рефераты бесплатно

МЕНЮ


Римское право

собственности не переходило: приобретатель делался только владельцем вещй,

но не собственником. Отчуждатель мог предъявить петиторный иск – rei

vindicatio - и тогда приобретатель должен был вещь ему вернуть.

Такая несправедливость не могла не обратить на себя внимания претора.

Тем более, что с развитием оборота самые Формальности старого цивильного

права утрачивали свой смысл и стесняли в быстроте деловых отношений. Для

того, чтобы исключить недобросовестность со стороны продавцов, претор стал

давать приобретателям exepitio rei vinditae et traditae (возражение

ответчика с указанием на то, что вещь была продана и передана) и тем

охранял их от нападений со стороны отчуждателя. Но этого было мало. Было

очевидно, что раз претор признал справедливым защищать покупщика от rei

vindicatio продавца, то необходимо продолжить эту защиту, дав покупщику не

только exeptio, но и какой-нибудь иск для получения приобретенной им вещи

как от продавца, так и от посторонних лиц.

Аналогичная потребность выявилась и в другом. С развитием оборота в

акте приобретения довольно часто стали встречаться случаи порока

материального, при разрешении которых не всегда было достаточно посессорных

интердиктов. Например, кто-либо приобрел вещь /res mancipi/ с соблюдением

всех необходимых формальностей и владеет ею в полной уверенности, что он

собственник. Но затем выясняется, что продавец не был собственником, что

вещь куплена "a non domino" - от несобственника.

Поэтому в последнем 100-летии республики некоторым претором Публицием был

издан эдикт, получивший название "edictum Publicianum", который и

установил: желательный иск. Этот иск носил название Publiciana in rem

actio и, согласно формуле своей, есть actio fucticia: иск построен на

фикции давности, им защищается только такой владелец, который может

приобрести собственность по давности, и защита его является как бы

предварением этой возможной в будущее собственности. Actio pumliciana

дается приобретателю не только против третьих лиц, но и против самого

квиритского собственника. Вследствие этого в руках такого приобретателя

оказалось теперь прочное право на вещь, защищаемое абсолютно против всех.

Конечно, прежний собственник сохраняет свое nudum jus Quiritium, с другой

стороны приобретатель пока не имеет квирктского права, тем не менее он

обладает теперь прочным правом на вещь, защищаемым абсолютно против всех.

Вещь принадлежит ему на праве, аналогичном собственности. Так

образовалось рядом со старой квиритской собственностью новая собственность

- преторская или бонитарная, которая затем нашла себе широкое применение в

целом ряде других отношений: собственность преторского наследника к т. д.

Благодаря иску Publiciana в истории римского права возник новый

преторскмй институт добросовестного владения, bonae fidei possessio.

Добросовестное владение перестало быть только простым фактом, оно

возвысилось до степени некоторого относительно-вещного права, охраняемого

преторским иском, и тем было выделено из общей массы простых possessiones.

Сложная система вещных отношений периода Республики слагалась из

нескольких переплетающихся между собой исторических пластов:

вещные права квиритские, преторские, перегринские и провинциальные.

Задачей империи являлось уравнение и упрощение исторически разнородного.

Из четырех указанных видов права собственности прежде всего отпадал вид

собственности перегринский, закон Кара-каллы 212 г., даровавший всем

подданным Римской империи право гражданства, этим самым уничтожил ее

необходимость.

С установлением при Диоклетиане нового административного деления

территории и с уничтожением прежнего юридического значения провинций

исчезла и система особых провинциальных вещных прав. Все италийские

землевладение было подчинено новым поземельным податям /capitatio terrena и

capitatio humana/, что лишило solum Italicum прежних податных привилегий.

В период монархии сохранилосьеще различие между собственностью квиритской и

преторской-бонитарной.Но это различие, главным образом сказывавшееся в

различии исковых средств/rei vindicatio – actio Publiciana/,почти

совершенно утратило свое практическое значение с тех пор, как формулярный

процесс заменился бесформальным экстраординарным процессом.

Формальное приобретение res mancipi,самое деление вещей на res

mansipi, и res nec mancipi давно сделалось анахронизмом. Двуия своими

указами Юстиниан формально уничтожает эти остатки старины. Указ 530 года de

nudo ex jure Quiritium tollendo /С. unica. C.7.25. И.Р.П. стр.367/ - (об

устранении «голых прав» по праву квиритарной. Другой указ 531 года,

посвященный реформе института давности, в конце касается вопроса о res

mancipi и res nec mancipi и уничтожает это деление во избежание «inutiles

ambligatates» /С.1.5.8.7.31/ - «бесполезных двусмысленностей». Так умерли

эти пережитки глубокого народного детства, казавшиеся современникам

Юстиниана уже только «antique subtilitatis ludibrium» – «заблуждением

архаичной изощренности».

