рефераты бесплатно

МЕНЮ


Управление культуры администрации области

(факультеты библиотечный, социальной педагогики).

В области широко распространено народное самодеятельное творчество.

Около четырех тысяч специалистов учреждений культуры и искусств привлекают

к творчеству более 35 тысяч участников художественной самодеятельности, 88

самодеятельных коллективов имеют статус "народный коллектив".

Как и в прошлые годы, поддерживая традицию духовного и нравственного

обогащения населения, в области состоялись литературно-музыкальные

праздники, посвященные Н.Гончаровой в Знаменке, четвертый праздник,

посвященный книгоиздателю И.Г.Рахманинову в с.Старая Казинка Мичуринского

района, Дни литературы, посвященные поэту В.Богданову в Тамбове и

Мордовском районе, Чичеринские чтения, посвященные 125-летию со дня

рождения Г.В.Чичерина в Тамбове, мероприятия, посвященные 75-летию нашей

землячки, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, седьмые Воронцовские

чтения .

Поддержка культурной жизни не сводится только к сохранению

существующих форм. За последние два года создан профессиональный

симфонический оркестр, Центр культуры и спорта администрации области,

открыт Российский центр кинематографии и стереокино на базе кинотеатра

"Родина" в г.Тамбове. Открыт после шестилетнего капитального ремонта

Мичуринский государственный драматический театр, чье 100-летие широко

отмечалось в 1997 году. Продолжается ремонт памятников архитектуры -

тамбовского государственного драматического театра, областной картинной

галереи, областной библиотеки имени А.С.Пушкина.

Не смотря на сложное финансовое положение, стабильно работают все

учреждения культуры и искусства.

2. 2.3. Реализация организационной и нормативно-законодательной

деятельности в области культуры

Проведение государственной политики в области культуры в регионе

осуществляет управление культуры администрации Тамбовской области. В

соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации

области от 05.01.96г.(Приложение 1), управление культуры обеспечивает

проведение государственной политики в области культуры, искусства и

киновидеопроката, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их

развития, содействует демократизации процессов культурного строительства и

в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое

осуществление указанной политики на территории области. Организационная

структура управления культуры администрации области показана на рисунке 1.

Рис.1 Организационная структура управления культуры администрации области

Штат управления культуры администрации области - 21 человек, из них 7

человек - обслуживающий персонал.

Основными задачами управления культуры администрации области являются:

координация развития сети учреждений культуры, искусства,

киновидеопроката и киновидеопоказа на территории области;

разработка мероприятий по реализации своих полномочий, вытекающих из

требований законов Российской Федерации, решений областной Думы,

постановлений администрации области и "Основ законодательства РФ о

культуре";

обеспечение прав и свобод человека в области культуры и искусства;

разработка на основе федеральной политики в области культуры,

искусства и кино территориальных и иных программ сохранения и развития

культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение;

обеспечение государственного контроля в области сохранности

культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и

культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников

истории и культуры Российской Федерации;

осуществление политики демонополизации в сфере производства и

распространения культурных ценностей, содействие созданию альтернативных

организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий,

иных культурных объединений. Взаимодействие с творческими союзами;

закупка фильмов, лицензий на прокат фильмокопий, обеспечение проката

фильмов в области.

Управление культуры в соответствии с возложенными на него задачами и в

пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

анализирует, направляет и контролирует работу подведомственных

учреждений культуры, искусства, киновидеопоказа, кинопроката, учебных

заведений, разрабатывает и вносит администрации области предложения по

совершенствованию и перспективному развитию отрасли. Оказывает методическую

и иную помощь учреждениям культуры и искусства в районах и городах области

в целях обеспечения обслуживания населения в соответствии с установленными

социальными программами;

координирует деятельность местных органов управления культуры по

реализации федеральной культурной политики;

осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития

культуры, искусства, киновидеопроката и киновидеопоказа, обоснование целей

и приоритетов развития отдельных видов культурной деятельности на всей

территории области и отдельных ее регионах с учетом их ресурсного

потенциала;

содействует возрождению и развитию традиционных народных промыслов и

ремесел;

разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения учреждений

культуры и искусства,

контролирует в пределах своей компетенции соблюдение действующего

законодательства, выполнение актов областной Думы и главы администрации

области в подведомственных учреждениях и предприятиях;

осуществляет информационно-аналитическую деятельность, систематически

информирует население по вопросам научных и специальных знаний в своей

отрасли;

выполняет ряд других функций (приложение 1).

В соответствии с Положением об управлении культуры администрации

области наработано и утверждено администрацией области Положение о коллегии

управления культуры, её состав.

