рефераты бесплатно

МЕНЮ


Типы и формы государства

Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три

периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и

абсолютной монархии .

Конституционная монархия представляет такую форму правления , при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой

парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы

и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .

Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :

- Правительство формируется из представителей определенной партии ,

получивших большинство на выборах;

- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится

главой государства ;

- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует , она является символической ;

- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются

монархом ;

- Правительство согласно конституции несет ответственность перед

парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством ,

формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала

в кайзеровской Германии.

Республика – такая форма правления , при которой верховная

государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым

населением на определенный срок.

Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания ,

советы имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им

свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или

ненадлежащее исполнение согласно закону.

Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями

и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой

государственной власти.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой

государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е.

организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в

соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует

подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские

органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую

государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например

: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты

законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая

нарушение законов .

Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем

фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против

произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в

абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной

революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму

демократии.

Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль

играет и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность ,

вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта

власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом

и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте

специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.)

содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства ,

гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной

инициативе.

Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования

органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все

высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются

общенациональным представительным учреждением . История государственно –

организованного общества , его народов знает несколько основных

разновидностей республиканского правления.

Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее

особенности и значительный демократизм обусловливались социальной

структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием

коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось

эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции .

Система государственных органов состояла из народного собрания , совета

пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего

судебного и политического органа ).

Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание

которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе

принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной

функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась

разнообразная административная и судебная деятельность .

Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими

сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными

делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.

Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он

формировался из представителей территориальных подразделений и руководил

повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно

влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения

народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и

должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и

бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462

г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в

судебный орган.

Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта

, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов

, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.

Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она

ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в

военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.

Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) .

Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из

представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть

осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных

аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех

государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они

рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы

внешней политики , осуществляли набор войска.

Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной

властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо

уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались

народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти

(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената

являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица

республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен

шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он

распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира ,

назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а

позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от

злоупотребления властей.

Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала

большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран

более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения

римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой

институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют

систему права на две части : право частное и право публичное .

Города – республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с

феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате

укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми

признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы

, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (

сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан

для военной службы.

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция ,

Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в

Германии , Англии , где основную роль играли купцы и ремесленники.

Наиболее существенной чертой многих городов – республик было

признание свободы граждан и свободы рыночных отношений .

Парламентарная республика – разновидность современной формы

государственного правления , при которой верховная власть в организации

государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается

парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он

обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента ,

назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными

силами .

Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он

формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную

исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и

контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми

полномочиями.

Парламентская форма республиканского правления представляет собой

такую структуру высших органов государственной власти , которая реально

обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает

справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах

правовой законности.

Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия

главы государства и главы правительства. Характерные черты:

- Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом;

- Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы

государства.

Социалистическая республика – особая форма государственного правления

, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции.

Основные особенности :

- Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют

основу аппарата государственной власти ;

- Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное

и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном

механизме , что позволило бы государственной власти суверенно

распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и

контролировать распределение материальных и духовных благ;

- Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую

систему , основанную на принципе демократического централизма;

- В условиях социалистического государственного правления законодательная и

исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных

учреждений;

- Социалистическая республиканская форма правления предполагает

подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов

органам законодательной власти;

- Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для

обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной

и государственной жизни.

Различают три разновидности социалистической формы государственного

правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно-

демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как

государственная форма диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры

пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и

равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила

старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти

являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна

осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В-

третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью

отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения

властей.

Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России.

В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму

организации власти и выделяет следующие ее признаки:

- Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких

органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции

вооруженной силой рабочих и крестьян.

- Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством ,

превращения Советов в политическую основу государственного строя ,

совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.

- Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни

страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и

направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .

Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой

войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы

правления.

Советская и народно – демократическая формы правления полностью

отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения власти

. Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной

формы государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы

классов.

2.2 Понятие и виды форм государственного устройства

Форма государственного устройства – это национальное и

административно – территориальное строение государства , которое раскрывает

характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными

и местными органами власти.

Форма государственного устройства показывает:

- Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;

- Как строятся отношения между центральными и местными государственными

органами;

- В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,

проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно разделить

на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство – это единое цельное государственное

образование , состоящее из административно территориальных единиц , которые

подчиняются центральным органам власти и признаком государственного

суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками:

- Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей

страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые

осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

- Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна

конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем

функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех

административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная

политика.

- В-третьих , составные части унитарного государства ( области ,

департамента , провинции ) государственным суверенитетом не обладают .

Они не имеют своих законодательных органов , самостоятельных воинских

формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные

органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и

значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных

органов унитарное государство централизованным и децентрализованным .

Централизованное – если во главе местных органов государственной власти

стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы

самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы

государственной власти избираются населением и пользуются значительной

самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

- В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают

малочисленные национальности , широко допускает национальную и

законодательную автономию . В Монголии автономным государственным

образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого

проживает в основном лица казахской национальности.

- В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения

осуществляют государственные органы , которые официально представляют

страну на международной арене.

- В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы ,

руководство которыми осуществляется центральными органами государственной

власти .

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ,

ранее независимых государственных формирований в одно союзное государство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.