рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория государства

и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические

и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический,

тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в

управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное

подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже

основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным.

Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего

захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий,

всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики

фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии,

он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный

режим основывается на идее полного господства государства над личностью,

над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и

отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма,

культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается

государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей

духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При

таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима.

Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство

всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое

господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне

агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством

руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером

и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие,

поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет

прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти:

народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует

в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также

контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно

признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в

соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и

конституцией данного государства. Государство исходит из того, что

единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и

прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и

обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие

форм собственности, широкий спектр общественных объединений,

многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным

взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют

интересы личности.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого

слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат

отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле

государственный аппарат понимается как система исполнительно-

распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных

органов (механизм государства), которые в совокупности образуют

государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный,

четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой

состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет

определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых

направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства,

включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле

под государственным аппаратом понимаются только органы государства,

наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные

органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют

отличать их от других органов:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции,

задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим

законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых

случаях принуждения;

3) действуют от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и

правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не

является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система

его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может

подвергнуться изменениям и структура органа.

На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма

правления и государственное устройство.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при

наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того,

органы государства должны располагать соответствующими материально-

техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них

функций - экономических, технических, информационных, идеологических,

организационных и т.д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е.

они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе

принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе

говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия,

которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Виды государственных органов различаются по разным классификационным

основаниям. В России, в зависимости от порядка образования, государственные

органы подразделяются на выборные (представительные органы - Федеральное

Собрание, областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство,

министры). Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе

выборными, органами - производные. Например, Счетная палата, создаваемая на

паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.

Исходя из принципа разделения властей, все органы государства разделяются

на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и

судебные (правоохранительные).

В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий

государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим в

России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный

Суд РФ и др. К центральным - федеральные министерства, государственные

комитеты, федеральные службы, а к местным - главы местной администрации.

В зависимости от внутренней организации и порядка решения вопросов выделяют

государственные органы, действующие на коллегиальных (правительство) и на

основе единоначалия (прокуратура).

В федеративном государстве различаются органы, действующие в

общегосударственном масштабе (федеральные), и органы государственной власти

субъектов федерации.

К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, могут

быть отнесены:

1) законность;

2) приоритет прав и свобод, а также законных интересов личности;

3) разделение властей;

4) гласность.

Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов

организации и деятельности государственных органов. Он получил

конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят

в далекое прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля,

Д. Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим

мыслителем Ш. Монтескье. У него теория разделения властей получила наиболее

законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная

цель разделения властей - устранить злоупотребления государственной

властью. При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг

полномочий и сферы деятельности каждой из властей - законодательной,

исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства

взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение и взаимное

сдерживание властей служат главным условием политической свободы в

обществе.

Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть

неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации

полномочий ветвей власти.

Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен

в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип

разделения властей и провозглашено, что органы законодательной,

исполнительной и судебной властей самостоятельны. Система предусмотренных в

ней сдержек и противовесов во многом напоминает американскую.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она

охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает

объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде

назначение политической системы можно определить как управление делами

общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать

реальное практическое участие населения в разработке, принятии и

осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это

объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для

характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские

цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической

системы:

во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за

государственную власть и ее осуществление;

во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных

слоев и групп;

в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической

системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как

совокупность государственных и негосударственных политических институтов,

выражающих политические интересы различных социальных групп и

обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование,

являются правовые, политические нормы и политические традиции.

Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие

прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической

деятельности.

Собственно политической организацией является прежде всего государство. Оно

- главный источник и носитель политической власти. К собственно

политическим организациям относятся также политические партии. Они

представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества

и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными

носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия),

но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы.

Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие

в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных

органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней

политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так,

партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы

для правового оформления своих интересов.

В структуру политической системы включают и политические движения, в

которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет

фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система

политических целей.

В структуру политической системы включает и такие организации, которые к

политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их

деятельности - выражение не политических, а экономических или иных

интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные

организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих

членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы

имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так,

они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право

на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки,

участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального

имущества и т.д.

Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической

системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия,

церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же

государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации

не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни

она может играть активную роль - заниматься благотворительностью,

воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.

Иногда к элементам политической системы относят средства массовой

информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики,

участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в

деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении

успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного

политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую

ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным

элементам политической системы общества. В крайнем случае их можно признать

в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных

структурных элементов политической системы.

Виды политических систем. Характер политической системы определяется

влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического

развития общества, его культура, традиции и т.д.

Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.

Для демократической политической системы характерны многопартийность,

политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других

политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов

управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической

сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная

общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы

на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее

государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-

государственной верхушки.

Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место

государства в политической системе определяется рядом особенностей

государства.

Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех

без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно

обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных

для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в

единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных

групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего

общества.

Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными

выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не

обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только

государство вправе регламентировать правовое положение политических партий,

общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой

информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в

политической жизни общества регламентируется государством. Другие

организации могут регулировать только деятельность собственных формирований

и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия

иных организаций ограничены определенными пространственными пределами -

регионом действия данной организации или субъектным составом -

распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на

все общество.

ЛИТЕРАТУРА

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. 1, с. 7-40.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994, тема 1,

с. 3-29.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994, Тема

28, с. 325-338.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 1, с. 7-17.

Общая теория права. Под ред. проф. А. С. Пиголкина. М., 1996. Гл. 2,

параграфы 1-4, с. 40-54.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема

5.1, с. 40-53.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под редакцией Венгерова А. Б. М.,

1993, с 22-48.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. проф. Манова Г. Н. М., 1995,

гл. 1, параграф 1-3, с. 1-12.

Хропанюк В. И. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 11, параграфы 2-3,

с. 19-22.

Куббель Л.Е. Очерки потестарной и политической этнографии. М. 1988.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.