рефераты бесплатно

МЕНЮ


Создание советской судебной системы

и военно-революционных трибуналов.

Судебная реформа 1922 года

Проведение Судебной реформы 1922 года обусловлено изменившимися в

стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием

большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же

время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и

зачастую не вполне корректному применению аналогии. Был взят курс на

укрепление так называемой «революционной законности».

По положению о судоустройстве РСФСР 31 октября 1922 года (Судебная

реформа 1922 года) судебная система состояла из народных судов, губернских

судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1 января

1923 года. Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были ликвидированы.

Для рассмотрения специальных категорий дел создавались военные и военно-

транспортные суды, земельные комиссии, особые сессии народных судов (по

трудовым делам), позднее – арбитражные комиссии.

В компетенции действовавшего в составе Верховного Суда РСФСР Пленума

наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законов по

вопросам судебной практики.

Судебная реформа 1922 года закрепила основные принципы организации

советской судебной системы: ее единство, построение с учетом

государственного устройства, соответствие новому административно-

территориальному делению.

Кадровому составу судей в этот период уделялось большое внимание. Во

главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое образование

и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избрании

предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Отмечался постоянный рост

числа судей-членов партии.

В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло 15,3% ко

всему числу сотрудников Суда.

Данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР,

замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только

юридического, но и образования вообще. Поэтому тезис коммунистической

партии « О дальнейшем укреплении социалистической законности» с людьми,

большинство из которых не имели понятия о законах, был явно невыполним.

Народные судьи избирались губисполкомами на один год и могли быть

переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному

предложению Наркомата юстиции. Такие же требования были установлены и к

кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на

социально-классовый состав.

Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условия

новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских

дел. Особенно выросло количество последних.

Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 года постановлением

ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров». Они

подразделялись на:

1) волостные

2) уездные

3) губернские.

Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами

народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение

кассационных жалоб на решение губернских земельных комиссий возлагались на

Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией

высшего контроля по земельным спорам. В конце 20-х годов все дела,

разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года эти комиссии были

упразднены.

Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление

товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны

породили еще один орган юрисдикции – арбитражные комиссии, которые стали

прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21

сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения

имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями.

Устанавливалось, что имущественные споры между государственными

учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре

– при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах – при областных

экономических совещаниях (ЭКОСО).

Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны образовывались

в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и

двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные

комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе

председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов,

назначаемых ЭКОСО.

Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии

тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931

года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае

1931 года учрежден специальный административный орган – Государственный

арбитраж.

Губернские суды

Важную роль в трехзвенной системе судебных органов, созданной в 1922

году, играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции

по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции

для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в

отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя,

двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей,

привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В

составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы,

возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного

управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также

дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках

судебных работников.

В 1924-1925 годах в РСФСР проводилось новое административно-

территориальное деление на основе экономического районирования и с учетом

национальных особенностей. Вместо деления на губернию, уезд, волость

вводилось новое: край (область), округ, район. В 1924 году образован

Уральский областной суд, в 1925 году – Сибирский и Северо-Кавказский

краевые суды.

Наркомюст внес предложение в Совнарком, а последний в законодательные

органы РСФСР – не создавать окружные суды, ограничившись следующей

структурой: народный суд, краевой или областной суд и Верховный Суд. Ко

времени проведения Судебной реформы 1922 года в системе трибуналов

существовал в качестве высшего органа судебного надзора, суда первой

инстанции и кассационного суда Верховный трибунал при ВЦИК, имевший

отделения в республиках. Одновременно с ним в системе Наркомюста

функционировал также Высший судебный контроль, осуществлявший функции

надзора в отношении всех без исключения судов республики.

Верховный суд РСФСР был создан постановлением ВЦИК от 18 января 1923г. и

действовал в составе Президиума, Пленарного заседания, кассационных

коллегий по уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной

коллегий, дисциплинарной коллегии. Председатель Верховного суда, его

заместитель, председатели кассационных коллегий, председатели судебных

коллегий по гражданским и уголовным делам и председатели военной и военно-

транспортной коллегий составляли Президиум Верховного суда, который являлся

и органом судебного управления.

Создание советской прокуратуры

Важной частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных в

октябре 1917 года институтов прокуратуры и адвокатуры. Положение об

адвокатуре принято ВЦИК 26 мая 1922 года, Положение о прокуратуре 28 мая

1922 года.

Необходимость создания прокуратуры не вызывала споров среди юристов

страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить.

Весной 1922 года Наркомюст вошел в правительство с проектом об

учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за

деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также

осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал

ожесточенные споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии

относились к понятию «законность» как к чему-то временному, неизбежному

придатку допущенных в период НЭПа капиталистических отношений и

противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их

мнению, являлась временным образованием. Во-вторых, споры возникли о ее

подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде

независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских

законов. В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью

действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта,

должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской

инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций

прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в

дореволюционной России.

Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья

В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года – «О «двойном» подчинении и

законности». В ней он обосновал принцип единства социалистической

законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания

«сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской»,

требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике.

Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении

прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские и

партийные органы не могли оказывать на них давление. Именно эти

принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре

1922 года.

Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом.

Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав

Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного

комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно

являлся и прокурором Республики.

Разрешенная адвокатура

Уничтожив институт частных поверенных и присяжных поверенных,

советская власть лихорадочно искала ему замену. Уже в первых декретах о

суде стоял вопрос об обеспечении интересов обвиняемого и потерпевшего в

суде.

