рефераты бесплатно

МЕНЮ


Судебная система 1917-22 гг.

революционных трибуналов. 12 декабря 1919 г. «Руководящие начала по

уголовному праву РСФСР» были изданы в качестве постановления НКЮ. Это была

по существу, первая попытка систематизации норм общей части уголовного

права. «Руководящие начала…» включали введение и восемь разделов: об

уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о

стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об

условном осуждении, о пространстве действий уголовного права. Во введении

дана оценка классовой сущности буржуазного права, которое, как и буржуазный

государственный аппарат, подлежало слому. Пролетариат «должен выработать

правила обуздания своих классовых врагов». Определялась задача уголовного

права – это борьба «с нарушителями складывающихся новых условий общежития в

переходный период диктатуры пролетариата». Давалось определение права

вообще и уголовного права в частности. Четко прослеживается классовый

подход. Уголовное право имело своим содержанием, говорилось в документе,

правовые нормы, которыми система общественных отношений данного классового

общества охраняется от нарушения (преступления) посредством репрессий

(наказания).

Задача советского уголовного права – посредством репрессий охранять систему

общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс,

«организовавшихся в господствующий класс в переходный от капитализма к

коммунизму период диктатуры пролетариата». Содержалось важное положение о

том, что советское правосудие осуществляется народными судами и

революционными трибуналами. Преступление определялось как нарушение

общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Наказание определялось

как мера принудительного воздействия, посредством которой власть

обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от

нарушителей последнего (преступников). Задача наказания раскрывалась как

охрана общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося

на совершение такового и от будущих возможных преступлений как данного

лица, так и других лиц, т.е. как задача общего предупреждения. При

определении меры наказания суд должен был оценивать степень и характер

опасности для общества как самого преступника, так и совершенного им

деяния. Перечислялись обстоятельства, которые должны были учитываться судом

для определения меры наказания. Например, для революционных трибуналов

важны были следующие обстоятельства: совершено ли преступление лицом,

принадлежащим к имущему классу, с целью восстановления, сохранения или

приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, или

неимущим в состоянии голода и нужды; совершено ли деяние в интересах

восстановления власти угнетающего класса или в личных интересах

совершающего деяние.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Содержалось положение о

необходимой обороне, субъективной стороне состава преступления. Не

подлежали суду и наказанию лица, совершившие деяние в состоянии душевной

болезни. В специальном разделе давались примерные виды наказаний: внушение,

выражение общественного порицания, принуждение к действию, не

представляющему физического лишения (например, пройти известный курс

обучения), объявление под бойкотом, исключение из объединения на время или

навсегда; восстановление, а при возможности его возмещение причиненного

ущерба, отрешение от должности, воспрещение занимать ту или иную должность

или исполнять ту или иную работу, конфискация всего или части имущества,

лишение политических прав, объявление врагом революции или народа,

принудительные работы без помещения в места лишения свободы, лишение

свободы на определенный или на неопределенный срок до наступления

известного события, объявление вне закона, расстрел, сочетание

вышеназванных видов наказания. Расстрел являлся исключительной мерой

наказания. В примечании было указано, что народные суды не применяют

смертной казни. Следовательно, из судебных органов ее могли применять лишь

революционные трибуналы. Необходимо отметить, что это был примерный

перечень видов наказания, а трибуналы не лишались своего, ничем не

ограниченного права в применении меры наказания.

Предусматривалось условное осуждение к совершившим преступление

впервые и притом при исключительно тяжелом стечении обстоятельств его

жизни, когда опасность осужденного для общежития не требует его изоляции.

Уголовное право РСФСР действовало на всем пространстве республик в

отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших на ее территории

преступления, а также в отношении граждан РСФСР и иностранцев, совершивших

преступления на территории другого государства, но уклонившихся от суда и

наказания в месте совершения преступления и находящихся в пределах РСФСР.

4. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСАППАРАТЕ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ

ИНТЕРВЕНЦИИ.

В 1918 – 1920 гг. шел процесс поисков, приспособления революционных

трибуналов к чрезвычайной обстановке иностранной военной интервенции и

гражданской войны, новых организационных форм и новых форм процессуальной

деятельности. Они стали превращаться из специальных судебных органов в

чрезвычайные специальные судебные органы.

16 июня 1918 г. было опубликовано постановление НКЮ, наделившее

революционные трибуналы правом применения высшей меры наказания –

расстрела. Постановление ВЦИК «О правах ВЧК и ревтрибуналов» от 17 февраля

1919г. и «Положение о революционных трибуналах» от 12 апреля 1919г. также

предоставили трибуналам ничем не ограниченное право в определении меры

репрессии. Трибуналы, таким образом, были наделены в определенной степени

правом создавать нормы, касавшиеся мер наказания. Тогда и появились

приговоры трибуналов с такими мерами наказания, как «условный расстрел»,

«лишение свободы до окончания гражданской войны», «лишение свободы до

победы мировой революции» и т.д. «Положение о революционных трибуналах» от

18 марта 1920 г. также наделило трибуналы ничем не ограниченным правом в

определении мер репрессии, однако в пределах действовавших декретов. В

результате успехов в борьбе с внешней и внутренней контрреволюциями по

инициативе Ф. Э. Дзержинского ВЦИК и СНК 17 января 1920 г. приняли

постановление «Об отмене смертной казни». Отменялось ее применение органами

ВЧК, революционными трибуналами, кроме военных. Однако в мае 1920 г. в

связи с наступлением белополяков она вновь вводилась в 23 губерниях,

объявленных на военном положении.

