Типы и формы государства
Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три
периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и
абсолютной монархии .
Конституционная монархия представляет такую форму правления , при
которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.
Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой
парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы
и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).
Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .
Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :
- Правительство формируется из представителей определенной партии ,
получивших большинство на выборах;
- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится
главой государства ;
- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха
фактически отсутствует , она является символической ;
- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются
монархом ;
- Правительство согласно конституции несет ответственность перед
парламентом.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный
характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством ,
формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала
в кайзеровской Германии.
Республика – такая форма правления , при которой верховная
государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым
населением на определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания ,
советы имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им
свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или
ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями
и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой
государственной власти.
Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой
государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е.
организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в
соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует
подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские
органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую
государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например
: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты
законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая
нарушение законов .
Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем
фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против
произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в
абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной
революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму
демократии.
Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль
играет и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность ,
вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта
власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом
и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте
специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.)
содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства ,
гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной
инициативе.
Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования
органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все
высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются
общенациональным представительным учреждением . История государственно –
организованного общества , его народов знает несколько основных
разновидностей республиканского правления.
Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее
особенности и значительный демократизм обусловливались социальной
структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием
коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось
эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции .
Система государственных органов состояла из народного собрания , совета
пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего
судебного и политического органа ).
Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание
которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе
принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной
функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась
разнообразная административная и судебная деятельность .
Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими
сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными
делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.
Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он
формировался из представителей территориальных подразделений и руководил
повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно
влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения
народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и
должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и
бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462
г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в
судебный орган.
Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта
, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов
, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.
Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она
ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в
военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.
Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) .
Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из
представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть
осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных
аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех
государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они
рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы
внешней политики , осуществляли набор войска.
Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной
властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо
уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались
народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти
(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената
являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица
республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен
шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он
распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира ,
назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а
позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от
злоупотребления властей.
Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала
большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран
более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения
римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой
институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют
систему права на две части : право частное и право публичное .
Города – республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с
феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате
укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми
признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы
, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (
сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан
для военной службы.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция ,
Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в
Германии , Англии , где основную роль играли купцы и ремесленники.
Наиболее существенной чертой многих городов – республик было
признание свободы граждан и свободы рыночных отношений .
Парламентарная республика – разновидность современной формы
государственного правления , при которой верховная власть в организации
государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается
парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он
обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента ,
назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными
силами .
Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он
формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную
исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и
контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми
полномочиями.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой
такую структуру высших органов государственной власти , которая реально
обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает
справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах
правовой законности.
Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия
главы государства и главы правительства. Характерные черты:
- Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом;
- Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы
государства.
Социалистическая республика – особая форма государственного правления
, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции.
Основные особенности :
- Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют
основу аппарата государственной власти ;
- Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное
и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном
механизме , что позволило бы государственной власти суверенно
распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и
контролировать распределение материальных и духовных благ;
- Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую
систему , основанную на принципе демократического централизма;
- В условиях социалистического государственного правления законодательная и
исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных
учреждений;
- Социалистическая республиканская форма правления предполагает
подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов
органам законодательной власти;
- Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для
обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной
и государственной жизни.
Различают три разновидности социалистической формы государственного
правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно-
демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как
государственная форма диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры
пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и
равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила
старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти
являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна
осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В-
третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью
отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения
властей.
Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России.
В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму
организации власти и выделяет следующие ее признаки:
- Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких
органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции
вооруженной силой рабочих и крестьян.
- Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством ,
превращения Советов в политическую основу государственного строя ,
совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.
- Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни
страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и
направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .
Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой
войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы
правления.
Советская и народно – демократическая формы правления полностью
отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения власти
. Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной
формы государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы
классов.
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это национальное и
административно – территориальное строение государства , которое раскрывает
характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными
и местными органами власти.
Форма государственного устройства показывает:
- Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;
- Как строятся отношения между центральными и местными государственными
органами;
- В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,
проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно разделить
на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство – это единое цельное государственное
образование , состоящее из административно территориальных единиц , которые
подчиняются центральным органам власти и признаком государственного
суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками:
- Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей
страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые
осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
- Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна
конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем
функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех
административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная
политика.
- В-третьих , составные части унитарного государства ( области ,
департамента , провинции ) государственным суверенитетом не обладают .
Они не имеют своих законодательных органов , самостоятельных воинских
формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные
органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и
значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных
органов унитарное государство централизованным и децентрализованным .
Централизованное – если во главе местных органов государственной власти
стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы
самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы
государственной власти избираются населением и пользуются значительной
самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
- В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают
малочисленные национальности , широко допускает национальную и
законодательную автономию . В Монголии автономным государственным
образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого
проживает в основном лица казахской национальности.
- В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения
осуществляют государственные органы , которые официально представляют
страну на международной арене.
- В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы ,
руководство которыми осуществляется центральными органами государственной
власти .
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ,
ранее независимых государственных формирований в одно союзное государство.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|