Согласно Закону от 26 мая 1922 года коллегии защитников создавались в

губерниях. Их состав утверждался губисполкомом по представлению отдела

юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с

занятием иной должности (кроме выборных и профессорско-преподавательских

должностей в вузах). Коллегия защитников управлялась президиумом,

избираемым общим собранием ее членов.

Сфера деятельности членов коллегии несколько отличалась от сферы

деятельности их дореволюционных предшественников. Она не ограничивалась

судебными рамками. На VI съезде работников прокурорских, судебных и

следственных органов в 1929 году отмечалось, что «основная работа коллегии

выражается в консультациях и пропаганде права».

Следует отметить, что вопрос о целесообразности создания и

существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали, что

советский суд достаточен для обеспечения интересов участников процесса. В

стране к началу 30-х годов начала формироваться административно-командная

система, и будущий карательный аппарат государства не был заинтересован в

развитии адвокатуры, хотя справедливости ради надо отметить, что в самом

Наркомюсте РСФСР эти веяния не приветствовались.

В основе преобразований советской судебной системы в 20-е годы лежал

прежде всего экономический фактор (НЭП), который потребовал усиления всей

законодательной деятельности, создания новых институтов, нуждавшихся в

правовом регулировании.

Судебная реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным событием в

истории страны. Жизненность варианта трехзвенной системы судебных органов

подтверждена многолетней практикой деятельности судов, а некоторые идеи и

принципы тогдашней Судебной реформы сохраняют актуальность и в наши дни.

Создание Верховного суда СССР

Договор об образовании Советского Союза предусматривал учреждение при

ЦИК СССР Верховного суда Союза. Верховному суду была посвящена VII глава

Конституции СССР1924 года. Верховный суд давал руководящие указания

верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства;

рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора

Верховного суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных

республик в случае противоречия их общесоюзному законодательству или

интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК

СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик СНК СССР с точки

зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между

союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших

должностных лиц СССР в должностных преступлениях (указанные функции нашли

свое отражение в первом Положении о Верховном суде СССР 1923 года). В 1926

Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного суда также толкование

общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 году появляется новое

Положение о Верховном суде, которое представило ему право законодательной

инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на

него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по

запросам СНК СССР.

20 августа 1926 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР,

которое предусмотрело, что Верховный суд СССР является кассационной

инстанцией и по делам, рассматриваемым военными трибуналами.

Военные трибуналы состояли при революционных военных советах округов

(фронтов), корпусов и дивизий. Они действовали пол общим контролем

Наркомюста и Верховного суда и рассматривали дела о воинских преступлениях

и преступлениях, направленных на ослабление боевой мощи Красной Армии. В

местностях, где не было других судов, военные трибуналы рассматривали все

уголовные дела. До конца 1923 года существовали военно-транспортные

трибуналы, учрежденные при управлениях железных дорог. Верховный суд СССР

по Положению 1923 года в своем составе имел Пленум, гражданскую, уголовную,

военную и военно-транспортную коллегии (в 1926 году военно-транспортные

трибуналы и военно-транспортная коллегия были упразднены; в 1930 году

организованы транспортная и воднотранспортная коллегии). Упразднение в 1934

году судебной коллегии ОГПУ вызвало создание в Верховном суде Специальной

коллегии.

Образование Верховного суда СССР повлекло перестройку судебной

системы союзных республик. Так, 11 апреля 1923 года ВЦИК утвердил Положение

о Киргизском и Туркменском отделениях Верховного суда РСФСР. Структура и

организация этих отделений в основном соответствовала Верховному суду

РСФСР. В течении 1922-1925 года практически во всех республиках были

образованы верховные суды.

Положение о судоустройстве РСФСР 1926 года

Задача размежевания компетенции союзных республик была решена

Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятыми ЦИК СССР

29 октября 1924 года. На базе Основ было разработано Положение о

судоустройстве РСФСР, введенное в действие 19 ноября 1926 года. В нем

указывались задачи суда: ограждение завоеваний пролетарской революции,

рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; защита

интересов и прав трудящихся и их объединений; укрепление общественно-

трудовой дисциплины и солидарности трудящихся; осуществление революционной

законности в личных и имущественных отношениях граждан. Особенности

административно-территориального устройства некоторых местностей РСФСР

потребовали отступления от трехзвенной системы судов. Дальневосточному

краевому суду были предоставлены права кассационной инстанции в отношении

областных судов, а последние рассматривали кассационные жалобы и протесты

на решения и приговоры народных судов. В краях, в которые входили

автономные области, областные суды также выполняли кассационные функции, но

дела, рассматривавшиеся ими в качестве судов первой инстанции, направлялись

в кассационном порядке не в краевой, а в Верховный суд.

ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 30 января 1928 года признали

необходимым реорганизовать коллегию Наркомюста так, «чтобы в ней в

максимально полной мере было обеспечено единство руководства всеми

отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции…»

Народный комиссар юстиции теперь имел двух заместителей – Прокурора

Республики и Председателя Верховного суда. Руководство судебной практикой

было сосредоточено в Верховном суде. Судебное управление осуществляли так

называемые организационно-инструкторские управления Наркомюста и краевых

(областных) судов, просуществовавшие до 1934 года.

30-е годы были годами поиска наиболее приемлемых форм управления,

многое вырабатывалось на практике. Нежизненные формы управления отмирали,

на смену им приходили новые. Так произошло и с округами. 23 июня 1930 года

ЦИК и СНК СССР постановили провести к 1 октября 1930 года ликвидацию

округов. А это, естественно, повлекло и упразднение окружных органов

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.