рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория становления государства и права

родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она не была

приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором

интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался орган, который

смог бы обеспечить преимущество интересов одних членов общества за счет

других. И таким органом стало государство.

Государство - это единая политическая организация общества, которая

распространяет свою власть на всю территорию страны и ее населения,

располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные

для всех веления и обладает суверенитетом.

Основными причинами появления государства были следующие:

. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с

его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с

развитием производства, появлением новых отраслей, разделения

труда, изменением условий распределения общего продукта, ростом

численности населения, проживающего на определенной территории и

т.п.;

. необходимость организации крупных общественных работ, объединения в

этих целях больших масс людей. Это особенно проявилось в тех

регионах, где основой производства было поливное земледелие,

которое требовало строительства каналов, водоподъемников,

поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

. необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего

функционирование общественного производства, социальную

устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению

к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен;

. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и

захватнических.

Существенное влияние на процесс государствообразования оказала

религия. Она сыграла большую роль в объединении отдельных родов и племен в

единые народы. В первобытном обществе каждый род покланялся своим языческим

богам. В период объединения племен династия новых властителей стремилась

утвердить общие религиозные каноны. Появление государства характерно тем,

что образуется группа людей, занимающаяся только управлением и применяющая

этот особый аппарат принуждения.

Государство в отличие от социальной организации первобытнообщинного

строя отличалось следующими признаками.

Во-первых, государство представляет собой единую территориальную

организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная

власть распространяется на всё население в пределах данной территории.

Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей

между членами общества порождает новый социальный институт - гражданство

или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Осуществление власти по

территориальному принципу ведет к установлению его пространственных

пределов - государственной границы. Территориальный признак связан и с

федеративным устройством государства, в границах которого проживает

население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Государство

обладает верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и

полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над

населением. Территория не общественное, а естественное условие

существования государства. Нет государства без территории, нет государства

без населения.

Во-вторых, государство - особая организация политической власти,

которая имеет специальный аппарат управления обществом для обеспечения его

нормальной жизнедеятельности. Через систему своих органов государство

осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует режим

политической власти, защищает свои границы. К важным государственным

органам, которые были присущи всем историческим типам и разновидностям

государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое

значение в механизме государства занимали органы, осуществляющие

принудительные и карательные функции.

В-третьих, государство организует общественную жизнь на правовых

началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно

государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии

руководить обществом, обеспечивать реализацию принимаемых им решений.

В-четвертых, государство представляет собой суверенную организацию

власти. Суверенитет государства - это свойство государственной власти,

которое выражается в независимости государства во внешних и верховенство во

внутренних делах.

Суверенитет - собирательный признак государства. При известных

условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа.

Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать

свою судьбу, вопросы государственного и общественного развития, формировать

направление политики своего государства, состав его органов.

Понятие государственного суверенитета связано с понятием национального

суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на

самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного

государства.

Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как

специфическую организацию общества.

Основные теории происхождения государства.

С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с его

социальной политической зрелостью изменялось и государство. Его общие

признаки, в принципе, оставаясь неизменными, наполняются новым более

рациональным содержанием. Уже тысячелетия люди живут в условиях

государственно-правовой действительности. Они являются гражданами в

пределах государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои

действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в

древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях

возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории,

по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность теории объясняется

разными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы,

разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Приведем несколько примеров существующих теорий.

1 Теологическая или божественная теория.

Данная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что

ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения

государства и права. Несмотря на свое религиозное содержание, и эта теория

отражала определенные реальности, а именно: власть жрецов, роль храма и

т.д. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов

реализации божественной воли. В то же время она отстаивает идеи

незыблемости подчинения государственной воле как власти бога. Теологическую

теорию нельзя доказать, как и нельзя опровергнуть: ведь вопрос о ее

истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, т.е. это, в

конечном счете, вопрос веры. В силу особых взглядов и воззрений части

общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на

формирование общественно политической мысли и в последующие периоды

развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая

теория завоевала в период становления и развития феодализма.

