Тенденция отчуждения местной власти от населения
|ТЕРРИТОРАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ |КАТЕГОРИИ ОПРОШЕННЫХ |
| |Населени|Исп. |Деревня |Поселок |Город, |
| |е |власть | | |райцентр|
|Микрорайон |3,0 |3,0 |— |1.8 |4,9 |
|Район |13,0 |22,6 |27,9 |24,6 |12,2 |
|Несколько районов |2,0 |0,6 |— |1,8 |— |
|Город в целом |24,0 |18,5 |9,3 |17,5 |29,3 |
|Город с прилегающей |51,0 |21,4 |7,0 |14,0 |36,6 |
|территорией | | | | | |
|Не ответили |7,0 |33,9 |55,8 |40,4 |17.1 |
Мнения различных групп во многом сходны, с заметным отрывом лидирует
вариант: "Местное самоуправление должно начинаться с района".
Данные свидетельствуют: те, кто сейчас представляют деревни и поселки,
так же как все остальные, являются сторонниками выделения более крупных
единиц самоуправления — районов.
Стоит обратить особое внимание на тот факт, что большинство
представителей групп "Деревня" и "Поселок" не считают себя достаточно
компетентными для решения данного вопроса.
Зато мнения жителей области, представителей городов и райцентров
совпадают:
на первом месте: "Город с прилегающей территорией";
на втором — "Город в целом".
Интересно, что степень предпочтения одного из двух указанных выше
вариантов оказалась связанной с уровнем дотационных районов.
Мнение об объектах, передаваемых в собственность
местного самоуправления[8]
Таблица 4
|ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ |КАТЕГОРИИ ОПРОШЕННЫХ |
| |Населен|Исп. |Деревня|Поселок|Город, |
| |ие |власть | | |райцент|
| | | | | |р |
|Школы |1 |2 |2-3 |3 |5 |
|Земля |2 |1 |1 |1 |6 |
|Больницы |3-4 |4-5 |7 |6 |3-4 |
|Дома культуры, библиотеки, |3-4 |3 |5-6 |2 |1-2 |
|кинотеатры | | | | | |
|Спортивные сооружения |5 |4-5 |8 |5 |1-2 |
|Государственный жилищный фонд |6 |6 |5-6 |7 |3-4 |
|Государственные предприятия |7 |9 |9 |9 |8 |
|Природные ресурсы |8 |7 |2-3 |4 |7 |
|Водные ресурсы |9 |8 |4 |8 |9 |
Так, представители слабо дотационных районов ставят на первое место
"Город с прилегающей территорией", а те, кто живет в дотационных районах,
предпочитают сделать единицей самоуправления "Город в целом". Видимо,
считая, что увеличение территории усугубит их положение. Для сельской
местности подобных различий не наблюдалось.
Основные тенденции, на которые следует обратить внимание, таковы:
между населением области и основной массой представителей исполнительной
власти нет заметных расхождений по вопросу о том, что нужно передать в
собственность местного самоуправления. Однако внутри «власти» существуют
достаточно симптоматичные разногласия по этому вопросу:
o те, кто живет в деревне, хотели бы в первую очередь получить в
собственность землю, природные и водные ресурсы;
o работники аппарата считают, что, прежде всего надо передать местному
самоуправлению объекты социально-культурного назначения (см. табл. 4).
Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что местная
власть воспринимается населением как вполне способная в силу своих
полномочий решать повседневные проблемы жителей, но степень ее
эффективности не высока. Характер местной власти в глазах населения
выглядит двояко. С одной стороны, это наиболее деятельная составляющая в
структуре власти в целом (что подтверждается вышеприведенными данными
всероссийских социологических опросов). С другой стороны, она
воспринимается населением как косная и медлительная, в основном из-за того,
что усилия, затраченные на общение с нею, зачастую абсолютно не адекватны
полученному результату.
Низкую эффективность работы муниципальных властей по решению проблем
граждан население напрямую связывают с бездействием и некомпетентностью
федеральной власти (Президента и Правительства России), а также судебной
власти[9].
Именно эти инстанции, по мнению населения, попустительствуют
всевозможным крупномасштабным жуликам, обирающим как простой народ, так и
мелких и средних предпринимателей, действующим на местах. Участники опроса
крайне неудовлетворенны характером и достоверностью информации, поступающей
из органов местного самоуправления, в том числе в ответ на запросы граждан.
Респонденты уверены, что на свой запрос гражданин получит лишь ту
информацию, которую организация захочет до него довести, а не ту, которая
ему нужна.
Большинство участников опросов в той или иной степени знакомы с
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ", но понимание прав и обязанностей, возложенных законодательством на
органы местного самоуправления, у абсолютного большинства опрошенных
ограничивается лить узким кругом повседневно решаемых проблем[10].
Неудивительно поэтому, что участники опроса, в большинстве случаев, не
смогли определить, до какого уровня простирается местное самоуправление
(микрорайон, село, поселок, городской и сельский район, город, область).
