рефераты бесплатно

МЕНЮ


Наследственная масса и коллизионные нормы регулирования наследственных правоотношений

Даруссалам, Великобритания, Венгрия, Греция, Израиль, Испания, Италия,

Кипр, Лесото, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малави,

Мальта, Маршалловы острова, Нидерланды, Норвегия, Панама, Португалия,

Свазиленд, Сейшельские острова, Сент-Кристофер и Невис, Словения, США,

Суринам, Тонга, Турция, Фиджи, Финляндия, Франция, ФРГ, Хорватия,

Швейцария, Япония.

Гаагская конвенция, отменяющая для стран - участниц требование

дипломатической или консульской легализации официальных документов,

вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 года.

В соответствии с Гаагской конвенцией на ряде официальных документов,

исходящих от учреждений и организаций стран - участниц, должен

проставляться специальный штамп, так называемый апостиль, удостоверяющий

"подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее

документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми

скреплен этот документ" (Статья 5 Гаагской конвенции). Апостиль

проставляется учреждением иностранного государства.

По смыслу Гаагской конвенции под официальными документами

понимаются, в частности, документы, исходящие от нотариуса,

административных и судебных органов, свидетельства о регистрации актов

гражданского состояния, иные документы, исходящие от органа или

должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства - участника

Конвенции.

Гаагская конвенция не распространяется на документы дипломатических

или консульских учреждений, на документы, прямо относящиеся к таможенным и

коммерческим операциям.

Российская Федерация не является стороной ни в одном двустороннем

или многостороннем соглашении о принудительном исполнении решений в

области административного права.

Правовое управление ГТК России в настоящее время готовит более

подробную информацию по затронутому вопросу.

Наследственные права иностранцев в РФ. В отношении наследования

иностранцами в РФ никаких ограничений не установлено; им предоставляется в

области наследования национальный режим независимо от того, проживает они в

РФ или нет. Предоставляя иностранцам национальный режим в области

наследования, наше право не ставит условия о взаимности.

Из этого принципа исходят и договоры о правовой помощи,

предусматривающие, что граждане одной страны в отношении наследования

полностью приравниваются к гражданам другой страны. В этих договорах идет

речь о признании за иностранцами способности наследовать по закону и по

завещанию наравне с собственными гражданами, переходе наследственного

имущества к наследникам – иностранцам на таких же условиях, что и к

собственным гражданам в отношении способности к составлению и отмене

завещания на имущество, находящееся на территории соответствующей страны.

Наследственные суммы, причитающиеся иностранцам, переводятся из РФ за

границу беспрепятственно, но при наличии взаимности в отношении переводов

со стороны соответствующего иностранного государства.

В соответствии со ст. 567 ГК РСФСР отношения по наследованию

определяются по закону той страны, где наследодатель имел последнее

постоянное место жительства. Таким образом, в области наследования как

коллизионный принцип применяется закон страны места жительства

наследодателя. Этим законодательством будут определяться круг наследников,

порядок, в котором они призываются к наследованию, доли их в наследственном

имуществе и целый ряд других вопросов наследования. В отечественной

литературе отмечалось, что для определения домицилия наследодателя в той

или иной из зарубежных стран придется положить в основу более или менее

общепринятую в международном обороте концепцию домицилия.

Право на наследование строений, находящихся в РФ, всегда определяется

по российскому закону (ст. 567 ГК).

В отношении наследования по завещанию эта статья предусматривает, что

“способность лица к составлению и отмене завещания и акта его отмены

определяются по закону той страны, где завещатель имел постоянное место

жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не

могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если

последняя удовлетворяет требованиям закона места составления акта или

требованиям советского закона”. Таким образом, при определении формы

завещания принцип места жительства является основным, остальные принципы –

дополнительными, а в отношении способности составления завещания за основу

принят только один принцип – принцип места жительства.

Большое практическое значение имеет определение того, в компетенцию

органов какой страны входит производство по делам о наследовании. Обычно в

договорах о правовой помощи предусматривается, что производство дел о

наследовании движимого имущества ведут учреждения юстиции страны, на

территории которой наследодатель имел последнее постоянное место

жительства, а производство дел о наследовании недвижимого имущества –

учреждения юстиции страны, на территории которой оно находится. В отдельных

договорах содержатся некоторые особые правила о распределении указанной

компетенции.

Наследственные права Российских граждан за границей. В

большинстве случаев, по договорам о правовой помощи в отношении недвижимого

имущества применяется закон места нахождения имущества, в отношении

движимого имущества – закон гражданства наследодателя (или закон места

жительства наследодателя). Если, например, российский гражданин умер на

территории иностранного государства, то его движимое имущество, как

правило, передается консулу РФ по его требованию, для того чтобы он мог с

ним поступить по законам своей страны. Договоры тем самым устанавливают как

бы расщепление режима имущества, то есть в зависимости от категории

имущества используются разные принципы применения права. Из этого же

принципа разделения движимого имущества исходит ряд консульских конвенций,

заключенных с другими государствами.

