рефераты бесплатно

МЕНЮ


Становление системы местного самоуправления в РФ

определенных законом;

- местные органы самоуправления имеют право при осуществлении своих

полномочий сотрудничать и в пределах, установленных законом, объединяться

с другими местными органами самоуправления для выполнения задач,

представляющих общий интерес;

- органы местного самоуправления должны иметь право на судебную

защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и

соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов

местного самоуправления.

Европейская Хартия Местного Самоуправления открыта для подписания

государствами-членами Совета Европы. Для любого государства - члена

Совета Европы, выразившего согласие присоединиться к Хартии. Хартия

вступает в силу с первого дня месяца, следующего за истечением

трехмесячного срока после даты сдачи на хранение ратификационной грамоты,

документа о принятии или одобрении Хартии. Ни одна сторона не может

денонсировать настоящую Хартию до истечения пятилетнего срока со дня ее

вступления в силу для данной стороны. За шесть месяцев Генеральному

Секретарю Совета Европы направляется предварительное уведомление. Такая

денонсация не влияет на действие Хартии для других сторон, при условии,

что их число никогда не будет меньше четырех.

2 Юридические отношения между органами местного и центрального управления и

надзор за органами местного управления

Постановления, принятые муниципалитетами, могут быть отменены только

судом. В случае, если какому-то органу местного самоуправления была

передана определенная часть федеральный полномочий или часть полномочий

субъекта федерации, его решения могут быть отменены соответствующим

правительством.

Представители Президента могут также контролировать деятельность

муниципальных органов. Например, недавно в нескольких субъектах федерации

(Ярославская область, Вологодская область и некоторые другие) были

возбуждены судебные дела по инициативе Представителей Президента после

обнаружения нарушений закона, имевших место в ходе муниципальных выборов.

3 Федеральный контроль

Федеральный контроль над деятельностью субъектов федерации и органов

местного самоуправления осуществляется Представителем Президента. Последний

назначается непосредственно Президентом по представлению главы

администрации Президента и подчиняется непосредственно Президенту РФ. Он

контролирует деятельность органов местного самоуправления. Он заявляет о

нарушениях президентских указов и постановлений правительства и передает

эти данные в органы местного самоуправления.

Он также информирует Прокуратуру об этих нарушениях. Представитель

Президента не имеет права вмешиваться в действия органа местного

самоуправления.

Федеральное правительство или правительства субъектов РФ не могут

ограничивать права местного самоуправления, определенные в Конституции или

федеральном законодательстве.

Функции правительства края, федерального города, автономной области и

автономного округа, определены в Указе Президента № 1723. Они включают в

себя формирование бюджетов, управление собственностью данного региона,

правоприменение и другие вопросы регионального значения. Органы местного

самоуправления должны заниматься "вопросами местного значения", которые

определены в Законе об основных принципах организации местного

самоуправления.

В том случае, если муниципалитетам передана какая-то часть

федеральных полномочий или полномочий субъекта федерации, им должны

предоставляться соответствующие субсидии для выполнения делегированных

функций.

. Типы, принципы и структура местного самоуправления

Во всех развитых государствах местное самоуправление рассматривается

в качестве важнейшей составной части системы общественного управления,

необходимого дополнения и противовеса управлению центра, свидетельства

демократического здоровья общества. Наличие местных органов власти,

обладающих определенной степенью автономности от центра, способствует

определенной фрагментации государственной власти, является осуществлением

на практике принципа разделения властей, отражением факта существования в

обществе плюрализма. Не случайно уничтожение местного самоуправления обычно

рассматривается как симптом тоталитаризма.

Современному уровню развития местного самоуправления в

демократических государствах вне зависимости от их национальной специфики

присущи следующие характеристики:

- демократический контроль избранных на местном уровне представителей,

образующих коллективный представительный орган;

- статус юридического лица;

- право установления местных налогов;

- ясно очерченные территориальные границы;

- наличие постоянного достаточно крупного управленческого аппарата,

состоящего из местных государственных служащих;

- многофункциональная сфера компетенции, дающая право на осуществление

широкого круга полномочий.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой

местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе

организации и деятельности населения, формируемых им органов,

самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Общепринятой (по крайней мере в теоретическом плане) является точка

зрения, что местное самоуправление в демократическом обществе должно

базироваться на трех основополагающих принципах:

22. права на местное самоуправление,

23. власть общей компетенции;

24. и принцип сабсидарности.