На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух

мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они

возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой

использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли

вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью

правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной

теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над

светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от

бога».

Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко

известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 -

1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и

права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение

и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в

Древнем Риме о том, что на возникновение и развитие государства и права

решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда

денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие

отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной причиной

упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого века до

н.э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины». И тут

же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству

и прочим излишествам».[1]

После того пишет Саллюстий, когда «трудом и справедливостью» возросло

Римское государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и

смирились дикие племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник

Римской державы и «все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала

свирепствовать и всё перевернула вверх дном».[2] Римляне, которые с

лёгкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не

выдержали испытания досугом и богатством.

Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило «в сердце таить одно», а

вслух говорить другое. Дружбу и вражду оценивать «не по сути вещей, а в

согласии с выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о

внутреннем достоинстве».

Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало

моральные основы Римского государства и оно было обречено. Так может

случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные,

добрые и злые - несомненно играют и играли значительную роль в процессе

становления и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они

являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на

первый план.

2 Классовая теория.

Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения

государства и права лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся

в области экономики и в социальной жизни людей. Так получила своё

распространение классовая теория или материалистическая как ее еще

называют.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что

государственная организация приходит на смену родоплеменной организации.

Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе

изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу

коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе.

Эта теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в

силу экономических причин: общественного разделения труда, появления

прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на

классы с противоположными экономическими интересами.

Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные

с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с

появлением торговли и обмена привели к быстрому росту производительных сил,

к способности человека производить больше средств к существованию, чем это

было нужно для подержания жизни. Становится экономически выгодным

использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или

принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли

работать на себя. Производимый или остаточный (сверх необходимого для

прокормления) продукт присваивали.

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро

усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях

получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд

военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за

собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих

тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и

своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы,

классы, социальные прослойки.

Во всей Галлии, писал по этому поводу Гай Юлий Цезарь, существуют

вообще только два класса людей, пользующиеся известным значением и почётом,

ибо простой народ держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не

решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от

долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в

рабство знатным.

Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода

выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов.

Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую

часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество

скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем

наследственной, они использовали не столько для защиты общественных

интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих

соплеменников.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации

власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом,

не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась

бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной

жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед

углубляющимся неравенством.

Основные положения материалистической теории представлены в работах К.

Маркса и Ф. Энгельса.

«Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи,

частной собственности и государства», - отжил свой век. Он был взорван

разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был

заменен государством».[3]

Появилась потребность во властной организации, которая, поддерживая

интересы имущих, сдерживала противоборство зависимой части общества. Такой

особой организацией стало государство.

По утверждению представителей материалистической теории оно является

исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением

классовых различий.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения

государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и

преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в

замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной

плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах

которого возникает государство.

Германская форма - государство возникает как результат завоевания

обширных территорий.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на

добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях

оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах -

регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения

в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия,

но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.

Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к

соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и, прежде

всего, суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались

актами князей, королей и просто наделённых такими полномочиями чиновников.

Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда

стремилась закрепить в этих актах и обычаях, прежде всего, свои собственные

имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою

власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось. О чём можно судить

по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных

памятников той эпохи, и в особенности, Древней Греции, древнего Рима,

Древнего Египта, Вавилона.

Так, в хорошо известных «Инструкциях» римского юриста II в. н.э. Гая

прямо закреплялось имущественное и социальное неравенство людей словами

«Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободные

или рабы». Далее уточнялось: «Из свободных людей одни - свободнорождённые,

другие вольноотпущенные. Свободнорождённые суть те, которые родились

свободными, вольноотпущенные - это те, которые отпущены на волю из

законного рабства».

Классовость и экономическая обусловленность права является важнейшим

принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой

теории является представление о том, что право является продуктом

классового общества; выражением и закреплением воли экономически

господствующего класса.

Материалистическая теория считает, что право - исторически преходящее

явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его

развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную

ценность.

Представители других концепций и теорий происхождения государства

считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так

как они не учитывают психологических, биологический, нравственных,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.