рефераты бесплатно

МЕНЮ


Республиканский Рим

Республиканский Рим

План

1. Введение. 2

2.Раннереспубликанский Рим. 2

2.1. Реформа Сервия Туллия. 4

2.1. Дальнейшие реформы. 5

2.2.Законы XII таблиц. Общая характеристика. 6

2.3.Судебный процесс. 8

3.Римская республика 9

3.1.Магистратура. 9

3.2.Диктатор. 11

3.3.Сенат. 12

4.Вывод. 12

5.Список литературы: 13

1. Введение.

Эпоха республики очень важный этап в истории государства и права . В

это время формировалось римское частное право, которое до сих пор

используют современные юристы, и на котором основано современное право.

Надо иметь в ввиду и то, что латинская правовая терминология, воплощенная

в римских источниках стала международным языком юристов.

2.Раннереспубликанский Рим.

Население Рима составляли две основные группы: собственно

римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты - плебеи.

Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они

стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в

управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием,

ремеслами, торговлей, плебеи были лично свободны, несли военную службу

наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено

главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал

унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности,

военной службы.

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три

племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали

курию .

Курии образовывали общее народное собрание римской общины

(куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему

законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве

высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни,

объявляло войну.

Дела непосредственного управления, выработка законопроектов,

заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената.

Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от

"сенекс" - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную

аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому

их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные

функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли

рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины

Ромула, а всего насчитывают семь рексов.

Нума Помпилий. После гибели Ромула римляне долго не могли найти ему

достойную замену. Наконец они отдали предпочтение самому добродетельному

человеку в Италии. Это был сорокалетний Нума Помпилий, скромно живший в

городке Куры на сабинской земле: о нем шла громкая слава как о муже

выдающейся учености, доброты и справедливости.

Говорили, что воинственный Ромул сделал римский народ "железным",

а Нума- добродетельным. "Вступив на царство, - пишет древний историк, -

Нума тотчас принялся размягчать "железный" римский народ, чтобы из

жестокого и воинственного сделать его кротким и справедливым". Для этого

он научил римлян благочестию - глубокому уважению к богам. Нума ввел в

Риме новые культы (почитание новых богов), назначил жрецов, учредил

жреческие коллегии - "товарищества" жрецов. Среди введенных им богов

почетное место заняли богиня Верности и бог Границы, охраняющий священный

знак собственности.

В течение 43-летнего правления Нумы римляне не вели никаких

войн. Устраивая жертвоприношения, шествия и праздники в честь богов, царь

приучал свой народ к добродетелям и радостям мирной жизни. Покровительствуя

доброму труду и отдыху, он организовал коллегии ремесленников, установил

праздничные и рабочие дни. В связи с этим Нума ввел в Риме новый 12-

месячный календарь.

Тулл Гостилий. После Нумы правили два воинственных царя – Тулл

Гостилий и Анк Марций. Царь Тулл успешно воевал с соседями и наконец

пошел войной на Альбу-Лонгу - главный город Лация. Альба была разрушена, а

ее жителей Тулл Гостилий переселил в Рим.

Когда римское и альбанское войска сошлись для решающей битвы,

вожди договорились, что спор о первенстве двух народов решит поединок

между храбрейшими воинами. Со стороны Рима выступили трое братьев

Горациев, со стороны Альбы - трое братьев Куриациев. Во время боя, за

которым с замиранием сердца наблюдали оба войска, все Куриации были

ранены, а двое Горациев - убиты. Единственному Горацию, оставшемуся

целым и невредимым, противостояли три противника, и тогда он применил

хитрость, ставшую знаменитой: обратившись в бегство, он добился, что его

преследователи отстали на бегу друг от друга, а затем, внезапно

остановившись, расправился с каждым из раненых врагов поодиночке. Римляне

торжествовали победу. Когда ликующее войско во главе с героем

возвращалось домой, у ворот Рима стояла сестра Горациев, просватанная за

одного из Куриациев. Узнав плащ убитого жениха, она, забыв о погибших

братьях, стала громко оплакивать врага своего народа. Не сдержавшись,

Гораций в гневе убил родную сестру.

По римскому закону за убийство полагалась смертная казнь. Судьею был

царь Тулл Гостилий. Он вынес смертный приговор, но тут же разрешил

осужденному просить о помиловании народ. Гораций произнес: "Обращаюсь к

народу", - и народное собрание оправдало доблестного юношу. С тех пор в

Риме установился обычай, по которому граждане, приговоренные к смерти,

имели право требовать народного суда.

Анк Марций. После завоевания Альбы-Лонги Рим хотел занять ее

место во главе латинских городов, но латины не желали мириться с

возвышением молодого города. Поэтому царь Анк Марций неоднократно сражался

с ними и завоевал некоторые латинские города. Земли их он присоединил к

римским владениям, а покоренных латинян перевел в Рим, расселив их на

Авентине. Так при воинственных царях расширились границы и города Рима, и

Римского государства.

Тарквиний Древний. Последних трех римских царей называют, этрусками.

История их началась с того, что один богатый человек из этрусского города

Тарквиний переселился в Рим, стал советником Анна Марция, завоевал любовь

римского народа и в обход сыновей Анка был избран царем. Он получил имя

Тарквиния Древнего. Этот царь принес в Лаций высокую городскую культуру

Этрурии. При нем в Рим перебрались многие этрусские ремесленники,

закипели строительные работы, Рим начал превращаться из "большой -деревни"

в настоящий город. Строились каналы для осушения болотистых низин между

холмами, замащивалась будущая главная площадь города - Форум, в долине

между Авентином и Палатином был построен Большой цирк, а на Капитолии

заложен каменный храм в честь Юпитера.

