рефераты бесплатно

МЕНЮ


Подведомственность гражданско-правовых споров

спор), множественную – на альтернативную, договорную, императивную,

условную и смешанную[9].

Классификация судебной подведомственности гражданских дел проводится и

в учебной литературе. Так, в учебнике «Советский гражданский процесс»

выделяются четыре вида судебной подведомственности: исключительная (Ю. К.

Осипов именует ее единичной), условная — когда по закону требуется

обязательное досудебное урегулирование сторонами спора в претензионном

порядке (Ю. К. Осипов не выделяет такого вида), смешанная (Ю. К. Осипов

называет ее императивной) и альтернативная (с включением в нее и договорной

подведомственности). Примерно те же виды судебной подведомственности

гражданских дел перечислены в другом учебнике «Советский гражданский

процесс», за исключением смешанной (или императивной) подведомственности, а

также вкладывается иное содержание в понятие условной подведомственности. В

частности, в качестве этого вида подведомственности указывается на

установленный законом порядок взыскания различных видов задолженности в

бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Но в тех

случаях, когда утрачивается возможность взыскания указанных сумм по

исполнительной надписи нотариальных органов, подобные требования становятся

подведомственными суду[10].

Наиболее обоснованной представляется классификация, предложенная П.С.

Дружковым[11].

Он также делит подведомственность на общую и специальную.

Общая подведомственность определяет правила распределения споров между

юрисдикционными органами (суды, административные органы и др.), специальная

же устанавливает изъятия из общих правил. Она, в свою очередь делится на

альтернативную, исключительную, договорную и условную.

Альтернативная подведомственность имеет место тогда, когда один из

двух или более органов государства или общественности, которые вправе

согласно закону разрешать данный спор или правовой вопрос, избирается

истцом либо лицом, обращающимся с просьбой о рассмотрении правового

вопроса, а также в отдельных случаях самим юрисдикционным органом.

Например, если гражданин считает, что действиями должностного лица

нарушаются его права и свободы, он вправе обратиться с жалобой как в суд,

так и к вышестоящему должностному лицу.

В тех случаях, когда закон специально (особо) устанавливает

подведомственность спора о праве или иного правового вопроса строго

определенному органу государства или общественности, следует говорить об

исключительной подведомственности. Например, только судом общей юрисдикции

могут быть рассмотрены дела о расторжении брака супругов, имеющих общих

несовершеннолетних детей. Только арбитражным судом могут быть рассмотрены

дела о несостоятельности (банкротстве).

Договорной называется подведомственность, определяемая соглашением

сторон, в случаях, предусмотренных законом (например, передача дела на

рассмотрение третейского суда). Если при договорной подведомственности

орган государства или общественности избирается по соглашению сторон, то

при альтернативной подведомственности — истцом, либо лицом, обращающимся с

просьбой о разрешении правового вопроса, а также в ряде случаев самим

юрисдикционным органом.

По мнению П.С. Дружкова, условная подведомственность — это такая

подведомственность, когда спор о праве или иной правовой вопрос подлежит

разрешению органом государства либо общественности при наличии условий,

указанных в законе. Однако более точно ее следует понимать как рассмотрение

споров различными органами в установленной законом последовательности

(например, вначале в КТС, затем - в суде), или рассмотрение споров судом

при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования. Например, до

предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к

перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику

обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику

(ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Правила специальных видов подведомственности, во-первых, служат

исключениями из правил общей подведомственности при разграничении

компетенции суда, арбитража и административных органов, во-вторых, образуют

компетенцию всех остальных органов государства и общественности,

рассматривающих споры о праве и иные правовые вопросы в порядке

гражданского судопроизводства и в административном порядке.

Глава 2. Практические аспекты

2.1. Подведомственность споров судам

2.1.1. Суды общей юрисдикции

Граждане и юридические лица могут защитить свои права в судах общей

юрисдикции, если они являются участниками спорного правоотношения в делах:

1. По спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых,

земельных, кооперативных и иных правоотношений, если хотя бы одной из

сторон в споре является гражданин;

2. По спорам, возникающим из публично-правовых отношений, основанных на

властном подчинении одной стороны другой, если подчиненной стороной

является гражданин;

3. Об оспаривании гражданами (объединениями граждан) нормативных актов,

проверка конституционности которых не осуществляется в ином судебном (в том

числе конституционном) порядке;

4. Об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и в

выдаче им лицензий; об оспаривании решений об аннулировании выданных

лицензий, о прекращении или приостановлении деятельности средств массовой

информации;

5. По спорам общественных и религиозных организаций (объединений) с

органами государственной власти и должностными лицами или по спорам этих

организаций между собой и с другими организациями:

а) об оспаривании отказа в регистрации указанных организаций или о

прекращении (приостановлении) их деятельности;

б) о признании незаконными решений и действий государственных органов,

государственных служащих, органов местного самоуправления, общественных

объединений, избирательных комиссий и должностных лиц по назначению

организации и проведению референдумов, выборов в органы государственной

власти и местного самоуправления, а также о признании недействительными

результатов референдумов и выборов;

в) о защите деловой репутации и возмещении морального вреда и др.

