Несостоятельность (банкротство )
определяла несостоятельность (банкротство) как неспособность удовлетворить
требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая
неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные
фонды. По смыслу этой нормы, как отмечается в п. 3 Обзора практики
применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности
(банкротстве) (Приложение к Информационному письму Высшего Арбитражного
Суда РФ от 25.04.1995 №С1-7/ОП-237 "Рекомендации о порядке разрешения
спорных вопросов при рассмотрении дел, связанных с применением
законодательства о несостоятельности (банкротстве)", финансовые санкции не
могут включаться в сумму требований к должнику при подаче в арбитражный суд
заявления о признании организации банкротом [18, с.2].
Новый Закон в ч. 2 ст. 4 устанавливает, что для определения наличия
признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных
обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары,
выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов,
подлежащих уплате должником. Подлежащие уплате за неисполнение или
ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не
учитываются при определении размера денежных обязательств.
Кроме того, согласно ч 3 ст. 4 нового Закона размер обязательных
платежей также принимается во внимание без учета установленных
законодательством РФ штрафов (пени) и иных финансовых санкций.
Следует также отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 нового Закона
в размер задолженности не входят обязательства должника перед гражданами,
перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и
здоровью, обязательства по выплате вознаграждения и обязательства перед
учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающие из
такого участия.
Таким образом, с введением указанных норм в законодательстве о
банкротстве устранен источник возникновения множества спорных вопросов при
рассмотрении в судах дел данной категории.
Минимальный размер денежных обязательств должника для возбуждения дела
о его несостоятельности (банкротстве) должен составлять по Закону 1992 г.
(ч. 3 ст. 3) 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Эта сумма была одинакова для юридических лиц и граждан,
зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Новый Закон оставляет прежним размер денежных обязательств и
обязательных платежей для юридических лиц и уменьшает его для граждан.
Так, в ст. 5 и 29 предусмотрено, что дело о банкротстве может быть
возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому
лицу составляют не менее 500 МРОТ, а к должнику - гражданину - не менее 100
МРОТ, если иное не предусмотрено законом.
На возможность выступления кредиторов вместе, то есть объединения
требований, в Законе 1992 г. указывала только оговорка п. 3 ст. о том, что
размер требований к должнику "в совокупности" должен составлять
определенную сумму. Процедура выступления нескольких кредиторов с одним
заявлением не была прописана.
В связи с недостаточно ясной формулировкой возможности объединения
требований всех или нескольких кредиторов вновь потребовалось разъяснение
Высшего Арбитражного Суда РФ. В п. 3 Обзора практики применения
арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) от
25.04.1995 отмечено, что по делу о несостоятельности (банкротстве) на
стороне заявителя могут выступить несколько кредиторов, если требования
каждого из них в отдельности меньше необходимой суммы (500 МРОТ).
Арбитражный суд вправе принять к рассмотрению требования нескольких
кредиторов и возбудить производство по делу о банкротстве. Все кредиторы,
чьи требования вошли в общую сумму первоначально заявленного требования,
имеют одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляет
кредитору-заявителю.
Новый Закон исправляет указанный недостаток Закона 1992 года и в ст.
36 четко определяет, что заявление кредитора может быть основано на
объединенной задолженности по различным обязательствам, и кредиторы вправе
объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением
кредитора. Подобное заявление подписывается кредиторами, объединившими свои
требования.
В связи с более четким определением возможности объединения требований
кредиторов следует ожидать, что в судебной практике не придется больше
уделять этому вопросу особое внимание [18, с.2].
Сумма кредиторской задолженности, при наличии которой может быть
возбуждено дело о банкротстве, осталась прежней. Необходимо отметить, что
установленная сумма, составляющая на сегодня около 42 тыс. деноминированных
рублей, слишком мала для средних и крупных предприятий. На наш взгляд,
указанная сумма должна быть установлена в зависимости от масштаба
предприятийдолжников в пределах 1000-3000 минимальных размеров оплаты
труда.
