рефераты бесплатно

МЕНЮ


Территория государства

государства, образования самостоятельного государства и определения своего

внутреннего устройства. Принцип самоопределения народов нашел свое

подтверждение и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного

права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между

государствами, 1970 года. В декларации отмечается, что «все народы имеют

право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус

и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и

каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положением

Устава».

Принцип самоопределения имеет две стороны: внешнюю - право народна на

вхождение в состав того или иного государства или образование

самостоятельного государстве и внутреннюю - определение своего внутреннего

устройства. С точки зрения территориального разграничения первостепенное

значение имеет внешняя сторона, ибо, решая вопрос о вхождении в состав того

или иного государства или образования

самостоятельного государства, самоопределяющийся народ тем самым решает и

вопрос о принадлежности своей территории тому или иному государству или, в

случае образования самостоятельного государства, — вопрос о превращении

своей территории в отдельную государственную территорию.

Таким образом, самоопределяющийся народ распоряжается своей

территорией, и в основе принадлежности определенной территории государству

лежит воля населяющего эту территорию народа. Это обстоятельство

неоднократно отмечалось в советской международно-правовой литературе.'

Все критерии, определяющие границы территории

самоопределяющегося народа, следует рассматривать в их совокупности, в

диалектической связи между собой и другими факторами, например,

географическими. Существуют географические принципы установления пределов

территории по какой-либо реке или по горному водоразделу. К числу

географических принципов, использовавшихся в прошлом, относятся принципы

смежности и протяженности, сутью которых, с некоторыми различиями в деталях

является то, что при отсутствии установленных границ государству

принадлежат непосредственно прилегающие к его территории земли.

Географические принципы могут применяться лишь как вспомогательное

средство для уточнения границ территории, принадлежащей самоопределяющемуся

народу, и только в той мере, в какой их применение не противоречит

общепризнанным принципам и нормам международного права. Географические

принципы применяются для того, чтобы не создавалось неоправданного разрыва

естественного единства местности, и чтобы граница проходила наиболее

справедливым и удобным образом для разграничивающихся сторон.

Географические принципы могут иметь особое значение, когда пределы

территории самоопределяющегося народа находятся в труднодоступных,

' Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. - М.: Международные

отношения, 1985. - С. 71.

пустынных и незаселенных местностях, где основные элементы общности этого

самоопределяющегося народа не проявляются достаточно отчетливо. Разумеется,

речь идет о сравнительно небольших уточнениях пределов территории, и

основой нового территориального суверенитета в целом являются не

географические принципы, а осуществление народом права на самоопределение.

Как уже отмечалось, самоопределение не является единственным

основанием территориальных изменений. В практике международных отношений

нередко возникают вопросы о передаче тому или иному государству небольших

незаселенных участков. Принцип самоопределения в этих случаях не

затрагивается. Такие территориальные изменения происходят в соответствии с

международным правом, мирным путем и по договоренности. В любом случае

передача участка территории происходит небезвозмездно.

Пограничные государства могут произвести обмен равноценными участками

территории. Так, по договору между СССР и Польшей от 15 февраля 1951 г. обе

стороны обменялись равными по размеру пограничными участками. Обмен был

произведен исходя из экономического тяготения обмениваемых участков к

смежным территориям СССР и Польши. В соответствии с соглашением от 2

декабря 1954 г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками

своей территории во взаимных интересах.

Передача небольшого пограничного участка может быть произведена и на

другой основе, без обмена равноценными участками территории, однако при

условии достаточного учета как общенациональных интересов, так и интересов

населения передаваемого участка, если таковое вообще имеется.

Одной из форм компенсации за передачу участка территории может быть

выплата согласованной денежной суммы. Так, по договору между СССР и

Финляндией от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила СССР территорию в 176

кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины

Нискакоски на реке Паатсо-Йоки с находящимися на этой территории зданиями и

сооружениями. За эту уступаемую территорию, включая стоимость находящихся

на ней зданий и сооружений, Советский Союз, как отмечено в

договоре, выплачивает Финляндии 700 млн. финских марок. Очевидно, что

уступлены за денежную компенсацию могут быть сравнительно небольшие участки

территории, которые являются, незаселенными или малозаселенными. Поскольку

уступается хоть и небольшая часть, но все же часть национальной территории,

то эта уступка должна отвечать общенациональным интересам.