В большинстве западноевропейских стран местные власти имеют

властные полномочия общей компетенции, т.е. право предпринимать любые

действия в интересах местной общины, которое специально за ним не

закреплено. Точкой отсчета здесь является не набор определенных властных

полномочий и обязанностей, но власть широкого спектра, к которой

добавляются обязанности общенационального уровня. На практике, конечно,

большая часть их деятельности - обеспечение национальных услуг в

соответствии с их обязанностями. Важность властных полномочий общей

компетенции не столько в деятельности, которую они делают возможной,

сколько в концепции местного управления, которую они выражают. Властные

полномочия общей компетенции должны рассматриваться как выражение

компетенции местного управления как управления самой общиной.

Поскольку община является самоуправляемой, местные власти должны

предпринять действия, которые ожидаются общиной (нужны общине). Им не нужно

искать специфические властные полномочия, поскольку их власть

непосредственно вытекает из самой концепции местного управления.

Принцип сабсидарности предусматривает обеспечение такого положения,

когда компетенция в той или оной сфере деятельности по возможности

принадлежит наиболее низкому уровню управления, максимально приближенному к

людям.

1 Конституционные принципы местного самоуправления

2

Конституция РФ закрепляет местное самоуправление как важнейший

элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму

осуществления народом своей власти. Органы местного самоуправления не

входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и

ответственны перед населением. В основе местного самоуправления в РФ

лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией РФ и

федеральным законодательством.

1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

Конституция РФ (ст.12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах

своих полномочий самостоятельно. Население самостоятельно решает местные

вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением,

непосредственно (через формы прямого местного самоуправления), а также

через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Организационное обособление местного самоуправления в системе

управления обществом и государством. Государство признает местное

самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы

осуществления народом принадлежащей ему власти. Ст. 12 Конституции РФ

закрепляет положение о том, что органы местного самоуправления не входят в

систему органов государственной власти. Население в соответствии со

статьей 131 Конституции РФ самостоятельно определяет структуру органов

местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют

муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный

бюджет, решают иные вопросы местного значения. При этом решения органов

местного самоуправления могут быть отменен в судебном порядке.

Вместе с тем система местного самоуправления - это не государство в

государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества

и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью.

Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов

местного самоуправления в решении местных дел - тех пределах, которые

устанавливает Конституция РФ и федеральное законодательство.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного

самоуправления. В соответствии со ст.72 Конституции РФ к совместному

ведению РФ и субъектов федерации относится установление общих принципов

организации местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют организационные

основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом

исторических и иных местных традиций. Свои особенности имеют структура

и формы осуществления местного самоуправления в городских, сельских

поселениях, на территории района и т.д. При этом Конституция РФ

устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется

населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется

гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через

выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым

ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для

осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу.

При наделении органов самоуправления отдельными государственными

полномочиями им должны в соответствии со ст. 132 Конституции РФ

передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые

средства.

3 Уровни местного управления

4

Одной из важных характеристик местного управления каждой страны

является наличие одного или нескольких уровней такого управления.

Единственный уровень местного управления имеет свои очевидные

привлекательные стороны;

- делает возможным определение всесторонних и интегрированных целей и

политики с учетом всего спектра местных потребностей и базиса между ними

при определении приоритетов;

- значительно облегчает координацию и интеграцию служб для достижения

большей эффективности их деятельности;

- делает возможным большую гибкость в управлении ресурсами;

- единолично представляет интересы жителей местности перед центральным

правительством;

- делает очевидным для жителей, кто несет ответственность за

предоставление услуг;

- располагает большими возможностями для привлечения сильных кандидатов

для борьбы за политические и административные посты.

Несмотря на эти, казалось бы, неоспоримые преимущества единственный

уровень местного управления встречается сравнительно редко. В полной мере

такая структура местного управления существует только в трех странах:

Исландии (с конца 80-х годов), Люксембурге, где общая численность населения

меньше, чем во многих административно-территориальных единицах других

стран, и Финляндии, где однако имеются сильные совместные координационные

институты специального назначения, а также назначаемые центром чиновники

на уровне провинций.

В целом куда более обычным является наличие нескольких уровней:

двух - регион и муниципалитет;

трех - регион, графство (область), муниципалитет;

и даже четырех, если сюда включается уровень сел или приходов.