Также выходят из употребления в течение этого периода и старые

квиритские способы передачи права собственности – mancipatio и in jure

cessio. Ко времени Юстиниана mancipatio, как и in jure cessio, не

существует. В «Digesta» во всех случаях, где юристы говорили о mancipatio,

она заменена traditio или аналогичными выражениями.

Единственным способом перенесения права собственности по договору

остается traditio. Римское право и теперь стоит на той точке зрения, что

вещное право (собственности) может быть передано только этим особым вещным

актом traditio, простого соглашения сторон для этого недостаточно. Но,

провозгласив этот совершенно правильный теоретический, принцип, римское

право не дало ему надлежащего развития. По отношению к недвижимости

простого акта traditio при переходе владения не всегда бывает достаточно.

Все это привело современное право к установлению принципа публичности для

актов на недвижимость, нашедшего наиболее полное выражение в институте

поземельных книг.

Для римского права движимость и недвижимость стоят на одной доске.

Этот недостаток публичности в отношении недвижимости уже создавался

римскими императорами. Так заслуживает внимания закон императора

Константина /Fr. Vat.35. И.Р.П. стр.368/, которым педписывалось совершать

traditio имения в присутствии соседей. В Египте, части римского

государства, уже в первом столетии по Р.Х. был создан вполне организованный

институт обязательной регистрации актов о недвижи-мостях, своего рода

институт поземельных книг. Но этот любопытный факт остался в Римской

империй местным явлением Египта и не повлиял на общеимперское римское

право».

Существенной реформе подвергся в период империи институт давности. В

провинциях возникает свой институт давности –longi temporis praescriptio.

Таким образом, в период монархии по отношению

к давности в Италии действовала но общему правилу цивильная usucapio,

в провинциях longi temporis praescriptio. Такая двойственность уже

перестала оправдываться реальными условиями. Поэтому Юстиниан особым указом

531 года de usucapione transformanda

/ Cod.7. 31.-И.Р.П. стр. 365/- "об изменениях приобретения по давности

владения" комбинировал обе исторические давности: для движимых вещей

действует usucapio, но с изменением срока до 3 лет, для недвижимостей

longi temporis praescriptio в 10 или 20 лет. Так образовалась так

называемая praescriptio ordinaria. Но рядом с ней Юстинианом была создана

praescriptio extraordinaria. Император Феодосии II указом 424 года

установил общую погасительную исковую давность в 30 лет, по истечении этого

срока истец уже не может предъявлять своего иска.

Кроме указанных реформ в области способов приобретения права

собственности, императорское время дало также несколько специальных

постановлений, регулирующих некоторые другие случаи приобретения права

собственности. Таков указ Адриана, подтвержденный Юстинианом, о судьбе

найденного клада.

В конце главы, подводя итог всему вышеизложенному, осмелюсь сделать

следующий вывод.

Разработка частноправового понятия собственности была завершена лишь в

конце классического периода. Классическая юриспруденция понимала

собственность как неограниченное и исключительное правовое господство лица

над вещью, как право, свободное от ограничений по самому своему существу и

абсолютное по своей защите.

Хочется отметить сложную систему вещных отношений периода республика,

которая слагалась из нескольких переплетающихся между собой исторических

пластов, вещные права квиритские, преторские, перегринские и

провинциальные. Римским юристам времен империи удалось блестяще выполнить

важнейшую задачу по уравнению и упрощению этих исторически разнородных прав

собственности.

Уничтожается деление вещей на res mancipi и res nec mancipi.

Выходят из употребления в период империи старые квиритские способы передачи

права собственности - mancipatio и in jure cessio.

Существенной реформе подвергается институт давности.

Но, к сожалению, в римском праве не получил последующего развития

возникший в Египте прогрессивный и вполне организованный институт

обязательной регистрации актов о не движимостях. Для римского классического

и послеклассического права характерен недостаток публичности в отношении

недвижимости.

ГЛАВА 3

ИСТОРИЯ ПРАВ НА ЧУЖИЕ ВЕЩИ.

Кроме права собственности возможны еще вещные права ограниченного

содержания или вещные права на чужую вещь – jure in re aliena. Уже

древнейшая эпоха цивильного права в области вещных отношений знает и

некоторые jure in re aliena.