Коллегия управления культуры является совещательным органом,

осуществляющим предварительное коллективное рассмотрение вопросов развития

культуры и искусства в области и иных актов и выработки по ним рекомендаций

в пределах полномочий, закрепленных за управлением культуры администрации

области законодательством.

Деятельность управления культуры администрации области по осуществлению

культурной политики на территории региона (функций управления, координации

деятельности учреждений культуры , искусства, кино) можно разбить на 3

уровня:

1 уровень - взаимодействие с Министерством культуры

России,Госкомитетом России по кино.

2 уровень - взаимодействие с областной Думой, администрацией области,

комитетами, управлениями, отделами администрации области.

3 уровень - взаимодействие с муниципальными органами власти по

координации действий в осуществлении государственной культурной политики.

Основой государственных гарантий развития культуры, ее стабильного

функционирования, как это установлено ст.45 Закона РФ "Основы

законодательства Российской Федерации о культуре", является бюджетное

финансирование.В целях обеспечения этих гарантий, преодоления остаточного

принципа финансирования в законе закреплена доля расходов на культуру в

общих расходах государства в объеме не менее 2% средств федерального

бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.В области сложилась

следующая ситуация:

Доля расходов на культуру в областном бюджете (%)

1993 - 2 1996 - 1,9

1994 - 2 1997 - 2,1

1995 - 2,4 1998 - 1,2

С учетом складывающейся ситуации в социально-культурной сфере

управление культуры стремится сохранить престиж областных организаций

культуры и искусства, обеспечить хотя бы минимально их экономическую

устойчивость, приложить усилия по дальнейшему поиску форм и методов работы

в совершенствовании обслуживания населения области, сохранении

нравственного потенциала и воспитании гражданской позиции населения.

Проведение целого комплекса организационных мер позволяет сохранить

сеть учреждений культуры и искусства, провести прием в учебные заведения на

уровне прошлых лет, на высоком организационном и художественном уровне

проводить творческие отчеты, музыкальные конкурсы, художественные выставки,

ремонтно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры.

Культурная деятельность на территории области осуществляется в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными

законами,указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и

распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами

федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном

порядке возложено регулирование деятельности в отрасли культуры, искусства

и видеопроката, решениями областной Думы, постановлениями и распоряжениями

администрации области.

Являясь структурным подразделением администрации области, управление

культуры активно взаимодействует с областной Думой, его комитетом по

социальной политике и инициирует подготовку и рассмотрение правовых актов

по проблемам культуры и искусства.

В последние три года формированию нормативно-правовой базы было

уделено особое внимание.

Серьезная работа предшествовала подготовке и принятию закона "О

библиотечном деле в Тамбовской области". Распоряжением администрации

области была создана рабочая группа по подготовке проекта закона из ученых,

библиотечных работников, юристов.

Закон "О библиотечном деле в Тамбовской области" был принят областной

Думой во втором чтении 21 июня 1996 года, № 67-З /приложение 2/.

Он явился правовой базой организации, сохранения и развития

библиотечного дела в Тамбовской области. Закон установил принципы

деятельности библиотек, гарантировал право граждан на свободный доступ к

информации, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, научную

и образовательную деятельность.

Закон регулирует вопросы организации библиотечного дела,

взаимоотношений между органами государственной власти и органов местного

самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в

области библиотечного дела в соответствии с Основами законодательства РФ о

культуре, федеральными законами "О библиотечном деле", "Об обязательном

экземпляре документов" и нормами международного права.

Закон "О библиотечном деле в Тамбовской области" дополнил и расширил

действия Федерального Закона на территории области в следующих моментах:

1. Он распространяется на все библиотеки области независимо от их

ведомственной принадлежности и формы финансирования;

2. В Законе четко закреплены полномочия исполнительной и

представительной власти, органов местного самоуправления;

3. Законодательно определен статус центральной библиотеки области -

областной универсальной научной библиотеки имени

А.С.Пушкина, расширены ее полномочия. Она стала координирующим и

методическим центром всего библиотечного дела области;

4. Определено, что книжный фонд области является культурным наследием.

В проект закона также были заложены социальные льготы для работников

библиотек, почтовые льготы по пересылке литературы по межбиблиотечному

абонементу. К сожалению, эти статьи не были поддержаны областной Думой и из

закона изъяты.

Принятие Закона повлекло за собой дальнейшую наработку нормативной

базы. Работники областных библиотек оказались самой низкооплачиваемой

категорией работников культуры (а работники культуры и работники

образования - самые низкооплачиваемые категории в области). В связи с этим

удалось добиться принятия постановления администрации области от 07.07.97г.

№ 421 "О социальной защите работников областных библиотек управления

культуры", которым устанавливается ежемесячная надбавка к должностному

окладу за выслугу лет, премирование в размере 25%, материальная помощь.

