Сущность, содержание и форма права
отношениями, социально - культурными условиями, приоритетами и
ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или
«разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в
«установлении» определенного порядка общественной жизни.
При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта:
1. то, что любое право - есть прежде всего регулятор (формальная
сторона),
1. то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная
сторона).
Можно выделить следующие подходы к сущности права:
- классовый, в рамках которого право определяется как система
гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в
закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь
право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным
образом интересов господствующего класса),
- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как
выражение компромисса между классами, группами, различными социальными
слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как
средство закрепления и реального обеспечения прав человека и
гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и
национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках
которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы
будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и
нормативных договорах.
Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и
обще социальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от
исторических условий на первый план может выходить любое из
вышеперечисленных начал.[2]
В отечественной юридической литературе сущность и содержательные
свойства права часто не различались. Кроме того, до недавнего времени
считалось бесспорным, что право в диалектико-материалистическом
понимании есть возведенная в закон воля господствующего класса, что
экономически господствующий класс, помимо конституирования государства,
придает своей общей воле, обусловленной данным способом производства и
формой общения, всеобщее выражение в виде государственной воли, что
внешнее выражение этой воли, преобразованной уже в государственную, и
есть закон, право. Этот марксистский постулат, являясь логическим
продолжением одностороннего и, следовательно, искаженного понимания
происхождения, природы и назначения государства, превращал право в
средство классового господства, в инструмент навязывания своей воли
одним классом другим.
Сущность любого права заключается в тех его внутренних
закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых
раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия,
закономерностей существования права, функционирования и развития.
Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и
неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых
явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права,
так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом
единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на
обособленные части.
Таковыми служат свойства права, показывающие:
а) какими объективными историческими факторами обусловлены право,
его содержание и действие,
б) чью организованную волю они выражают,
в) кем такая воля официально формируется,
г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.
Не разрывность цепи этих свойств права объективно переопределена
самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на
определенном этапе развития человеческого общества вместе с
государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение
к прежним правилам общежития первобытно - общинного строя потребовалось
создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством - норм.
Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что
определенные процессы в жизнедеятельности общества представляют как
объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с
появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их
общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как
результат согласования различных интересов, - воля, которая при
определенных условиях превращается в государственную и возводится в
ранг правовых норм, права.
Соответственно под сущностью права следует понимать обусловленную
экономическими, социальными, политическими и духовными условиями
жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю
стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в
государственную волю и выраженную в виде правовых норм.
Такова сущность права по общему правилу, на всех тех исторических
этапах развития классового общества, когда речь идет об определенных
общественно - экономических формациях. А в те межформационные периоды
истории, когда устанавливается переходная государственность, сущность
права имеет те же специфические характеристики, как и природа такой
государственности. Это объясняется генетическими, сущностными и
функциональными связями, которые всегда имеются между государством и
правом.
Органическим продолжением сущности права является его мобильное
содержание, находящееся с ней в диалектическом единстве. Сущность и не
поглощает содержание права, и не оторвана от него. Сущностные свойства
права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах,
которые вместе с ним раскрывают его единую природу.
Содержание права представляет собой состав всех его элементов,
единство всех составных частей. В этом содержании сущность права на
новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а в необходимо
трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны
(моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по
новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные
свойства, именуемые содержательными.
Как и многим другим социальным масштабам поведения, в
содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная
определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти
свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем
состоит одно из коренных отличий от одноименных свойств не правовых
социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право
характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной
обеспеченностью.
«Государственное происхождение» права не свидетельствует о его
несовместимости с естественными, вытекающими из самой человеческой
природы правами и свободами личности. Конституция Российской Федерации
1993 года признала не только не отчуждаемость основных, в том числе
естественных прав и свобод личности, но и включила общепризнанные
принципы и нормы международного права в национальную, российскую
систему права в качестве ее составной части.
Таким образом, содержание права состоит в системе формально -
определенных, общеобязательных и специально - обеспеченных норм,
установленных или санкционированных государством для регулирования тех
или иных общественных отношений в согласованных им социальных
интересах.
В приведенной выше формулировке оттенены такие содержательные
свойства (признаки) права, как:
а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или
санкционировании соответствующих норм государством при помощи законов и
иных нормативно - правовых актов;
б) формальная определенность этих норм, то есть их обозначенность в
словесно - документальном виде;
в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность
для любого участника регулируемых отношений, если только он попадает
под субъективный состав данной нормы;
г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и
единство действующих в стране правовых норм;
д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и
реальную осуществленность.
