Социалистический тип государства
Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законодательных предположений,
по иностранным делам и мандатной комиссиями формируются новые (по
направлениям деятельности Верховного Совета и по направлениям
государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства).
При каждой из палат Верховного Совета СССР было создано по 16 постоянных
комиссий: мандатная, законодательных предположений, по иностранным делам,
планово-бюджетная, по промышленности, по транспорту и связи, по
строительству и промышленности строительных материалов, по сельскому
хозяйству, по науке и технике, по товарам народного потребления и торговле,
по жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию, по
здравоохранению и социальному обеспечению, по народному образованию и
культуре, по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства .и детства,
по делам молодежи, по охране природы и рациональному использованию
ресурсов. Рекомендации постоянных комиссий подлежали обязательному
рассмотрению государственными органами и учреждениями. В апреле 1979 г.
было принято новое Положение о постоянных комиссиях.
В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР выполнявшего
роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная (за
правительствами) деятельность верховных советов (СССР и республик) и
законотворческая деятельность верховных советов союзных республик.
В 1962-1963 гг. местные советы были разделены (как и пар-. тайные
органы) по производственному признаку на промышленные и сельские (советы
районов, краевые, областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены
промышленные и сельские партийные организации и вслед за этим воссозданы
единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединенные
советы. В течение 1968-1971 гг. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд
указов, расширивших права городских, районных, сельских и поселковых
советов. Все принимаемые акты исходили из представления о советах как
органах, обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.
В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных
правах и обязанностях районных Советов народных депутатов», а также
аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах),
поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. — закон о полномочиях
краевых, областных, окружных и областных (автономных) советов.
Изменения в государственном аппарате
В 1957 г. была реорганизована система управления промышленностью и
строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип
управления позволял кооперировать производство в пре делах экономических
районов. Параллельно складывалась сеть отраслевых государственных
комитетов, призванных осуществлять единую техническую политику. Однако
гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в
хозяйственном управлении не произошло.
С 1962 г. в области капитального строительства восстанавливаются
центральные органы отраслевого управления (Госстрой СССР). В октябре 1965
г. принимается закон о реорганизации системы органов управления
промышленностью, для чего создавался ряд общесоюзных и союзно-
республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в
министерства. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого
управления. ВСНХ Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ
СССР (образован в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и
отраслевых органов управления, упразднялись, так же как и совнархозы
союзных республик и экономических районов. Сохранялись некоторые
госкомитеты межотраслевого управления (Госстрой, Госснаб и др.).
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании
планирования и усилении экономического стимулирования промышленного
производства», заложившее основу экономической реформы, в качестве главного
инструмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом
делалась попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной
автономии предприятий, ослаблением регламентации их хозяйственной
деятельности, введением ценовых и кредитных рычагов.
В 1960-1961 гг. часть функций Министерства сельского хозяйства СССР
была передана другим органам: для закупок сельхозпродукции были созданы
районные и межрайонные инспекции по закупкам, республиканские сельхозорганы
устранены от оперативного контроля за работой колхозов, упразднены
земельные отделы райисполкомов. Центр ослабил контроль за
сельскохозяйственным производством. В марте 1962 г была сделана попытка
исправить положение: было принято постановление правительства, по которому
создавалась (в областях, краях, республиках) сеть территориальных
управлений по руководству сельскохозяйственным производством, включая
заготовки. Органами управления сельским хозяйством в областях, краях,
республиках стали комитеты по сельскому хозяйству, возглавляемые партийными
секретарями соответствующих территориальных единиц.
В марте 1965 г. принимается новое постановление правительства, которым
на Минсельхоз возлагались важные плановые, организационные и контрольные
функции. Производственные территориальные (колхозно-совхозные) управления
преобразовывались в районные производственные управления. Центр управления
аграрным сектором был воссоздан. Для соблюдения принципа «коллегиальности
управления» в ноябре 1969 г. создается Союзный совет колхозов; советы
создавались также в республиках, краях, областях и районах.
На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система
правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о
Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в
СССР, об адвокатуре в СССР В июне 1980 г. были внесены соответствующие
изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных
республик.
Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его
задачи входили надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной
практики, дача разъяснений по применению законодательства (разъяснения
Пленума Верховного суда были обязательны для всех организаций и должностных
лиц).
Закон о прокуратуре расширял сферу прокурорского надзора, включив в нее
государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных
советов. Кроме коллегий в прокуратурах союзных республик и прокуратуре
СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также
коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик,
краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий входили
руководящие работники прокуратур, состав утверждался прокурором вышестоящей
инстанции. Этой мерой предполагалось развить принцип коллегиальности в
правоохранительных органах.
Деятельность арбитражных органов регламентировалась Законом об
арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о
Госарбитраже при Совете Министров СССР (аналогичные положения были приняты
в союз ных республиках). Кроме этих высших органов в систему арбитражных
судов входили арбитражи автономных республик, краев, областей, города,
автономных областей и округа.
На основании Закона об адвокатуре и республиканских положений об
адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая
на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью К
функциям адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представительств во
интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие в рассмотрении дел в суде
и на предварительном следствии; оказание юридической помощи гражданам и
организациям в виде консультаций.
