Правовое положение коммерческих банков
юрисдикции в Унифицированных правилах 1992 г. отличается от
содержащейся в Правилах 1978 г. В соответствии с последними любой
спор, возникающий в связи с
гарантией, может быть передан в арбитраж по соглашению между
гарантом и бенефициаром. Если же такое соглашение не было
достигнуто, то спор будет разрешаться исключительно компетентным судом
в стране местонахождения гаранта (ст.11).
Унифицированные правила МТП содержат большей частью
материально-правовые нормы, непосредственно регулирующие
правоотношения сторон по гарантийному обязательству.
Коллизионно-правовые нормы сформулированы применительно к выбору
применимого права и юрисдикционным вопросам. Как уже упоминалось, нормы
Унифицированных правил сложились в международной банковской и коммерческой
практике и в настоящее время носят обычно-правовой характер. Но
характеристика их природы была бы неполной без упоминания об их
диспозитивности, которая выражается в следующем. Несмотря на подчинение
данной конкретной гарантии Унифицированным правилам МТП (а это
обязательно должно быть зафиксировано в самом тексте гарантии), стороны
по взаимному согласию могут отступить от их содержания. Возникает вопрос:
если стороны выбрали применимое право и зафиксировали его в тексте
гарантии, то каково соотношение норм Унифицированных правил и норм
избранного сторонами права? Это, пожалуй, наиболее сложный юридический
вопрос. Представляется, что императивные нормы национального
законодательства будут превалировать над диспозитивными нормами обычно-
правового характера. Это значит, что содержание гарантии не должно
противоречить императивным нормам национального права, избранного
сторонами. А также права страны, чью государственную принадлежность имеют
стороны в гарантийном обязательстве. В случае, если материальных
норм международного характера (Унифицированные правила) недостаточно для
разрешения каких-либо вопросов, применяются диспозитивные
материальные нормы соответствующего национального права.
Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо
иностранных, и российские юридические и физические лица, должно
отвечать императивным нормам российского законодательства. Поскольку
гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и банком-
гарантом, к ней применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок,
закрепленные в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст.165).
Банковская гарантия должна быть выдана обязательно в письменной форме
и подписана уполномоченными должностными лицами банка-гаранта. Если
речь идет о непрямой гарантии, то и сама гарантия, и контр гарантия
банка-эмитента должны быть представлены в письменной форме.
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.
Одной из важнейших задач Центрального банка России в условиях
двухуровневой банковской системы является организация процессов
управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация
деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах
всего народного хозяйства, поддержания стабильности функционирования
банковской и денежной системы страны. Центральным банком выбираются цели и
приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие
стратегия и тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в
выборе определенных методов, инструментов и средств достижения поставленных
целей.
Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на
анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового
национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита
госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.
Достижение поставленных задач по регулированию деятельности
коммерческих банков достигается Центральным банком России путем
разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством
регулирования операций отдельных банковских учреждений. При этом могут
использоваться как прямые (административные), так и косвенные
(экономические) методы воздействия на деятельность коммерческих банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или
запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении
количественных и качественных параметров деятельности коммерческих банков.
При использовании административных методов воздействия наиболее широко
применяются следующие инструменты:
- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
- введение потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и
на привлечение кредитных ресурсов;
- ограничение на открытие филиалов и отделений;
- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за
оказание различных видов услуг, процентных ставок;
- определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также
перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое
контингентирование).
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и
регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование
которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает
установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы
экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в
то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.
К нормативным методам воздействия относятся использование таких
инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования
кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского
капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных
к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим -
учетная политика.
В новых условиях основными инструментами реализации установок
денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком России,
должны является:
- установление минимальных резервных требований;
- определение размеров рефинансирования коммерческих банков
(установление учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных
бумаг - кредита);
- официальные операции Центрального банка России по купле-продаже
ценных бумаг в банковской системе.
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.
Для обеспечения экономических условий устойчивого
функционирования банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает
следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в
Центральном банке РФ;
- максимальный размер риска на одного заемщика. При этом
Центральный банк применяет нормативы как директивного характера,
обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и
оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового
состояния.
Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию,
производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого
месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих
внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в
результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов
резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет
расчет размера средств, подлежащих резервированию, и представляет его
учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение
Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически
зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм
минимальных резервных требований.
