рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория конституции

назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Заместители

Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом

по представлению Председателя Правительства. Порядок организации и состав

Правительства РФ схож с порядком организации и составом Правительства

Италии. В ст.92 Конституции Италии говорится: «Правительство Республики

состоит из Председателя Совета и из министров, которые вместе образуют

Совет министров. Президент Республики назначает Председателя Совета

министров и, по его предложению, министров[11]». Такой же порядок

предусмотрен Конституцией ФРГ, Франции и конституциями многих других

государств.

В ст.114 определяется круг основных полномочий Правительства:

разработка и обеспечение исполнения бюджета; обеспечение проведения в РФ

единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения в

РФ единой государственной политики и т.д. Такими же полномочиями обладают и

соответствующие органы исполнительной власти других стран, но почему-то

они, в большинстве своем, не перечисляются в Основном законе так, как это

сделано в Конституции РФ.

Конституция РФ предусматривает различные основания отставки

Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором. Одно из них –

заявление Правительства об уходе. Другое основание – это инициатива

Президента в принятии такого решения. Третье основание отставки

Правительства связано с выражением недоверия ему палатой

Вотум недоверия (в других странах также резолюция порицания)– один из

наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. Этот

институт есть во всех государствах современной Европы:

. Греция: «Правительство должно пользоваться доверием Палаты депутатов. В

течение 15 дней после принятия присяги премьер-министром правительство

обязано поставить вопрос о доверии перед Палатой; в последующем оно может

это делать в любой момент» (ст.84)[12].

. Италия: «Каждая палата оказывает доверие или отказывает в нем путем

мотивированной резолюции, принятой поименным голосованием» (ст.94)[13].

. Испания: «Правительство уходит в отставку по получении результатов

всеобщих выборов при потере парламентского доверия, предусмотренного

Конституцией, или уходе в отставку, или смерти Председателя»

(ст.101.1)[14].

. Франция: «Национальное собрание выражает Правительству недоверие путем

принятия резолюции порицания» (ст.49)[15].

2.7 Судебная власть.

В гл.7 Конституции РФ утверждается понятие правового института судебной

власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым,

нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической

категории.

Используемый Конституцией термин «судебная власть» представляет собой

краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции

разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов

правосудия в системе государственного механизма.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов

различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и

исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной

власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения

отдельных функций субъектами иных ветвей власти.

Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве

судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить

его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы

гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать

поставленные перед ней законом государственные задачи.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность

(ст.118.1) и подзаконность (ст.120.1). Все эти качества нашли отражение в

нормах Конституции РФ. Эти же свойства можно проследить и в конституциях

других государств:

1. Самостоятельность. Испания ст.117.3 «Право осуществления функций

судебной власти на любых стадиях и исполнение судебных решений

возлагаются исключительно на суды и трибуналы, созданные законом, в

соответствии с определенными им правилами о юрисдикции и юридической

процедурой[16]».

2. Подзаконность. Италия ст.101 «Судьи подчиняются только закону[17]».

2.8 Местное самоуправление.

В главе «Местное самоуправление» конкретизированы положения ст.12.

Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к

общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как

демократического института.

«Одним из признаков развития гражданского общества является система

институтов самоуправления. Эти институты позволяют придавать свободной

деятельности человека созидательный смысл, связывать с

самоответственностью.

Именно поэтому Конституция выделяет отдельную сферу гражданской

самостоятельности и активности – местное самоуправление, определяя, что

органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти,

а действуют самостоятельно и несут ответственность перед своим

населением[18]».

В ст.130 раскрывается смысл местного самоуправления, говорится о том,

кто и как осуществляет местное самоуправление. В следующей статье, этой же

главы определяются территориально-организационные основы. Ст.131 дает

перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного

самоуправления.

В эпоху буржуазных революций и развития конституционного движения

получает «новое дыхание» местное самоуправление, теоретические основы

учения, о котором в первой половине XIX в. разрабатываются в трудах

Токвиля, Гнейста, Штейна, Лабанда и др.

А. Де Токвиль, например, писал: «Без общинных институтов нация может

сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так

и не приобретает[19]».

