рефераты бесплатно

МЕНЮ


Регулирование отношений землепользования как функция государственной и муниципальной службы

деятельности государственных органов по рассмотрению жалоб.

Государственный орган, разрешающий земельный спор, обязан

принять заявление, если спор относится к его компетенции, зарегистрировав

его в установленном порядке. Если же рассмотрение данного спора не

относится к компетенции данного органа, последний имеет право и обязан

указать на это обстоятельство лицу, подавшему заявление, или направить

последнее по подведомственности. Практика показывает, что соответствующие

государственные органы не всегда придерживаются этого правила, рассматривая

подчас споры, не входящие его компетенцию, по существу или пересылая

заявление в ненадлежащий орган.

Кроме того, следует иметь в виду общий принцип рассмотрение

жалоб государственными органами, заключающийся в том, что нельзя пересылать

на рассмотрение заявление в тот орган или тому должностному лицу, на

которое поступила жалоба.

Большое внимание в ЗК уделено вопросам подготовки материалов по

разрешению земельных споров. Обычно такая процедура возлагается на

землеустроительные органы, ибо их сотрудники – инженеры – землеустроители

обладают наиболее точными сведениями о положении дел в землепользовании и

необходимой квалификацией для подготовки требуемых документов.

Землеустроительные органы, получая указания о подготовке

материалов к рассмотрению земельного спора, как правило, не ограничиваются

только сбором письменных документов, а высылают на места своих работников

для установления факта нарушения права землепользования, о чем в ряде

случаев составляют соответствующие документы – акты, которые подписываются

спорящими сторонами и землеустроителем.

Кроме того, ЗК представляет право местной администрации

образовывать в необходимых случаях для подготовки материалов к рассмотрению

земельного спора комиссии из сотрудников администрации, представителей

землеустроительных органов. специалистов сельского хозяйства и иных лиц,

обладающих достаточным знанием о сути спора. Образование таких комиссий в

основном предполагается при рассмотрении наиболее сложных споров, когда

затрагиваются интересы не только конкретных землепользователей, но и

отдельных отраслей народного хозяйства, когда разрешение подобных споров

связано с перспективным использованием земель данного района, округа,

области, автономной области, края, республики. Такие комиссии следует

образовывать, на мой взгляд, при возникновении споров об изъятии

сельскохозяйственных земель, о порядке пользования землями в сельских

населенных пунктах, о землях, находящимися под лесными угодьями и пр.

Хотя в ЗК нет сроков рассмотрения поступившего заявления,

предполагается, что такое заявление должно быть рассмотрено в месячный

срок, в соответствии с общими требованиями о рассмотрении жалоб и

заявлений.

Говоря о процессуальных правах сторон применительно к этой

стадии, следует отметить, что действующие законодательство предоставляет

право сторонам ходатайствовать о прекращении разбирательства по спору в

случаях примирения сторон. Однако при примирении сторон орган,

рассматривающий земельный спор, проверяет условие примирения, а также может

разрешить спор по существу, если этого требует охраняемые законом интересы

других граждан, предприятий и организаций.

Что же касается юридических лиц, имеющих в собственности

земельные участки, то они имеют право на заключать сделки – продавать,

сдавать в аренду, и сдавать в залог земельные участки а также передавать

земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды

(капиталы) акционерных обществ, товариществ и кооперативов, в том числе с

иностранными инвестициями10.

Государственная собственность на землю подразделяется на

федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Указ Президента РФ

от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» определил ряд

конкретных объектов федеральной собственности. К ним, в частности, могут

относится: земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые

для нужд обороны, безопасности страны, охраны государственной границы, а

также для осуществления других функций отнесенных к ведению федеральных

органов государственной власти; водные объекты, расположенные на территории

двух или более субъектов Федерации, и др.11 Одновременно указ предусмотрен,

что к федеральной собственности могут относится и другие природные ресурсы.

Муниципальная собственность на природные ресурсы – это

собственность района, города, и входящих в них административно-

территориальные единиц12.

