рефераты бесплатно

МЕНЮ


Несостоятельность (банкротство )

платежеспособность должника может бьть восстановлена, арбитражный суд

вправе вынести определение о введении внешнего управления. Определение

арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному

исполнению и может быть обжаловано.

С момента принятия какого-либо из указанных выше решений арбитражным

судом процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает

исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного

управляющего [24, с.112].

4.2. Внешнее управление.

Процедуру внешнего управления нельзя считать новой для нашего

законодательства, но стоит отметить ее более детальное и тщательное

регулирование.

Пробелы ранее действовавшего закона нередко дискредитировали саму идею

восстановления платежеспособности должника в период осуществления внешнего

управления. Как известно, основным средством, создающим условия для

восстановления платежеспособности должника, является мораторий на

удовлетворение требований кредиторов. Прежний закон ограничивался нормой, в

соответствии с которой на период проведения внешнего управления имуществом

должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к

должнику (п. 3 ст. 12) и не связывал введение моратория с прекращением

начисления на должника неустоек (штрафов, пеней) по денежным обязательствам

и финансовых (экономических) санкции по обязательным платежам. В результате

шансы должника на восстановление платежеспособности сводились к нулю, ибо

весь период внешнего управления, стало быть, и действия моратория над ним

дамокловым мечом висел нарастающий, как снежный ком, груз неустоек и

финансовых санкций. В этих условиях мораторий на старые долги практически

терял смысл [14, с.41].

По новому Закону мораторий на удовлетворение требований кредиторов

будет означать не только приостановление исполнения судебных решении и иных

исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей

по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего

управления.

В этот период не будут также начисляться неустойки (штрафы, пени) по

этим обязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным

платежам, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. В

целях компенсации потерь кредиторов и государства (по обязательным

платежам) на все "замороженные" суммы должны начисляться лишь проценты по

ставке рефинансирования Центрального банка РФ [14, с.41].

Осуществление процедуры внешнего управления возлагается на внешнего

управляющего, кандидатура которого предлагается арбитражному суду собранием

кредиторов. Им может оказаться и временный управляющий, который был

назначен арбитражным судом на период наблюдения. Руководитель организации-

должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Полномочия всех

органов юридического лица переходят к внешнему управляющему, в том числе и

полномочия по распоряжению имуществом должника. Однако крупные сделки -

сделки с недвижимостью и сделки с иным имуществом, стоимость которого

превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника, - внешний

управляющий сможет заключить только с согласия собрания (комитета)

кредиторов, если иное не будет предусмотрено планом внешнего управления

[14, с.42].

Внешнему управляющему предоставляется право отказаться от исполнения

договоров должника, которые носят длительный характер либо рассчитаны на

получение положительных результатов лишь в долгосрочной перспективе, а

также от договоров, исполнение которых повлечет убытки для должника.

Правда, кредиторы по таким договорам будут вправе потребовать от должника

возмещения убытков в виде реального ущерба, но на данные требования

распространяется действие моратория. Мероприятия, направленные на

восстановление платежеспособности должника, будут осуществляться внешним

управляющим, как и прежде, на основе плана внешнего управления, одобренного

собранием кредиторов. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

детально регламентирует осуществление таких мер по восстановлению

платежеспособности должника, как продажа предприятия, продажа имущества,

уступка прав требований должника, погашение обязательства должника третьими

лицами [14, с.42].

4.3. Сананация.

Cанация (оздоровление) - финансовая помощь должнику со стороны

собственника, кредиторов или иных лиц. Эта реорганизационная процедура

применяется по ходатайству лиц, по чьему заявлению было возбуждено дело о

несостоятельности (банкротстве), с той же целью, что и внешнее управление.

Преимущественным правом на проведение санации имеют собственник, кредиторы

и трудовой коллектив предприятия-должника. Если ни один из них не желает

принять участие в санации, то объявляется конкурс, в которм могут принимать

участие любые юриические и физические лица, в том числе иностранные.

