рефераты бесплатно

МЕНЮ


Гражданско-правовое регулирование договора строительного подряда

заказчика и др.

В тех пределах, в каких во взаимоотношениях с подрядчиком «инженер»

(«инженерная фирма») выступает в качестве представителя, среди других

правил к отношениям сторон применяется и норма о возможности и значении

последующего одобрения заказчиком действий, совершенных «инженером»

(«инженерной фирмой») сверх имевшихся полномочий (п. 2 ст. 133 ГК РФ).

Заслуживает внимания содержащаяся в Международных условиях договора о

строительстве 1977 г. рекомендация выделять в договорах ситуации, при

которых требуется специальное одобрение заказчика[20].

Правовое руководство по составлению международных контрактов на

строительство промышленных объектов предусматривает и возможность

использования фигуры «инженера», функции которого ограничиваются одними

консультациями. Правда, само Правовое руководство все же осторожно

относится к оценке действий такого лица, справедливо обращая внимание на

то, что если «инженера» нанимает заказчик, то, естественно, подрядчик не

станет считать соответствующие его предложения беспристрастными.

Руководство по составлению договоров подряда на строительство в

Российской Федерации, о котором шла речь, предлагало еще ранее использовать

сходную с описанной конструкцию. Речь идет о возможности для заказчика

передавать право управления с его стороны исполнением договора подряда

другому юридическому или физическому лицу, которое специализируется на

соответствующих работах. Подобное доверенное лицо заказчика могло

действовать от его имени и представлять его интересы в течение всего

инвестиционного процесса. Специально оговаривалось и на этот случай, что

имущественную ответственность перед подрядчиком за неисполнение или

ненадлежащее исполнение обязательства по договору подряда в любом случае

несет заказчик[21].

Значение включения ст. 749 в ГК РФ состоит в том, что она, во-первых,

закрепляет за заказчиком право обращения к «инженеру» («инженерной фирме»),

во-вторых, конкретизирует сферу его (ее) деятельности (оказание услуг,

связанных с контролем и надзором за строительством), в-третьих,

предусматривает обязательное определение его (ее) полномочий в подрядном

договоре и, в-четвертых, устанавливает ответственность заказчика лишь за те

действия, которые совершены «инженером» («инженерной организацией») в

рамках указанных полномочий.

Составляющие содержание договора строительного подряда права и

обязанности подрядчика и заказчика охватывают самый широкий круг вопросов,

в том числе выходящих за рамки, определенные для собственно подряда вообще

и строительного подряда в частности.

Один из таких вопросов связан с материально-техническим обеспечением

строительства. В период существования системы планового хозяйства он

приобретал особое значение, поскольку речь шла, главным образом, о таких

материалах и оборудовании, которые централизованно распределялись

соответствующими государственными органами. А это означало, что непременным

условием заключения договора поставки материальных ресурсов служило наличие

выделенных фондов на строительные материалы (оборудование). Для того чтобы

устранить возникновение споров о том, на которой из сторон должна лежать

обязанность их доставить, соответствующий вопрос был в то время

урегулирован Правилами о договорах подряда на капитальное строительство и

другими актами, принятыми на правительственном уровне. В частности, Правила

1986 г. устанавливали, что обеспечение строительства материалами и

изделиями, необходимыми для выполнения строительно-монтажных работ,

предусмотренных договором подряда, составляет обязанность подрядчика, за

исключением материалов и изделий, обеспечение которыми в соответствии с

законодательством возлагается на заказчика.

В настоящее время обязанность предоставить материалы (включая детали,

конструкции), а также оборудование может быть возложена договором на любую

из сторон. Соответствующее условие не относится к числу существенных,

поскольку ст. 745 ГК РФ содержит определенную презумпцию на этот счет. Она

исходит из того, что материально-техническое обеспечение строительства

возлагается в полном объеме на подрядчика, одновременно допуская указание в

договоре иного: возложение соответствующей обязанности на заказчика,

целиком или частично.

Более полно, чем это сделано в общих положениях о подряде,

урегулирован вопрос об ответственности за ненадлежащее качество

предназначенных для строительства материалов, включая детали и инструкции,

и оборудования. Такая ответственность, возлагаемая на сторону, которая их

предоставила, может наступить, если обнаружилась невозможность использовать

предоставленные стороной материалы и оборудование без ухудшения качества

результата работ. Освобождение от ответственности может последовать, если

сторона, на которую должна была быть возложена ответственность, сможет

доказать, что имела место невозможность исполнения, возникшая по

обстоятельствам, за которые отвечает контрагент.

На отношения сторон по строительному подряду распространяется

ст. 704 ГК РФ в той ее части, в какой в виде общего правила на сторону,

предоставившую оборудование и материалы, возлагается ответственность не

только за их качество, но и за обременение правами третьих лиц.

Заказчик, который предоставил материалы и оборудование ненадлежащего

качества и этим создал невозможность их использования без ухудшения

качества выполненной работы, должен по требованию подрядчика их заменить.

