазную.

Изменилась вся общественная структура, в том числе и государство, и

право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-

экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и

реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг

наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому

вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху"',

однако, по ряду причин незавершенной.

Историческое значение опыта реформ состоит также в том, что они

позволили вывести страну из глубокого экономического и политического

кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-

либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов. Короче, без "революции

снизу", с ее неизбежными громадными кровавыми жертвами и разрушениями

Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не

увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не

состоялось. Соответственно не завершена была и «революция сверху». Этот

провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не

только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в

зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной,

социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном

счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года.

Список использованной литературы:

1) “История гос-ва и права России” П.Ю. Титов

2) “Хрестоматия по истории гос-ва и права России” П.Ю. Титов

3) “История России” А.С. Орлов

4) “История гос-ва и права России IX – начала XX веков” В.А Рогов

5) “Курс истории России IX века” А.А. Корнилов

6) “Лекционный материал” Л.С. Яковлев

7) Периодическое издание “Отечественное гос-во и право”[pic]

-----------------------

Институт Международного Права и Экономики им. А.С. Грибоедова

Курсовая работа

студента 1 курса

юридического факультета

Серова Артема

Реформы и контрреформы 60-90 годов 19 века в России

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.