Также важно отметить, что по смыслу ст. 3 Закона неплатежеспособность
предприятия является единственным и достаточным признаком банкротства, то
есть неплатежеспособность является основанием для признания предприятия
банкротом.
В российских условиях нередки случаи, когда предприятие не может
расплатиться с кредиторами потому, что ему не отдали долги дебиторы. В
Законе при определении признаков банкротства не предусмотрено наличие у
предприятия дебиторской задолженности.
Однако принятие мер по взысканию дебиторской задолженности “вдруг”
появляется среди прав и обязанностей внешнего управляющего (п. 2 ст. 74
нового Закона). А в плане внешнего управления, называемом внешним
управляющим, в качестве мер по восстановлению платежеспособности
рекомендованы ликвидация дебиторской задолженности и уступка прав
требований должника (ст. 85 нового Закона).
Это также предусмотрено при проведении конкурсного производства.
Например, конкурсный управляющий вправе выставить на торги права требования
должника (п. 1 ст. 113 нового Закона) [20, с.4].
4. Процедуры, применяемые по отношению к должнику.
При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в
удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако
наличие таких, признаков (неспособность должника в данный момент погасить
денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды)
вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной
ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при
ликвидации должника – юридического лица, к нему могут быть применены и иные
процедуры: наблюдение; внешнее управление; мировое соглашение. В отношении
должника-гражданина возможно либо конкурсное производство, либо мировое
соглашение. Последнее слово в выборе конкретной процедуры, применяемой к
должнику, всегда остается за арбитражным судом [12, с.39].
4.1. Наблюдения.
При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится
процедура наблюдения в отношении предприятия-должника.
Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что
на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве
должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в
состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным
обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных
платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение
полномочий его руководителя позволят определить состояние
платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является
разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и
кредиторов.
Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с
момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом
до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия
арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии
конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения
мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях
обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового
состояния. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с
момента принятия им заявления о банкротстве.
Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает
наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица,
отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную
деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не
являющихся индивидуальными предпринимателями [24, с.107].
Специального внимания заслуживает норма о назначении временного
управляющего. Арбитражный суд в определении о введении наблюдения указывает
о назначении временного управляющего (наблюдателя).
При невозможности определения кандидатуры временного управляющего при
принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит
отдельное определение о его назначении не позднее десяти дней со дня
принятия указанного заявления (п. 3 ст. 41 Закона).
Определение арбитражного суда о назначении временного управляющего, в
отличие от определения о назначении внешнего или конкурсного управляющего,
не подлежит немедленному исполнению. Кроме того, оно не может быть
обжаловано [12, с.39].
В Законе определен статус арбитражного управляющего. Временным
управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо,
зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее
специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении
должника и кредиторов (п. 1 ст. 19 Закона).
В пункте 1 статьи 59 Закона говорится о том, что в случае
невозможности определения кандидатуры временного управляющего, то есть при
отсутствии кандидатур, предложенных кредиторами, и предложений из числа
лиц, зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих, при принятии
заявления о признании должника банкротом арбитражный суд обращается в
государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению,
который в недельный срок с момента получения запроса предлагает кандидатуру
временного управляющего. В случае отсутствия других кандидатур арбитражный
суд может назначить временного управляющего из числа сотрудников
государственного органа по представлению последнего, но не позднее, как
было сказано выше, десяти дней с момента принятия указанного заявления (п.
4 ст. 185 Закона). Следует отметить, что должник сам не вправе предлагать
кандидатуру временного управляющего [24, с.108].
Временный управляющий за неисполнение или ненадлежащее исполнение
возложенных на него обязанностей, которое повлекло убытки для должника или
кредиторов или даже при отсутствии таких последствий, несет ответственность
согласно статье 21 Закона о банкротстве.
Вознаграждение временному управляющему за осуществление им своих
полномочий устанавливается в соответствии со статьей 22. Это вознаграждение
выплачивается за счет имущества должника, если иное не предусмотрено
Законом о банкротстве или соглашением с кредиторами.
