Подведомственность гражданско-правовых споров
спор), множественную – на альтернативную, договорную, императивную,
условную и смешанную[9].
Классификация судебной подведомственности гражданских дел проводится и
в учебной литературе. Так, в учебнике «Советский гражданский процесс»
выделяются четыре вида судебной подведомственности: исключительная (Ю. К.
Осипов именует ее единичной), условная — когда по закону требуется
обязательное досудебное урегулирование сторонами спора в претензионном
порядке (Ю. К. Осипов не выделяет такого вида), смешанная (Ю. К. Осипов
называет ее императивной) и альтернативная (с включением в нее и договорной
подведомственности). Примерно те же виды судебной подведомственности
гражданских дел перечислены в другом учебнике «Советский гражданский
процесс», за исключением смешанной (или императивной) подведомственности, а
также вкладывается иное содержание в понятие условной подведомственности. В
частности, в качестве этого вида подведомственности указывается на
установленный законом порядок взыскания различных видов задолженности в
бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Но в тех
случаях, когда утрачивается возможность взыскания указанных сумм по
исполнительной надписи нотариальных органов, подобные требования становятся
подведомственными суду[10].
Наиболее обоснованной представляется классификация, предложенная П.С.
Дружковым[11].
Он также делит подведомственность на общую и специальную.
Общая подведомственность определяет правила распределения споров между
юрисдикционными органами (суды, административные органы и др.), специальная
же устанавливает изъятия из общих правил. Она, в свою очередь делится на
альтернативную, исключительную, договорную и условную.
Альтернативная подведомственность имеет место тогда, когда один из
двух или более органов государства или общественности, которые вправе
согласно закону разрешать данный спор или правовой вопрос, избирается
истцом либо лицом, обращающимся с просьбой о рассмотрении правового
вопроса, а также в отдельных случаях самим юрисдикционным органом.
Например, если гражданин считает, что действиями должностного лица
нарушаются его права и свободы, он вправе обратиться с жалобой как в суд,
так и к вышестоящему должностному лицу.
В тех случаях, когда закон специально (особо) устанавливает
подведомственность спора о праве или иного правового вопроса строго
определенному органу государства или общественности, следует говорить об
исключительной подведомственности. Например, только судом общей юрисдикции
могут быть рассмотрены дела о расторжении брака супругов, имеющих общих
несовершеннолетних детей. Только арбитражным судом могут быть рассмотрены
дела о несостоятельности (банкротстве).
Договорной называется подведомственность, определяемая соглашением
сторон, в случаях, предусмотренных законом (например, передача дела на
рассмотрение третейского суда). Если при договорной подведомственности
орган государства или общественности избирается по соглашению сторон, то
при альтернативной подведомственности — истцом, либо лицом, обращающимся с
просьбой о разрешении правового вопроса, а также в ряде случаев самим
юрисдикционным органом.
По мнению П.С. Дружкова, условная подведомственность — это такая
подведомственность, когда спор о праве или иной правовой вопрос подлежит
разрешению органом государства либо общественности при наличии условий,
указанных в законе. Однако более точно ее следует понимать как рассмотрение
споров различными органами в установленной законом последовательности
(например, вначале в КТС, затем - в суде), или рассмотрение споров судом
при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования. Например, до
предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к
перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику
обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику
(ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Правила специальных видов подведомственности, во-первых, служат
исключениями из правил общей подведомственности при разграничении
компетенции суда, арбитража и административных органов, во-вторых, образуют
компетенцию всех остальных органов государства и общественности,
рассматривающих споры о праве и иные правовые вопросы в порядке
гражданского судопроизводства и в административном порядке.
Глава 2. Практические аспекты
2.1. Подведомственность споров судам
2.1.1. Суды общей юрисдикции
Граждане и юридические лица могут защитить свои права в судах общей
юрисдикции, если они являются участниками спорного правоотношения в делах:
1. По спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых,
земельных, кооперативных и иных правоотношений, если хотя бы одной из
сторон в споре является гражданин;
2. По спорам, возникающим из публично-правовых отношений, основанных на
властном подчинении одной стороны другой, если подчиненной стороной
является гражданин;
3. Об оспаривании гражданами (объединениями граждан) нормативных актов,
проверка конституционности которых не осуществляется в ином судебном (в том
числе конституционном) порядке;
4. Об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и в
выдаче им лицензий; об оспаривании решений об аннулировании выданных
лицензий, о прекращении или приостановлении деятельности средств массовой
информации;
5. По спорам общественных и религиозных организаций (объединений) с
органами государственной власти и должностными лицами или по спорам этих
организаций между собой и с другими организациями:
а) об оспаривании отказа в регистрации указанных организаций или о
прекращении (приостановлении) их деятельности;
б) о признании незаконными решений и действий государственных органов,
государственных служащих, органов местного самоуправления, общественных
объединений, избирательных комиссий и должностных лиц по назначению
организации и проведению референдумов, выборов в органы государственной
власти и местного самоуправления, а также о признании недействительными
результатов референдумов и выборов;
в) о защите деловой репутации и возмещении морального вреда и др.