Устанавливая субъекты муниципальной собственности, законодательство,

однако, не определяет ее объектов, таким образом к объектам можно отнести и

землю. Следует отметить ещё один вид образований – общественные

организации. И пролонгируя их по правам юридических лиц можно сделать

вывод, что им тоже принадлежит право собственности на землю. Таким образом,

в нашей стране существуют несколько форм собственности – государственная

(федеральная), муниципальная и частная, равным образом охраняемых законом.

Земля, как указывалось выше, может находиться у субъектов права на

землю на следующих титулах: праве пользования (бессрочного или временного),

праве пожизненно наследуемого владения 13. При этом право распоряжения

корреспондирует и право пользования и право владения, правда в разных

объемах. Для права пожизненно наследуемого владения, права распоряжения

означает право субъекта передавать участок, либо его часть в аренду или

безвозмездное пользование, а также передавать эти права по наследству, но

вот для субъектов постоянного пользования землёй то же право распоряжения

приобретает силу лишь при наличии согласия собственника земельного участка.

Установив формы собственности и виды прав на землю, следует отметить,

что любые их нарушения ведут к возникновению спорных отношений, за

исключением случаев преступлений и проступков, отнесенных к сфере

уголовного и административного законодательства. Возникновение спорных

отношений (в случае их не урегулирования простым соглашением) выливаются в

спор, определенный как земельный.

Необходимо отграничивать земельные споры от гражданских, а так же от

административных споров. В основе разрешения земельных споров с

гражданскими лежит разграничение земельных и гражданских отношений вообще.

Одним из отличий земельного права от гражданского является метод

защиты субъективных прав. Если гражданские права защищаются в судебном или

арбитражном порядке, то защита земельных прав осуществляется, как правило,

в административном порядке. Однако методы защиты земельных и гражданских

прав могут совпадать. Отличительным признаком при отграничении земельных

споров от гражданских является не метод защиты прав, а объект спорных

отношений.

Полное или частичное право землепользования производится правомерными

действиями. Земельное законодательство занимает совершенно четкую позицию в

отношении гражданских прав землепользователей.

ГЛАВА ВТОРАЯ

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

ЧАСТЬ 2.1

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.

Пунктом 2 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие

природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,

муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в

РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного

значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной

собственностью.

О муниципальной собственности на земельные участки указывается в п. 2

ст. 6 Закона РСФСР от 24.12.90 г. «О собственности в РСФСР».

Понятия муниципальной собственности шире раскрыты в Законе РФ от

6.07.91 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации», которые

применяются в части, не противоречащей Указу Президента РФ от 26.10.93 г.

Nо 1760 “О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2

данного Указа).

Так, в соответствии с п. 3 ст. 37 Закона РФ «О местном самоуправлении

в Российской Федерации» в муниципальной собственности могут находиться

земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоёмы, леса, луга и

другие). А п. 2а ст. 38 данного Закона раскрывает полномочия местной

администрации по распоряжению и управлению объектами муниципальной

собственности. Так, местная администрация вправе передавать находящиеся в

муниципальной собственности объекты во временное или постоянное владение и

пользование, сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на

условиях, предусмотренных законодательством.

К компетенции поселковой, сельской администрации в соответствии с п.

8, 11 ст. 49 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации»

относятся:

. определение в соответствии с земельным законодательством порядка

предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение

земельными участками на подведомственной территории.

. внесение представления в соответствующую администрацию об

установлении и изменении границ территории посёлка, сельсовета, о

выделении в его распоряжение дополнительного земельного фонда.

К полномочиям поселковой, сельской администрации в соответствии

со ст. 51 вышеназванного Закона также относятся:

1. представление в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и

временное пользование, передаёт в собственность и сдаёт в аренду,

изымает земельные участки в пределах черты посёлка, сельсовета, а

также из фонда других земель (в том числе земель запаса)

переданного в ведение поселкового, сельского Совета, за

исключением случаев, предусмотренных законодательством;

2. организация ведения земельного кадастра;

3. планирование использования земель, находящихся в ведении

администрации;

4. организация разработки и осуществления генеральных планов,

проектов планировки и застройки посёлков, сельских населенных

пунктов;

5. согласовывание изъятия и предоставления земель, осуществляемых

вышестоящими органами;

6. взимание платы за землю;

7. осуществление государственного контроля за использованием и

охраной земель.