Правда, некоторым из них оказалось известно, что этот вопрос определяется
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ", однако как именно, - они четко не представляют. Понимание
опрошенными функций и задач местного самоуправления отмечается, как
правило, в самом общем плане. Однако все участники опроса полагают, что для
дальнейшего развития местного самоуправления необходимо, во-первых,
совершенствование работы органов местного самоуправления, и, во-вторых,
обучение людей приемам и практике общения с властными структурами всех
уровней.
Как выяснилось, органы местного самоуправления воспринимаются
населением вовсе не как демократический институт, в который местное,
сообщество делегирует своих представителей для решения проблем местного
значения, а как еще одна очередная властная структура, в отношении к
которой человек становится в позицию противостояния[11]. Поэтому вполне
естественно, что во взаимоотношениях с этой структурой граждане
предпочитают использовать, прежде всего, хорошо знакомые всем механизмы
взаимодействия с властью — личные связи, неформальные контакты, взятки, а
не активно задействовать формы и методы демократии, предоставленные в
распоряжение местного сообщества законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ". Отмечалось отсутствие практической
возможности отстаивать в судебном порядке свои права и экономические
интересы, урегулировать с муниципальными властями спорные вопросы и
разногласия в суде.
Также в последнее время для населения провинций наблюдается спад
общественной и политической активности граждан, что видно при выборах в
органы местного самоуправления[12]. И здесь трудно не согласиться с
приведенными причинами отчуждения населения. Это:
o Отсутствие среднего класса;
o Тоталитарность мышления основной части населения. В сознании многих людей
сохраняется образ сильного хозяина, который решит за них проблемы;
o Отсутствие у большей части населения политической грамотности способности
оценивать политиков не по обещаниям, а по их реальной деятельности;
o Дискредитация власти в глазах населения, что отбивает у них желание
участвовать в политическом процессе.
Считаю необходимым привести некоторые представления муниципальных
служащих о задачах и принципах организации системы местного самоуправления,
и препятствиях, с которыми сталкивается реформа местного самоуправления.
Данные были получены на основе социологического исследования в феврале-мае
1999 по запросу Управления по вопросам местного самоуправления Президента
РФ[13].
2. Представления муниципальных служащих
2.1. Взаимодействие муниципальных органов с населением
Работники органов муниципального управления подчеркивают необходимость
взаимодействия с населением и учет инициатив местного сообщества. Служащие
и депутаты местных органов власти, нерасположенные к взаимодействию с
населением, относительно немногочисленны: всего 20% муниципальных служащих
считают, что "серьезное рассмотрение всех инициатив населения отвлекает
органы местного самоуправления от решения оперативных проблем и снижает
эффективность муниципального управления".
В то же время муниципальные служащие невысоко оценивают готовность
местного сообщества реально участвовать в управлении муниципальным
образованием, активность населения в принятие решений. Муниципальные
служащие считают, что инициативы местного сообщества не всегда носят
конструктивный характер (64%), что население еще не готово к проявлению
инициативы и активному участию в решении проблем муниципального образования
(60-66%).
В тех МО, где действует система местного самоуправления, по всей
видимости, в большей степени осознается необходимость более тесных связей с
населением и, как следствие, возможно, более высока неудовлетворенность
этим взаимодействием. В МО, где существует местное самоуправление, ведется
наиболее активная работа с населением, органы власти "стараются
информировать население о принимаемых решениях" (81%, а в системе
государственной местной власти - 66%).
В то же время, именно в системе МСУ выше недовольство готовностью
населения участвовать в решении муниципальных проблем: здесь почти 62%
опрошенных (и 49% служащих в МО с назначаемым "сверху" главой
администрации") считают, что "население не готово принимать участие в
решении муниципальных проблем".
Исследование показало, что между системой местного самоуправления и
назначаемой "сверху" местной властью нет существенной разницы в степени
влияния местного сообщества на управленческий процесс, и в том, и в другом
случае оно невысоко.
2.2. Оценка реформы местной власти
В области муниципального управления за последние несколько лет
проведения реформы произошли реальные позитивные изменения.
Повысилась ли с 1996 года эффективность деятельности местных органов
власти?
|Безусловно, да |Безусловно, нет2,6|
|19,1 | |
|Скорее да |Затрудняюсь |
|50,3 |ответить 4,6 |
|Скорее нет 23,4 | |
В основном произошли изменения "внутреннего" характера - в структуре
управления, в подходах к процессу управления (48-54%). Несколько реже
муниципальные служащие отмечали, что реформа приводит к "сближению",
усилению взаимодействия местной власти с населением (38%). Но в системе
местного самоуправления это направление реформы развивается несколько
быстрее.
