рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки

соответственно чему они используются как источник доходов государственной

казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию

социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При

умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в

системе социального управления. (регулирования производства, регулирование

потребления, регулирования доходов населения). Помимо рассмотренных функций

налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны'

государ-сТВУ^проводится контроль за финансово-хозяйственной дея-тельностью

предприятий, организаций, учреждений, за получе-ниемдоходов_гражданами^

источниками дтиу доходов, за ис-пользованием имущества, в том числе земли.

" Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить

успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом

воздействия на экономику страны

Основные новшества в этой области заключаются в следующем.

1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной

казны. Более 80% доходов бюджетной системы обставляют налоговые платежи.

Примрнявшиеся ранее в отно-шений' к 'государственным предприятиям различные

платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.)

были заменены налогами.

2. Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы

собств^ннасти, на которой они основаны. В этон-ттроявляётся ориентировка на

принцип организации рыночных отношений, основанных на равенстве их

субъектов.

3. Разграничение налогов по трем уровням — на федеральные; налоги

республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных

образований; местные. Они закрепляются за соответствующими бюджетами,

представляя их самостоятельную финансовую базу.

4. Помимо бюджета налоги могут теперь включиться и в государственные или

местные внебюджетные целевые фонды. которые' стали создаваться в последнее

время, в 1990-х гг., в связи с необходимостью более эффективного

использования средств (например, дорожные фонды^).

25. Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых

Немалое число налогов установлено законодательством Российской Федерации,

принятым в 1990-х гг. Следует заметить, что Закон «Об основах налоговой

системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. содержит перечень не

только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих

в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. При этом

они объединены в общем понятии «налоговая система». Сюда вошли помимо

налогов государственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые,

лицензионные и др.

Упомянутые платежи отличаются от налогов в собственном смысле слова. В

определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются

платой или за услуги, предоставляемые государством (например,

государственная пошлина), или платой за получение разрешения на какую-то

деятельность и т. д. Такие платежи носят обычно разовый характер. Надагам

же в отличие от них свойственна регулярность уплаты, при наличии у

налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения

(имущества, дохода и т. п.) налоги подлежат систематическому_внесениюв

казну в предусмотрен-" ныё"срокй.

Учитывая общие черты рассматриваемых платежей, законодатель условно

именует налогами (помимо налогов в собственном смысле слова) также и другие

платежи, понимая, под ними «обязательный взнос в бюджет соответствующего

уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и

на условиях, определяемых законодательными актами» (ст. 2 Закона РФ «Об

основах налоговой системы а Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.). А

совокупность данных платежей (с оговоркой «далее — налоги») называется

налоговой системой.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их

классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований

для классификации может быть несколько.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с юридических лиц и

налоги с физических лиц. К той и другой группе относятся' налоги разного

территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную

стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — подоходный налог, налог на

имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и ряд других.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения

и целевыми. Налоги общего значения, зачисляются в бюджет соответствующего

уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются

при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые

налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете

отдельной строкой для целевого использования (как, в частности, земельный

налог).

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федера-ции»^ввел также

подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального

уровня-, федеральные налоги-налоги субъектов Российской Федерации —

республик в ее составе, краев, областей, автономной области, автономных

округов; местные налоги. К федеральным налогам отнесены: — налог на

добавленную стоимость; — акцизы на отдельные группы и виды товаров; — налог

на доходы банков; и пр.

Другая часть налогов, иных платежей (государственная пошлина, гербовый

сбор, налог, переходящий в порядке наследования и дарения) предназначена

для зачисления в местные бюджеты.

Самая многочисленная группа - местные налоги и сбоы Среди них: — налог на

имущество физических лиц; — земельный налог; — налог на строительство

объектов производственного назначения в курортной зоне; — налог на

перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

и пр.

26. Налоговое право Российской Федерации, его источники

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием

налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей

совокупности представляют один из его институтов — налоговое право.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм,

регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с

юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных

случаях — внебюджетные целевые фонды.

Главными источниками налогового права являются законодательные акты

Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе

Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти

краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления.

Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные

положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих

принципов налогообложения на территории субъектов РФ к сфере их совместного

с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных

налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной

власти Российской Федерации. Органы местного самоуправления регулируют

вопросы налогообложения на своей территории в пределах, предусмотренных

законодательством РФ.

Исключительно важная роль среди источников налогового права принадлежит

Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации» от 27 декабря 1991 г. Его особенности состоят в том, что он

регулирует налоговые отношения комплексно, определяет общие, наиболее

существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а

именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, то есть

перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов;

обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия

налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и

ответственность их должностных лиц в области налогообложения.

Закон о каждом налоге содержит следующие основные элементы.

1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных

признаков. К ним относятся юридические лица, другие категории плательщиков

(например, филиалы юридических лиц) и физические лица, на которые в

соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать

налог.

2. Определение объекта налогообложения, т. е. того предмета, на который

начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных

товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты.

3. В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т. е.

часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог.

4. Ставка, т. е. размер налога, который взимается с единицы

налогообложения или объекта налогообложения в целом.

5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются

по каждому из видов налогов особо.

6. Установление льгот, т. е. полного или частичного освобождения от уплаты

налогов каких-либо категорий налогоплательщиков.

27. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права

общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с

юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность

налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный

государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с

установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность

компетентных органов — обеспечить уплату налогов. Невыполнение

налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение

материального ущерба государству, ограничивает его возможности по

реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает

строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы

обеспечить выполнение этих обязанностей.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, органы

государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые

принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов.

Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных

отношениях, т. е. субъектами налогового права.

В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые дан

обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых

правоотношений. Налогоплательщики обязаны: — уплачивать налоги своевременно

и в полном объеме; — вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о

финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее

пяти лет; — представлять налоговым органам необходимые для исчис-•ления и

уплаты налогов документы и сведения; и пр.

Условиями прекращения таких обязанностей для юридического лица являются:

уплата налога или отмена налога.

Налогоплательщики имеют следующие права, которые направлены на то, чтобы

обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов: — представлять

документы, подтверждающие право на льготы по налогам; — пользоваться

льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном

законодательными актами; — знакомиться с актами проверок, проведенных

налоговыми органами; и пр.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами

государственного принуждения. В этих случаях применяются меры

административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции.

Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной

налоговой службе и Законе об основах налоговой системы в Российской

Федерации и состоят в следующем: — обеспечении поступления налогов в

бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в

соответствии с предусмотренными ставками. — ведении учета

налогоплательщиков, — охране коммерческой тайны, тайны сведений о вкладах

физических лиц; и пр.

28. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика

По действующему законодательству Российской Федерации юридические лица

уплачивают налоги, относящиеся к разным территориальным уровням.

Правовой статус юридических лиц в области налогообложения заключается в

основном в следующем. Само выражение «юридическое лицо» применяется в

данном случае как обобщенное, которое охватывает организации различных

видов. В качестве налогоплательщиков могут выступать как коммерческие, так

и некоммерческие организации. Коммерческие организации, в отличие от

некоммерческих, основной целью своей деятельности имеют извлечение прибыли.

К налогоплательщикам — юридическим лицам относятся: 1) предприятия и

организации (в том числе бюджетные), имеющие согласно законодательству РФ

статус юридического лица, включая созданные на территории РФ предприятия с

иностранными инвестициями; 2) международные объединения и организации,

осуществляющие деятельность на территории РФ; 3) компании, фирмы, любые

другие организации, образованные в соответствии с законодательством

иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую

деятельность в РФ через постоянные представительства (или — иностранные

юридические лица).

Все перечисленные субъекты несут обязанность уплатить какой-либо налог,

как и другие связанные с ней обязанности, только при наличии у них

соответствующих объектов налогообложения. Они обязаны также, руководствуясь

законодательством, исчислить суммы налоговых платежей, подлежащие уплате в

установленные сроки; своевременно перечислить со своего расчетного счета в

банке требуемую сумму; вести бухгалтерский учет, представлять. налоговым

органам отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и в установленных

случаях расчеты платежей.

Объектами налогообложения для юридических лиц (других категорий

налогоплательщиков данной группы) могут быть прибыль, доход, стоимость

определенных товаров и другие денежные суммы, а также имущество.

Соответственно этому юридические лица уплачивают налоги: на добавленную

стоимость, на прибыль (доход) предприятий, на доходы банков и от страховой

деятельности, на имущество предприятий. На них распространяется также ряд

налогов целевого назначения, относящихся одновременно и к физическим лицам

(налоги, зачисляемые в дорожные фонды, земельный и др.).

Наиболее существенны из них по числу плательщиков и поступаемым суммам —

налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий, акцизы.

29. Налог на добавленную стоимость и акцизы

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен Законом РФ от 6 декабря 1991 г.

До этого такого налога в стране не было. В тот же день Верховный Совет РФ

принял Закон «Об акцизах».

Налог на добавленную стоимость имеет широкое распространение в

капиталистически развитых странах. Наименование его объясняется тем, что

налог уплачивается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает)

на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг).

По законодательству РФ налог на добавленную стоимость представляет собой

форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех

стадиях производства. Эта часть стоимости определяется как разница между

стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных

затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками налога являются предприятия (филиалы, отделения) независимо

от форм собственности, производящие и реализующие продукцию производственно-

технического назначения, товары народного потребления, платные работы и

услуги. В круг плательщиков НДС включены также полные товарищества,

реализующие товары, работы и услуги от своего имени. Все они в Законе об

НДС условно именуются предприятиями.

Объектами налогообложения являются обороты (то есть выручка) по реализации

на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных

услуг. Впоследствии Законом «О внесении изменений и дополнений в отдельные

законы Российской Федерации о налогах» от 22 декабря 1992 г. к объектам

налогообложения были отнесены ввозимые на тер-питорию Российской Федерации

товары в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Закон конкретизирует положения об объектах налогообложения, определяя

несколько групп оборотов, а именно:

а) обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и

приобретенных на стороне; б) обороты по реализации товаров (работ, услуг)

внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не

относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам:

в) обороты по реализации товаров (работ, услуг) без оплаты стоимости в

обмен на другие товары (работы, услуги); и пр.

Сроки уплаты налога. Налог уплачивается ежемесячно, исходя из фактических

оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный

месяц, не позднее 20 числа следующего месяца.

Акцизы. Термин «акциз» происходит от латинского слова ассейеге (обрезать).

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, имеют широкое распространение

в странах с капиталистической экономикой.

Акциз, будучи косвенным налогом, имеет определенное сходство с налогом на

добавленную стоимость, но отличается от него своей

индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам. Например, в ФРГ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.