Те, кто получил право на осуществление санации, принимают на себя

сообща обязанность в полном объеме и своевременно рассчитаться со всеми

кредиторами в согласованные с ними сроки и несут непосредственно перед

кредиторами ответственность за соблюдение указанной обязанности. Требования

кредиторов удовлетворяются в порядке очереди, установленной

законодательством. Закон о несостоятельности содержит семь очередей, а

ст.64 ГК РФ предусматривает пять очередей, которые установлены в виде

общего правила для ликвидации юридических лиц.

Между участниками санации заключается соглашение. В нем

конкретизируются обязанности участников, связанные с удовлетворением

требований кредиторов, определяются сроки такого удовлетворения,

предполагаемая продолжительность санации, ответственность того из

участников, кто откажется от участия в санации.

Для проведения санации устанавливается максимальный срок - 18

месяцев. Но уже после первых 12 месяцев должно быть удовлетворено 40% общей

суммы долгов. Если это требование не выполняется, то санация прекращается.

До истечения указанного в соглашении срока собственник, любой из

кредиторов или трудовой коллектив может потреовать прекращения санации по

причине неэффективного проведения или того, что действия участников

нвправлены на ущемление прав заявителя.

Санация прекращается с окончанием срока ее проведения, в случае, если

по истечении 12 месяцев не удовлетворено 40% требований или установлена

неэффективность проведения. Во всех случаях арбитражный суд можетпрекратить

санацию и вынести решение о признании дожника банкротом и открытии

конкурсного процесса. Если суд посчитает цель санации достигнутой, он

прекращает производство по делу.

4.4. Конкурсное производство.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника Должника

банкротом влечет открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство - одна из процедур банкротства, применяемая к

должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения

требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех

денежных обязательств должника будет считаться наступившим, прекратится

начисление неустоек, финансовых санкции и процентов по всем видам

задолженности должника; все требования к должнику, включая требования

налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного

производства [25, с.61].

Для осуществления конкурсного производства арбитражный суд назначает

конкурсного управляющего из числа кандидатов, которые будут предложены

собранием кредиторов.

Одна из основных фигур в конкурсном производстве - конкурсный

управляющий, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 98 Закона о

банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании

должника банкротом и об открытии конкурсного производства он выполняет

функции по управлению и распоряжению имуществом должника и к нему переходят

права и обязанности руководителя должника.

В Законе о банкротстве определен статус арбитражного управляющего, в

частности конкурсного. Арбитражный суд может назначить конкурсным

управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального

предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся

заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора (пункт 1 статьи 14

Закона о банкротстве) [25, с.62].

На конкурсного управляющего возлагаются обязанности по

аккумулированию имущества должника и формированию конкурсной массы в целях

продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности,

предусмотренной ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

Необходимо еще раз обратить внимание на очередность удовлетворения

требований кредиторов, в частности на то обстоятельство, что новый

российский Закон о несостоятельности (банкротстве) вслед за Гражданским

кодексом отдает предпочтение требованиям работников должника о выплате им

задолженности по заработной плате перед требованиями кредиторов по

обязательствам, обеспеченным залогом.

В связи с этим целесообразно рассмотреть положение кредитора в

отношении обязательств, обеспеченных залогом. В соответствии с ГК (ст. 64)

имущество, служившее предметом залога по обязательствам должника, не

исключается из массы его имущества, а кредитор с обеспеченным требованием

не имеет возможности обратить взыскание на предмет залога вне очереди.

Вместе с тем кредитор по обязательству, обеспеченному залогом, находится в

третьей, льготной очереди, опережая не только большинство остальных

кредиторов по гражданско-правовым обязательствам, но и требования

государства по уплате налогов и иных обязательных платежей [14, с.42].

Более того, в отличие от всех других правовых систем, по российскому

закону кредитор, требования которого обеспечены залогом, получает

удовлетворение своих претензий за счет всего имущества должника (а не

только того, что является предметом залога). Кредиторы по обеспеченным

обязательствам пользуются также определенными преимуществами на собрании

кредиторов при принятии основных решений. В частности, для заключения

мирового соглашения с должником требуется единогласное решение всех

кредиторов по обеспеченным обязательствам (при наличии более половины

голосов всех остальных конкурсных кредиторов).

Необходимо подчеркнуть социальный аспект законодательного решения о

предпочтении требований работников должника о выплате им задолженности по

заработной плате перед требованиями кредиторов по обязательятвам,

обеспеченным залогом.

