рефераты бесплатно

МЕНЮ


Роль силы в ненасильственной борьбе

нуждаются в подобно содействии.

Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия , не

только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и т.п.

, но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) , которые

образуют систему в целом . Это могут быть министерства , организации

, отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты

могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания

содействия , достаточного

для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность

реализовывать свой политический курс .

Границы принуждения

Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и

неповиновения правители не идут на значительные уступки , то они

должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь обеспечить себе

необходимое содействие и сотрудничество , правители могут применять

санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции возможны

благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает

существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет

её политический курс .

Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою

очередь , должна быть объединена чем-то иным , нежели только

санкциями и , следовательно , также является уязвимой для внешних

воздействий . К тому же сама способность правителей применять

санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит

от помощи самих подданных , которая может быть ограничена или

прекращена . Но правителям нужна не пассивная поддержка , а

- 7 -

явное проявление исполнительности людей и большое число помощников .

Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут

недостаточными , если власть правителей не будет ограничена .

Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей

- особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций

зависит от

реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они

применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой поступают

на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в

случае применения санкций , всегда существует возможность выбора ,

проявления своей

воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда

люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и не

сделать этого .

В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это

представляет серьёзную угрозу силе правителей .

Объединённое сопротивление

Наличие каждого из источников силы , кроме того связано или

непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности ,

повиновения и содействия , которых правители должны добиться от

своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при

определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или

изолировать эти источники силы путём

уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и

повиновения .

Если силу правителей можно регулировать путём отказа от

помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно

быть широко распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти

действия и перед лицом репрессий , направленных на то , чтобы

вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и

несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт

или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы

переносить любые санкции во имя перемен . Такая акция станет

политически значимой . Свобода действия правителей обратно

пропорциональна количеству неповинующихся подданных , несотрудничающих

институтов , а также степени зависимости правителей от этих факторов

. Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена

путём изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение

от сотрудничества .

Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения

сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда

конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в

зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что

власть утверждается только насилием и что победа неизбежно

достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию ,

является ошибочным . На самом деле главным является решимость не

повиноваться и способность к сопротивлению .

Такое понимание сущности политической власти может быть

реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического

правительства должно быть активно выражено в отказе от

сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или

массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому

большинству не хватает независимой организации , тогда подданные

обычно не способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на

один . Эффективное действие , основанное на таком понимании силы ,

нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении.

- 8 -

Структурные основы общества

Структурная основа общества существенным образом предопределяет

возможность граждан контролировать своих правителей . Эта структура

выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в

которых и сконцентрирована политическая сила .

Формы и сущность этих органов политической силы меняются от

общества к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны

включать такие социальные группы и институты , как семья , социальные

классы , религиозные и национальные группы , профессиональные и

экономические группы , небольшие поселения и деревни , города ,

провинции и регионы , органы местной администрации , организации

добровольцев и политические партии . Но чаще всего

эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально

признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут

быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже

восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в

противостоянии правителям.

Cтатус этих образований в качестве органов силы будет

определяться их способностью действовать независимо и контролировать

действенную силу других , т.е. правителей или других органов власти

и силы . И поэтому чрезвычайно важно их количество , степень их

централизации или децентрализации , принятые в них процедуры

выработки решений , степень их внутренней прочности и

жизнеобеспеченности .

Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно

определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя

. Когда сила как бы разлита в обществе между различными

общественными институтами , власть правителей с большей вероятностью

будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные

структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию .

Подобная ситуация ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же ,

с другой стороны , органы силы существенно ослаблены , подорваны , или

путём различных ограничений нарушено их независимое существование и

автономия действий , тогда сила правителей с большой вероятностью

станет неконтролируемой . Это ослабит или даже разрушит способность к

общему противостоянию . Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”.

Потенциальная способность общества контролировать правителей во

многом зависит от условий , в которых действуют органы силы . У

общества , в котором существуют группы и институты , обладающие

значительной социальной силой и способные к независимому действию ,

больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым

противостоять тирании , чем у общества , в котором все подданные

одинаково бессильны , так как в нём не существует структур , с

помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих

целей .

Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило ,

только тогда , когда одновременно большое количество подданных ( или

социальные группы или институты ) уклоняются от содействия ,

сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих структур

отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное

значение .

- 9 -

Таким образом возможность контроля за действиями правителей со

стороны негосударственных институтов общества будет определяться

следующими факторами : 1) желанием народа контролировать эти силы ; 2)

количеством независимых организаций и институтов ; 3) степенью их

независимости ; 4) характером источников силы , контролируемых этими

институтами ; 5) степенью

влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью

людей выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества .

Если все эти

факторы наличествует в достаточной степени , то общество может

выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить , а может

и совсем перекрыть их доступ к силе .

