Роль государства в переходной экономике Украины
Статья 41. Объекты права интеллектуальной собственности.
Объектами права интеллектуальной собственности являются произведения науки,
литературы и искусства, открытия, изобретения, промышленные образцы,
рационализаторские предложения, результаты научно-исследовательских работ и
другие результаты интеллектуального труда.
Однако до сих пор не приняты Земельный Кодекс и Налоговый Кодекс,
что существенно осложняет переход к цивилизованным рыночным отношениям.
Таким образом, правовое поле в области предпринимательства
несовершенно и требует существенной доработки. При существующей ныне
нормативно-правовой базе рано говорить о цивилизованном рынке.[12, с.5 –
36]
1.3. Особенности и специфика государственного регулирования в
экономике Украины
Украина может сохранить рыночную направленность своей экономики при
следующих обязательных условиях. Во-первых, если будет безотлагательно
снижена социальная цена рыночных реформ, что позволит обеспечить поддержку
реформационного курса широкими массами, которые сегодня не только
разочарованы в рыночных реформах, но и активно выступают против них,
связывая своё обнищание с «переходом к рынку». Для такого снижения его
социальной цены есть реальные возможности. По словам Л. Кравчука, в Украине
насчитывается 150 000 человек, годовой доход которых превышает 1 млн. грн.
Правительство должно на легитимной основе заставить представителей новой
буржуазии поделиться с государством той частью дохода, которая идёт на
удовлетворение их личных потребностей. Это позволит регулярно выплачивать
зарплату бюджетникам и существенно повысить пособия незащищённым слоям
населения.
Во-вторых, если будут использованы незадействованные (или
недостаточно задействованные) внутренние источники экономического роста, не
требующие дополнительных бюджетных расходов: ускоренное развитие малого и
среднего бизнеса, переориентация денежных потоков из финансово-банковского
сектора в реальный (производственный) сектор и широкое привлечение
ипотечных кредитов.
В-третьих, если, наконец, будут созданы благоприятные условия для
притока масштабных прямых инвестиций из-за рубежа.
Разумеется, финансовый кризис обуславливает необходимость
осуществления ряда срочных административных мер антикризисного характера.
Речь идёт о разумном ограничении вывоза валюты, о взятии под полный
государственный контроль производства алкогольных напитков и оптовой
торговли ими, и т.п. Вместе с тем перед Украинским государством стоит ряд
острых проблем средне- и долгосрочного характера по регулированию
переходных процессов, по созданию такого вектора экономического развития,
который в перспективе позволит перейти от дикого, стихийно сложившегося,
нецивилизованного рынка к «социальному рыночному хозяйству», то есть к
высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике, успешно
функционирующей в развитых странах Запада и Востока. Главная из этих
проблем – первоначальное накопление капиталов. Оно привело к глубокой
социальной дифференциации населения: появилась прослойка очень богатых
людей («новые русские», «новые украинцы» или, одним словом, нувориши) и,
соответственно, очень бедных. Поэтому процесс первоначального накопления
капиталов остро нуждается в государственном регулировании, что позволит
придать ему более цивилизованный характер. В чём же заключается
государственное регулирование первоначального накопления капиталов?
Во-первых, государство должно оптимизировать налоговую систему.
Налоги с юридических лиц не должны подрывать заинтересованность
предпринимателей в росте прибылей. Также целесообразно дифференцировать
налог на прибыли и НДС в зависимости от профиля хозяйственной деятельности
предпринимателей: щадящие налоги с производителей материальных благ и услуг
должны сочетаться с высокими налогами со спекулянтов-перекупщиков. Налоги с
физических лиц должны не только пополнять доходы бюджета, но и
способствовать смягчению социальной дифференциации, поэтому налоги с
физических лиц должны взиматься по прогрессивной шкале, резко увеличиваясь
по мере роста их доходов. Наконец, не следует ограничиваться введением
деклараций о доходах, необходима ещё и суровая уголовная ответственность за
сокрытие доходов в крупных масштабах, как принято в странах с развитой
рыночной экономикой.
Во-вторых, государство должно в законодательном порядке установить
долю доходов предпринимателей, которая может использоваться на личные нужды
(покупку недвижимости в стране и за рубежом, престижных автомобилей и
других предметов роскоши) с тем, чтобы подавляющая их часть вкладывалась в
производство, то есть шла на расширение и модернизацию предприятий. В этом
случае с каждого предпринимателя целесообразно требовать и декларацию о
расходах, тщательно контролируя их соответствие реальности.