При их соответствии резервные требования считаются выполненными
банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух
рабочих дней, не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с
коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него
до отчисления на сумму недостатка.
До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением,
представляемым вместе с расчетом.
Главное управление Центрального банка по месту нахождения
корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему
отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом
погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при
очередном регулировании.
При этом в случае необходимости учреждение Центрального
банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную
проверку правильности составления расчета коммерческого банка и
достоверности представленных в нем сведений с использованием любых
документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка.
При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств
для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить
ему краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита
определяются кредитным договором.
В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков
внесения средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности
предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение
Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде
взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный
день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за
каждый последующий день.
При систематическом невыполнении банком своих обязательств по
резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить
применяемые к нему нормативы резервных требований.
Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или
частично покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными
видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и
условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным
банком.
В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести
платежи по своим обязательствам, Центральный банк может предоставить
ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При
этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота
таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете,
используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном
счете; гарантии и санкции.
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.
Контроль и надзор в банковской практике представляет собой
комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения
и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и
реорганизации работы в банке и его учреждениях.
Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих
основных формах:
- межгосударственный контроль;
- государственный контроль;
- аудиторский контроль;
- учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).
Основными видами государственного контроля за деятельностью
банков являются:
- внутриведомственный контроль;
- межведомственный контроль;
- региональный контроль;
- вневедомственный контроль.
Для реализации каждого из видов государственного контроля
создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный
контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя
центральными ведомствами:
-Центральным банком России, являющимся основным субъектом
государственного контроля и надзора в банковской системе;
-Министерством финансов России и его региональными учреждениями.
Среди целей организации государственного контроля и надзора за
банковской деятельностью можно выделить:
- проверку соответствия деятельности банковских учреждений
действующему законодательству;
- оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок,
секторов;
- проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и
ликвидности контролируемого банка;
- контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры
доходов и расходов банка;
- проверку фискальной и социальной защиты работников банка.
В банковском законодательстве фиксируются следующие основные
моменты организации государственного банковского контроля:
- банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые
институты обязываются предоставлять любую необходимую информацию в
соответствующий контролирующий орган;
- устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков;
- определяются основные нормативные методы регулирования,
обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных
коэффициентов;
- в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность
предоставления различных форм отчетности, причем конкретное
содержание этих форм не фиксируется.
Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и
разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за
деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной
организации либо при Правлении Центрального банка России.
Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам
банков можно выделить:
- определение направлений деловой политики коммерческих банков;
- планирование функционирования банковской системы в целом;
- определение и пересмотр прямых количественных ограничений
банковских операций;
- решение вопросов организации новых кредитных учреждений и
регулирование процессов развития банковской сети;
- вопросы согласования банковской политики;
- организация и совершенствование системы страхования банковских
депозитов;
- организация и совершенствование системы банковского надзора.
Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные
управления Центральный банк РФ по месту их нахождения, а также Главное
управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется
соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность
применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального
банка РФ.
Во исполнение этих функций может быть назначена сплошная или
выборочная проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения
функций по надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению
Центрального банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и
другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно-
расчетных операций.
Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры,
необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю
собственных средств, осуществить изменения структуры активов, а также
использовать другие полномочия.
Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии
с Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в
печати годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения
ревизионной комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности
представленных в них сведений.
Региональные управления Центрального банка РФ ежеквартально
направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками
информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков,
соблюдении ими установленных экономических нормативов, допущенных
нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного
решения.
Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа
и надзора за ее работой Центральный банк РФ создает информационную базу
данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по
работе с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ
организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков,
динамику соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели
работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный
характер.
Аудиторский контроль представляет собой форму независимого,
нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений.
Он осуществляется в двух основных формах:
- внешний аудит;
- внутренний аудит.
Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной
платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими
соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими
лицами - независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В
целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций
создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.
Руководство банка и его работники обязаны предоставить аудиторам всю
необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право
присутствовать на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения
и уточнения по любому вопросу проверки у сотрудников банка.
По результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором
дается оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности
отчетности проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильности
отношений с бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об
утверждении или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета
проверяемого банка. В случае отказа от подтверждения годовой отчетности
банк обязан в месячный срок устранить отмеченные недостатки и
представить исправленный отчет на повторное подтверждение.