Среди факторов, влияющих на число уровней, количество и размеры

промежуточных образований, наиболее очевидными являются

25. географические размеры страны,

26. численность населения,

27. количество базовых образований и

28. степень централизации.

Во многих странах число уровней в сельской местности превышает их

число в городах. При этом чем выше различия в их развитии, тем более

существенны их отличия. В определенной степени это является и отражением

существующей в сельской местности тенденции иметь меньшие по численности

населения административно-территориальные образования, наличие меньших

финансовых возможностей, трудностей в поисках политических лидеров и умелых

администраторов. Городские же муниципалитеты часто являются во всех

отношениях кроме занимаемой площади эквивалентами промежуточного уровня в

сельской местности (района или провинции).

Основным аргументом в пользу многоуровневой системы местного

управления является необходимость, с одной стороны, сохранения как можно

более приближенного к рядовым гражданам базового уровня местного

управления, с другой стороны - укрупнением источника ресурсов для

предоставления услуг, что с наибольшей эффективностью возможно именно на

промежуточном уровне, имеющем возможности привлечения более

высококвалифицированных специалистов и больших капиталовложений, однако

учитывающем при этом специфику местных условий.

К вопросам государственного значения, в решении которых, в

соответствии с законодательством принимают участие органы местного

самоуправления в целях реализации государственных социальных стандартов,

т.е. норм обеспеченности за счет государства минимальных потребностей в

социальных условиях жизни, которые устанавливаются органами

государственной власти Российской Федерации и (федеральные стандарты)

субъектов федерации (региональные стандарты) относятся: охрана природной

среды, организация здравоохранения, народного образования, социального

обеспечения, социальной защищенности населения, развития культуры,

физкультуры и спорта.

5 Внутренняя структура законодательного органа

Поскольку все эти органы были избраны совсем недавно (а некоторые не

избраны до сих пор), они в настоящее время находятся в стадии формирования

и трудно что-либо сказать об их внутренней структуре. Однако уже сегодня

можно предположить, что в разных регионах они будут значительно отличаться

друг от друга по внутренней структуре.

Представительный орган субъекта федерации осуществляет правовое

регламентирование в пределах своей юрисдикции. Это постоянно действующий

орган. Он обсуждает и утверждает бюджет, представляемый главой

администрации. Он контролирует выполнение принятых актов, исполнение

бюджета и управление собственностью субъекта федерации.

Представительный орган сам организует свою работу и может нанимать

специалистов по контракту.

На нижнем уровне (район, город, и т.д.) действуют представительные

органы местного самоуправления. В соответствии с президентским указом от

октября 1993 года, эти органы работают на временной основе и созываются

главой органа местного самоуправления. Последний утверждает решения,

принятые представительным органом. Представительный орган муниципалитета

утверждает программу местного развития и принимает устав органа местного

самоуправления.

Представительный орган может нанимать специалистов и создавать

комиссии. Имеются случаи, когда полномочия новоизбранных представительных

органов незаконно ограничиваются. Например, в Приморском крае, а также в

Калининградской, Курганской, Омской, Оренбургской и Пермской областях

представительные органы местного самоуправления вообще не наделены никакими

полномочиями.

В муниципальном образовании Сосновый Бор Ленинградской области

полномочия Городского Собрания достаточно широки:

- утверждение городского бюджета и контроль его исполнения;

- утверждение городских планов социально-экономического развития города и

контроль за их исполнением;

- утверждение Генерального плана и долгосрочных программ развития города и

контроль за их реализацией;

- установление местных налогов и сборов, а также льгот по их уплате;

- и т.д.

В составе Городского Собрания 10 депутатов, которые избираются на 4

года, а пять, набравших следующее по количеству число голосов, имеют срок

полномочий 2 года, два кандидата, набравших на выборах следующее после

десяти избранных депутатов число голосов, зачисляются в резерв Городского

Собрания сроком на два года, и имеют право участвовать в работе Городского

Собрания с правом совещательного голоса. Депутаты Соснового Бора работают

на постоянной основе.

Мэр города является высшим должностным лицом в системе городского

самоуправления и является членом Городского Собрания, организует его работу

и председательствует на заседаниях. Мэр города осуществляет на принципах

единоначалия руководство администрацией города и несет ответственность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.