рефераты бесплатно

МЕНЮ


Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

избирателя, потому что она якобы честная и беспристрастная. Авторы и

сторонники этого закона, восторженно перечисляя достоинства

автоматизированной системы ГАС «Выборы», дополнительно оснащенной сканерами

избирательных бюллетеней, скромно умалчивают о многочисленных проблемах,

возникающих при ее внедрении в практику российских выборов. «Внедрение ГАС

«Выборы» вместе с техническими средствами для голосования на территории

всей страны потребует огромных материальных и финансовых затрат. Затрат не

только на создание, но и на эксплуатацию, в том числе и затраты на поиск

перед каждыми выборами возможных аппаратных и программных «закладок»,

предназначенных для фальсификации итогов голосования»[19]. Процедура поиска

«закладок» является весьма сложной, трудоемкой и требует наличия

квалифицированного персонала и специфического уникального, очень

дорогостоящего оборудования. В качестве эксперимента сканеры уже

устанавливались, например, во время выборов депутатов в Самарскую

Губернскую Думу по Промышленному избирательному округу. «Беспристрастность»

этих машин вызывает очень большие сомнения. Только очень наивные люди могли

полагать, что, имея потенциальную возможность контролировать ход

голосования и корректировать итоги голосования, определенные властные

органы этой возможностью не пользовались или не могли воспользоваться в

будущем.

Сейчас при проведении выборов одна меньшая часть населения страны

делает вид, что она проводит свободные, демократические выборы и честно

устанавливает их итоги, а вторая большая часть населения страны делает вид,

что верит в это. Пора руководителям и политикам России понять, что воля

народа, выраженная в итогах голосования, священна и неприкосновенна. А

постоянные попытки корректировать итоги голосования могут привести страну к

большой беде.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАЕТЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕНННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РФ

Избирательное право граждан России гарантируется Конституцией

Российской Федерации и другими законодательными актами.

Наиболее полно, как было уже сказано выше, гарантии

избирательных прав граждан Российской Федерации отражаются в Федеральном

законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации».

§ 1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков

избирателей.

В списки избирателей включаются все граждане Российской

Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным

правом[20].

Список избирателей составляется участковой избирательной

комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений,

представляемых по установленной форме главой местной администрации.

Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой

местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии

сразу после назначения дня выборов[21].

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в

список избирателей на конкретном избирательном участке является его

проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в

соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан

Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и

жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей

только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления

списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах,

законах и иных нормативных правовых актах законодательных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления

не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий

избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о

невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности

в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия

обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю

письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение

участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую

избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в

суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день

выборов - немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета

голосов избирателей запрещается.

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании

данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и

органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число

избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей

избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным

органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные

округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное

равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым

отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10

процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15

процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного

проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы

представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми

актами законодательных (представительных) органов государственной власти

субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не

более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в

федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами

устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного

округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный

округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного

округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев,

установленных федеральными законами, законами и иными нормативными

правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований образования избирательных

округов учитывается административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей

образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются главой местной администрации

по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом

местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для

избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не

позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не

должны пересекать границы избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах

временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах,

на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях

могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в

исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие

избирательные участки входят в избирательные округа по месту их

расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих

избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут

образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и

иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)

органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом

должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам

избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов

участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей

избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня

выборов.

§ 2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями.

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают

реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в законодательные

(представительные) органы власти Российской Федерации осуществляют:

> Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

> избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (в Самарской

области – Избирательная комиссия Самарской области, председатель –

Садчиков Ф.И.);

> окружные избирательные комиссии;

> территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в

пределах одной административно-территориальной единицы с большим

количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных

комиссий);

> участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные

органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными

нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в

пределах своей компетенции должны быть не зависимы от государственных

органов и органов местного самоуправления. На практике нередко

избирательные комиссии все же зависят от определенных органов власти.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их

компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными

нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для

исполнительных органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений,

организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню

проводимых выборов) избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации,

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими

лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами

в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации.

Государственные органы, органы местного самоуправления,

общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства

массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать

избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности,

предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое

оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения

избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами,

законами и иными нормативными правовыми актами законодательных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации, а также предоставлять возможность для размещения печатной

информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными

законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации. На мой взгляд, необходимо более жестко контролировать

исполнение органами власти, учреждениями, СМИ и т.д. вышеперечисленных

обязанностей, так как они также соблюдаются не всегда.

§ 3. Обжалование решений избирательных комиссий.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и

действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие

избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по

существу жалобы заявления является окончательным.