Если анализировать различные модели местного самоуправления, то это

займет много времени, поэтому выделим лишь – в силу значимости содержащихся

в ней теоретических положений – Европейскую Хартию местного

самоуправления, принятую Советом Европы 15 мая 1990г[20]. Этот документ

отражает современное видение местного самоуправления, включает в себя

главные параметры:

. местное самоуправление составляет одну из основ любого демократического

общества;

. право граждан участвовать в управлении государственными делами может быть

осуществлено именно на местном уровне;

. облеченные реальной властью органы местного самоуправления представляют

собой значительный вклад в развитие принципов демократии и

децентрализации власти;

. местное самоуправление, созданное демократическим путем, пользуется

широкой автономией, как в отношении своей компетенции, так и порядка

осуществления необходимых для этого средств;

. принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве

и, по возможности, в Конституции каждой страны;

. понятие права местного самоуправления и его субъекты;

. сфера и пределы правового регулирования местного самоуправления;

. принцип соответствия организационных структур и форм местного

самоуправления его целям и задачам;

. принцип свободного, т.е. независимого, самостоятельного осуществления

местным самоуправлением своих полномочий;

. принцип ограниченности рамок и пределов административного контроля за

местным самоуправлением;

. правовые гарантии местного самоуправления.

Этот документ является эталоном, к которому должно стремиться каждое

государство. Если провести анализ, то можно увидеть, что все эти положения

есть в Конституции РФ.

2.9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституции большинства государств мира предполагают более строгий

порядок изменения по сравнению с принятием обычным законов. Обычно

конституционные положения изменяются квалифицированным большинством в

парламенте, конституционные поправки принимаются особым видом законов или

особым видом правовых актов. Конституционная практика зарубежных стран

предусматривает самые различные юридические процедуры рассмотрения

конституционных поправок: референдум, рассмотрение поправок

представительными органами субъектов федерации, специальными органами -

конвентами, двухкратное рассмотрение парламентом. Во многих конституциях

имеется дифференциация различных конституционных норм по порядку изменения.

Некоторые нормы (например, о республиканской форме правления Франции)

пересмотру не подлежат, некоторые нормы пересматриваются в упрощённом

порядке. В большинстве государств конституционные поправки вносятся

непосредственно в текст Конституции, но есть и исключения (поправки к

Конституции США не вносятся в её текст, а как бы дописываются к ней).

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации отличается от

процедуры принятия поправок к Конституции. Положения глав 1, 2, 9

Конституции Российской Федерации вообще не могут быть пересмотрены

Федеральным Собранием. Пересмотр глав 1, 2, 9 Конституции Российской

Федерации означает пересмотр Конституции Российской Федерации, принятие

новой Конституции Российской Федерации. Если предложение о пересмотре

положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано

тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов

Государственной Думы (107 членов Совета Федерации и 270 депутатов

Государственной Думы), в соответствии с федеральным конституционным

законом созывается Конституционное Собрание, оно может или подтвердить

неизменность Конституции Российской Федерации, или разработать проект новой

Конституции Российской Федерации и принять его либо вынести на всенародное

голосование.

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются

Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном статьёй 108 Конституции

Российской Федерации для принятия федеральных конституционных законов, но

согласно толкованию Конституции Российской Федерации конституционные

поправки принимаются не в форме федеральных конституционных законов, а в

особой форме - в форме законов Российской Федерации о поправках к

Конституции Российской Федерации. Законы о конституционных поправках после

их одобрения органами законодательной власти не менее, чем двух третей

субъектов Российской Федерации подписываются Президентом Российской

Федерации, обнародуются и вступают в силу. Представляется, что поправки к

главам 3-8 Конституции Российской Федерации не должны противоречить главам

1, 2, 9 Конституции Российской Федерации.

Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает две особые,

упрощённые процедуры для изменения статьи 65 Конституции Российской

Федерации. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся

на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую

Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации,

об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской

Федерации. В случае изменения наименования субъекта Росийской Федерации его

новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции Российской

Федерации.

Заключение

В настоящее время в развитии конституционного законодательства и

конституционной доктрины вообще главенствует принцип "естественных прав".

Провозглашая определенную совокупность или свод принципов, правил, прав,

ценностей, как продиктованную естественной природой человека, данная

концепция закрепляет независимость этих прав от конкретных социальных

условий и государства. Такая надклассовая концепция укрепляет статус

человека и гражданина вне зависимости от его пола, возраста, принадлежности

к определенной группе общества во всех признавших ее государствах.

Определенные виды прав, которыми не пользовались в полной мере некоторые

категории граждан, становятся всеобщими, а сами права получают сильную

судебную защиту, делая реальными гарантии свободного и беспрепятственного

их осуществления.