Основанием для отказа аудиторов от подтверждения достоверности
отчетности могут служить:
- выявление серьезных недостатков в работе банка;
- оказание давления на аудиторов;
- отсутствие подтверждающей достоверность отчетности документации.
Внутренний аудит представляет собой форму менеджериального,
управленческого контроля, для осуществления которого в банке создается
специальное подразделение - отдел внутреннего контроля. Деятельность
данного отдела строится по специальной программе конфиденциального
характера, утвержденной правлением.
Основными функциями данного подразделения являются:
- контроль за правильностью реализации подразделениями указаний
руководства;
- выявление узких мест в деятельности банка и его отдельных служб и
подразделений;
- проведение специальных исследований по поручению правления;
- проверка и обеспечение безопасности хранения материальных и
финансовых ценностей;
- предоставление информации внешним аудиторам.
По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются
выявленные недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению
каждого из них. Протокол направляется председателю правления.
Контроль учредителей за деятельностью банка осуществляется в нескольких
формах:
- контроль наблюдательного совета за деятельностью правления;
- контроль ревизионной комиссии за деятельностью банка в целом;
- контроль акционеров.
Акционеры имеют право на прямой контроль за деятельностью
банка, заключающийся в получении необходимой информации от руководства
предприятия о результатах его деятельности за истекший финансовый год перед
собранием акционеров (пайщиков); предоставление доступа к необходимым
документам.
Руководство банка обязано периодически информировать акционеров
(пайщиков) о состоянии дел в банке, в том числе путем рассылки
информационных листков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог выше изложенного можно сделать определенные выводы.
Коммерческий банк - это особое явление в хозяйственной жизни,
специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и
посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского
предприятия. Современный банк - это универсальное предприятие.
Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными актами
Центрального банка России. Процесс этот непрост и требует не только
желания учредителей создать банк, но и тщательной подготовки всех
документов, носящих правовой характер, соблюдения требований
Центрального банка, предъявляемых им при регистрации банка.
Правовое регулирование деятельности коммерческих банков находится
в становлении, поэтому государству необходимо более активно вести свою
деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных
основ для их деятельности.
Для Центрального банка России как регулятора деятельности
коммерческих банков принципиальной установкой должен стать приоритет
национальных, а не коммерческих целей, которые иногда прослеживаются в его
деятельности. Центральный банк России не должен непосредственно участвовать
в кредитовании предприятий.
Острейшим вопросом остается совершенствование структуры коммерческих
банков. Деятельность банков и их конечные результаты нельзя
отрывать от производства, которое катастрофически упало. Некоторые банки
допускают серьезные нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие
инфляционные процессы. За это, а также за отклонение от принципов
кредитования материального производства надо отзывать лицензии на
совершение банковских операций и переводить такие банки в разряд дочерних
банков или филиалов. Здесь важна позиция Центрального банка России.
В целом следует отметить тот факт, что новая банковская система
функционирует, и в ней работает не мало преданных своему делу,
инициативных и смелых российских банкиров. Большую роль в создании в нашей
стране современной банковской системы может и должно сыграть творческое
осмысление и использование богатого зарубежного опыта в данной сфере.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабичева Ю.А. "Банковское дело", Москва "Экономика", 1995 г.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации" - части I и II от 23.12.95 г.
3. Ерпылева Н.Ю. "Банковская гарантия" // Законодательство и экономика.
Москва, 1995 г. №5.
4. Закон Российской Федерации "О Центральном банке РФ" от
2.12.91 г.
5. Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в
РСФСР" от 2.12.91 г.
6. Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" от 25.12.91 г.
7. Инструкция Центрального банка России №1 "О порядке регулирования
деятельности коммерческих банков" от 30.04.92 г. (с изменениями от 17
марта, 28 мая, 7 июля и от 30 июля 1993 г.).
8. Лаврушина О.И. "Банковское дело", Банковский и биржевой центр,
1992 г.
9. Методические указания "О создании и деятельности коммерческих банков на
территории РСФСР" от 13.03.92 г.
10. Пригожин А.В. "Банки и банковские операции", Издательство "Эхо",
1994 г.
11. Ухтуев Г.А. "Банковское право", Университет Дружбы народов,
1993 г.
12. Черкасов В.Е. "Банковский анализ в коммерческом банке", Москва, 1995 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|