Российские граждане имеют право на получение наследственного

имущества, если наследование открылось за рубежом. Права наследования,

возникающие на основании соответствующих иностранных законов, полностью

признаются в РФ.

Важную роль в охране наследственных прав наших граждан за рубежом

призваны играть консульские представители РФ. Если консулу станет известно

об открывшемся наследстве в пользу проживающих в РФ российских граждан, то

он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о наследстве и

возможных наследниках в Министерство иностранных дел РФ[67]. Согласно ряду

консульских конвенций, заключенных с другими странами, компетентные власти

государства пребывания должны извещать консула об открытии наследства в

государстве его пребывания, когда наследником является гражданин

представляемого государства. На практике в этих случаях часто возникает

необходимость незамедлительно принять меры по охране наследственных прав. В

этом отношении важную роль могут сыграть действия российского консула,

который в соответствии с положениями ряда консульских конвенций,

заключенных Россией, может представлять интересы российских граждан. Право

консула представлять граждан своей страны без особой доверенности, в том

числе и по наследственным делам, в стране пребывания, если граждане

отсутствуют и не поручали веления своего дела какому либо лицу,

предусмотрено ст. 29 Консульского устава СССР.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в международном

праве вопрос о наследовании разрешается путем заключения многосторонних

договоров, подписания конвенций о прововой помощи в тех или иных вопросах.

Права, как российских граждан зарубежем, так и иностранцев в Россий в

области наследственного право получили достаточное закрепление как в

медународных актах, так и в актах внутренненого законодательства примером

чему являются проанализированные выше акты.

3.2.Перспективы развития института наследственного права в России и

зарубежем

Действующее российское законодательство уделяет значительное

внимание вопросам наследственного права. Однако жизнь выдвигает насущное

требование дальнейшего развития наследственного права. Изменения в

гражданском, семейном законодательстве России, наличие большого количества

неразрешенных на законодательном уровне проблем, связанных с правом

наследования, необходимость во многих случаях подтверждать очевидное в

судебном порядке в виду отсутствия соответствующих норм закона - все это

привело к острой необходимости совершенствования законодательства,

регулирующего наследственные правоотношения.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ

находятся проекты части третьей ГК РФ, содержащей раздел YI “Наследственное

право”. Проведя анализ указанных проектов, можно прийти к следующим

выводам.

Как признает сам руководитель авторской группы разработчиков А.Л.

Маковский, данный проект достаточно консервативен: “Это и понятно.

Наследственное право тесно связано с отношениями в семье, а в этой области

крупные законодательные новеллы опасны.”[68]

Очевидно, что при составлении данного проекта разработчики прежде

всего преследовали две цели:

1) как можно больше внести уточнений и дополнений в уже существующие нормы

наследственного права;

1) создать качественно новые нормы права, которые регулировали бы вопросы

права наследования, обойденные молчанием в прежнем законодательстве в

силу своей новизны.

Именно поэтому раздел VI Части III ГК РФ получился очень объемным по

сравнению с существующим разделом ГК РСФСР 1964 года, содержащим нормы

наследственного права.

Прежде всего, в отличие от ГК РСФСР проект четко разделен на главы,

содержащие нормы общих положений о наследовании, нормы конкретных видов

наследования, а также нормы, регулирующие порядок приобретения наследства,

и касающиеся особенностей наследования отдельных видов имущества, что очень

удобно и значительно упрощает работу с законом.

Преимуществ разработанного проекта очень много. И в первую очередь

это - четкие определения важнейших понятий наследственного права, данные в

тексте. Если ранее, определяя для себя какое-либо понятие, необходимо было

обращаться к справочной литературе и научным трудам, то теперь эта задача

облегчается тем, что все эти понятия прописаны в самом тексте закона.

Если говорить конкретно по главам проекта, то можно в каждой из них

найти как большие подвижки вперед, так и некоторые недостатки.

Глава 63 “Общие положения о наследовании”: право наследования

гарантируется, дано определение наследования – как перехода в неизменном

виде как единого целого и в один и тот же момент, статья 1157 определяет

наследственную массу. Дано уточнение ранее действующей нормы, касающееся

права наследования граждан, зачатых при жизни наследодателя и родившиеся

живыми после открытия наследства. Недостаток этой нормы в том, что в ней не

сказано, сколько нужно прожить ребенку, чтобы удовлетворить этому условию.

Имеется в виду, достаточно ли нескольких часов жизни после родов, чтобы

быть признанным наследником умершего?

Статьей 1161 предусмотрена возможность быть правопреемниками

наследодателя не только граждан и юридических лиц, но и Российской

Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных государств

и международных организаций.