Cледовательно , изменение силы правителей непосредственно или

косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять

правителей , подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять их

намерения .

Ослабление силы правителей

Когда люди отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи ,

проявляют стойкость в своём неповиновении и открытом неподчинении ,

они лишают своего оппонента элементарной поддержки и сотрудничества

, в которых нуждается любое правительство и иерархическая система .

Граждане могут неподчиняться законам , которые они отвергают . Рабочие

могут прекратить работу , чем парализуют экономику . Служащие могут

отказаться исполнять инструкции . Солдаты и полиция могут действовать

пассивно при проведении репрессий ; они могут даже взбунтоваться .

Если люди и институты делают это достаточно долго и интенсивно ,

правительство или иерархическая система теряют силу . Люди , которые

были “ правителями “ , становятся обычными людьми . Всё меняется из-за

того , что человеческое содействие , создающие и поддерживающее

политическую силу режима , исчезло . И поэтому сила режима

уничтожается .

Однако ,чтобы обладать эффективной силой против властвующих

правителей , недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости .

Всеобщее противостояние должно быть переведено в стратегию действия

. Людям необходимо знание техники , основанной на этом понимании

существа силы , включая специфические методы этой техники , динамику

развития , необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и

тактики . Реализация этой техники должна быть умелой . К этому

относится и умение настаивать на своём , несмотря на репрессии . Нам

необходимо более полное знание техники ненасильственных действий -

той техники , которая основана на нашем понимании природы силы .

Система ненасильственных средств борьбы

Ненасильственное действие представляет собой совокупность средств

борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение “ битв”,

нуждается в мудрой стратегии и тактике , в мужестве своих ” солдат

”, дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди ,

стремящиеся к этому ненасильственным путём , должны умело применять

избранную ими тактику действия , осуществлять необходимые условия

настолько эффективно , как только они могут . Хотя бытует мнение ,

что достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо больше

времени , чем насилием , это не всегда верно . Временами

ненасильственные действия приводят к успеху в течении довольно

быстрого срока .

- 10 -

Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как

реализацию теории силы , о которой говорилось выше . Чётко

различаются три определённых класса ненасильственного оружия в

ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и убеждение ,

несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия

ненасильственной борьбы могут изменить

существующие социальные , экономические или политические отношения и

одновременно основательно изменить баланс сил .

Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом

символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке

убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а посредством

кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной

интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование

, расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и митинги

протеста .

Самая незначительная группа ненасильственных методов включает

несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество заключается в

намеренном

неодобрении , уклонении или открытом неповиновении в определённых

существующих отношениях - экономических , социальных или политических .

Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными или

незаконными .

Методы несотрудничества разделяются на три категории : 1) методы

социального несотрудничества ( включая социальные бойкоты ); 2) методы

экономического несотрудничества ( подразделяющиеся на экономические

бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического несотрудничества (

также известные как политические бойкоты ) . Умение групп

ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества -

социальным , экономическим или политическим является чрезвычайно

важным в динамике ненасильственной борьбы .

Методы ненасильственной интервенции , применяемые в определённых

ситуациях , коренным образом изменяют её . К ним относятся посты ,

сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения ,

утверждение новых социальных установок , альтернативные экономические

структуры , розыск тюремных заключённых , продолжение работы без

сотрудничества , создание параллельного правительства .

Овладение силой

Ненасильственные действия прибегают к силе как для

противодействия оппоненту , так и для достижения своих целей .

Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на источники

силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как более прямое

действие , чем политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы

носят в основном экономический характер , то и сопротивление должно

носить экономический характер . Если эти вопросы являются в основном

политическими и оппоненты требуют политического сотрудничества от

населения , то сопротивление может быть политическим . Вместо

нанесения непосредственного удара по военным формированиям оппонентов

, которые являются видимым выражением их силы , ненасильственные

санкции наносят удар непосредственно по источнику этой силы :

сотрудничеству и повиновению . Например , массовые забастовки могут

парализовать экономику , а то и дело вспыхивающие мятежи разложить

армию .

Технику ненасильственных действий можно также рассматривать как

более опосредованное , не прямое воздействие на силу оппонента , чем

это

- 11 -

осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций

оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою

возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается . Например ,

провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями ,

ненасильственно сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что

репрессии оппонента не в состоянии запугать население .

Продолжительное сопротивление наряду с

поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у постоянных

сторонников правителей отчуждение от них и , таким образом , ослабить

их .

Число сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может

очень значительно увеличиться . Всё это происходит вследствие того ,

что насилию оппонента противостоят опосредованно .

На весь ход конфликта будет влиять стратегия и тактика ,

применяемая группами ненасильственного действия . Они нуждаются во

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.