Право по содержанию не тождественно закону. Будучи одной из форм
выражения права, закон может не выражать сути права как целостной
системы нормативных регуляторов, соотнесенных с объективными мерилами
справедливости, свободы и правды, с ценностями и приоритетами земной
цивилизации.
3. Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое
понятийное выражение. Во - первых, выделяют право в общесоциальном
смысле (моральное право, право народов и т.п.), во - вторых, выделяют
право в специально - юридическом смысле, как юридический инструмент
связанный с государством.
Право, как качественно своеобразное целостное образование, имеет
свою специфическую форму. Если сущностью и содержанием права
олицетворяется все то, из чего состоит право и чем характеризуется его
природа, то формой фиксируется его очертания и границы, способы
проявления вовне, самостоятельное существования, упорядочивания и
функционирования.
Право (в этом сугубо юридическом смысле) - это система
общеобязательных, формально определенных юридических норм,
устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на
урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
1. волевой характер,
1. общеобязательная нормативность,
1. связь с государством,
1. формальная определенность.
Форма права: понятие и виды
Форма права - это способ выражения во вне юридических правил
поведения.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала
рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».
Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как
«всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то
применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником
права 3 фактора:
1. источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества,
формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
1. источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины,
правосознание и т.д.);
1. источник в формально - юридическом смысле - это и есть форма права.
Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и
выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой
термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения
юридических норм.
В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает
начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь, например, Солнце -
источник тепла и света.
Но, что представляет собой источник права?
С экономической точки зрения, источником права являются
определенные экономические отношения, которые порождают соответствующие
им правовые системы.
Нередко понятие «источник права» отождествляют с понятием «источник
знаний о праве», иными словами, то, откуда люди получают сведения о
нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник
Хаммурапи, «Русская Правда»), произведения юристов и т.д. Все это -
лишь источники познания права.
Законы, постановления, указы и т.д. являются результатом
правотворческой деятельности.
Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных
органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права
посредством издания, изменения или отмены правовых актов.
Следует иметь в виду, что государство не создает право. Оно лишь
выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием
множества политических, экономических, культурных и иных фактов
общество само формирует и создает право, а государство только завершает
этот процесс.
Выделяют четыре основных формы права:
. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и
направленный на урегулирование определенных общественных
отношений. (К их числу относятся Конституция, законы,
подзаконные акты и т.п.);
. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения,
содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате
многократного применения, приводящее к правовым последствиям
(например, согласно статье 5 ГК РФ отдельные имущественные
отношения могут регулироваться обычаями делового оборота), особо
следует отметить: государство признает не все обычаи, а только
те, что отвечают интересам общества на определенном этапе его
развития;
. юридический прецедент - это судебное или административное
решение по конкретному юридическому делу, которому придается
сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих
дел (распространен преимущественно в странах общей правовой
семьи - Англии, США, Канаде и т.д.);
. нормативный договор - соглашение между правотворческими
субъектами, в результате которого возникает новая норма права
(например, Федеративный договор РФ 1992 года).
Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни
ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами
права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же
явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности.
Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив
предварительно содержание каждого.
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение
государственной воли вовне.
Соответственно под формой права следует понимать организацию его
собственного содержания, способы существования, проявления,
упорядочения и функционирования такого содержания. Форму права нельзя
смешивать с более широким понятием - с правовой формой вообще. Первая
из этих категорий соотносима только с самим правом непосредственно, а
вторая - со всеми правовыми явлениями в целом.
Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она
призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в
конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-
экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую
власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное
значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-
четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и
прохождения нормативных актов в законодательном органе.
Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права,
вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего
характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных
индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие,
«привязанных» к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам
места и времени.
Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в
них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные
предписания правоприменительного характера.
Набор предписаний - не единственное и не самое главное основание,
по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков
дифференциации всех нормативных источников - это принадлежность к той
или другой отрасли права: конституционному, административному,
гражданскому, уголовному и т.д.
Другое основание деления нормативных актов - по субъектам их
издания: акты органов государства; санкционированные государством акты
общественных организаций; акты органов самоуправления; акты
непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).
Источники права
внешняя форма воплощения и закрепления юридических норм
(официальные государственные документы)
|Правотворчество |
|Способы осуществления правотворчества |
| | | | | |
|Санкционирование | |Установление | |Непосредственное |
|государством | |правовых норм | |правотворчество |
|определенных | |полномочными | |народа |
|правил поведения | |государственными | | |
| | |органами | | |
|Основные виды источников права |
Страницы: 1, 2, 3
|