В целях решительного пресечения преступлений и быстроты решения дел

трибуналы реорганизовывались. Во-первых, ликвидировался институт народных

заседателей в трибуналах. Они теперь состояли лишь из судей. Во-вторых,

резко сократился состав трибуналов: с семи до трех человек, избираемых

местными советами и исполкомами. Трибуналы действовали в составе

председателя и двух членов. В-третьих, в соответствии с «Положением о

революционных трибуналах» от 18 марта 1920 г. революционные трибуналы

избирались в составе председателя и двух членов, в том числе один член был

из состава местной коллегии ЧК. С одной стороны, это способствовало

усилению организационной связи двух специальных органов государства по

борьбе с контрреволюцией, их оперативности, выработке единой линии в

пресечении контрреволюционных сил. С другой стороны, это не могло не

сказаться отрицательно на объективном рассмотрении дел в трибуналах,

расследованных органами ЧК. К тому же нарушался демократический принцип

отделения суда от следствия и отделения суда от администрации.

Процессуальный прядок деятельности трибуналов также приспосабливался

к чрезвычайным условиям жизни страны. Он должен был обеспечить быстроту и

решительность в пресечении преступлений. От трибунала зависело допущение к

участию в деле обвинения и защиты, но если допускался обвинитель, трибунал

обязан был допустить или назначить защитника. Трибуналу было предоставлено

право вызывать или не вызывать тех или иных свидетелей, допущение

дополнительных свидетелей, приобщение к делу новых документов. Он был

вправе прекратить допрос и не допрашивать остальных свидетелей, если

признавал дело обстоятельства, для проверки которых вызывались свидетели,

достаточно выясненными. Направление дела на доследование могло иметь место

только в случае признания трибуналом такой неполноты следствия, которая не

могла быть восполнена на заседании трибунала. Трибунал был в праве

постановить о недопущении прений сторон после окончания судебного

следствия, если признавал дело в достаточной степени выясненным судебным

следствием. Как видим, революционные трибуналы наделялись чрезвычайными

правами по ведению процесса. Однако это было право, а не обязанность

трибунала. В обычных условиях процесс в трибуналах проходил на общих

принципах судебного процесса, характерного для всей судебной системы.

Чрезвычайные процессуальные нормы способствовали оперативности в

деятельности трибуналов. В месте с тем следует подчеркнуть, что эти

чрезвычайные нормы процесса существенно ущемляли интересы сторон в

процессе, и прежде всего интересы подсудимого. Они не создавали необходимых

условий для всестороннего и глубокого рассмотрения дел революционными

трибуналами.

Заседания трибунала были публично и в присутствии обвиняемого.

Приговор общего местного революционного трибунала мог быть обжалован в

кассационном порядке в Кассационный трибунал при ВЦИК.

Таким образом, по своим полномочиям, организации, формам

процессуальной деятельности революционные трибуналы превратились в

чрезвычайные специальные судебные органы.

Кроме системы общих (гражданских, территориальных – так иногда

именуют общие революционные трибуналы в юридической литературе)

революционных трибуналов, в годы гражданской войны и иностранной военной

интервенции были созданы и действовали две новые системы революционных

трибуналов: революционные военные трибуналы и революционные военные

железнодорожные трибуналы.

Становление системы военных революционных трибуналов проходило

сложно. Против создания революционных трибуналов в вооруженных силах был не

только НКЮ, как утверждают некоторые исследователи, но и СНК. Революционные

военные трибуналы в войсках стали создаваться по инициативе местных военных

властей. В юридической литературе по-разному датируют время создания первых

военных революционных трибуналов. Исходя из опубликованных архивных

источников, можно сказать, что с июля 1918 г. стали создаваться по приказам

Революционных военных советов (РВС) революционные военные трибуналы.

Некоторые авторы отмечают, что, с формальной точки зрения, создание

революционных военных трибуналов противоречило декрету СНК от 4 мая 1918

г., запрещавшему создание армейских трибуналов. Это положение можно

усилить. Возникновение революционных военных трибуналов противоречило также

ст. 49 Конституции РСФСР. Таким образом, появление военных трибуналов не

«формально», а по существу было нарушением законности. В начале создавались

армейские и фронтовые трибуналы. В конце 1918 г. начали появляться отделы

армейских трибуналов при дивизиях и бригадах. По приказу РВСР от 14 октября

1918 г. для руководства революционными военными трибуналами (РВТ) был

создан Революционный военный трибунал республики (РВТР). С января 1920 г.