Вещь принадлежит на праве собственнсти одному, но другое лицо имеет на

нее такое же непосредственное, следовательно вещное, право, лишь

ограниченное по своему содержанию. Эти jure in re aliena, в свою очередь,

распадаются на две группы. Первую группу составляют вещные права

пользования чужой вещью. Сюда относятся, главным образом, так называемые

сервитута. Вторую группу jure in re aliena составляют вещные права на

распоряжение чужой вещью. Таково закладное или залоговое право.

Самым ранним из вещных, права на чужие вещи в Риме являются сервитута.

Сервитут можно определить как вещное право пользоваться чужой вещью в том

или ином отношении. Самые ранние из них - сервитуты предиальные (земельные)

или вещные – servitutes praediorum. Сервитуты этого рода предоставляют

право пользования не данному (именем) определенному лицу, а всякому, кто

окажется в положении собственника какой- либо другой вещи: например, я

предоставляю право переезда через мое имение к реке всякому собственнику

соседнего имения. Экономически мое имение служит хозяйственным нуждам

другого. Юридически же субъектом права проезда будет каждый данный

собственник господствующего имения.

Из сервитутов предиальных древнейшими являются четыре: три сервитута

дорожных (inter - право прохода через чужой участок, actus - право прохода

и прогона скота, via - право прохода и прогона вообще) и сервитут воды

(aquaeductus - право провести воду через чужой участок). Возникли они еще

в ту эпоху, когда деление вещей на движимые и недвижимые имело паяное

жизненное значение.

С течением времени к ним присоединяются другие

сельские сервитута. Важнейшие из них: право прогонять скот для

водопоя, право пасти скот на чужом выгоне, право брать песок, глину на

чужом участке и т. д.

Городские сервитуты возникли несколько позже. Старейший из них:

право проложить клоаку (сток, канализацию) через чужой участок. Дальнейшее

развитие города вызвало к жизни чрезвычайное разнообразие сервитутов этого

рода. Содержание их нередко зависело от различных муниципальных

строительных порядков. Еще позже, чем древнейшие сервитута

предиальные, возникли сервитута личные – servitutes personarum.

Эти сервитуты предоставляют пользование чужой вещью известному лицу,

таково, например, право пожизненного пользования (ususfructus):пока это

определенное лицо существуете; оно может пользоваться вещью, и

соответственно право собственника на это время замирает. Из личных

сервитутов римскому праву известны:

Ususfructus - право пожизненного пользования вещью и ее плодами.

Usus - право только личного пользования вещью без права на плоды.

Habitatio - право жить в чужом доме.

Operae servorum vel animalium - право личного пользования трудом

чужого раба или животного.

Сервитуты предиальные и личные на первых порах не

сливались теоретически в одну категорию сервитутов. Но они положили

основание классической теории сервитутов; им принадлежат основные правила

римского сервитутного права:

1) не может быть сервитута на собственную вещь,

2) не может быть сервитута на сервитут,

3) не может быть сервитута, который обязывал бы

собственника praedium serviens к каким-либо

положительным действиям.

Установление сервитутов в цивильном праве совершается или судебным

приговором в иске о разделе (adjudicatio), или завещательным отказом

(legatum), или, наконец, частным договором сторон. При этом договор должен

быть облачен в форму mancipatio, или in jure cessio. В древнейшее время

возможно было приобретение сервитутов за давностью, но lex Scribonia, закон

неизвестного времени, применение usucapio к сервитутам воспретил

/fr.4.28.88.41.3/.

Появление сервитутов вызвало необходимость новых процессуальных

средств защиты - и именно в двояком направлении.

а) Для защиты собственности от претензий на сервитут: кто-либо

утверждает, что у него есть право проезда через мой участок, меж тем как

этого, по моему мнению у него нет. Для отражения подобных претензий на

сервитут уже в старом, цивильном праве собственник имеет иск – actio

negatioria.

б) Для защиты сервитута как против собственника, так и плотив

других лиц, также уже старым цивильным правом был создан иск, носящий

название actio confessoria и играющий по отношению r сервитуту такую

же роль, как rei vindicatio по отношению к собственности (vindicatio

servitutis).

Кроме сервитутов других вещных прав на чужие вещи цивильное право не

знало; в частности, ему не было известно закладное право в его истинном

юридическом смысле. Потребность в реальном кредите удовлетворяется в

других, хотя и несовершенных формах. Древнейшей формой этого рода является

в римском цивильном праве продажа вещи с правом обратного выкупа. Целям

залога служит институт fiducia. Должник передавал закладываемую вещь

кредитору посредством mancipatio или in jure cessio, но передавал "fiduciae

causa", то есть c тем, чтобы по уплате долга, вещь была реманципирована.