В-третьих, государству следует путём специальных правовых норм
ограничить торговую накидку и свести к минимуму количество посредников-
перекупщиков, стоящих между производителем и потребителем.
В-четвёртых, необходимо ввести строгую уголовную ответственность за
создание не только финансовых «пирамид», но и фирм-однодневок, банков,
инвестиционных фондов и финансовых компаний с незначительным уставным
капиталом (то есть потенциальных банкротов), а также жёстко наказывать за
преднамеренное банкротство, используя имущество банкротов, прежде всего,
для компенсации потерь обманутых вкладчиков.
Наконец, первоочередной задачей государства является обеспечение
регулярных выплат пенсий и зарплаты бюджетникам. Их многомесячные задержки
не допустимы в принципе, поскольку отбрасывают значительную часть населения
за грань нищеты и порождают активное противодействие рыночным реформам.[3,
с.12 – 21]
При переходе Украины к рынку нельзя не помнить о наличии теневой
экономики, которая является специфической чертой экономики постсоветских
стран и не может не вносить свои коррективы в процесс экономических реформ.
А теневая экономика в Украине достигла такого развития и распространения,
что в сочетании с общей криминализацией общества, начала угрожать
экономической и национальной безопасности государства. Она существенно
воздействует на все стороны экономической деятельности, на политическую и
общественную жизнь в Украине; и, в отличие от легальной, теневая экономика
динамично развивается на протяжении последних лет.
Объёмы теневой экономической деятельности приобрели такие масштабы,
при которых её недооценка, неучёт приводят к существенным ошибкам в
определении макроэкономических показателей, экономических и финансовых
пропорций, экономической политики, а также в принятии решений по её
реализации властными структурами всех уровней.
По оценкам учёных и экспертов, в 1999 г. в Украине от 40 до 60
процентов ВВП производится в тени, а объём капитала, вывезенного из Украины
за период с 1992 г. по 1997 г. составил 15 – 20 млрд. долларов.
Применение налоговых и запретных мер с целью локализации теневой
экономики не дало позитивных результатов, поскольку во многих видах теневая
экономическая деятельность является защитной реакцией граждан и субъектов
предпринимательской деятельности на невозможность существования в рамках
официальной экономики и правового поля.
Дальнейшее развитие рыночных отношений без соответствующего
правового регулирования и создания надёжной законодательной базы, при
сохранении тенденции развития теневой экономики и втягивании в неё всё
большего количества граждан Украины, создаёт благоприятные условия для
значительного роста числа экономических преступлений, если не будут приняты
радикальные меры по локализации и ограничению теневой экономики.
Поэтому проблема разработки методических подходов оценок объёмов
теневой экономики и предложений по их существенному укорочению должны стать
одним из приоритетных направлений научных исследований.[4, с. 41 – 42]
В то же время государство должно всемерно бороться с теневой экономикой.
Необходимо как ужесточение ответственности «теневиков» с одной стороны, так
и создание приемлемых условий для функционирования предприятий и граждан в
рамках официальной экономики. Важную роль в решении проблемы теневой
экономики играет реформирование налоговой системы. Но это уже отдельная
проблема, о которой будет рассказано ниже. Необходимо помнить: при нынешних
масштабах теневой экономики крайне затруднён переход к развитому
цивилизованному рынку.
Итак, государственное регулирование переходной экономики должно
представлять собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.
Средства государственного регулирования экономики подразделяются на
административные и экономические; последние, в свою очередь, – на средства
денежно-кредитной и бюджетной политики, государственного сектора в
экономике. Наиболее используемые в цивилизованной рыночной системе и
эффективные средства бюджетного регулирования – изменения налоговых систем,
налоговые скидки, ускоренное административное списание основного капитала,
льготы при реализации скрытых резервов. Но в Украине эти средства пока
недостаточно развиты из-за советского менталитета большинства
государственных деятелей.
Высшей формой государственного регулирования экономики, особенно
переходного типа, является государственное экономическое программирование.
От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к
государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.
Важнейшими относительными границами государственного регулирования
экономики являются:
V границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;
V социальные границы налогообложения;
V границы прироста ВВП (конъюнктурные границы).