стали создаваться РВТ в тылу. Созданная сеть РВТ войск внутренней охраны

(ВОХР) подчинялась Главному РВТ ВОХР. Общее руководство РВТ ВОХР через

Главный РВТ осуществлял РВТР. С апреля 1920 г. стали создаваться РВТ

округов. В военно-морских силах существовали РВТ флотов и флотилий. В

партизанских районах Восточной Сибири действовали военные революционные

трибуналы на основании нормативных актов, принятых на съездах партизанских

армий.

5. ПЕРИОД НЭПА.

Происходила перестройка судебных органов в целях унификации судебной

практики, выработки единой карательной политики необходимо было

реорганизовать три почти самостоятельные системы революционных трибуналов.

Эту задачу призван был решить декрет ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об

объединении всех революционных трибуналов республики». В качестве единого

кассационного органа и органа надзора для всех действовавших на территории

РСФСР трибуналов , а также судебного учреждения для дел особой важности

создавался единый Верховный трибунал при ВЦИК. Главный революционный

военный железнодорожный трибунал, Революционный военный трибунал республики

и состоявший при ВЦИК Верховный революционный трибунал объединялись. Их

функции и аппарат передавались единому Верховному трибуналу. Единый

Верховный трибунал при ВЦИК учреждался в составе: а) пленума или

объединенного заседания председателей коллегии верховного трибунала, члена-

докладчика и председателя ВЧК; б) коллегий Верховного трибунала: судебной,

кассационной, военной и военно-транспортной; в) областных отделений.

Вхождение представителя ВЧК в состав пленума Верховного трибунала являлось

нарушением демократического принципа отделения суда от административных

органов.

В связи с изменившимися условиями в стране серьезной перестройке

подверглись местные революционные трибуналы всех трех систем: общие,

военные и железнодорожные. В соответствии с уже упомянутым декретом ВЦИК от

23 июня 1921 г. упразднялись все революционные железнодорожные трибуналы,

за исключением одного на каждую железную дорогу и водный район, почти все

военные трибуналы. При всех губернских трибуналах создавались отделения по

военным и крупным должностным преступлениям. Функции и аппараты

объединяющихся трибуналов передавались в губернские трибуналы. В результате

проведенной реорганизации местных революционных трибуналов в основном

действовали система общих революционных трибуналов и отдельные военные и

железнодорожные трибуналы. Однако военные отделения трибуналов не выполняли

должным образом своей задачи по пресечению воинских преступлений. Вскоре в

Верховный трибунал и Реввоенсовет республик стали поступать от местного

военного командования и политорганов доклады, телеграммы с настойчивым

ходатайством о восстановлении военных трибуналов, ибо военные отделения

губернских трибуналов не связаны с армией, не знают ее быта, несвоевременно

рассматривают дела о воинских преступлениях. Вскоре военные трибуналы стали

восстанавливаться, и процесс этот шел довольно быстро.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Упрочение Советской власти, разгром основных сил контрреволюции,

стабилизация положения страны на международной арене, успешное

осуществление НЭПа – все это привело к необходимости судебной реформы. 31

октября 1922 г. ВЦИК принял «Положение о судоустройстве РСФСР», вводившееся

в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г. Согласно этому акту

упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-

транспортных трибуналов и временно сохранялись военные трибуналы. Однако

военные трибуналы выдержали проверку временем и с соответствующими

изменениями действовали длительное время, укрепляя наши вооруженные силы (В

связи с изменениями и дополнениями Конституции РСФСР 21 апреля 1992 г.

военные трибуналы были переименованы в военные суды).

7. ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЗАДАЧА № 1.

Воин Химаку, перебрав в корчме сикеры, устроил драку с заевшими

торговцами. Надавав им оплеух, он выскочил на улицу, где был остановлен

декумом. Приняв его за одного из тех, с кем он только что подрался Химаку

сбил с ног декума и бросился бежать. Задержанный городской стражей, он

предстал перед судом.

Согласно закону царя Хамурапи № 202, если человек ударит по щеке

большего по положению, чем он сам, то должно в собрании ударить его 60 раз

плетью из воловей кожи.

Войну Хомаку грозит наказание в 60 ударов воловей плетью.

ЗАДАЧА № 2.

В начале июля 1794 г. в Комитет общественной безопасности поступил

донос от «доброго патриота» на то, что бывший священник Мерсье

неуважительно отзывался о членах Конвента.

Согласно Декрета о Революционном трибунале от 10 июня 1794 г. статья

№ 6 гласит: врагами народа признаются лица, призывающие к восстановлению

королевской власти или же пытавшиеся унизить и распустить Конвент.

Статья № 7.

Наказанием, установленным за все преступления, подлежащие ведению

Революционного Трибунала, является смерть.

Статья № 8.

Уликами, достаточными для осуждения врагов народа, могут служить

всевозможные доказательства – моральные, вещественные, устные и письменные,

естественно вызывающие уверенность всякого справедливого и просвещенного

ума.

Согласно этим статьям Мерсье скорее всего признают виновным в

унижении Конвента, а следовательно ему грозит смертная казнь.

8. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Титов Ю. П. – История государства и права

2. Чистяков О. И. - История отечественного государства и права

3. Исаев И. А. - История государства и права

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.