Практически все западные политологи и правоведы отмечают произошедшую

за последние 30 лет перемену в соотношении ветвей властей. Наиболее ярко

это заметно при сравнении роли законодательной и испонительной ветви.

Значительное усиление исполнительных органов объясняется, прежде всего, их

способностью быстро и действенно принимать и приводить в жизнь решения,

необходимые в постоянно меняющихся условиях конца XX столетия. Даже в тех

странах, где традиционно сильны представительные органы, первенство в сфере

оперативных действий всецело принадлежит исполнительной ветви власти.

Являясь гарантом соблюдения прав человека и гражданина, Конституция

играет чрезвычайно важную роль в объединении общества, поскольку права,

провозглашаемые Конституцией, имеют всеобщий, не зависящий от социального

положения индивидуума характер. Таким образом, именно за Конституцией

следует признать основную заслугу в регулировании общественных отношений и

сглаживании социальной напряженности.

Основываясь на всех вышеизложенных тезисах, можно сказать, что именно

от детальной и полной разработки конституционного законодательства зависит

стабильность существования общества.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации. М., 1997.

2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской

Федерации.М.,1996.

3. Габричидзе Б.Н. Советы: «работающие корпорации» или разделение

властей? // Народный депутат. 1991. №13.

4. Государственное управление и развитие // Российские вести. 10.01.95.

5. Ковалев. А.М. Современное состояние Конституции V республики во

Франции (проблемы реформы конституции). // Государство и право.

1997.№4.с.100-102.

6. Ковачев Д.А. Конституции республики Италия – пятьдесят лет.// Право и

экономика. №1/1997.

7. Комментарий к Конституции РФ.// под.ред.Л.А.Окунькова М.1996

8. Крылов Б.С., Михалева Н.А. Новая Конституция суверенной России. М.,

1994.

9. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. М. 1998.

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию об укреплении российского

государства (Основные направления внутренней и внешней политики)//

Российская газета. 25.02.94.

11. Пантелеев П.К. Конституции буржуазных государств. М. 1982.

12. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М. 1990.

13. Современный словарь иностранных слов. М. 1992.

Приложение

|Права и свободы|Россия |Испания |Италия |

|1. Право на |Статья 20.1. |Статья 15. | |

|жизнь. |Каждый имеет право на жизнь. |Все имеют право на жизнь, на физическую и | |

| | |моральную неприкосновенность и ни в коем случае | |

| | |не могут подвергаться пыткам или негуманным или | |

| | |унизительным наказаниям. | |

|2. Свобода и |Статья 22.1. |Статья 17.1. |Статья 13. |

|личная |Каждый имеет право на свободу и |Каждый человек имеет право на свободу и |Свобода |

|неприкосновенно|личную неприкосновенность. |безопасность. Никто не может быть лишен своей |личности |

|сть. | |свободы иначе, как в соответствии с положениями |ненарушима. |

| | |настоящей статьи и в случаях и форме, | |

| | |предусмотренных законом. | |

|3. |Статья 25. |Статья 19.1. |Статья 14. |

|Неприкосновенно|Жилище неприкосновенно. Никто не|Испанцы имеют право свободно избирать свое |Жилище |

|сть жилища. |вправе проникать в жилище против|местожительство и передвигаться по национальной |неприкосновенн|

| |воли проживающих в нем лиц иначе|территории. |о. |

| |как в случаях, установленных | | |

| |законом. | | |

-----------------------

[1] Б.А. Страшун. Историко-правовой комментарий. Конституция РФ.

М.1997.C.25.

[2] Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С.302.

[3] См. подробнее: Ковалев. А.М. Современное состояние Конституции V

республики во Франции (проблемы реформы конституции). // Государство и

право. 1997.№4.с.100-102.

[4] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982. С.125

[5] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982. С.124

[6] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996. С.156

[7] Международная защита прав и свобод человека: Сб.документов.М.1990.

[8] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.183

[9] Там же. С.186

[10] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.196.

[11] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982. С.142

[12] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.382.

[13] Там же. С.142.

[14] Там же. С.302.

[15] Там же. С.102.

[16] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.306.

[17] Там же. С.144.

[18] Послание Президента РФ Федеральному Собранию об укреплении российского

государства (Основные направления внутренней и внешней

политики)//Российская газета.25.02.94.

[19] Де Токвиль А. Демократия в Америке. М.,1992.С.65.

[20] Народный депутат.1993.№11.С.57.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.