рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учение Платона о государстве и законах

Самый избыток свободы подрывает ее основы, ибо одна крайность вызывает

другую. Народ преследует всякого, кто возвышается над толпою богатством,

знатностью или способностями. Отсюда новые, беспрерывные раздоры. Богатые

составляют заговоры, чтобы защитить свое достояние, а народ ищет себе

вождя. Последний мало-помалу забирает в свои руки; он окружает себя

наемными телохранителями и, наконец, уничтожает все народные права и

становится тираном (VIII, 557-562).

Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее

вырастает ее продолжение и противоположность — тирания (VIII, 522d).

Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство; это власть одного над

всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как

вырождение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран

добивается власти как «ставленник народа» (VIII, 565 Д). В первые дни и в

первое время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет

себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов,

народу и близким к себе раздает земли и претворяется милостивым и кротким в

отношении ко всем (VIII, 566 Д-Е). Он ищет опоры в рабах и в людях самого

низкого свойства, потому что лишь в себе подобных он находит преданность.

«Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие,

уничтожение более или менее выдающихся людей — потенциальных противников,

постоянное инспирирование нужды в предводителе (войны, нехватка и т.п.),

подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом

предательств, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен,

великодушен, разумен или богат[93]. Таковым является далеко не полный

перечень злодеяний тирании, приводимый в конце восьмой книги «Государства»,

где содержится критика Платоном тиранического правления, которая, по мнению

В.С. Нерсесянц, является «возможно, самая выразительная во всей мировой

литературе»[94].

Для людей, живущих в условиях порочного государственного строя,

характерны, по мнению Платона, ошибочный выбор ценностей, ненасытное

стремление к ложно понятому и неверно осуществляемому благу (в тимократии —

безудержная страсть к военным успехам, в олигархии — к богатству, в

демократии 1 к безграничной свободе, в тирании — к чрезмерному рабству).

Именно это, согласно Платону, и губит данный строй. Таким образом, каждая

форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее

собственному принципу, и злоупотреблений последним[95].

Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к

изначальному строю — правлению мудрых.

Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим следующие

выводы из диалога Платона «Государство»:

1. Государство у Платона стоит над гражданином и именно так он

понимает справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то хорошо

и для гражданина.

2. Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное

подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к анархии, а второе — к

тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность

оборачивается своей противоположностью.

3. Очень важно, чтобы в государстве было единство, которое Платон

понимал трояко: а) закону подчиняются все без исключения граждане; б) не

должно быть контраста между самыми бедными и самыми богатыми; в) нельзя

допускать разногласий между теми, кто осуществляет управление государством.

4. Сословная (кастовая) структура общества лучше всего соответствует

интересам государства и граждан, так как всем гарантирует порядок,

достаток, безопасность и процветание.

5. Двум высшим сословиям — правителям и воинам — запрещается иметь

любую частную собственность, чтобы они все свои силы и время отдавали

служению государству, которое обеспечивает их всем необходимым.

6. Платон был за полное равноправие женщин и за общественное

воспитание детей.

7. Платоновская демократия — это не иное, как анархия; недостатки

олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие формы

правления — это монархия и аристократия, а самая худшая — это тирания.

8. Исходными формами правления, из которых произошли все другие,

являются монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать в

каждом государстве[96].

Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не

отдельная личность и даже не класс, а все общество, все государство в

целом. Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье,

его свободу и моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в

«Государстве» Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность

как таковая, растворяются во всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие

люди»[97].

Начертанный проект наилучшей организации государства и общества

философ считает осуществимым только для греков: для других народов он

неприменим в силу их будто бы полной неспособности к устройству разумного

общественного порядка. Более того, с течением времени Платон и сам

охладевает к своей модели идеального государства после неудачной попытки

реализовать ее на практике[98].

3. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА

«ЗАКОНЫ»

Платон на склоне своих лет, где-то на протяжении 360-350 гг. до н.э.,

в «Законах»1 изложил второй проект наилучшего государственного устройства,

уже гораздо более связанного с действительностью[99].

«Законы» — это огромное произведение в двенадцати книгах, по объему

превышающее любой диалог Платона.

«Законы» — детище престарелого, умудренного жизнью и во многих

отношениях разочарованного в ней Платона, — представляют собою неторопливую

беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами, возвратами к прежним

мыслям, с углублением и оттачиванием тонкостей законодательства того

общества, которому было дано теоретическое обоснование в «Государстве».