Передача участка территории должна быть оформлена заключением договора

между соответствующими государствами. Отсутствие договора может привести к

тому, что в дальнейшем права нового территориального суверена на вновь

приобретенную территорию могут быть оспорены.

Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это

понятно, поскольку государственная территория не является собственностью

правительства, а достоянием всего данного государства. Ратификация

производится высшим представительным органом государственной власти.

Тот факт, что передача территории оформляется заключением договора,

влечет за собой весьма важное обстоятельство: передаваемая территория

становится территорией другого государства с момента вступления договора в

силу, если в нем не оговорено иное. Обычно такие договоры требуют

ратификации и, соответственно, вступая в силу после обмана сторонами

ратификационными грамотами, или во время, установленное в самом договоре. С

этого момента на переданную территорию распространяется территориальное

верховенство нового суверена, в том числе, его законодательство.

Поскольку передача участков территории оформляется заключением

международного договора, то помимо ее соответствия праву народов на

самоопределение другими критериями ее правомерности будут все те критерии,

которые определяют правомерность международного договора, — его

соответствие общепризнанным принципам современного международного права,

императивным нормам международного права и иным специальным нормам

относительно заключения международных договоров.}

' Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ - условие международного

мира. - М.: Наука, 1975. -С. 60.

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ 4.1. Понятие и виды

государственных границ

Государственные границы определяют пределы государственной территории,

и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей

Российской Федерации как определено в Законе о государственной границе РФ

1993 года, является линия и проходящая по этой линии вертикальная

поверхность, определяющая пределы территории РФ — суши, вод, недр и

воздушного пространства.

Государственные границы могут проводиться с учетом географических

особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они

называются орографическими. Границы бывают также геометрическими,

проводимые по прямым линиям от одной точки к другой. При этом возможны

отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью

обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п.

Бывают также границы, совпадающие с параллелями или меридианами.

4.2. Установление государственных границ

Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило,

соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных

договоров проводятся на местности.

Границы по рекам устанавливаются по договоренности между соседними

государствами. Иногда они проводятся по берегу, чаще по так называемому

тальвегу — линии наибольших глубин, иногда — по середине реки. Такие

границы подвержены изменениям, так как зависят от размывов и наносов. При

постепенных изменениях русла граница проходит по берегу, тальвегу или по

срединной линии реки по состоянию на данный момент. В случае же внезапных и

значительных изменений русла реки граница, как

правило, сохраняется на прежнем месте до заключения сторонами

соответствующего соглашения о ее изменении.1

Государственная граница может также устанавливаться по внутренним

озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между

государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой,

соединяющей точки выхода границы на побережье.

Установление межгосударственной сухопутной границы проходит две

стадии. Первая — делимитация границы — договорное определение прохождения

линии государственной границы с подробным ее описанием и нанесением на

карты; вторая — демаркация границы — сводится к проведению государственной

границы на местности. Для демаркации создается пограничная

демаркационная комиссия, состоящая из представителей сопредельных

государств. В ее задачи входит обозначение границы на местности,

установление пограничных знаков, составление подробного протокола с

описанием прохождения линии границы, пограничных знаков и с приложением

соответствующих схем, фотоснимков и т.п. Повторные демаркации

государственной границы, проводимые в случае необходимости, носят название

редемаркации.

Государства, располагающие морским побережьем, имеют морскую

государственную границу, которая устанавливается по линии внешнего предела

территориальных вод.

Граница территориальных вод - морская государственная граница

-проходит на определенном расстоянии от линии самого низкого уровня воды на

побережье моря (внутренняя граница территориальных вод), т.е. от линии

наибольшего отлива при обычном отливе. Если берег извилист, внутренняя

граница территориальных вод может проводиться по-разному: вдоль берега или

от мыса к мысу, с учетом так называемых базисных линий.

Территориальные воды за пределами морских гаваней начинаются от

Щербаков А.С. Государственная граница России и право // Государство и

право. - 1995. - № 9. - С. 121.