Также в судах общей юрисдикции рассматриваются дела особого

производства, перечисленные в ст.245 ГПК РФ. Кроме них в настоящее время

судам подведомственны еще две категории дел.

Закон РФ от 2 июня 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и

гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает судебный порядок

решения вопроса о госпитализации лица в психиатрический стационар в

недобровольном порядке (ст.33 указанного Закона), и ч.2 п.1 ст.27 ГК РФ

предусматривается судебный порядок объявления несовершеннолетнего лица

полностью дееспособным (эмансипация).

Вместе с тем следует иметь в виду, что на основании ст. 116 ГПК РФ

Верховному Суду РФ подсудны также дела об оспаривании нормативных актов

федерального уровня, принятых ведомствами, которые не относятся к

федеральным органам исполнительной власти. Исходя из этого, Верховный Суд

РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании

нормативных актов, принятых Центральным банком Российской Федерации и

Генеральным прокурором РФ, а также действующих до настоящего времени на

территории Российской Федерации нормативных актов министерств и ведомств

Союза ССР.

Приведенный перечень носит открытый характер. В судах общей юрисдикции

могут рассматриваться и другие споры. Подведомственность данной системы

судов самая объемная, и сегодня она определяется, прежде всего, на основе

п. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ, закрепляющих, что "каждому гарантируется

судебная защита его прав и свобод", а "решения и действия (бездействия)

органов государственной власти, органов местного самоуправления,

общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". В

то же время споры, отнесенные к предметной компетенции Конституционного

Суда РФ и арбитражных судов, не могут быть рассмотрены в судах общей

юрисдикции.

Следовательно, подведомственность правовых споров судам общей

юрисдикции можно определить только методом исключения, т. е. судам общей

юрисдикции подведомственны все споры, за исключением тех, которые отнесены

к предметной компетенции Конституционного Суда (ст. 125 Конституции РФ) и

арбитражных судов (ст. 22 АПК РФ).

По субъектному составу, а также характеру правоотношения можно

определить предметную компетенцию военных судов, входящих в систему судов

общей юрисдикции. Данным судам подведомственны жалобы военнослужащих на

действия органов военного управления и воинских должностных лиц.

Следует отметить, что в настоящее время в Государственной Думе

находится на рассмотрении проект федерального конституционного закона "О

федеральных административных судах в Российской Федерации", уже принятый в

первом чтении. Он предусматривает отнесение к компетенции этих судов дел об

оспаривании нормативных правовых актов.

2.1.2. Арбитражные суды

Общие правила подведомственности дел арбитражному суду установлены в

ст. 22 АПК РФ:

1) субъектный состав участников и

2) экономический характер спора.

Субъектами споров, разрешение которых отнесено к подведомственности

арбитражных судов, являются: юридические лица; граждане, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и

имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в

установленном порядке; организации, не являющиеся юридическими лицами, и

граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (в случаях,

установленных АПК РФ и другими федеральными законами); Российская

Федерация, субъекты РФ, государственные органы, органы местного

самоуправления; иностранные организации, организации с иностранными

инвестициями, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие

предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным

договором РФ (ч.ч.1, 4, 6 ст.22 АПК РФ).

Характер споров, разрешение которых отнесено к подведомственности

арбитражных судов, определяет в общей форме Конституция РФ (ст.127) и

подробнее раскрывает АПК РФ (ст.ст.1, 2, 22). Это — экономические споры и

иные дела, отнесенные к их компетенции АПК РФ и другими федеральными

законами.

АПК РФ не дает определения понятия «экономические споры», а лишь

приводит примерный перечень, и указывает, что они могут возникать из

гражданских, административных и иных отношений:

о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или

передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда

согласована сторонами;

об изменении условий или о расторжении договоров;

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

о признании права собственности;

об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из

чужого незаконного владения;

о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с

лишением владения;

о возмещении убытков;

о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов

государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не

соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих

права и законные интересы организаций и граждан;

о защите чести, достоинства и деловой репутации;

о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа,

по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от

государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина

и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами,

органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими

контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный

(безакцептный) порядок их взыскания;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими

контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением

требований закона или иного нормативного правового акта.

