Теория государства
патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и
подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни,
инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то,
что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из
жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А
это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.
Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения
общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в
государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость
объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства,
породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в
условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.
Эта теория получила распространение в ХУII - ХУIII вв., и ее наиболее
яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо,
А.Н. Радищев и др.
Представители договорной теории возникновения государства считали, что
договор об образовании государства заключался между каждым членом общества
и государством. По договору люди передают часть своих прав государству,
которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом,
не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали
причиной образования государства.
Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует
естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными
учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против
всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали
естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век"
человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное
неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в
целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны
отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том
числе и путем восстания.
Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен
другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители
стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих
целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский
(1854 - 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими
общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает
себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей,
платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления
побежденными. Этой концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович.
Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г.
Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и
других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим
организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого
сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер
считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности
развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он
видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как
племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество
функционирует подобно человеческому организму.
Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам
теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы
государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство -
результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с
расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают
сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество
достигает единения на основе государства, власти, иерархической
организации.
В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства.
Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая
идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса
"Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными
причинами происхождения государства основоположники марксизма считали
раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что
было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою
очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри
родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде
всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве
власть начинает выражать интересы только одной части населения -
экономически господствующего класса, который становится и политически
господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих
классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих
слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов
принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).
Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И.
Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми
свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску
авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого
следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право
порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а
особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями.
Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей
невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и
государства. Причиной возникновения государства является определенное
состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества
от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их
магической силой привели к возникновению государственной власти, которой
люди подчиняются добровольно.
Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США),
английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы
Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.
Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В
своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства
необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных
районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии,
Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных
систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как
поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять
воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля,
требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др.
Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в
восточных регионах, но в действительности процессы образования государства
и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства
было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие
трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение
государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов,
объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление
государственной организации.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его
определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями,
мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков
государства.
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой
объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной
территории и подчиненных политической власти, способной применять
принуждение.
Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической,
социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те
или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет
выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других
организаций современного общества. К ним обычно относят:
1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей
специальным аппаратом управления и принуждения;
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;
4) взимание налогов.
Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков
государства.
Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами
населения, государственная власть приобретает политический характер.
Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит
над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной
самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.
Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный
аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в
государственном аппарате служит профессией.
Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны,
т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности,
внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с
другими государствами. Однако суверенитет современных государств
самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и
неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров.
Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных
полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать,
изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством
общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и
принуждать к его соблюдению.
Налогообложение также составляет один из основных признаков государства,
поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может
содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и
распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на
его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и
организаций.
С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся
из общества политическая организация особой суверенной публичной власти,
выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также
обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Особая модель государства раскрывается понятием "правовое государство". Это
государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет
требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою
деятельность в соответствии с правовыми установлениями.
Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю историю.
Уже древние мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию
общества и государственной власти. Идею единства власти и права развивал
греческий мыслитель и государственный деятель Солон (УI в. до н.э.).
Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке,
поскольку беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества.
Значение разумных и справедливых законов подчеркивал величайший философ
античности Платон (427 - 347 гг. до н.э.). А основоположник античной
политической науки Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) обосновал идею
господства права и правовой законности, идею права как критерия
справедливости.
Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат
немецкому философу И. Канту (1724 - 1804 гг.). Опираясь на теорию
естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для
государства опираться на право и ориентироваться на него во всех своих
действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в
законах государства, как обеспеченные государством естественные права и
свободы человека.
Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель,
которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни,
- это сфера долженствования (как должно быть).
Другой немецкий мыслитель - Г. Гегель (1770 - 1831 гг.) рассматривал
правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель
различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные,
антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей
природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно
ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как "царство
реализованной свободы".
Сам же термин "правовое государство" ввел в оборот представитель немецкого
либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.
Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового
государства, то они сводятся к следующим:
1) господство права в общественной и политической жизни;
2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность
и реальность осуществления;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) принцип разделения властей.
Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию
государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных
структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых
законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми,
основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-
третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение
государства законом, установление правом рамок для деятельности государства
и его органов.
Незыблемость естественных прав и свобод личности означает признание и
реальное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения
перед законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными
возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.
Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать
естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь,
на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода
передвижения, свобода совести и др.
Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство и
личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают
взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать
от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет
перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны
существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства
исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный
порядок обжалования действий и решений государственных органов и
должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46
Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц
могут быть обжалованы в суд".
Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное
функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной,
исполнительной и судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов.
Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не
смогла узурпировать власть в государстве. Для этого существует система
сдержек и противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно
предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе
общих принципов.
Гражданское общество предпосылка и условие существования правового
государства. Гражданское общество - есть объединение частных личностей. В
нем доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи
между индивидами строятся по принципу - "пределы свободы личности,
определяются пределами свободы другой личности". Это независимая от
государства относительно самостоятельная сфера жизни общества, где
действуют различные социальные группы, объединения культурного,
национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие
разнообразные интересы людей.
Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается
общество с развитыми рыночными отношениями, где личность не отделена от
собственности, а, напротив, имеет возможность выбрать любую форму
собственности, вправе распоряжаться результатами своего труда и своими
способностями к труду. В гражданском обществе нет монополии на какую-либо
идеологию. В нем существует терпимость к различным суждениям, точкам
зрения, мнениям, плюрализм идеологий, взглядов, суждений.
Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться к
законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека должна
Страницы: 1, 2, 3, 4
|