"Законы" обширны и охватывают самые разнообразные проявления

человеческого общежития. «Внимательное рассмотрение этого трактата

показывает, что Платон, создавая свою теорию государственного устройства,

во многом отталкивался от реальности, и это обстоятельство в определенной

степени придает труду философа характер исторического источника»[100] Как

бы разочаровавшись в возможности осуществления на практике идеала,

изображенного в «Государстве», Платон в "Законах" отступает в ряде

существенных положений от требований, выдвинутых в первом произведении. Это

была попытка философа путем различного рода уступок приблизить свой идеал к

действительности[101]

3.1. Учение о смешанной форме государства

«Создание утопического государства в «Законах» мыслится как реальный

процесс основания города и его социально-политического организма. Платон

даже стремится придать своему трактату в како-то степени реальный характер,

указывая, что он сделан по случаю предстоящего основания критской колонии

Магнезии»[102].

Для основания города прежде всего необходимо выбрать подходящую

местность, причем наиболее удобными для этого являются внутренние части

суши, удаленные от моря.[103] Количество «народонаселения» должно быть

достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение

порядка. Контингент колонистов устанавливается в 5040 человек; это, по

мнению Платона, наиболее подходящее число граждан для нормального

функционирования города.(737С-735А). Установленное количество граждан

должно всегда оставаться неизменным. Так, правители принимают меры, чтобы

это количество никогда не увеличивалось и не уменьшалось, поощряя или

воздерживая деторождение; в случае избытка населения, лишние выселяются в

колонии.

Наделение граждан землей предполагается таким образом, что участки

должны быть по возможности равными, поэтому там, где почва хуже, они должны

быть большими, а где лучше - меньшими. Общее число наделов — 5040 — должно

соответствовать числу граждан, разделенных на 12 фил (737С-Е; 745В-С).

Каждый гражданин получает по жребию участок земли, разделенный на две

части: одна ближе к городу, другая на окраине государства, для того, чтобы

каждый имел живейший интерес в защите границ. В городе колонисты получали

ойкопедон — участок под дом и гэпидон — прилегающую площадь под

хозяйственные пристройки, а также приусадебный участок (741С; ср. 739

Е)[104] Также распределялись дома: один в центре города, другой на краю. В

государстве частная собственность стесняется всеми мерами. Так, участки

должны считаться принадлежащими государству; отчуждение их не допускается

(740В; 741В).

Каждый участок составляет переходящий по наследству надел. Между

детьми участок не делится, а целиком переходит к одному из них, другим же

детям отдаются участки бездетных семей.

Дочери вовсе не получают приданого, и если они остаются единственными

наследницами отцовского участка, то выдаются замуж за бедных, ограничивая

таким образом недвижимое имущество граждан.

Платон не допускает и чрезмерного увеличения движимого. Золото и

серебро изгоняются из государства, с целью устранения побуждений к тяжбам

и неправедному стяжанию. «Должна существовать государственная ходячая

монета, но не будет дозволено ни ростовщичество, ни накопление частной

собственности, что одинаково предупредит крайние степени богатства и

бедности.[105] Низшею нормой служит доставшийся по жребию участок земли,

который должен быть у всякого, даже у бездетного. Высшая же норма

определяется вчетверо против первоначального участка. И затем излишки

отбираются в пользу государства.

В связи с различным имущественным положением граждане делятся на

четыре класса, причем подати и почести распределяются как можно более

ровным образом внутри тех или иных классов; при этом допускается из низшего

класса в высший и наоборот согласно достатку. Имущественный ценз для

классов устанавливается соответственно в 4, 3, 2 и 1 мины (744 Б-С, 754 Д-

С).

В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, которые занимаются

земледелием, ремеслами и торговлей. Наличие рабства является одной из

предпосылок платоновской конструкции второго по совершенству государства.

Платон отмечает, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил

количеством рабов» (778).

Платон в «Законах» выступает за потребительское равенство всех

сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ, ничем не

должна быть больше остальных двух частей, предназначенных для рабов, а

равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все

части были вполне равны и в отношении качества» (848).

Политическим правами обладают только граждане, основным делом которых

является поддержание и соблюдение общегосударственного устройства. Граждане

являются равноправными, но принципы равенства трактуется Платоном

аристократически. «Ибо для неравных, - отмечает Платон, - равное стало бы

неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера». Полноправные граждане не

занимаются ни земледелием, ни торговлей, ни ремеслами.

Лица, занятые физическим трудом, исключаются из числа граждан[106]

Ремесла совершенно воспрещаются не только гражданам, но даже их

слугам.[107] Граждане должны посвящать себя государственной жизни.

Ремесленники сохраняют личную свободу, но прав гражданства не имеют;

правительство распределяет их по стране в соответствии с потребностями в

их труде. Земледельческий труд осуществляется рабами. Таким образом,

граждане живут за счет труда рабов и ремесленников.[108]

Торговля подвергнута серьезным ограничениям. Между гражданами не

должно быть ни одного мелочного торговца. Это унизительное занятие должно

было предоставляться метекам (гражданам других греческих государств) и

иностранцам. Частным людям воспрещается и внешняя торговля: «только

правители могут ввозить из-за границы вещи, нужные для государства».[109]

При этом из-за границы ввозятся только предметы, совершенно необходимые для

государства и граждан. А. Клеванов подчеркивает, что: «Торговля и взаимные

отношения между людьми, должны подлежать тщательному надзору правительства;

обман всякого рода должен быть строго наказан.[110] Путешествия за границу

дозволены лишь людям зрелого возраста с целью их собственного образования

или для государственных целей. По возвращению домой граждане должны

подвергаться испытанию, чтобы проверить: не принесли ли они с собою вредных

убеждений.

