рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ликвидация как способ прекращения юридического лица

во владении и пользовании юридического лица, кроме имущества,

находящегося у юридического лица на праве полного хозяйственного

ведения или праве оперативного управления; оценивает наличное

имущество ликвидируемого юридического лица с применением

экономически обоснованных цен либо создает из числа членов

ликвидационной комиссии и(или) иных лиц специальную комиссию во

главе с председателем ликвидационной комиссии для проведения оценки

имущества, переданного в целях избежания ответственности перед

своими кредиторами другому лицу или иным образом намеренно

сокрытого, а также к истребованию имущества и финансовых активов,

отчужденных с нарушением требований законодательства [14].

Далее проводится собрание кредиторов или их полномочных

представителей в срок, установленный органом, принявшим решение о

ликвидации, либо самой ликвидационной комиссией, для согласования с

кредиторами плана ликвидации юридического лица, отражающего полную

картину его финансового состояния; условия и порядок, очередность и

пропорциональность удовлетворения требований кредиторов; интересы его

собственников, участников, трудового коллектива; перечень имущества,

подлежащего распродаже, и предложения по его поэтапной распродаже;

способ, место, время распродажи; условия оплаты расходов по

ликвидации предприятия, в том числе по финансированию деятельности

ликвидационной комиссии, оплате труда ее членов. План ликвидации

должен содержать условия, порядок, очередность, пропорциональность

удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения

установленного для их заявления срока, но признанных ликвидационной

комиссией [14].

На третьем этапе, в соответствии с промежуточным ликвидационным

балансом, при недостаточности денежных средств у юридического

лица(кроме учреждений, по обязательствам которых субсидиарную

ответственность несет собственник соответствующего имущества)

ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемого

юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для

исполнения судебных решений. В итоге составляются протоколы о

результатах торгов, заключаются договоры купли – продажи имущества

[1].

Четвертый этап предполагает выплату денежных сумм кредиторам

ликвидируемого юридического лица. При его ликвидации требования

кредиторов, согласно статье 60 ГК, удовлетворяются в следующей

очередности:

. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед

которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность

за причинение вреда здоровью или жизни путем капитализации

соответствующих повременных платежей;

. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных

пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по

выплате вознаграждений по авторским договорам;

. в третью очередь погашается задолженность по обязательным

платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

. в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по

обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого

юридического лица;

. в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в

соответствии с законодательством [1].

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после

полного удовлетворения требований предыдущей, а при недостаточности

денежных средств и имущества для полного погашения всех требований

кредиторов одной очереди эти требования удовлетворяются

пропорционально между кредиторами этой очереди [14]

После удовлетворения всех требований кредиторов ликвидируемого

юридического лица остаток имущества передается его собственнику,

учредителям(участникам), имеющим вещные права на это имущество или

обязательственные права в отношении этого юридического лица, если

иное не предусмотрено законодательством или учредительными

документами юридического лица [10].

Имущественные требования к ликвидируемому субъекту

хозяйствования, предъявленные его кредиторами и другими

заинтересованными лицами после утверждения хозяйственным судом плана

ликвидации юридического лица, принимаются и учитываются

ликвидационной комиссией отдельно. Эти требования удовлетворяются из

имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после

удовлетворения требований кредиторов, заявленных до утверждения

указанного плана. Ликвидационная комиссия может отказать в

удовлетворении требований кредиторов, если они заявлены после

утверждения ликвидационного баланса или признаны комиссией

необоснованными, о чем в адрес этих кредиторов направляется

письменное уведомление. При отказе признать требование поданным в

установленный срок хозяйственный суд(если он образовал

ликвидационную комиссию) по заявлению заинтересованного лица в

отдельных случаях с учетом уважительных причин может признать

требование кредитора поданным в срок с вынесением мотивированного

определения. В случае несогласия кредитора, иного заинтересованного

лица с действиями ликвидационной комиссии и ее должностных лиц

кредитор или иное заинтересованное лицо вправе предъявить в

хозяйственный суд иск к ликвидируемому юридическому лицу в

порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством

[14].

По завершении ликвидации юридического лица, удовлетворения и

погашения требований кредиторов ликвидационной комиссией составляется

ликвидационный баланс, который представляется хозяйственному суду

для утверждения с письменным отчетом о работе ликвидационной

комиссии. Ликвидационный баланс и отчет(в двух экземплярах)

подписывается всеми членами комиссии. К ликвидационному балансу

должны быть приложены:

. перечень лиц, оставшихся кредиторами ликвидируемого юридического

лица, с указанием их требований и размера удовлетворения;

. перечень невзысканной или частично взысканной дебиторской

задолженности и иного имущества ликвидируемого юридического

лица, списанного на убытки;

. протокол решения ликвидационной комиссии о подписании

ликвидационного баланса и отчета.

За достоверность ликвидационного баланса несет ответственность

председатель ликвидационной комиссии [14].