Если заказчик откажется выполнить соответствующее требование, у подрядчика

возникает право, отказавшись от договора, потребовать от заказчика уплаты

его цены пропорционально выполненной части работ (п. 3 ст. 745 ГК РФ).

Указанное право превращается в обязанность подрядчика, поскольку в случае

обнаружения ненадлежащего качества результата он может ссылаться на

недостатки материалов и оборудования, предоставленных заказчиком, только

при условии, если эти недостатки не могли быть им обнаружены при надлежащей

приемке (см. п. 3 ст. 714 ГК РФ).

Требования к качеству используемых в строительстве материалов и

оборудования имеют не только частный интерес - для заказчика, но в

значительной мере и интерес публичный, имея в виду особенности объекта

рассматриваемого договора. Этим и вызвана, прежде всего, необходимость

стандартизации и сертификации соответствующих материалов. Однако

отмеченного недостаточно. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря

1997 г.[22] утверждены Правила подтверждения пригодности новых материалов,

изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. Ими

предусмотрены различные меры, направленные на защиту внутреннего рынка

страны от применения материалов, изделий, конструкций и технологий,

создающих угрозу надежности, безопасности и долговечности зданий и

сооружений. Преследуется в подобных случаях и другая цель - обеспечить

благоприятные условия для устранения технических барьеров при внедрении в

строительство прогрессивных отечественных и зарубежных достижений.

Указанные Правила обязательны для всех юридических и физических лиц,

осуществляющих реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и

ремонт зданий, сооружений, производство и поставку продукции для

строительства. При этом особо предусмотрено, что новые, в том числе

ввозимые из-за рубежа, материалы, изделия, конструкции и технологии,

требования к которым не регламентированы действующими строительными нормами

и правилами, государственными стандартами, техническими условиями и другими

нормативными документами, могут применяться в строительстве (в том числе

при реконструкции, расширении, техническом перевооружении и ремонте зданий

и сооружений) только после подтверждения их пригодности для применения в

условиях строительства и эксплуатации объектов на территории Российской

Федерации. Таким подтверждением служит выданное соответствующим органом

техническое свидетельство.

Одно из условий договора составляет обязанность подрядчика

осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с

технической документацией и сметой. Техническая документация должна

включать объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования.

Это позволяет сделать вывод, что именно указанная документация и

представляет собой задание заказчика, в соответствии с которым, как указано

в общем определении договора подряда, должен выполнять работы подрядчик.

Что же касается сметы, то ею, устанавливается стоимость всего объекта и

отдельных работ. Смета связана не только с условием о цене, но и с условием

о предмете договора. Имеется в виду, что подрядчик должен выполнить все

работы, указанные как в техническом задании, так и в смете. Соответствующая

норма (п. 1 ст. 743 ГК РФ) носит диспозитивный характер, допуская в

договоре иное: исключение каких-либо из числа указанных в технической

документации и смете работ. Техническая документация подлежит в ряде

случаев утверждению компетентным органом. Тогда исключение договором

отдельных видов работ, содержащихся в утвержденной технической

документации, возможно только с разрешения того органа, который ее

утвердил. В противном случае соответствующее условие договора будет

признано ничтожным.

Договор строительного подряда должен предусматривать, среди прочего,

какая из сторон и в какой срок обязана предоставить техническую

документацию. В случае если это должен сделать подрядчик, документация

подлежит одобрению со стороны заказчика. Договор, по которому

предоставление проекта составляет обязанность подрядчика, именуется

«проектно-строительным контрактом». Помимо распределения обязанностей по

представлению проектно-сметной документации, в договоре должны быть

установлены ее состав и содержание.

Таким образом, условия, определяющие, кто и когда обязан передать

проектно-сметную документацию и каково ее содержание, относятся к числу

необходимых, а значит, тем самым, в силу ст. 432 ГК РФ и существенных

условий данного договора.

В ходе строительства подрядчик может обнаружить, что определенные

работы в проекте и смете не были учтены, и по этой причине необходимо

провести дополнительные работы (например, из-за обнаружения подпочвенных

вод). Тогда у подрядчика возникает не только право, но и обязанность

сообщить заказчику, с соответствующим обоснованием, какие именно

дополнительные работы следует провести. В соответствии с п. 3 ст. 743 ГК

РФ, заказчик в свою очередь, должен не позднее десяти дней с момента

получения такого сообщения или в иной, предусмотренный законом или

договором срок сообщить подрядчику о принятом им на этот счет решении.

Имеются в виду согласие или, напротив, несогласие с проведением

дополнительных работ. Если в течение этого времени ответ не будет получен,

подрядчик обязан приостановить работы с тем, чтобы убытки, вызванные

простоем, будет вынужден возмещать ему заказчик, если только не докажет

отсутствия необходимости в осуществлении таких работ. В случаях, когда

подрядчик не выполнит этой обязанности - приостановить работы, он «лишается

права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и

возмещения вызванных этим убытков». Он не вправе требовать от заказчика

оплаты дополнительных работ и в том случае, если акт приемки строительно-

монтажных работ подписан представителем заказчика, так как этот акт

подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие

заказчика на оплату дополнительных работ. Подрядчик, не остановивший в

указанных случаях строительство, принимает на себя риск продолжения работ.