В 1960 г упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных
республик, в 1962 г. переименованным в министерства охраны общественного
порядка. Для координации их работы в 1966 г. было создано союзно-
республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре
1968 г оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД
СССР). Соответственно переименовываются министерства союзных и автономных
республик и управления краевых (областных) исполкомов. В 1962 г.
утверждается новое Положение о советской милиции, в ноябре 1968 г —
постановление правительства «О мерах по дальнейшему укреплению советской
милиции», в июне 1973 г указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных
обязанностях и правах советской милиции». В указе подчеркивалась
необходимость вести широкую профилактическую работу по предупреждению
преступлений, устанавливать связи с общественностью; милиция осуществляла
действия по дознанию, розыскные и следственные действия по поручениям и под
контролем прокуратуры. С марта 1959 г. постановлением правительства в
помощь милиции были переданы добровольные народные дружины.
В 1957 г. Министерство государственного контроля преобразуется в
Комиссию советского контроля Совета Министров СССР Аналогичные комиссии
были образованы в союзных республиках. Органы советского контроля должны
были проверять работу государственного аппарата и исполнение решений
правительства. Для централизации этой деятельности в 1961 г комиссии
союзного и республиканского уровней преобразуются в союзно-республиканские
органы, а в автономных республиках, краях и областях создаются группы
государственного контроля.
В 1962 г. создается смешанная система партийно-государственного
контроля, возглавленная Комитетом партийно-государственного контроля ЦК
КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-
государственной контрольнай системы типа ЦКК-РКИ 20-х гг.). На местах
работали комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. В
декабре 1965 г. все контрольные органы переименовываются в органы народного
контроля, что более соответствовало доктрине общенародного государства. В
декабре 1968 г. правительство утверждает Положение об органах народного
контроля, в сеть которых оказались включенными Комитет народного контроля
СССР, комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных
областей и округов, районов, городов, группы народного контроля при
поселковых и сельских советах, на предприятиях, колхозах, учреждениях,
организациях и воинских частях. Была создана разветвленная сеть контрольных
органов. В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и
структуру органов народного контроля. Они осуществляли свою деятельность во
всех структурах исполнительной власти, во всех государственных органах
управления, учреждениях и организациях.
Комитеты народного контроля СССР, союзных и автономных республик
работали под руководством верховных советов и Правительства, комитеты на
местах — под руководством местных советов и вышестоящих комитетов народного
контроля. Одна из основных особенностей этой организации — ее массовость и
широкий охват вопросов и проблем. Система народного контроля существовала
как параллельная прокуратуре система органов, контролирующих соблюдение
законности.
Развитие конституционного законодательства
В 1962 г. была сформирована конституционная комиссия, призванная
выработать проект нового Основного Закона для общества «развитого
социализма» Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к концу 60-х
гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали
подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное включение
граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных
организаций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного
самоуправления. Работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный
проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом
ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О проекте
Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение
общественности, а на октябрь была назначена сессия Верховного Совета,
призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. На
седьмой внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и
объявлении Конституции СССР. Был также принят закон о порядке введения в
действие Конституции.
Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей
конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констатировалось построение
«развитого социалистического общества» и создание «общенародного
государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового
коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении.
Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность
на средства производства, основой политической системы — советы. В
Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической
партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества,
социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного
депутата, вводная часть (преамбула). В целом Конституция состояла из девяти
разделов: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и
личность; III. Национально-государственное устройство; IV. Советы народных
депутатов и порядок их избрания; V Высшие органы власти и управления; VI.
Основы построения органов государственной власти и управления в союзных
республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII . Герб,
флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.
Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»:
всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на
обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства
на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных
организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья,
жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе
подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция
закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а
также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.
Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности,
декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.
В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре
утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие
республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные
положения союзного Основного закона. В республиканских конституциях
устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных
к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и
Правительстве СССР). Само определение Союза ССР как «единого союзного
многонационального государства» указывало на стремление усилить федеральные
нейтралистские начала.
Изменения в политической системе периода «перестройки»
С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С
середины 70-х гг. «теневая экономика» проникает во все сферы экономической
жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с
коррупцией, ив 1981-1982 гг. проходит несколько громких судебных процессов.
Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить
производительность труда. Эти меры проводились на фоне радикальных рыночных
преобразований в Венгрии, установления в конце 1981 г. военного режима в
Польше, продолжающейся с 1979 г. войны в Афганистане. Вновь начало
подниматься подавленное в середине 70-х «диссидентское» и «неформальное»
движения.
Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила
под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Перестройка». Начавшееся движение
было призвано реформировать существующую систему, по привело к ее
разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под
контроля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой
информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной
реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г. В июле 1988 г. на XIX
партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить
ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но «гласность»
привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок.
Критика сталинизма инспирировала критику порожденной им «административно-
командной системы управления», социализма как системы в целом. С 1986 г.
начинает ограничиваться роль цензуры, в организациях либеральной и
творческой интеллигенции (Союз кинематографистов, Союз театральных
деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали
разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам.
Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов
и коммунистов.
В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались
требования о признании государственного статуса национальных языков,
возвращения на историческую родину депортированных народов, вывода
российских войск и «мигрантов» из России с территорий республик. С 1988 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|