На этом завершается пятый этап процесса ликвидации юридического

лица .

Далее ликвидационная комиссия должна представить в регистрирующий

орган следующие документы:

. копию публикации в газете «Рэспублiка»;

. документ, подтверждающий возврат печати и штампов в органы

внутренних дел;

. документ, подтверждающий закрытие расчетного(текущего) и иных

счетов в банках;

. отчет ликвидационной комиссии(ликвидатора);

. ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной

комиссии(ликвидатором) и утвержденный собственником имущества

либо органом, уполномоченным на то учредительными документами;

. подлинник свидетельства о государственной регистрации или, при

его отсутствии, документ уполномоченного государственного органа,

удостоверяющий факт утраты(уничтожения) этого подлинника;

. справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате

извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;

. справку Фонда социальной защиты населения Министерства труда и

социальной защиты;

. справку таможенного органа об отсутствии задолженности по

платежам, взимаемым таможенными органами;

. справку государственной службы занятости;

. справку соответствующих территориальных органов государственной

статистики об отсутствии задолженности по статистической

отчетности перед этими органами;

. справку соответствующего территориального(городского или

районного) архива соответствующего местного исполнительного и

распорядительного органа о сдаче на хранение документов .

На основании этих документов регистрирующий орган исключает

юридическое лицо из Единого государственного регистра юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей и в десятидневный срок

сообщает в налоговые органы и органы государственной статистики

[14].

Юридическое лицо считается ликвидированным с даты внесения

записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей [1].

На практике может возникнуть ситуация, когда после ликвидации

юридического лица окажется, что оно в целях избежания

ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или

иным образом намеренно скрыло часть своего имущества. Статья 62 ГК

в таком случае указывает на право кредиторов, не получивших полного

удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного

производства, обратить взыскание на это имущество в непогашенной

части долга. При этом применяются правила, установленные в статье 284

ГК о расчетах при возврате имущества из незаконного владения

недобросовестного владельца. Лицо, которому было передано имущество,

считается недобросовестным, если оно знало или должно было знать о

намерении юридического лица скрыть это имущество от кредиторов [1].

В случае, когда юридическое лицо не в состоянии удовлетворить

требования кредиторов, оно может быть признано экономически

несостоятельным(банкротом). Согласно пункту 1.4 Указа Президента РБ от

12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической

несостоятельности(банкротстве)», банкротство – это неплатежеспособность,

имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением

хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника-юридического

лица, прекращением деятельности должника [11]. Заявление о признании

субъекта хозяйствования экономически несостоятельным может быть

подано в хозяйственный суд самим должником, его кредиторами, а также

прокурором и иными уполномоченными органами. Следует отметить, что

на собственнике имущества, учредителях(участниках) юридического лица,

государственных органах, местных исполнительных и распорядительных

органах лежит обязанность принимать все необходимые меры по

предотвращению банкротства(статья 15 Закона РБ «Об экономической

несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 № 423-З) [9]. Если

предпринятые меры оказываются недостаточными и экономическая

несостоятельность юридического лица неизбежна, суд выносит решение о

банкротстве с ликвидацией и освобождении юридического лица от всех

долгов либо решение о банкротстве с санацией юридического лица

[11]. Санация - это процедура конкурсного производства,

предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и

иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание

финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его

устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений

должника и кредиторов в установленные сроки [9]. Для проведения

санации назначается управляющий, к которому переходит управление

делами. При осуществлении указанной процедуры в первую очередь

погашается задолженность по требованиям физических лиц, перед

которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни

и здоровью, а во вторую очередь - задолженность по выплате

выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по

трудовому договору(контракту), и задолженность по выплате

вознаграждений по авторским договорам []. В случае возбуждения

ликвидационного производства, выявляются требования кредиторов

должника, а затем составляется план ликвидации юридического лица,

согласно которому удовлетворяются предъявленные требования кредиторов

из имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования в соответствии с

очередностью, предусмотренной статьей 60 ГК [9].

Таким образом, банкротство юридического лица является основанием

для его ликвидации.

Выводы.

Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет

собой довольно сложное правовое явление, влекущее своеобразную

«смерть» того или иного субъекта хозяйствования.

На современном этапе развития белорусского общества ликвидация

юридического лица встречается отнюдь не редко: в условиях рыночной

экономики многие пробуют свои силы в предпринимательстве, однако

понятно, что не все попытки будут удачными. В результате наблюдается

активный процесс естественного ухода с рынка многих юридических

лиц. И это нельзя считать чем-то форс-мажорным: ликвидация, в

известном смысле, сопряжена с естественным риском участия в

гражданском обороте. Кроме того, будучи грамотно проведенной, она

фактически решает проблему сохранения собственности

учредителей(участников) юридического лица.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. На мой

взгляд, следует также выделять третий ее вид – вынужденную

ликвидацию, которая имеет место в случае признания судом

недействительной регистрации юридического лица.