4.5. Мировое соглашение.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве

должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Заключение

мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения

обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств

должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., вполне приемлемый способ

окончания дела о банкротстве. Однако действовавший ранее закон выдвигал

практически непреодолимое препятствие для мирового соглашения: в течение

двух недель после утверждения мирового соглашения арбитражным судом

кредиторы должны были получить удовлетворение своих требований в размере не

менее 35 процентов суммы долга.

Новый Закон снимает это и другие препятствия на пути достижения

мировою соглашения, которое становится предметом свободного волеизъявления

сторон. Единственное условие утверждения арбитражным судом мирового

соглашения - погашение должником задолженности перед кредиторами первой и

второй очереди: по требованиям граждан, перед которыми должник несет

ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; по расчетам по

выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому

договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Утверждение

арбитражным судом мирового соглашения влечет прекращение производства по

делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается на стадии

конкурсного производства, принятое арбитражным судом решение о признании

должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит

исполнению [14, с.43].

4.6. Внесудебные процедуры.

Законодательство допускает, помимо обычной, осуществление внесудебной

процедуры банкротства, сущность ее состоит в договоренности между должником

и кредиторами о том, что должник либо продолжает свою леятельность, либо

добровольно ликвидируется под контролем кредиторов. Эта договоренность

также может касаться отсрочки и (или) рассрочки погашения долгов либо

сложения долгов для того, чтобы создать юридическому лицу условия для

продолжения его деятельности.

В этих случаях руководитель юридического лица совместно с кркдиторами

проводят экономический анализ и в случае обнаружения невозможности платить

по обязательствам и восстановить его деятельность подписывают соглашение о

добровольной ликвидации. С этого момента предприятие считается находящимся

в ликвидации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Процесс ликвидации происходит по общему правилу, но под контролем

кредиторов, а не арбитражного суда. Этот процесс включает в себя

опубликование извещения, назначение арбитражного управляющего, созыв

собрания кредиторов. Ликвидация признается завершенной с того момента,

когда после утверждения собранием кредиторов ликвидационного баланса и

отчета об использовании оставшихся после ликвидации средств, а также

вынесения решения о ликвидации юридическое лицо исключается из единого

государственного реестра юридических лиц.

Любой кредитор, а также собственник предприятия в случае несогласия с

такой процедурой ликвидации вправе обратиться в арбитражный суд, и тогда

будет возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) в общем порядке.

Это правило применяется ко всем юридическим лицам, но

законодательство предусматривает специфические особенности ликвидации по

основанию несостоятельности некоторых юридидических лиц. Имеются в виду

правила ликвидации полного товарищества

(ст.81 ГК), товарищества на вере (ст.86 ГК), общества с ограниченной и

дополнительной ответственностью (ст.92 ГК), акционерного общества(ст.104

ГК), производственных кооперативов (ст.112 ГК), фонда (ст.119 ГК).

5. Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц.

Одним из основных недостатков ранее действовавшего законодательства о

банкротстве следует назвать одномерный подход ко всем категориям должников

при применении к ним процедур банкротства. Закон не делал никаких различий

между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным

(зачастую единственным в населенном пункте) предприятием и посреднической

организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и

крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной

организацией. Одинаковыми были и признаки банкротства таких должников, и

применяемые к ним процедуры, и порядок рассмотрения дел арбитражными

судами.

Новый Федеральный закон в полной мере учитывает специфику отдельных

категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности

применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях

должников, как должники - юридические лица: градообразующие,

сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные

организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также

должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские

(фермерские) хозяйства. Рассмотрим особенности банкротства некоторых

категорий должников [14, с.44].

5.1. Банкротство градообразующих организаций.

Под градообразующими организациями в Законе понимаются юридические

лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не

менее половины численности населения соответствующего населенного пункта

(ст. 132).

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций. Закон

учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в

частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о

банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного

самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены

к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее

управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том

случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника

банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие

органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем

самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед

его кредиторами [14, с.44].

Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может

быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая

продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия

моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с

половиной года. В этот период соответствующими органами может быть

осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем

инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания

новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.