Недостатком же этой главы, по моему мнению, явилось то, что пункт 4

статьи 1162 предусматривает возможность обращения в суд с заявлением об

отстранении недостойного наследника от наследования только лишь лицом, для

которого такое отстранение порождает связанные с наследованием

имущественные последствия. Получается, что, к примеру, прокурор не может

обращаться в суд с заявлениями такого рода, хотя бы и в защиту нарушаемых

наследственных прав остальных наследников.

Глава 64 “Наследование по завещанию” значительно больше остальных, в

силу того, что произошло увеличение количества дел, связанных с

завещаниями, как в нотариальных, так и в судебных органах. Новыми нормами в

наследовании по завещанию можно назвать следующие:

1. регламентация в статье 1169 наследования завещанных неделимых вещей;

1. подробнейшее описание требований закона к форме завещания в статьях 1170-

1175, что, вероятно, обусловлено тем, что данный документ начинает свое

непосредственное действие уже после смерти завещателя, когда уже поздно

что-либо править, и в связи с чем грубые недочеты в оформлении завещания

могут повлечь его недействительность и открытие наследования по закону;

1. введение в статье 1172 закрытой формы завещания, при которой никто,

включая нотариуса, не может быть ознакомлен с содержанием данного

документа до наступления времени открытия наследства, что должно реально

способствовать реализации нормы закона, касающейся тайны завещания;

1. установление общего порядка наследования денежных средств в кредитных

учреждениях, что исключает возможность лишения с помощью завещательного

распоряжения необходимых наследников права на получение в наследство

части этих денег (статья 1174);

1. появление возможности оформить завещание в простой письменной форме или

на словах согласно статьи 1175, при условии нахождения завещателя в

чрезвычайных обстоятельствах и, что такое завещание будет впоследствии

проверено и утверждено решением суда по требованию заинтересованных лиц

либо свидетелей, присутствовавших при изложении завещателем последней

воли, что хотя и не полностью, но исключает злоупотребления последней

волей наследодателя;

1. в статье 1177 и статье 1178 получили подробную регламентацию правила о

недействительности и толковании завещания, что абсолютно отсутствует в

ныне действующем ГК РСФСР;

1. еще одно нововведение - возможность освобождения исполнителя завещания

от его обязанностей судебным решением (статья 1179), что, несомненно,

является шагом вперед, так как и сам исполнитель в силу тех или иных

обстоятельств может не иметь случая исполнить последнюю волю завещателя,

да и наследники для охраны своих наследственных прав могут потребовать

отстранения назначенного исполнителя от его обязанностей, например, из-за

недоверия к его действиям по охране и управлению наследственным

имуществом;

1. также новым в наследовании по завещанию представляется смысл п.4 ст.

1180 о подназначении отказополучателя.

Однако, несмотря на все прогрессивные новшества данной главы,

недоумение вызывает п.5 ст. 1163, в котором говорится: “Завещание является

односторонней сделкой, действительность которой определяется на момент

открытия наследства”. Получается, если, к примеру, при составлении

завещания наследодатель обладал гражданской дееспособностью в полной мере,

а в последствии был признан судом недееспособным, то и завещание,

составленное в общем-то дееспособным гражданином, будет признано

недействительным из-за того, что завещатель на момент своей смерти утратил

дееспособность. Представляется, что этот недостаток проекта должен быть

устранен, так как здесь очевидно нарушаются права гражданина,

гарантированные нормами, прежде всего, Конституции РФ.

Следующая глава 65 “Наследование по закону” предусматривает

чрезвычайное увеличение количества очередей наследников по закону, что

практически исключает возможность перехода наследственного имущества в

разряд выморочного (ст.1185-1189); уменьшение размера обязательной доли

необходимых наследников, а также возможность через судебные органы

уменьшить или отказать в присуждении обязательной доли в наследстве (ст.

1193); устранение от наследования по закону супруга, если будет доказано,

что брак с наследодателем фактически прекратился не менее, чем за 5 лет до

открытия наследства, либо хотя и позднее, но имеются веские основания

считать распад семьи окончательным (ст.1194).

Следующая глава проекта “Приобретение наследства” примечательна

такими нововведениями, как:

1. невозможность перехода права наследника на обязательную долю в

наследстве в порядке наследственной трансмиссии (статья 1200);

1. отказ наследника от наследства после его принятия (статья 1201);

“Наследник по завещанию или по закону в течение шести месяцев со дня

открытия наследства вправе от него отказаться, проект части Ш

предполагает, что наследник может отказаться и в том случае, когда он уже

принял наследство”[69];

1. установление общей долевой собственности наследников на наследственное

имущество (статья 1205), если оно переходит к ним в порядке

наследственного правопреемства без указания конкретных вещей и прав,

наследуемых каждым из них;

1. возможность раздела наследственного имущества, составляющего общую

долевую собственность наследников, по их соглашению, что влечет

впоследствии выдачу свидетельства о праве на наследство, в котором

указываются доли каждого в соответствии с достигнутым соглашением (статья

1206);

1. выдача свидетельства о праве на наследство до истечения 6-месячного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.