Если долг будет уплачен, то какого-нибудь иска должник не имел. И лишь

впоследствии - преторским эдиктом - установлен был на этот случай actio

fiduciae, личный иск информирующего свойства.

Из всего этого ясно, что fiducia не имеет вовсе основных признаков

закладного права. Здесь нет права на чужую вещь вовсе. Оно лишь отражает

строгий характер примитивного кредита и служит исключительно интересу

кредитора.

Кроме fiducia в старом цивильном праве существовал другой

залогообразный институт – pignoris capio. Но подобные случаи представляют

исключение, и юридическое положение арестованной вещи не настолько ясно,

чтобы мы могли говорить здесь о подлинном закладном праве кредитора.

Что же касается преторских прав на чужую вещь, то преторы взяли под

свою охрану единственные цивильные права пользования чужой вещью –

сервитута. Цивильный иск для их защиты был дополнен целым рядом преторских

средств, которые значительно облегчили положение лиц сервитутно

уполномоченных. Фактическое пользование сервитутом было подведено под

понятие владения. Для массы отдельных сервитутов в преторском эдикте были

установлены специальные интердикты: interdictes de aqua, de cloacis и т. д.

Помимо этой, лучшей охраны цивильных сервитутов, практика преторов и

провинциальных наместников привела к признанию сервитутов преторских и

провинциальных.

Появление бонитарной собственности поставило вопрос о защите

соответствующих сервитутов. На провинциальные земли цивильные права, как

уже указывалось выше, не распространялись. Поэтому и для

преторов и для провинциальных наместников возникал существенно важный

вопрос: если формальные акты (mancipatio и in jure cessio) неприменимы или

не применяются, то каким же образом могут быть установлены сервитута? Так

выработался новый способ установления сервитутов – pactionibus et

stipulationibus /Jai.II.31.И.Р.П. стр 353/. Лица, желавшие установить

сервитут, заключали между собой об этом соглашение (pactio), которое

подкреплялось затем формальным обещанием (stipilatio) того, на чье имя

сервитут налагался, предоставить пользование этим сервитутом. Кроме этого

способа, в классическом праве вырабатывался и другой преторский способ

установления сервитутов – псевдотрадиция (quasi-traditio), то есть

фактическое предоставление пользования.

Претором были также созданы два новых вида прав пользования

чужими вещами, которые были совершенно неизвестны цивильному праву -

superficies и право на agri-vectigales, получившее впоследствии название

emphyteusis.

а)Superficies (суперфиции). Уже в период

республики государство

и отдельные городские общины сдавали участки городской земли для

возведения построек с тем, что выстроивший получает право на продол

жительное или даже бессрочное пользование участком под постройкой за

известный ежегодный оброк/_____/. О течением времени к такого

же способу стали прибегать и частные лица. - Договор сдачи земли под

застройку сначала рассматривался, как обыкновенный договор арен ды. Но

затем претор выделил суперфицдариев кз рода обычных, краткосрочных

арендаторов, дав им/суперфициариям/ особые средства защити: специальный

интердикт и иск. Вследствие этого _______

из личного права превратили сь в вещное и притом в особое право

пользования чужой вещью.

б/.__ _ __ ____. Аналогичный прцесс превращения обязательственного

права, в вещное мы наблюдаем и б другое случае. Государство, город, а,

потм и частные владельцы сдавали свои земли за определенный оброк/_____/ в

наследственную и даже вечную аренду, с

тем. что пока _____ вносится, земля ни у самого съемщика, ни у

его правопреемника отобрана быть не может. Во внимание к такому

продолжительному праву съемщика претор дал ему посессорные интердик ты и

иск, аналогичный __ _______ против всех, даже против собст

венника, И это право стало особым вещным правом на чужую вещь.

Характерною чертой всех указанных преторских прав на чужие вещи

являетсято. что для установления всех их не требуется каког-либо особого

вещного акта- не только формального, но даже и бесформального;- простой

договор уже сам по себе создает и вещное право. Это объясняется тем, что

преторские иски пртив всех/_____ _ __/

возникли исторически во всех указанных случаях в качестве простой

прибавки к личным искам из договора.

И, наверное, самым важным из преторских нововведений в области прав на

чужие вещи является создание закладного права. Претор усовершенствовал

институт ____, став давать должнику личный иск ___ _____, обвикение,

которое сверх возмещения материального,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.