Если же подрядчик все-таки выполнил дополнительные работы, он приобретает

право требовать их оплаты только при условии, если докажет, что сделано это

было в интересах заказчика (например, выполненные работы были необходимы

для сохранения объекта).

Возможны и такие случаи, когда заказчик согласился на проведение и

оплату дополнительных работ, на необходимости которых настаивал сам

подрядчик, но последний отказывается их выполнять. Тогда вступает в

действие та же ст. 743 (п. 5) ГК РФ. Она предоставляет подрядчику право

уклониться от выполнения - при согласии заказчика на их проведение и оплату

только таких дополнительных работ, которые не входят в сферу

профессиональной деятельности подрядчика, либо не могут быть им выполнены

по иным, не зависящим от него причинам (например, из-за отсутствия

материалов или оборудования). При отказе подрядчика от выполнения

необходимых работ во всех других случаях заказчик может воспользоваться

предоставленным ст. 397 ГК правом поручить выполнение дополнительных работ

третьим лицам за разумную цену и в разумный срок или исполнить

обязательство за счет должника своими силами, если иное не вытекает из

закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства.

В соответствии с действующими на этот счет правилами[23], основным

проектным документом на строительство объекта является, как правило,

технико-экономическое обоснование (проект строительства, на основании

утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования),

разрабатываемая рабочая документация. Там же предусмотрено, что проекты,

рабочие чертежи, независимо от источников финансирования и форм

собственности, за определенными исключениями, подлежат государственной

экспертизе. Руководящий на этот счет акт[24] - Положение о проведении

государственной экспертизы и

утверждении градостроительной, пред- проектной и проектной документации в

Российской Федерации.[25]

Проектная документация служит основанием для получения заказчиком

разрешения на строительство. Такое разрешение представляет собой документ,

которым удостоверяется право собственника, владельца, арендатора или

пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка,

строительство, реконструкцию здания, строения или сооружения, а также

благоустройство территории (п. 1 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ[26]).

Разрешение, о котором идет речь, необходимо для застройки земельного

участка, строительства, реконструкции зданий, строений и сооружений,

благоустройства территорий. Оно не требуется, если работы по строительству

и реконструкции не затрагивают конструктивных и иных характеристик

надежности и безопасности зданий, сооружений и строений, а также при

возведении временных зданий, строений и сооружений, которые необходимы для

организации строительных работ.

Возможность осуществлять строительство, подтвержденное разрешением,

может переходить к другим лицам вместе с отчуждением права собственности на

соответствующий объект. К тому, кто приобрел не завершенный строительством

объект, на строительство которого было получено разрешение, переходит и

право завершить постройку.

Не составляют исключения ситуации, при которых заказчик по каким-либо

причинам сочтет необходимым внести изменения в техническую документацию.

Соответствующее его решение по общему правилу может затронуть интересы

подрядчика. Поэтому ГК РФ (ст. 744) предусмотрел ряд ограничений в праве

заказчика изменять проектную документацию. Так, подобные изменения

признаются обязательными для подрядчика лишь в случаях, когда связанные с

этим дополнительные работы относительно невелики по размеру - не более 10%

указанной в смете общей стоимости работ (общего объема подлежащего

выполнению строительства) и не меняют характера работ, которые

предусматривались в договоре. Изменение технической документации по

требованию заказчика за указанными пределами возможно только с согласия

подрядчика и требует согласования дополнительной сметы (п. 2 ст. 744 ГК

РФ). Изменение технической документации может последовать при определенных

условиях и по требованию подрядчика. Так бывает, прежде всего в случаях,

когда потребность в изменении технической документации возникла по

причинам, не зависящим от подрядчика, притом стоимость работ превысила

смету не более чем на 10%. Поскольку в соответствующей норме (п. 3 ст. 744

ГК РФ) есть прямая ссылка на ст. 450 ГК РФ, это означает, что при

отсутствии согласия на превышение сметы со стороны заказчика подрядчик

вправе требовать изменения сметы и тем самым в соответствующей части

договора в суде. Отсылка к указанной статье не исключает одновременно и

возможности для подрядчика требовать изменения договора в объеме и более

10% при наличии ситуации, предусмотренной на этот раз в п. 4 ст. 451 ГК РФ

(имеется в виду, что применение ст. 451 ГК РФ не требует непременно к ней

отсылки). Речь идет об исключительных случаях, когда имело место

существенное 1 изменение обстоятельств, при том, что расторжение договора

противоречило бы общественным интересам либо повлекло бы за собой для

сторон такой ущерб, который значительно превысил бы затраты, необходимые

для исполнения договора на измененных условиях. Изменения тем самым

оказываются объективно выгодными с точки зрения интересов и общества

(публичных интересов) и сторон (частных интересов).

Предусмотрен особо случай возникновения у подрядчика права требовать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.