Анализируя содержание споров, признаваемых согласно ч.2 ст.22 АПК РФ

экономическими, в совокупности с характеристикой субъектов споров,

отнесенных к подведомственности арбитражных судов, и выполняемыми ими

задачами (ст.2 АПК РФ), можно сделать следующие выводы об их

характеристике.

Главным образом — это споры между указанными субъектами, возникающие в

процессе осуществления ими или одним из них (последнее относится к спорам,

возникающим из административных отношений, в которых другой стороной

является государственный или иной орган) предпринимательской деятельности.

Предпринимательской деятельностью в соответствии со ст.2 ГК РФ является

самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на

систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи

товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в

этом качестве в установленном законом порядке.

Также эти споры должны вытекать из отношений по поводу имущества:

вещей, которые имеют денежную оценку. Если споры носят неимущественный

характер, они не могут быть признаны экономическими, поскольку без

имущества не может быть экономики.[12]

П.С. Дружков предлагает относить к экономическим споры между указанными

выше субъектами, возникающие в связи:

с осуществлением предпринимательской деятельности или с доступом к этой

деятельности;

с предъявлением иных имущественных требований.[13]

Оба критерия (субъектный состав и характер спора), по которым

определяется подведомственность дел арбитражным судам, должны учитываться

в совокупности; при отсутствии любого из них спор подлежит разрешению в

судах общей юрисдикции.

Необходимо обратить внимание на то, что принятый 16 июля 1998 г.

Налоговый кодекс РФ расширил компетенцию арбитражных судов. Согласно ч. 2

ст. 138 Налогового кодекса РФ, судебное обжалование актов (в том числе

нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц

организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи

искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным

процессуальным законодательством.

До принятия НК РФ вопрос о подведомственности дел об оспаривании

нормативных актов решался однозначно: данные споры были подведомственны

судам общей юрисдикции.

В настоящее время по вопросу обжалования нормативных актов налоговых

органов существует правовая коллизия, позволяющая обжаловать такой правовой

акт и в суд общей юрисдикции, и в арбитражный суд. В результате по

заявлениям об обжаловании одного и того же правового акта налогового

органа, рассмотренным двумя судами судом общей юрисдикции и арбитражным

судом, могут быть вынесены противоположные решения.

Нормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы в арбитражный

суд при соблюдении двух условий:

а) характер спора должен быть экономическим;

б) субъектный состав участников правоотношений должен соответствовать

субъектному составу, определенному в ст. 22 АПК РФ.

К индивидуальным предпринимателям Налоговый кодекс РФ наряду с

физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и

осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, относит также и "частных нотариусов, частных охранников,

частных детективов" (ст. 11).

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате нотариальная

деятельность не является предпринимательством.

Целью деятельности частных детективов и частных охранников, согласно

ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ",

является защита законных прав и интересов клиентов.

В этой связи нельзя однозначно утверждать, что указанные лица могут

обращаться в арбитражный суд с заявлением об обжаловании как нормативного

акта, так и акта, имеющего ненормативный характер.

2.1.3. Конституционный суд

При определении дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, следует

исходить из принципа исключительности подведомственности дел

Конституционному Суду РФ. На основании ст. 125 Конституции РФ, а также ФКЗ

"О Конституционном Суде Российской Федерации" можно определить круг дел,

подведомственных Конституционному Суду. Такие дела и будут относиться

только к подведомственности Конституционного Суда РФ и не могут быть

приняты к производству и рассмотрены в других федеральных судах. В то же

время все другие дела (не отнесенные к подведомственности Конституционного

Суда) распределяются между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Данный, довольно простой подход сегодня осложнен одним обстоятельством:

ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не содержит единого

института подведомственности. Он раскрыт через совокупность норм о

«полномочиях» (ст. 3), «поводах и основаниях к рассмотрению дела в

Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 36); «допустимости

(запроса, жалобы, ходатайства)» (ст. 85,89,93,97,102,108); «пределах

проверки» (ст. 86, 90, 94, 99, 104) и «праве на обращение» (ст. 84, 88, 92,

96, 101, 105, 107).

Это приводит к расплывчатости института подведомственности дел

Конституционному Суду РФ и порождает широкое «усмотренческое» начало в этом

вопросе самого Конституционного Суда РФ. Тем не менее, подведомственность

дел Конституционному Суду РФ все же можно определить через анализ данных

норм.

Правом на обращение в Конституционный Суд наделены граждане и

объединения граждан, включая юридические лица и общественные организации.

Такое обращение в Конституционный Суд допускается в случае нарушения их

конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим

применению в конкретном деле.

При обращении с индивидуальной или коллективной жалобой в

Конституционный Суд указанным субъектам следует помнить о следующем.

Во-первых, их права и свободы должны быть нарушены именно законом, а не

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.