К полномочиям районной администрации в соответствии с п.15,16, 17

ст.55 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации»

относится:

. определение в соответствии с земельным законодательством порядка

–предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение

земельными участками на подведомственной территории;

. установление границ земель, переданных в ведение поселковых,

сельских администраций по согласованию с ними;

. решение в соответствии с законодательством территориального

устройства; утверждение схем и проектов районной планировки.

К компетенции районной администрации в соответствии со ст. 60

вышеназванного Закона также относится:

. предоставление в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и

временное пользование, передача в собственность и предоставление в

аренду, изъятие земельных участков из всех земель в границах

района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

. организация ведения земельного кадастра;

. планирование использования земель, находящихся в ведении района;

. организация разработки и осуществления планов земельно-

хозяйственного устройства населенных пунктов на территории района;

. взимание платы за землю;

. установление границ территорий земель, передаваемых в ведение

поселковых, сельских администраций по согласованию с ними;

. осуществление государственного контроля за использованием и

охраной земель;

. осуществление контроля на территории района по выполнению всеми

землепользователями обязательств по повышению плодородия почв,

борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель;

. организация проведения работ по землеустройству, вынесение

заключений по планам землеустроительных работ на территории

района;

. определение условий проведения изыскательных работ на территории

района.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2265

«О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено,

что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень

объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в

соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС Российской Федерации от

27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в

Российской Федерации на федеральную собственность, государственную

собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную

собственность».

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной

собственности, в государственную собственность субъектов Российской

Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов

местного самоуправления либо по решению суда.

Решение органов местного самоуправления о включении объектов

(имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в

судебном порядке.

В связи с принятием Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287 «О

приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие

с Конституцией Российской Федерации» утратили силу многие нормы Земельного

Кодекса РСФСР, раскрывающие компетенцию местных администраций, а также

регулирующие порядок предоставление земли и прекращения прав на нее. В

данной ситуации необходимо руководствоваться действующим законодательством,

которое регулирует возникающие вопросы.

Так, вопросу собственности граждан на землю посвящен п.1 ст.49 Основ

гражданского законодательства Союза ССР, предусматривающий, что земельные

участки предоставляются гражданам в пользование для производства

сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения подсобного

хозяйства и садоводства, для возведения и использования жилых домов и иных

строений на праве собственности, а также для удовлетворения других нужд,

предусмотренными законодательными актами. Законодательными актами может

быть предусмотрена передача гражданам земельных участков в собственность.

В соответствии с п.1 ст.12 Закона РСФСР от 24.12.90 г. « О

собственности в РСФСР » граждане вправе приобрести для ведения

сельскохозяйственного производства, а также жилого дома, садоводства и

огородничества земельные участки в собственность.

Право граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу

земельного участка для ведения личного подсобного и дачного хозяйства,

садоводства и индивидуального жилищного строительства закреплено в Законе

РФ от 23 декабря 1992 года.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 23.04.93 г. № 480 «О дополнительных

мерах по наделению граждан земельными участками» установлено, что органами

исполнительной власти обеспечить до 1995 г. завершение перерегистрации

ранее предоставленных в пользование граждан земельных участков. Форма

предоставления земельных участков в собственность, аренда определяется по

желанию граждан.

Кроме того, установлено, что при перерегистрации земельного участка,

ранее предоставленного бесплатно в собственность гражданина, в

собственность ему бесплатно передаётся участок или часть его в пределах

действующих на момент перерегистрации предельных норм предоставления

земельных участков, остальная часть по желанию гражданина выкупается им в

собственность по договорной цене.

За юридическими лицами право собственности на землю закреплено ст. 58

Земельного Кодекса РСФСР, а также в «Порядке продажи земельных участков при

приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и

дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных

гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности»,

утверждённом Указом Президента РФ от 14.06.92 г. №631.

Порядок предоставления земельных отношений закреплен в ст. 57, 58,

64, 66, 68, 80, 85, 86 Земельного Кодекса РСФСР.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.93 г. №1767 «О

регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»

каждому собственнику земельного участка выдаётся свидетельство на право

собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной

(поземельной) книге.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство

выдаётся соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству

по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.