рефераты бесплатно

МЕНЮ


Особенности гражданско-правового положения отдельных видов акционерных обществ

однако этого может и не произойти, когда 100 % акций вновь созданного в

процессе приватизации акционерного общества принадлежит государству. И

можно ли при таком преобразовании вообще говорить о приватизации как

таковой, если в соответствии со ст. 1 Закона о приватизации, приватизация

это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества в

собственность физических и юридических лиц, ведь если 100 % акций

приватизированного предприятия принадлежат государству, не происходит

возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества в

собственность юридических и физических лиц. Тогда можно ли рассматривать в

рамках понятия приватизация, данного в Законе о приватизации, акционерные

общества 100 % акций которого, принадлежит государству? Может быть с учетом

этого законодателю стоит скорректировать понятие приватизация.

И так, каковы же способы приватизации государственного и

муниципального имущества в настоящее время?

В соответствии со ст. 16 Закона о приватизации, при приватизации

государственного и муниципального имущества используются следующие способы

приватизации:

продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в

том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых

акционерных обществ на специализированном аукционе;

продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом

конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных

обществ их работникам;

выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий

в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в

государственной или муниципальной собственности;

внесение государственного или муниципального имущества в качестве

вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

отчуждение находящихся в государственной или муниципальной

собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных

обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг,

удостоверяющих право приобретения таких акций.

Как видим, способов достаточно много и они разные по своему содержанию. Их

объединяет лишь то, что приватизация осуществляется путем возмездного

отчуждения государственного и муниципального имущества в пользу частных

юридических, а также физических лиц. Так, на конкурсах и аукционах

изменение

формы собственности происходит сразу, единовременно.

Ряд других способов приватизации предполагает первоначально

преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в

открытые акционерные общества. Судьба акций этих акционерных обществ может

быть различной. Они могут закрепляться полностью или частично в

собственности государства или муниципального образования на неопределенный

срок или также полностью или частично - продаваться юридическим и

физическим лицам. Однако и в данном случае продажа акций является

единовременным актом.

Совсем иное дело выкуп работниками арендованных ими предприятий.

Это длительный, растягивающийся на несколько лет акт купли-продажи

государственного и муниципального имущества. Что же касается внесения

государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные

капиталы хозяйственных обществ, то это, строго говоря, не приватизация,

если эти вклады так или иначе, не отчуждаются государством или

муниципальными образовниями в частную собственность.

1.1. Продажа государственного и муниципального

имущества

на аукционе

Продажа государственного и муниципального имущества на

аукционах осуществляется в соответствии со ст. 22 Закона о приватизации, в

п. 1 которой говориться, что на аукционе продается имущество, если его

покупатели не дол-жны выполнить какие-либо условия в отношении

приобретенных ими объектов приватизации. Это означает, что, приобретя на

аукционе какое-либо предприятие, новый собственник вправе распоряжаться им

по своему усмотрению: перепродать, изменить профиль деятельности,

ликвидировать и т.д. Победителем на аукционе становится тот покупатель,

который предложил за выставленный на аукцион объект наиболее высокую цену.

Согласно п. 3, продажа акций созданных в процессе приватизации

открытых акционерных обществ может осуществляться на специализированных

аукционах, проводящихся в виде открытых, общедоступных торгов, на которых

победители получают акции по единой цене, а участие в аукционе

осуществляется путем подачи заявок с указанием общей суммы платежа и

количества приобретаемых акций.

В соответствии с п.п. 2 и 3 соответствующие положения (по каждому

виду аукционов) утверждаются Правительством РФ. Каждое из таких положений

регламентирует порядок проведения соответствующего аукциона, условия

участия в нем покупателей, определения победителей, а также порядок

расчетов за приобретенное имущество.

Аукцион проводится в следующих формах:

- открытый аукцион, используемый, как правило, при продаже активов

небольших

предприятий, а также акций открытых акционерных обществ;

- закрытый аукцион (закрытый тендер), используемый, как правило, при

продаже крупных предприятий и пакетов акций открытых акционерных обществ.

К участию в аукционе допускаются юридические и физические лица,

признанные в соответствии с законодательством покупателями, своевременно

подавшие заявку на участие в аукционе и другие необходимые документы и

внесшие в установленном порядке сумму залога.

Открытый аукцион проводится в следующем порядке. Его проводит

аукционист, нанимаемый продавцом. Аукцион начинается с оглашения

аукционистом наименования, краткой характеристики и начальной цены объекта,

а также шага аукциона. Шаг аукциона задается в пределах от 5 до 15 %

начальной цены. В оговоренных пределах шаг выбирает аукционист. Шаг

аукциона устанавливается единым на весь период аукциона. В процессе торгов

аукционист называет цену, а покупатели сигнализируют о готовности купить

объект по данной цене поднятием билета.