Также в судах общей юрисдикции рассматриваются дела особого
производства, перечисленные в ст.245 ГПК РФ. Кроме них в настоящее время
судам подведомственны еще две категории дел.
Закон РФ от 2 июня 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает судебный порядок
решения вопроса о госпитализации лица в психиатрический стационар в
недобровольном порядке (ст.33 указанного Закона), и ч.2 п.1 ст.27 ГК РФ
предусматривается судебный порядок объявления несовершеннолетнего лица
полностью дееспособным (эмансипация).
Вместе с тем следует иметь в виду, что на основании ст. 116 ГПК РФ
Верховному Суду РФ подсудны также дела об оспаривании нормативных актов
федерального уровня, принятых ведомствами, которые не относятся к
федеральным органам исполнительной власти. Исходя из этого, Верховный Суд
РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании
нормативных актов, принятых Центральным банком Российской Федерации и
Генеральным прокурором РФ, а также действующих до настоящего времени на
территории Российской Федерации нормативных актов министерств и ведомств
Союза ССР.
Приведенный перечень носит открытый характер. В судах общей юрисдикции
могут рассматриваться и другие споры. Подведомственность данной системы
судов самая объемная, и сегодня она определяется, прежде всего, на основе
п. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ, закрепляющих, что "каждому гарантируется
судебная защита его прав и свобод", а "решения и действия (бездействия)
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". В
то же время споры, отнесенные к предметной компетенции Конституционного
Суда РФ и арбитражных судов, не могут быть рассмотрены в судах общей
юрисдикции.
Следовательно, подведомственность правовых споров судам общей
юрисдикции можно определить только методом исключения, т. е. судам общей
юрисдикции подведомственны все споры, за исключением тех, которые отнесены
к предметной компетенции Конституционного Суда (ст. 125 Конституции РФ) и
арбитражных судов (ст. 22 АПК РФ).
По субъектному составу, а также характеру правоотношения можно
определить предметную компетенцию военных судов, входящих в систему судов
общей юрисдикции. Данным судам подведомственны жалобы военнослужащих на
действия органов военного управления и воинских должностных лиц.
Следует отметить, что в настоящее время в Государственной Думе
находится на рассмотрении проект федерального конституционного закона "О
федеральных административных судах в Российской Федерации", уже принятый в
первом чтении. Он предусматривает отнесение к компетенции этих судов дел об
оспаривании нормативных правовых актов.
2.1.2. Арбитражные суды
Общие правила подведомственности дел арбитражному суду установлены в
ст. 22 АПК РФ:
1) субъектный состав участников и
2) экономический характер спора.
Субъектами споров, разрешение которых отнесено к подведомственности
арбитражных судов, являются: юридические лица; граждане, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и
имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в
установленном порядке; организации, не являющиеся юридическими лицами, и
граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (в случаях,
установленных АПК РФ и другими федеральными законами); Российская
Федерация, субъекты РФ, государственные органы, органы местного
самоуправления; иностранные организации, организации с иностранными
инвестициями, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие
предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным
договором РФ (ч.ч.1, 4, 6 ст.22 АПК РФ).
Характер споров, разрешение которых отнесено к подведомственности
арбитражных судов, определяет в общей форме Конституция РФ (ст.127) и
подробнее раскрывает АПК РФ (ст.ст.1, 2, 22). Это — экономические споры и
иные дела, отнесенные к их компетенции АПК РФ и другими федеральными
законами.
АПК РФ не дает определения понятия «экономические споры», а лишь
приводит примерный перечень, и указывает, что они могут возникать из
гражданских, административных и иных отношений:
о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или
передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда
согласована сторонами;
об изменении условий или о расторжении договоров;
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
о признании права собственности;
об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из
чужого незаконного владения;
о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с
лишением владения;
о возмещении убытков;
о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов
государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не
соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих
права и законные интересы организаций и граждан;
о защите чести, достоинства и деловой репутации;
о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа,
по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от
государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина
и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами,
органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими
контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный
(безакцептный) порядок их взыскания;
о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими
контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением
требований закона или иного нормативного правового акта.