Считаю, что наиболее эффективным способом прекращения субъекта

хозяйствования является добровольная ликвидация, поскольку он не

связан с судебными издержками(проводится без вмешательства суда),

экономится также время проведения процедуры.

Необходимо обратить внимание на то, что несмотря на жесткое

правовое регулирование процесса ликвидации в законодательстве, на

практике правоприменители сталкиваются с определенными трудностями(к

примеру, при выяснении вопроса о полномочиях ликвидационной комиссии

и так далее). Широко распространены случаи псевдоликвидации

юридических лиц. Ситуация такова, что учредители(участники) или

собственник юридического лица принимают решение о прекращении

деятельности субъекта хозяйствования, чтобы не иметь к нему больше

никакого отношения. Способов для достижения указанной цели существует

огромное множество, как законных, так и незаконных. Интересно, что в

популярной литературе указывается семь «законных» способов ликвидации

юридических лиц, однако наиболее распространенными являются только

четыре: ликвидация обычным путем, прописанным в законодательстве (такой

способ занимает 5-6 месяцев), «ликвидация» путем замены учредителей,

а также руководителя (занимает 1-2 недели), присоединение к другому

юридическому лицу (по существу, это реорганизация) и слияние с

другим юридическим лицом (тоже реорганизация).

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости более четкой

регламентации института ликвидации юридического лица, так как

указанный процесс в значительной степени затрагивает интересы не

только кредиторов юридического лица, но и государства.

Список использованных источников.

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря

1998г.//НРПА.-1998.-№ 218-З.-2/744.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г.№ 51-

ФЗ(часть первая).

3. Закон Республики Беларусь «О предприятиях» от 14.12.1990г.//НРПА.-

2001.-№ 48.- 2/759.

4. Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с

ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной

ответственностью» от 9.12.1992г.//Ведомости Верховного Совета

Республики Беларусь. 1998. №2.

5. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных

организациях» от 17.12.1992г.//НРПА Республики Беларусь. 2002. №

123. 2/886.

6. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики

Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от

4.06.1993г.//НРПА.- 2001.-№ 2/388.

7. Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от

4.10.1994г.//НРПА. 2003.№ 74. 2/962.

8. Закон Республики Беларусь «О политических партиях» от

5.10.1994г.//НРПА. 2001. № 2/444.

9. Закон Республики Беларусь «Об экономической

несостоятельности(банкротстве)» от 18.07.2000г.//НРПА. 2000. № 2/198.

10. Положение о государственной регистрации и ликвидации(прекращении

деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента

Республики Беларусь от 16.03.1999г. № 11//НРПА . 2003. №127.1/5084.

11. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах

экономической несостоятельности(банкротства)» от 12.11.2003г.//НРПА.

2003.№ 508.1/5085.

12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О нормативном

регулировании понятия «чистые активы» от 22.11.1999г. //НРПА.

1999.№ 1825. 5/2092.

13. Правила накопления накопления повременных платежей ликвидируемых

предприятий в связи с причинением увечья, иным повреждением

здоровья либо смертью работника при исполнении им своих

трудовых обязанностей, утв. Постановлением Совета Министров от

4.11.1992.//НРПА.1999. №664.8/5972

14. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики

Беларусь «О порядке назначения хозяйственными судами

ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их

деятельности при ликвидации юридических лиц» от 22.06.2000

//НРПА.2000. № 9. 6/253.

15. Положение о порядке эмиссии, регистрации и размещении ценных

бумаг на территории Республики Беларусь, утв. Постановлением

Государственного комитета по ценным бумагам от

27.06.2000//НРПА.2000.№ 12.4/3887.

16. Правила открытия банками счетов клиентам, утв. Постановлением

Правления Национального банка от 28.09.2000//НРПА. 2000.№ 24.12.

8/4333.

17. Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств

в форме кредита, утв. Постановлением Правления Национального

банка от 24.05.2001//НРПА. 2001.№ 116. 8/6239.

18. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 20.05.1997. №01-10/553.

19. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 01.07.1999. №03-

24/1207.

20. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 13.12.2000. №03-

24/2089.

21. Письмо Высшего Хозяйственного Суда РБ от 21.09.2001. №03-

25/1544.

22. Письмо Фонда социального страхования РФ от 30.11.1995. №05-454.

Литература:

23. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь : В 2

кн. Кн. 1//Отв. ред. В.Ф. Чигир.- Мн.: Амалфея, 1999.

24. Алешкин А., Томкович Р. Алгоритм юридических действий по

ликвидации юридического лица // Юрист. 2001.№ 2.

25. Ваулин В. Ликвидация коммерческой организации: некоторые вопросы

полномочий ликвидационных комиссий// Юрист. 2002. № 12.

26. Гражданское право: Учебник. В 2 ч. Ч.1/Под общ. ред. проф. В.Ф.

Чигира.- Мн.: Амалфея, 2000.- 976 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.