Торги начинаются с объявления начальной цены объекта. После

объявления очередной цены аукционист называет номер билета покупателя,

который, с точки зрения аукциониста, первым поднял билет. Затем аукционист

объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона. При отсутствии

покупателей, готовых купить объект по данной цене, аукционист повторяет эту

цену три раза.

Торги завершаются, когда после троекратного объявления очередной цены

ни один из покупателей не поднял билет. Победителем аукциона становится

покупатель, номер билета которого был назван аукционистом последним. По

завершении торгов аукционист объявляет о продаже выставленного объекта,

называет продажную цену и номер билета победителя. Если после троекратного

объявления начальной цены ни один из покупателей не поднял билет, аукцион

признается несостоявшимся и объект возвращается продавцу.

Аукцион в виде закрытого тендера проводится в следующем

порядке. Его проводит постоянно действующая тендерная комиссия, состав

которой утверждается продавцом имущества. По окончании срока приема заявок

составляется протокол тендерной комиссии о принятых заявках, подписываемый

председателем и секретарем комиссии. Сокрытие заявок на участие в тендере,

их неучет при подведении итогов влекут за собой административную

ответственность в соответствии с действующим законодательством. Штраф

налагается на председателя тендерной комиссии. Результаты тендера в этом

случае признаются недействительными.

Вскрытие конвертов с предложениями участников о цене и

подведение окончательных итогов закрытого тендера проводятся не позднее чем

через три дня после окончания приема заявок. Учитываются только заявки,

которые были отправлены в течение срока закрытого тендера. Победителем

закрытого тендера становится покупатель, предложивший наибольшую цену.

В случае если предложения двух или более участников закрытого

тендера

содержат наивысшую цену, победителем становится тот из них, чья заявка была

подана ранее. Если и это не приводит к выявлению победителя, конкурсная

комиссия проводит жеребьевку для выявления победителя.

Победитель аукциона (закрытого тендера) должен в течение

определенного организаторами времени после окончания торгов по данному

объекту подписать протокол о результатах аукциона. Протокол подписывается в

двух экземплярах покупателем или его полномочным представителем и

организаторами аукциона. В протоколе указываются сведения о продавце и

покупателе, наименование объекта приватизации, окончательная цена, а также

обязательства сторон по подписанию договора купли-продажи. Один экземпляр

протокола о результатах аукциона выдается покупателю и является документом,

удостоверяющим право на заключение договора купли-продажи данного объекта.

В срок не позднее 30 календарных дней с момента подписания

протокола

о результатах аукциона между продавцом и покупателем должен быть подписан

договор купли-продажи в соответствии с действующим законодательством.

Право собственности на объект приватизации переходит от продавца к

покупателю с момента регистрации договора в порядке, предусмотренном

законодательством; продавец передает покупателю свидетельство о

собственности.

1.2. Продажа государственного или муниципального

имущества

на коммерческом конкурсе с

инвестиционными

и (или) социальными

условиями

В отличие от текста ст. 22 Закона о приватизации, в которой не

приводятся условия продажи государственного и муниципального имущества на

аукционе, в ст. 21 Закона о приватизации, подробно излагаются условия

продажи этого имущества на коммерческом конкурсе. Порядок проведения

коммерческих конкурсов определяется Правительством.

И так п. 1 ст. 21 предусматривается, что государственное и

муниципальное

имущество продается на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или)

социальными условиями (далее - коммерческий конкурс), если в отношении

объекта приватизации его покупатель обязан выполнить объявленные

организаторами конкурса указанные выше условия. Право же приобретения

объекта приватизации в собственность получает на конкурсе тот покупатель,

который предложил наиболее высокую цену за этот объект, взяв на себя

обязательство, выполнить все предусмотренные условиями конкурса

обязательства, инвестиционные и (или) социальные.

Примечание:

Как известно, до введения в действие Закона о приватизации победитель

конкурса получал право собственности на приобретенное (купленное) им

государственное и муниципальное имущество, возложив тем самым на себя по

условиям конкурса какие-либо обязательства.

Однако очень часто эти условия оставались невыполненными без каких-либо

серьезных отрицательных последствий для покупателя имущества.

Мало того, победитель конкурса, купив на нем имущество, т.е. став его

собственником, получал возможность даже отчуждать его, распоряжаться иным

образом, а государство практически не обладало достаточной правовой базой,

для того чтобы защитить свои интересы, а также интересы работников

приватизированных предприятий, социальное положение которых, должно было

быть улучшено по условиям конкурса.

В этой связи важными, для защиты интересов государства, муниципальных

образований, трудящихся стали положения п. 2 ст. 21 Закона о приватизации,

согласно которому право собственности на государственное или муниципальное

имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к

победителю такого конкурса лишь после выполнения им инвестиционных и (или)

социальных условий в отношении объекта приватизации. Победитель

коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему прав собственности на

объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом.

