рефераты бесплатно

МЕНЮ


Общество с ограниченной ответственностью, правовое положение

юридических лиц.

Таким образом, сегодня порядок регистрации юридических лиц

регламентируется сохранившими свое действие ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25

декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и

Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об

упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на

территории Российской Федерации" [17].

В соответствии с вышеуказанными нормативными актами государственная

регистрация осуществляется местной администрацией по месту нахождения

общества. Зачастую местная администрация для осуществления этих функций

создает свои подразделения (комитеты, управления или регистрационные

палаты).

В соответствии с установленным порядком для государственной регистрации

необходимо представить следующие документы:

заявление о регистрации общества, составленное в произвольной форме и

подписанное всеми учредителями общества;

учредительный договор;

устав, утвержденный учредителями;

документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного

капитала, указанного в учредительных документах;

свидетельство об уплате государственной пошлины.

Законом об обществах установлен минимальный размер уставного капитала для

ООО. Он не должен быть менее суммы, равной 100-кратному минимальному

размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на дату

представления учредительных документов для регистрации (п. 1 ст. 14).

Отказ в регистрации, в соответствии со ст. 51 ГК, допускается при

нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или

несоответствие его учредительных документов закону, отказ в регистрации по

мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. В

связи с отсутствием закона о регистрации состав представленных документов и

содержащиеся в них сведения должны соответствовать требованиям Положения о

порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Для

некоторых видов обществ в соответствии с законодательством установлена

специальная регистрация. Согласно постановлению Правительства Российской

Федерации от 06.06.1994 г. № 655 «О государственной регистрационной палате

при министерстве экономики РФ»[18] предусмотрена специальная регистрация

для юридических лиц с иностранным участником. Государственная регистрация

банков и кредитных организаций производится Банком России согласно Закона

РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[19],

регистрация страховых компаний также осуществляется специальным органом

согласно Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового

дела в РФ»[20]. Государственная регистрация юридических лиц носит сегодня

явочно-нормативный характер, при котором регистрирующий орган вправе только

проверить положения учредительных документов на соответствие

законодательству и не уполномочен проверять целесообразность создания того

или иного юридического лица. В случае нарушений законодательства

учредителями общества, допущенных при его создании, регистрация его может

быть признана недействительной, если допущенные нарушения неустранимы.

Отказ в регистрации общества может быть обжалован в суд.

Право граждан быть участниками обществ закреплено в ст. 18 ГК РФ и ст. 7

Закона об обществах. Это право предоставляет гражданину возможность активно

участвовать в гражданском обороте и является гарантией стабильности этой

возможности.

По общему правилу участником общества может быть гражданин, обладающий

гражданской дееспособностью в полном объеме, т.е. с момента

совершеннолетия, кроме случаев вступления несовершеннолетнего в брак и

эмансипации[21].

Как и ГК РФ (п. 4 ст. 66), Закон об обществах (п. 1 ст. 7) указывает на

возможность запрета на участие в обществах отдельных категорий граждан.

Такой запрет может быть предусмотрен только федеральным законом.

Некоторые категории граждан ограничены законом в праве выступать

участниками обществ. Такие ограничения установлены для государственных

служащих. Согласно ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

[22]государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой

деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой

деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через

доверенных лиц. Государственный служащий обязан передавать в доверительное

управление под гарантию государства на время прохождения государственной

службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале

коммерческих организаций.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации»[23]

распространил ограничения, установленные федеральным законодательством для

государственных служащих, на муниципальных служащих. А Федеральный закон от

8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской

Федерации»[24] с точностью воспроизвел положения Федерального закона «Об

основах государственной службы Российской Федерации», ограничивающие

муниципальных служащих в праве выступать участниками коммерческих

организаций, в том числе и обществ.

Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на

предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной,

преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует

исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащим запрещается

оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием

служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а

также получать за это вознаграждение и льготы[25]. Это положение прямо не

запрещает участие военнослужащих в хозяйственных обществах, но создает

определенные сложности в осуществление таким учредителем своих прав на

участие в управлении обществом.