Практика показывает, что размер вознаграждения управляющего равен
приблизительно размеру заработной платы руководителя организации-должника.
Последствия вынесения арбитражным судом определения о принятии
заявления о признании должника банкротом содержатся в статье 57. С момента
вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о банкротстве
должника имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только
с соблюдением порядка, установленного Законом (статьи 46, 63, 75 и 114).
Так, кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный
срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии
арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанные
требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера
требований кредиторов необходимо для участия голоса в первом собрании
кредиторов (ст. 63 Закона) и обладания на нем правом [24, с.109].
Требования кредиторов направляются временному управляющему с
приложением документов, позволяющих определить указанные требования как
установленные. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов
считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу
решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником
этих требований и в иных случаях, предусмотренных Законом.
Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправе предъявить свои
требования и в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные
требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого внешнему
управляющему кредиторы направляют установленные в соответствии с Законом о
банкротстве требования с приложением документов, позволяющих определить
указанные требования как установленные [24, с.109].
Внешний управляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие
требования и заносит их в реестр требований кредиторов. В течение месяца с
момента получения указанного требования о результатах его рассмотрения
уведомляет кредитора.
Кредитор при несогласии с внешним управляющим обращается в арбитражный
суд в месячный срок с момента получения уведомления от внешнего
управляющего. Арбитражный суд рассматривает данное заявление в порядке,
предусмотренном статьей 46.
При отсутствии возражений в указанный выше срок требования кредиторов
считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения,
как они определены внешним управляющим.
Арбитражный суд в указанных в Законе случаях, в частности при
непринятии руководителем мер по обеспечению сохранности имущества, вправе
отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей
руководителя должника возлагается на временного управляющего.
Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд
выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и
руководителем должника [24, с.110].
Согласно пункту 5 статьи 58 Закона с момента введения наблюдения
аресты и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему
имуществом могут быть наложены исключительно в процессе банкротства.
Закон содержит права и обязанности временного управляющего (статьи 20,
60, 61, 150). Так, статья 20 содержит положения, определяющие права и
обязанности арбитражных управляющих. В частности, согласно абзацу 2 пункта
1 статьи 60 временный управляющий вправе предъявлять в арбитражный суд от
своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о
применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или
исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом о
банкротстве (сделки, заключенные или исполненные с нарушением требований,
предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 58).
Возникает вопрос, является ли такой иск самостоятельным или он
рассматривается в деле о банкротстве? Думается, что такого рода иски не
должны рассматриваться в деле о банкротстве.
Подробно раскрываются обязанности временного управляющего по анализу
финансового состояния должника, установлению размера требований кредиторов
и созыву первого собрания кредиторов (статьи 62-64 Закона).
Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится
Законом собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех
кредиторов (статьи 12-14, 64-66 Закона).
Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов принимает
решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства,
или выносит определение о введении внешнего управления, либо утверждает
мировое соглашение. Вместе с тем арбитражный суд вправе принять иное
решение в установленных Законом случаях. В частности, если имеются
достаточные основания полагать, что решение собрания кредиторов об
обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и
открытии конкурсного производства принято в ущерб большинства кредиторов и
установлена реальная возможностьвосстановления платежеспособности должника,
арбитражный суд вправе ввести внешнее управление.
Особо следует отметить, что арбитражный суд, перед тем как принять
решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного произ-
водства, или вынести определение о введении внешнего управления, или
утвердить мировое соглашение, обязан проверить правомочность первого
собрания кредиторов [24, с.112].
В том случае, если собрание кредиторов не приняло решения о введении
внешнего управления или решения о заключении мирового соглашения либо
временный управляющий в недельный срок не представил ни одно из указанных
решений при наличии признаков банкротства, арбитражный суд принимает
решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Вместе с тем в случаях, предусмотренных в Законе о банкротстве, в
частности, если после проведения первого собрания кредиторов появились
обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что
Страницы: 1, 2, 3, 4
|