Другой защитной мерой является ограничение возможностей победителя

конкурса по продаже акций открытых акционерных обществ, созданных в

процессе приватизации, в использовании его прав акционера общества,

учитывая, что такие акционеры очень часто владеют крупными пакетами акций,

дающими им право решающим образом влиять на принятие обществом самых

различных решений, в том числе принципиально важных для судьбы других

акционеров, самого общества.

Согласно п. 3 ст. 21 Закона о приватизации, победитель такого

коммерческого конкурса до перехода к нему права собственности на акции,

т.е. до выполнения им условий конкурса, осуществляет голосование по ним по

своему усмотрению, за исключением голосования по следующим вопросам:

- внесение изменений и дополнений в учредительные документы открытого

акционерного общества;

- залог, сдача в аренду, отчуждение имущества этого общества, если

стоимость такого имущества превышает 10 % его уставного капитала;

- залог и отчуждение недвижимого имущества общества;

- получение кредита в размере более чем 10 % стоимости чистых активов

общества;

- учреждение хозяйственных обществ (товариществ);

- эмиссия ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного

общества;

- утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счетов прибыли

и убытков открытого акционерного общества, а также распределение его

прибыли

и убытков.

Голосование по указанным вопросам победитель коммерческого конкурса

осуществляет после согласования такого голосования с соответствующими

органами по управлению имуществом в письменной форме. Таким образом,

ограничено право победителя конкурса распоряжаться (участвовать в

распоряжении) имуществом открытого акционерного общества до тех пор, пока

он не выполнит инвестиционные и (или) социальные условия конкурса. Однако в

принципе победитель конкурса вправе вообще не участвовать в голосовании по

этим вопросам.

Примечательно, что до тех пор, пока победитель конкурса не выполнит

поставленные перед ним условия, известные ограничения распространяются и на

общество в целом, независимо от количества акций, приобретенных

победителем. Согласно п. 3 ст. 21 Закона о приватизации, открытое

акционерное общество, которое создано в процессе приватизации и в отношении

которого не завершено выполнение инвестиционных и (или) социальных условий,

не вправе принимать решения об изменении уставного капитала, о проведении

эмиссии дополнительных акций и иных конвертируемых в акции ценных бумаг.

Известные ограничения права собственности победителя конкурса

сохраняются (могут сохраниться) и после выполнения им условий конкурса,

т.к. сог-ласно п. 3 ст. 21 Закона о приватизации, порядок осуществления

победителем коммерческого конкурса права владения и права пользования

объектом приватизации, за исключением случая, если объектом приватизации

являются акции открытого акционерного общества, определяет Правительство

РФ.

Однако, такое ограничение прав собственника может поставить под

сомнение готовность многих юридических и физических лиц покупать

предприятия и иное имущество у государства и муниципальных образований.

Поэтому победитель конкурса не должен быть ущемлен в своих правах

собственника, пре доставленных ему законодательством РФ, т.к. согласно п.1

ст. 209 "Содержание права собственности" ГК РФ, собственнику принадлежит

право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п. 2 указанной статьи ГК РФ собственник вправе

по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества

любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не

нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе

отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им,

оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения

имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами,

распоряжаться им иным образом.

Если же собственник имущества ограничивается в своих правах,

предоставленных ему ГК РФ, то, строго говоря, собственником он уже не

является. Поэтому приватизация государственного и муниципального имущества

путем продажи-купли его на коммерческом конкурсе по своему существу таковой

уже не является. Возникает какое-то новое правовое положение юридического и

физического лица, ставшего победителем коммерческого конкурса. Это правовое

положение победителя коммерческого конкурса регулируется теперь согласно п.

3 ст. 21 Закона о приватизации не законодательством, а нормативным актом,

утверждаемым Правительством РФ.23

Законом о приватизации (п. 4 ст. 21), определяются объекты

приватизации, в отношении которых могут быть предусмотрены социальные

условия коммерческого конкурса и их состав. При продаже государственного

или муниципального имущества на коммерческом конкурсе социальные условия

могут устанавливаться, если объектом приватизации является предприятие как

имущественный комплекс или если объектом приватизации являются акции

открытого акционерного общества, составляющие более 50 % его уставного

капитала. Эти условия могут предусматривать в отношении объекта

приватизации:

- сохранение определенного числа рабочих мест или создание

дополнительных рабочих мест;

- переподготовку или повышение квалификации работников;

- сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;

- ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-

куль турного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения

либо на прекращение их использования;

- реализацию мероприятий по охране окружающей среды и здоровья

граждан.

Настоящие социальные условия являются исчерпывающими и не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.