По общему правилу юридические лица наряду с гражданами также могут быть

участниками хозяйственных обществ (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако некоторые

виды юридических лиц вправе выступать участниками обществ с определенными

особенностями. Так, финансируемые собственниками учреждения могут быть

участниками обществ с разрешения собственника, если иное не установлено

законом (абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако отдельным видам учреждений, в

частности государственным учреждениям культуры и образовательным

учреждениям, право на участие в обществах прямо предоставлено специальными

законами (например, Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об

образовании»[26]). При участии юридических лиц в обществах следует обращать

внимание на нормы закона и учредительных документов, регламентирующие

порядок принятия решения органами юридического лица об участии в таком

обществе.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также

муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским

законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -

гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ). К ним применяются нормы,

определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским

законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных

субъектов. Основная особенность при возникновении гражданско-правовых

отношений с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и

муниципальных образований заключена в том, что от их имени выступают

соответственно органы государственной власти или органы местного

самоуправления.

ГК РФ (п. 4 ст. 66) и Закон об обществах (п. 2 ст. 7) установлен общий

запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления

в обществах, с оговоркой о возможности их участия только в случаях,

установленных законом. Это особые субъекты, у которых гражданская

правосубъектность не является определяющей в их правовом положении. Главная

черта этих субъектов связана с муниципальной или государственной властью.

Поэтому для участия в обществе как муниципального образования, субъекта

Российской Федерации или Российской Федерации (посредством органов

государственной и муниципальной власти), так и указанных органов как

самостоятельных субъектов права требуется прямое указание в федеральном

законе, предоставляющее такую возможность.

В настоящий момент только действующее законодательство о приватизации (в

смысле п. 4 ст. 66 ГК РФ) содержит нормы, регулирующие отношения по участию

в хозяйственных обществах государственных органов и органов местного

самоуправления. Ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О

приватизации государственного имущества и основах приватизации

муниципального имущества в Российской Федерации»[27] устанавливает, что

внесение государственного, муниципального имущества в качестве вклада в

уставный капитал хозяйственных обществ является способом приватизации

государственного и муниципального имущества.

( 2.Учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью.

Учредительными документами общества являются устав и учредительный

договор. Закон устанавливает приоритет, «преимущественную силу» для третьих

лиц и участников общества положений устава общества перед учредительным

договором.

Учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав.

Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества

является только устав, утвержденный этим лицом. В случае увеличения числа

участников общества до двух и более между ними должен быть заключен

учредительный договор.

Учредительный договор, заключенный учредителями в соответствии с Законом

об ООО и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение

общества, с одной стороны, а с другой - содержит в себе черты договора о

совместной деятельности по созданию юридического лица. П. 1 ст. 12

предусматривает, что в учредительном договоре участники определяют порядок

ведения совместной деятельности по созданию общества. В ст. 89 ГК,

посвященной учредительным документам общества с ограниченной

ответственностью, не определяются сведения, которые должен содержать

учредительный договор, а лишь дается общий перечень информации,

обязательной для учредительных документов, однако п. 2 ст. 52 ГК

установлены положения, которые должны быть туда включены. Учредительный

договор должен быть заключен в простой письменной форме путем составления

одного документа согласно п. 1 ст. 89 ГК. Стороны могут предусмотреть его

нотариальное удостоверение, хотя закон их не обязывает это делать. Как

любой другой договор, учредительный договор должен отвечать всем

требованиям, предъявляемым законодательством к договорам и сделкам с учетом

его особенностей как учредительного договора.

В учредительном договоре должны быть отражены также следующие положения:

состав учредителей (участников) общества;

размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей

(участников) общества;

размер и состав вкладов, порядок и сроки, их внесения в уставный капитал

общества при его учреждении;

ответственность учредителей (участников) общества за нарушение

обязанности по внесению вкладов;

условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества

прибыли;

состав органов общества;

порядок выхода из общества его участников.

Вторым (а если общество учреждается одним лицом - единственным)

учредительным документом общества является устав. Согласно ст. 52, 89 ГК и

ст. 11 Закона об ООО, устав общества утверждается его учредителями, причем

единогласно (п. 1 ст. 11 Закона) на общем собрании. П. 2 ст. 12 Закона об

ООО устанавливаются те положения, которые должны содержаться в уставе

общества. Они частично совпадают с положениями учредительного договора и

имеют основополагающее значение в регулировании деятельности общества и его

взаимоотношений с участниками. Этот обязательный минимум сведений в уставе

может дополняться любыми положениями, не противоречащими законодательству.