В соответствии с Законом области и постановлением администрации в

четырех районах области и городе Тамбове также решен вопрос о доплатах

библиотечным работникам.

Постановлением администрации области от 09.02.96г.№ 70 "Об

обязательном бесплатном областном экземпляре изданий" определен порядок

формирования комплекта местных документов и краеведческих фондов,

использования их в информационно-библиографическом обслуживании, определен

порядок их доставки в областную научную библиотеку.

Областной универсальной научной библиотекой имени А.С.Пушкина в

соответствии с новым законодательством был наработан пакет документов и

направлен во все централизованные библиотечные системы области. Пакет

включает: примерный Устав ЦБС (центральной библиотечной системы) района,

правила пользования ЦБС, правила внутреннего трудового распорядка,

примерную должностную инструкцию директора, номенклатуру дел ЦБС.

Библиотеки области пересматривают свою роль, учатся анализировать и

прогнозировать ситуацию, ищут нестандартные, творческие и перспективные

формы работы, выполняют образовательные, информационные и досуговые

функции, проводят адресные мероприятия ко всем знаменательным и

памятным датам в общественной жизни страны и области. Проводимая работа

способствует повышению роли и авторитета библиотек среди населения,

активному использованию библиотечных информационных ресурсов, число

читателей в библиотеках области постоянно растет.

В области на государственной охране находится 417 памятников истории

и и культуры, из которых 22 имеют статус федерального значения. Памятники

истории и и культуры в Тамбовской области представляют собой уникальные,

ничем не заменимые и невозобновимые свидетельства исторического развития

народа, личности, государства и служат основами духовной, моральной,

интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием народов

Российской Федерации и мирового сообщества.

На федеральном уровне отношения в связи с охраной государством

памятников истории и культуры регулируются Законом РСФСР от 1978 года "Об

охране и использовании памятников истории и культуры". Этот Закон морально

устарел и не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В связи с этим

управлением культуры было разработано и внесено на рассмотрение областной

Думы "Временное положение "Об охране,реставрации и использовании памятников

истории и культуры Тамбовской области". Постановление областной Думой

принято 24 июня 1997 года, № 754 и будет действовать до принятия

аналогичного федерального закона.

Во Временном положении отмечено, что охрана памятников истории и

культуры области находится в совместном ведении Российской Федерации и

области. Положением утвержден порядок использования памятников, обязанности

арендатора, пользователя и собственника, вопросы государственного учета,

управления, реставрации, консервации, ремонта памятников, порядок сдачи в

аренду, финансирования мероприятий по охране памятников, государственной

поддержки деятельности, направленной на сохранение памятников. Для решения

этих задач создана Инспекция охраны историко-культурного наследия

Тамбовской области. В настоящее время инспекцией подготовлен проект

постановления областной Думы "О постановке на государственную охрану

памятников истории и культуры". Перечень памятников включает 87 объектов

культурного наследия.

2.4. Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне

Сущность и значимость программно-целевого подхода в реализации

социальной политики на региональном уровне велика. Понимание этого привело

к принятию областной Думой Закона Тамбовской области от 27.12.95г. №43-З

"Об областных целевых программах". Сейчас в области действует 52 программы,

из них 23 - социальной направленности. В бюджете области они выделены

отдельной строкой, за их реализацией осуществляется строгий контроль.

Второй год реализуется "Программа первоочередных мер по социальной политике

в Тамбовской области".

Автором в данной главе будут рассмотрены 2 программы: "Программа

сохранения и развития культуры и искусства области",

"Программа развития киновидеообслуживания области".

"Программа сохранения и развития культуры и искусства Тамбовской

области на 1996-1997 год" была утверждена постановлением областной Думы от

29.03.96г. № 417.

Цель программы - сохранение и развитие культурного наследия области,

системы государственных и общественных организаций, обеспечивающих

культурную жизнь региона, создание культурной среды в районах и городах

области.

Отдельным пунктом постановления областной Думы было рекомендовано

органам местного самоуправления разработать и утвердить местные программы.

В 24 районах и городах области (из 29) такие программы были приняты.

Финансирование программы:

1996 Профинанс. 1997

Профинанс.

/млн.руб./

/млн.руб./

Всего 3195,5 825,0 (25,8%) 6388,0 2098,0 (32,8%)

в т.ч.

фед.бюдж. 1350,0 70,0 (5,2%) 1774,0 3,9 (0,2%)

обл.бюдж. 940,0 653,0 (69,5%) 940,0 940,0 (100%)

мест.бюдж. 833,5 56,0 (6,7%) 3176,0 76,0 (2,4%)

внебюджетн.

источники 72,0 46,0 (63,8%) 498,0 138,0 (27,7%)

В ходе ее реализации программные мероприятия были существенно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.