наружных портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями

рек, то их началом являются наружные границы этих внутренних (национальных)

вод. Если перед самым берегом расположены острова, то территориальные воды

начинаются за их пределами и часть моря между материком и островами

относится к внутренним водам государства. Другие, принадлежащие государству

острова, имеют свои территориальные воды, принадлежащие одному государству,

группы островов имеют, как правило, общие территориальные воды.

Внешняя и внутренняя границы территориальных вод устанавливаются

законодательством государства с учетом и на основе общепризнанных

международно-правовых норм. Ширина пояса территориальных вод может

варьироваться, согласно современному международному праву, в пределах от 3

до 12 морских миль.

Поверхность, образованная движением вертикали вдоль линии сухопутной и

водной границ в воздушном пространстве, составляет воздушную

государственную границу. Продолжение этой поверхности в недра образует

государственную границу недр.

До сих пор государства не устанавливали верхнего предела воздушного.

пространства, составляющего государственную территорию.

Государственная территория представляет собой, таким образом,

пространство, расположенное в трех средах. Сухопутные, водные и воздушные

государственные границы определяют его пределы.

4.3. Режим государственных границ

Режим государственных границ включает правила:

содержания Государственной границы;

пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

перемещения через Государственную границу товаров и животных;

пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств,

товаров и животных;

ведения на Государственной границе хозяйственной, промысловой и иной

деятельности;

разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с

нарушением указанных правила.

Правилами содержания государственных границ регулируется порядок

сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их

контрольных осмотров, оборудования и содержание пограничных просек,

проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения

государственных границ.

Пересечение государственных границ на суше лицами и транс портными

средствами осуществляется на путях международного железнодорожного,

автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых

международными договорами. Этими актами может определяться время

пересечения государственных границ, устанавливается порядок следования от

государственных границ до пунктов пропуска через Государственную границу и

в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка

товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Пограничным войскам предоставляется право пользования по согласованию

с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком

пересечения Государственной границы военнослужащими этих войск и другими

лицами при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границ.

Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу на

море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с международными

договорами.

Иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальных водах

пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных

договоров. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый

порядок или безопасность государства.

5. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

К территориальным спорам в широком смысле слова относятся разногласия

между государствами относительно принадлежности какой-либо территории или

разграничения между ними. В этой широкой категории территориальных

разногласий могут быть разногласия менее или более определенные. В первом

случае говорят о территориальных разногласиях в собственном смысле слова,

во втором случае говорят о территориальных спорах. И те и другие подлежат

урегулированию исключительно мирными средствами. Применение силы или угрозы

силой для урегулирования этих разногласий запрещено современным

международным правом.

Не является территориальным разногласием в упомянутом смысле

национально-освободительная борьба народов за осуществление своего права на

самоопределение. Эта борьба нередко принимает форму вооруженной борьбы,

которая признается международным правом законной.

С юридической точки зрения территориальный спор является определенной

категорией, которая отличается от односторонних территориальных

претензий и некоторых небольших пограничных разногласий. Территориальный

спор характеризуется тремя элементами в совокупности: субъектами-

государствами, наличием оспариваемой границы или территории и четко

определившимся совпадением объекта или предмета спора.

Субъектами территориального спора могут быть только государства. Спор

между индивидом-иностранцем и государством не ставит вопроса о национальной

принадлежности территории и поэтому не является территориальным спором. Не

является также территориальным спором борьба нации и народов за

осуществление своего права на самоопределение и образование

самостоятельного государства. Поскольку международные организации не имеют

своей территории, то и они не могут быть субъектами

территориального спора.

В большинстве территориальных споров субъектами являются обычно два

государства. Однако возможны случаи, когда число спорящих сторон

увеличивается до трёх-четырех. Это случается тогда, когда спор касается

территории, расположенной на стыке трех или четырех границ.

Множество территориальных споров подразделяется в основном на два

типа: споры о положении линии границы и споры о принадлежности

определенного участка территории.

Это различие может быть, в конечном счете, и не особенно существенным.

Основное различие сводится к предмету д оказывания: в первом случае

доказывается определенное положение линии границы, во втором —

принадлежность определенного участка территория.

Среди споров о положении линии границы можно выделить два типичных

случая. В первом случае не существует ни делимитированной, ни

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.