Согласно ст.70 Закона Самарской области от 29 июня 1999 г. «О

выборах депутатов самарской Губернской Думы» решения и действия (или

бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие

избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую

избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в

суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не

является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам,

поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день

выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют

дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в

десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе

принять самостоятельное решение по существу жалобы[22].

Заключение

В переходный период развития российской государственности возможность

выборов, в том числе и на региональном уровне, выходит за рамки обычной и

рутинной избирательной практики, которая характерна для стран с устойчивыми

демократическими традициями. Для России она является одновременно

социокультурной проблемой, проблемой сознания и поведения, правопонимания и

общественного восприятия публичной власти как политического института и

ценности гражданского общества.

Необходимый минимум культуры участия в избирательном процессе

предполагает повсеместное осознание того, что полномочия на власть – всего

лишь отражение волеизъявления граждан, выраженного в ходе конкурентных

периодически проводимых законных выборов. Освоение демократических политико-

правовых ценностей участия в избирательном процессе – важный элемент

современной государственной политики общественных изменений в этой области.

К сожалению, вслед за декларированием редко наступают конкретные

действия. Избиратель не доверяет институту выборов. Нередко, особенно в

рамках выборов в законодательные (представительные) органы субъектов РФ,

происходит «срыв» выборов в связи с «неявкой» необходимого для того, чтобы

выборы считались состоявшимися, числа избирателей на избирательные участки.

Довольно часто мы слышим часто оправданные неодобрительные высказывания в

адрес кандидатов в депутаты, непрекращающейся череды выборов, «грязных»

избирательных технологий.

Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средства

массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к

поддержке того или иного кандидата (партии) либо к игнорированию выборов

вообще. Контроль за центральными средствами массовой информации

обеспечивает победу на выборах. Я считаю, что такие выборы нельзя в полной

мере назвать демократичными.

Избирательная компания со стороны представителей

государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом:

осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компрометирующие

материалы; использование госаппарата и государственных средств массовой

информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.

Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением граждан

Российской Федерации, что отнюдь не идет на пользу престижа выборов,

развития демократии и государственности России.

Я считаю, что необходимо заново пересмотреть

законодательство Российской Федерации в части избирательного права с целью

внесения всех необходимых поправок для исправления сложившейся ситуации.

Избирательное право Российской Федерации требует дальнейшего

совершенствования и доработки для обеспечения истинно демократичных выборов

в стране.

Список литературы.

Нормативные источники:

1. Закон Самарской области от 13 марта 2001 г. № 23-ГД «Об

избирательной комиссии Самарской области».

2. Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов

Самарской Губернской Думы».

3. Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000.

4. Устав (Основной Закон) Самарской области от 28 декабря 1995 г.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации».

6. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. “О

государственной автоматизированной системе РФ “Выборы”.

Литература:

1. Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и

технологические аспекты// Государство и право. 1997, №8.

2. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История.

Теория. Практика. М.: Весь Мир, 1997.

3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской

Федерации/Отв.редактор А.В. Иванченко. М.: Издательство НОРМА, 1999.

4. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий/Под ред. Б.

Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ,

2001.

6. Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными

бюллетенями//Политический маркетинг. 2002, №1.

7. Постников А.Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1999.

-----------------------

[1] См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000. Ст.71,

ст.72, ст.73.

[2] Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий / Под ред.

Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999. С.34-36.

[3] См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000. Ст.32,

ст.55.

[4] См.: Там же. Ст.15, ст.125.

[5] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации». Ст. 2

[6] Устав (Основной Закон) Самарской области от 28 декабря 1995 г. Ст.82,

ст.83, ст.84.

[7] См.: Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов

Самарской Губернской Думы».

[8] См.: Закон Самарской области от 13 марта 2001 г. № 23-ГД «Об

избирательной комиссии Самарской области». Ст.1.

[9] Постников А.Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1999.

С.34-35.

[10] Там же.С. 42-46.

[11] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации». Ст.12.

[12] См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской

Федерации/Отв.редактор А.В. Иванченко. М.:Издательство-ИНФРА, 1999. С.282.

[13] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:

Юристъ, 2001. С.317.

[14] См.: Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов

Самарской Губернской Думы». Ст.54, ст.55, ст.56, ст.57, ст.58, ст.59.

[15] Постников А.В. Избирательное право России М.: ИНФРА М-НОРМА , 1996.

С.32.

[16] Закон Самарской области от 13 марта 2001 г. № 23-ГД «Об

избирательной комиссии Самарской области». Ст.10.

[17] Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория,

практика М.: Весь Мир, 1997. С.28.

[18] См.: Федеральный закон от 10 января 2003г. “О государственной

автоматизированной системе РФ “Выборы”.

[19] Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными

бюллетенями//"Политический маркетинг". 2002, № 1. С.8.

[20] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.

№124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации». Ст.18.

[21]См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:

Юристъ,1999. С.319.

[22] См.: Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов

Самарской Губернской Думы». Ст.70.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.