Все граждане в «Законах» Платона составляют одно целое, «а воспитание

для них указано то, которое в трактате «Государство» назначено для второго

сословия - воинов. Воспитание граждан остается главнейшей задачей

государства, которую оно преследует путем особых учреждений, и в этом

воспитании значительную роль играет нравственное образование характера,

упражнение воли[111]. Забота государства о воспитании из детей будущих

граждан начинается почти от самого их рождения; и дети, как только

позволяет их возраст, определяются в школы. Средства первоначального

образования заключаются в музыке и гимнастике, с присоединением самых

необходимых познаний из арифметики, геометрии и астрономии.

Женщины должны принимать участие в воспитании мужчин, и даже в военных

упражнениях.

Быт государства в «Законах» пронизан стремлением повсюду насаждать

единомыслие и коллективистские начала. Хотя индивидуальная семья и

признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и

находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с

мужчинами, но на высшие должности в государстве они не допускаются. «Им

отводится особые отрасли управления - воспитание, обучение, наблюдение за

браками и т.д.»[112].

Браки должны быть строго регулированы, так как цель их произвести

благородное и здоровое потомство. Определен возраст, в котором граждане

должны вступать в брак; уклонение от брачных уз наказывается штрафом и

другими средствами. При заключении брачных уз необходимо обращать

преимущественное внимание на то, чтобы характеры супругов служили

дополнением друг другу.

Правительством должно быть обращено особое внимание на то, чтобы

соединялись браком граждане, предоставляющие наиболее благоприятные условия

для деторождения; для наблюдения за этим должен быть особый сановник.

Расторжение браков с разрешения правительства допущено в случае бесплодия,

совершенного несходства характеров, и тяжких преступлений против детей.

Вступление во вторичный бра дозволяется, если от первого детей не осталось;

при наличии таковых, второй брак не дозволяется. Строго наказывается

нарушение целомудрия (XI, 930Б-С)[113].

В «Законах» Платон выступает за смешанный вид государственного строя,

в котором сочетаются элементы двух основных форм государства - монархии и

демократии. Платон отмечает, что персы и афиняне довели до крайности

начала (подчинение и свободу) лежащие в основе этих форм правления.

Правильная организация государства, согласно Платону, должна сочетав себе

оба этих начала для достижения умеренности в вопросах политической свободы

и подчинения [114].

Вышеуказанные соображения Платон использует в ряде случаев при

формировании органов и должностных лиц, предусматривая сочетание выборов с

последующей отсеивающей жеребьевкой. «Выборы, производимые таким образом, -

считает Платон, - занимают середину между монархическим и демократическим

устройством: государственное устройство вообще должно всегда придерживаться

середины» (757).

Организация государственных властей в «Законах» Платона довольно

сложная. Самым высшим органом в государстве являются стражи законов в числе

37 человек. Платон указывает, что первое время их функции будут выполнять

мужи - основоположники города - 10 человек во главе с Клинием (702С-Д,

751С) , и лишь по мере смерти и этих законодателей будет оформляться

коллегия 37 законодателей[115]. Вышеуказанные правители избираются путем

многоступенчатых выборов, которые производятся из всех носящих оружие и

удовлетворяющих возрастному цензу 150 лет (755А); по сложной

трехступенчатой системе. Сперва граждане выдвигают любых кандидатов,

принося в храм дощечку с именем кандидата. «Вместе с тем каждый избиратель

имеет право заявить возражение против каждого из заявленных кандидатов и

спор тогда разрешается голосованием всех избирателей»[116]. Из оставшихся

кандидатов должностные лица отбирают 300, получивших наибольшее число

голосов. Подобным образом из 300 отбираются 100, а из 100 - искомые 37.

«После прохождения докимасии, которая вообще значительно строже, чем было в

реально существовавших государствах, и имеет отчетливую религиозную

акцентировку (751с; 753е; 754с), кандидат вступает в отправление

должности, которая может исполняться 20 лет (755а), что при возрастном

цензе в 50 лет означает фактически пожизненное назначение[117].

Круг деятельности номофилаков (правителей) широк. Прямая их

обязанность — охранять законоуложение (754Д), добавлять упущенное

законодателями. Причем на восполнение упущенного по представлению

соответствующих магистратур отпускается 10 лет, по истечении которых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.