В чем конкретно они выразились?
|Изменилась структура управления 54; |
|Изменились подходы к управлению, сотрудники системы |
|управления стали |
|по-другому работать 48,5; |
|Усилилось взаимодействие органов местной власти с |
|населением 38,7; |
|Возросло доверие населения к местной 15,7; |
|Произошли серьезные кадровые перестановки 23,6 |
|Другое 3,3. |
Реформа быстрее продвигается в муниципальных образованиях с устойчивым
экономическим и финансовым положением. Муниципальные служащие,
представляющие муниципальные образования — "доноры" регионального бюджета,
более позитивно оценивают результаты реформирования системы управления в их
МО.
Различна оценка хода реформы у структур исполнительной и
представительной местной власти. Работники исполнительной власти местного
уровня гораздо чаще оценивают ход реформы как динамичный и эффективный. Они
в два раза чаще, чем работники представительной власти, говорят, что в ходе
реформы усилилась взаимодействие местного сообщества и муниципальной
власти. А большинство опрошенных - депутатов местных представительных
органов власти (72%) так не думают.
2.3. Успех реформы местного самоуправления
Основными факторами, которые определяют успех развития муниципальных
образований, муниципальные служащие считают объективные обстоятельства. По
их мнению, наиболее важна экономическая ситуация в МО, наличие хорошей
ресурсной базы (более (58%) поставили их на первое или второе место по
своей значимости).
Успех муниципального управления находится также в сильной зависимости
от личных качеств руководителей органов МСУ. Личные и профессиональные
качества глав местного самоуправления представляются важнейшими для 51%
муниципальных служащих. Они даже более значимы, чем установление нормативно-
правовых принципов функционирования управленческой системы (ее наличие
считают приоритетно важным 39% опрошенных).
Активности и инициативности населения, которая, как предполагалось,
играет главную роль в развитии системы местного самоуправления, сами
работники местных управленческих структур не придают большого значения.
Муниципальные служащие полагают, что от активности населения процесс
становления и развития местного самоуправления зависит лишь в
незначительной степени. Этот фактор муниципальные служащие ставят на
последнее место по своей значимости - это мнение характерно как для
работников, занятых в системе МСУ, так и для "государственной" местной
власти.
Таким образом, проблема взаимоотношения населения и органов местного
самоуправления выглядит двояко:
o Население воспринимает себя отторгнутым от властных структур, а властные
структуры – системой тяжеловесной и чуждой.
o Властные структуры испытывают трудности как в диалоге с населением, так и
в выяснении его точных потребностей. Это, в конечном счете, ведет к
отсутствию влияния на население.
Муниципальной власти, заботясь о своем образе необходимо наладить
информационные контакты с населением. Учитывая особую нагрузку на разные
подразделения, администрации следует отобрать сотрудников для такой работы.
Что в свою очередь требует подготовки новых кадров в муниципальном
управлении. Высокий профессионализм в сочетании с гласностью, открытостью
органов местного управления приедет к повышению доверия общества.
3. Муниципальные кадры: проблемы, перспективы
Сейчас местное самоуправление уверенно выходит на передний план
государственного строительства, становится важнейшей составной частью
системы управления в России. Однако, эффективность его пока мала по ряду
причин. К их числу однозначно надо отнести:
V В аппарате органов местного самоуправления почти нет специалистов,
способных организовывать по-новому жизненный уклад населения в
муниципальном образовании.
Число служащих и взаимодействующих с ними руководителей муниципальных
учреждений и предприятий к 1999 году составило приблизительно 620 тыс.
человек. Из них только лишь 2-3% имеют специальное образование. Дефицит
подготовленных кадров, отсутствие системы обучения муниципальных служащих
современным методам управления дискредитируют идею самоуправления. В чем
причина проблемы? Существовавшая система подготовки кадров не способна
решать поставленные цели[14]. Новый институт власти требует новые кадры.
Муниципальные служащие должны быть профессионалами, обладать относительной
самостоятельность при принятии решений в области муниципального управления,
управления собственностью отраслевого коммунального управления и т.п. Для
профессионала работающего в органах местной власти становятся необходимыми
знания в области юриспруденции, экономики, предпринимательской
деятельности, социального и политического управления, управления отраслями
коммунального хозяйства и сферой бытовых услуг, а также во многих других
отраслях. На сегодняшний день анализ программы обучения специальности
061000 – «Государственное и муниципальное управление» показал, что она не
учитывают особенности подготовки переподготовки кадров для местного
самоуправления. Программа не соответствует наименование специальности и
предполагает в большей мере подготовку специалиста в области
государственного управления. В данной ситуации возможны два способа
решения: изменение содержательной части либо открытием новой специализации
«Муниципальное управление». Я считаю, что второй путь наиболее адекватный
сегодняшней реальности. В целях успешного развития реформы местного
самоуправления, необходимо в короткие сроки переподготовить муниципальных
служащих. Начало подготовки кадров для местного самоуправления было
положено Федеральной программой государственной поддержки местного
самоуправления. Хотя это был необходимый и важный шаг, но надо признать,
Страницы: 1, 2, 3
|