Сведения, которые могут содержаться в уставе общества, предусматриваются

рядом статей Закона, и включение их в устав оставлено на усмотрение

участников. Например, согласно ст. 15 Закона положения Устава вправе

исключить определенные виды имущества, которым участники могут вносить

вклад в уставный капитал общества. Значительное число диспозитивных статей

Закона позволяет участникам существенно дополнить устав теми или иными

сведениями и положениями. При этом единственное требование к ним-

непротиворечие Закону об обществах и иным федеральным законам.

В устав обязательно должны быть включены сведения:

о полном и сокращенном фирменном наименовании общества;

месте нахождения общества;

составе и компетенции органов общества, в том числе вопросах,

составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников

общества, порядке принятия органами общества решений, включающих решения,

принимаемые единогласно или квалифицированным большинством голосов;

размере уставного капитала общества;

размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

правах и обязанностях участников общества;

порядке и последствиях выхода из общества его участника;

порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому

лицу;

порядке хранения документов общества и порядке предоставления обществом

информации участникам общества и другим лицам;

иные сведения, предусмотренные Законом.

Устав общества также может содержать иные положения, не противоречащие

Закону об ООО и иным федеральным законам.

Учредительные документы общества являются открытыми как для учредителей

(участников), аудитора общества, так и для любых заинтересованных лиц. По

их требованию общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность

ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с

изменениями. По требованию любого участника оно обязано предоставить ему

копии своих действующих учредительных документов за плату, не превышающую

затрат на их изготовление.

Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего

собрания участников общества в порядке, определенном Законом и уставом

общества. Все они должны быть зарегистрированы уполномоченным на то

государственным органом. В противном случае они не будут иметь юридической

силы для третьих лиц. Изменения, внесенные в учредительные документы

общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной

регистрации, а в случаях, установленных Законом - с момента уведомления

органа, осуществляющего государственную регистрацию, например, уведомления

о создании филиалов и представительств общества. Изменения в учредительный

договор принимаются всеми участниками общества единогласно, что

соответствует ст. 450 ГК РФ, предусматривающей возможность изменения

договора по соглашению сторон.

Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам,

связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной

регистрации. общество несет ответственность по обязательствам учредителей

общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего

одобрения их действий общим собранием участников общества.

( 3. Порядок формирования уставного капитала Общества.

Назначение уставного капитала, как это определяют ГК РФ и Закон, состоит

в установлении минимального размера имущества, гарантирующего интересы его

кредиторов. Уставный капитал общества, согласно ст. 90 ГК РФ, не может быть

меньше определенного Законом. Его размер определен Законом об обществах и

должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда,

установленного законом на дату представления документов для государственной

регистрации общества[28]. Это значит, что Закон не обязывает общество

постоянно поднимать величину уставного капитала до уровня новых требований.

общество не может быть зарегистрировано, если его уставный капитал меньше

определенного законом размера или если на момент государственной

регистрации общества он оплачен учредителями менее чем наполовину.

Уставный капитал является основой имущественной обособленности общества

как юридического лица- собственника. Он представляет собой не имущество в

натуре, а условную величину - денежное выражение (оценку) совокупности

долей его участников. В силу отсутствия законодательных ограничений

уставный капитал может слагаться и, соответственно, вноситься участниками

как из денежных средств, так и из другого имущества, но неденежные вклады

должны быть оценены в деньгах. Исполняя учредительный договор, участники

вносят имущество - деньги, вещи, имущественные права. После полного

исполнения обязанностей участниками по внесению вкладов общество обладает

реальным имуществом, способным быть объектом удовлетворения требований

кредиторов, т. е. быть переданным третьим лицам. Смысл внесения вкладов

состоит в том, что, полностью образовав уставный капитал, общество в любой

момент своего существования обладает реальным имуществом, а не просто

«стоимостью» или «денежной оценкой». Обязательство участника по внесению

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.