Сервий Туллий. После Тарквиния Древнего правил его воспитанник

Сервий Туллий, сын рабыни. Рассказывают, что однажды домочадцы Тарквиния

увидели чудесный знак - огненное сияние вокруг головы спящего

мальчика, сына служанки. Угадав по этой примете великое будущее ребенка,

царь и царица воспитали маленького Сервия как сына, а потом выдали за него

свою дочь.

Когда Сервий стал царем, он преобразовал уже не город Рим, а само

Римское государство.

Сервий Туллий прославился также тем, что обнес Рим первой каменной

стеной. В памяти потомков он остался как добрый царь, покровитель плебеев.

Тарквиний Гордый. Последний, седьмой царь, сын Тарквиния Древнего,

носил имя Тарквиний Гордый - недаром. Власть он захватил путем злодеяния:

свергнув и убив престарелого Сервия. Потом он перебил многих сенаторов,

сторонников законного царя, и начал царствовать под защитой телохранителей

- не избранный народом и неутвержденный сенатом. Плебеев он изнурял

строительными работами, а видных патрициев уничтожал из ненависти к их

влиянию. Чаша терпения римского народа переполнилась, когда сын царя

надругался над знатной патрицианкой Лукрецией, отвергшей его любовь.

Благородная женщина покончила с собой, а возмущенные римляне восстали и

выгнали всю семью Тарквиниев из города. По расчетам римских историков это

событие произошло в 510 г. до н.э.

2.1. Реформа Сервия Туллия.

Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в

прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и

Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу

захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о

политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к

коренным реформам.

Важным этапом на пути римской государственности была реформа,

которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия

(578-534 гг. до н. э.). При нем плебеи были введены в состав римской

общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.

Произведено это было так. Все римские граждане, то есть как

патриции, так и плебеи, были "оценены" по их наличному имуществу (земля,

скот, инвентарь и др.) и разделены на 193 сотни-центурии.

При этом те, чье имущество достигало 100 т. ассов (на один асс

можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий-сотен. Самые же

богатые, чье имущество превышало 100 т. ассов, составили 18 центурий

конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, постольку соединенное

мнение богатых и самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, каким

было общее число центурий, то есть большинство.

Среди меньшей части центурий второй класс с цензом в 75 т. ассов

составил 22 центурии, третий класс с цензом в 50 т. ассов-20 центурий и т.

д. Пролетарии, то есть вовсе лишенные учитываемого имущества, составили

всего одну центурию.

При согласном голосовании первых двух разрядов остальных не

спрашивали.

Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и

знатных, независимо от того были ли они патрициями или плебеями.

Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное

новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на

4 территориальных округа-трибы, что служит - в более общем плане

-несомненным свидетельством победы принципа территориального деления

населения над родо-племенным.

Реформа Сервия Туллия, разрушила общество основанное на кровном

родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как

писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

Затем после изгнания последнего царя в Риме установился строй под

названием республика, что означает, "общее дело"; верховным хозяином

государства считался теперь весь римский народ, т. е. народное

собрание. Постоянное руководство общественными делами перешло к сенату, а

вместо царя были избраны два верховных правителя, названные консулами, т.

е. "советчиками" или "товарищами". Консулы получали царский империй, но

всего на один год. Командовали они или вместе, или по очереди и были во

всем равны: один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право

отменить приказ товарища, если считал его вредным для государства.

2.1. Дальнейшие реформы.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко

еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось наделения

землей, которое становилось все больше по мере завоевания Италии.

Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабства,

неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ

завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.

Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политических

правах. Дело доходило до острых столкновений но в конце концов, в течение

двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих

требований. В том числе:

1.Учреждения особой плебейской магистратуры - народного трибуната,

призванного защищать плебеев от произвола патрициев;

2.Доступа к общественной земле наравне с патрициями;

3.Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов,

известных под названием Законов XXI таблиц);

4.Разрешения браков между патрициями и плебеями

5.Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные

должности, включая военные.

В 287 г. до н.э. было постановлено, что решения плебейских сходок

(собраний) имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, то есть

обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных

учреждений Рима. Эти решения, к тому же, не подлежали ни утверждению

сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности вообще исчезло

не сразу и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при

замещении, хотя и по выборам всех главных должностей в государстве, но

юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев

не стало. Таким образом завершился процесс формирования рабовладельческой

государственности: пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое.

2.2.Законы XII таблиц. Общая характеристика.

Они были выработаны в середине V века до н. э. (451- 450 гг.)Свое

название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-

таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима,

его политическом центре-Форуме.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм:

малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

Упущение это принималось за "перст божий".

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных

отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным

преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-

III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником

права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения,

порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды

и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного

производства, товарообмена, банковских операций и др.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, укажем на главное без чего не

может быть должного представления о римском обществе и государстве

соответствующего периода.

Достоверно, что все первые века римской республики земля -

главное достояние граждан - находилась в общей собственности и

соответственно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной

земли было поначалу мало и главное богатство должно было состоять в

скоте, находившем себе пишу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая

агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли

(порой до половины) и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования,

предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном

искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской

городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в

интересах ее справедливого распределения. И то же может быть сказано о

количестве частнохозяйственного скота, выпасаемого на общественных

пастбищах.

К числу таких законов должен быть отнесен наиболее ранний закон

Лициния-Секстия 367 года до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать

для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га)

и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота

и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было под подразделение

вещей на два типа - рес манципи и рес нек манципи. К первому типу

относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще),

рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все

прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, мены, дарения и

др. требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации.

Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное

представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную

вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь

принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного

Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право

собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно,

как видим, для возникновения права собственности.

Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в

торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и

медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления

чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже

фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили

запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет

связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой

традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.