Анализируя содержание споров, признаваемых согласно ч.2 ст.22 АПК РФ
экономическими, в совокупности с характеристикой субъектов споров,
отнесенных к подведомственности арбитражных судов, и выполняемыми ими
задачами (ст.2 АПК РФ), можно сделать следующие выводы об их
характеристике.
Главным образом — это споры между указанными субъектами, возникающие в
процессе осуществления ими или одним из них (последнее относится к спорам,
возникающим из административных отношений, в которых другой стороной
является государственный или иной орган) предпринимательской деятельности.
Предпринимательской деятельностью в соответствии со ст.2 ГК РФ является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в
этом качестве в установленном законом порядке.
Также эти споры должны вытекать из отношений по поводу имущества:
вещей, которые имеют денежную оценку. Если споры носят неимущественный
характер, они не могут быть признаны экономическими, поскольку без
имущества не может быть экономики.[12]
П.С. Дружков предлагает относить к экономическим споры между указанными
выше субъектами, возникающие в связи:
с осуществлением предпринимательской деятельности или с доступом к этой
деятельности;
с предъявлением иных имущественных требований.[13]
Оба критерия (субъектный состав и характер спора), по которым
определяется подведомственность дел арбитражным судам, должны учитываться
в совокупности; при отсутствии любого из них спор подлежит разрешению в
судах общей юрисдикции.
Необходимо обратить внимание на то, что принятый 16 июля 1998 г.
Налоговый кодекс РФ расширил компетенцию арбитражных судов. Согласно ч. 2
ст. 138 Налогового кодекса РФ, судебное обжалование актов (в том числе
нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи
искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным
процессуальным законодательством.
До принятия НК РФ вопрос о подведомственности дел об оспаривании
нормативных актов решался однозначно: данные споры были подведомственны
судам общей юрисдикции.
В настоящее время по вопросу обжалования нормативных актов налоговых
органов существует правовая коллизия, позволяющая обжаловать такой правовой
акт и в суд общей юрисдикции, и в арбитражный суд. В результате по
заявлениям об обжаловании одного и того же правового акта налогового
органа, рассмотренным двумя судами судом общей юрисдикции и арбитражным
судом, могут быть вынесены противоположные решения.
Нормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы в арбитражный
суд при соблюдении двух условий:
а) характер спора должен быть экономическим;
б) субъектный состав участников правоотношений должен соответствовать
субъектному составу, определенному в ст. 22 АПК РФ.
К индивидуальным предпринимателям Налоговый кодекс РФ наряду с
физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, относит также и "частных нотариусов, частных охранников,
частных детективов" (ст. 11).
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате нотариальная
деятельность не является предпринимательством.
Целью деятельности частных детективов и частных охранников, согласно
ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ",
является защита законных прав и интересов клиентов.
В этой связи нельзя однозначно утверждать, что указанные лица могут
обращаться в арбитражный суд с заявлением об обжаловании как нормативного
акта, так и акта, имеющего ненормативный характер.
2.1.3. Конституционный суд
При определении дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, следует
исходить из принципа исключительности подведомственности дел
Конституционному Суду РФ. На основании ст. 125 Конституции РФ, а также ФКЗ
"О Конституционном Суде Российской Федерации" можно определить круг дел,
подведомственных Конституционному Суду. Такие дела и будут относиться
только к подведомственности Конституционного Суда РФ и не могут быть
приняты к производству и рассмотрены в других федеральных судах. В то же
время все другие дела (не отнесенные к подведомственности Конституционного
Суда) распределяются между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Данный, довольно простой подход сегодня осложнен одним обстоятельством:
ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не содержит единого
института подведомственности. Он раскрыт через совокупность норм о
«полномочиях» (ст. 3), «поводах и основаниях к рассмотрению дела в
Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 36); «допустимости
(запроса, жалобы, ходатайства)» (ст. 85,89,93,97,102,108); «пределах
проверки» (ст. 86, 90, 94, 99, 104) и «праве на обращение» (ст. 84, 88, 92,
96, 101, 105, 107).
Это приводит к расплывчатости института подведомственности дел
Конституционному Суду РФ и порождает широкое «усмотренческое» начало в этом
вопросе самого Конституционного Суда РФ. Тем не менее, подведомственность
дел Конституционному Суду РФ все же можно определить через анализ данных
норм.
Правом на обращение в Конституционный Суд наделены граждане и
объединения граждан, включая юридические лица и общественные организации.
Такое обращение в Конституционный Суд допускается в случае нарушения их
конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим
применению в конкретном деле.
При обращении с индивидуальной или коллективной жалобой в
Конституционный Суд указанным субъектам следует помнить о следующем.
Во-первых, их права и свободы должны быть нарушены именно законом, а не
Страницы: 1, 2, 3
|