Пределы эффективности государственного регулирования переходной
экономики при помощи государственного бюджета зависят от того, насколько
резко потребности в финансировании государственных регулирующих мер
возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для
финансирования резко сокращаются.
Границы экономического программирования также зависят от финансовых
возможностей государства обеспечить частному капиталу достаточную прибыль в
качестве мотивации для деятельности в соответствии с государственными
программами.[14, с. 496 – 498]
Глава 2. Налоговая политика как один из важнейших рычагов государственного
регулирования в Украине
2.1. Налоги и решение проблемы бездефицитного бюджета
В Советском Союзе экономика регулировалась в основном правовыми и
экономическими регуляторами. К 1992 г. были приняты новые законы, однако
важнейшей проблемой стало обеспечение бездефицитного бюджета из-за
коренного изменения структуры доходной части бюджета. Главной проблемой
перехода к цивилизованному рынку для Украины является усовершенствование
налоговой системы, уменьшение налогового пресса и установление жёсткого
контроля за уплатой налогов.
Высокие налоговые ставки снижают интерес производителя производить
продукцию. С другой стороны, понижение налоговых ставок ведёт к увеличению
дефицита бюджета.
Как один из вариантов выхода из этого замкнутого круга политики
видели в принятии нового налогового законодательства, которое бы резко
снизило налоги до такого уровня, какой они имеют в цивилизованных странах.
При этом образовавшийся дефицит бюджета покрыть за счёт зарубежного
кредитования. Кредит можно будет отдать, когда национальная экономика будет
давать прирост и доходы в бюджет превысят расходы. Но уже 8 лет идёт
кредитование, а позитивных результатов пока нет. Кроме того, тут возникает
ещё проблема теневой экономики и коррупции органов государственной власти
(проблема целевого расходования бюджетных средств).[9, с. 12 – 20]
Итак, одним из главных кризисных факторов является налоговая
система. С одной стороны, она не обеспечивает бюджет государства
достаточными и надёжными доходами, что порождает финансовый кризис
государства на макроуровне, а с другой – подрывает финансовую базу
предпринимательских структур, чем обуславливает кризис в микроэкономической
среде. Сложившаяся система налогообложения не удовлетворяет ни государство,
ни плательщиков.[8, с. 19 – 25]
Для принятия бездефицитного бюджета Украина вынуждена и увеличивать
доходную часть бюджета, и сокращать расходную, ибо кризис экономики
настолько сильный, что нельзя ограничиться только одной из этих мер.
Высокие налоговые ставки (особенно НДС) и низкая
конкурентоспособность предприятий даже на внутреннем рынке не позволяют
предприятиям заменять основные фонды, использовать и внедрять в
производство достижения НТР. Это, в свою очередь, приводит к износу
основных фондов и спаду производства, уменьшается ВВП и для поддержания
бездефицитного бюджета (если не учитывать иностранное инвестирование)
приходится увеличивать налоговые ставки. Происходит цепная реакция,
изображённая на схеме:
|ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СТАВОК | |СПАД ПРОИЗВОДСТВА |
| | | |
|УМЕНЬШЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ| |УМЕНЬШЕНИЕ ВВП |
Если принять в расчёт иностранное инвестирование, то повышения
налоговых ставок можно избежать (а можно ещё и уменьшить), взяв кредит,
например, у МВФ. Но в этом случае Украина попадает в долговую зависимость
от международных финансовых организаций.
К 2000 г. эта долговая зависимость достигла таких масштабов, что
встал вопрос о том, сможет ли Украина продолжать своё существование как
независимое государство, или, точнее, сможет ли проводить независимую
экономическую политику?
Естественно, взяв кредит, нужно его отдавать, причём с процентами. В
2000 г. Украина не в состоянии выплатить все обязательства по внешнему
долгу на текущий год. То есть кредиты уже давно были взяты, но ощутимых
результатов не дали. Почему же так произошло?
Дело в том, чтобы брать кредит, нужно иметь:
1. Готовый и надёжный механизм вложения этих денег в перспективные отрасли
промышленности;
2. Государственный контроль за целевым расходованием средств.
В 1992 – 1995 г.г., когда государство брало кредиты, не было ни
того, ни другого, а сами средства просто «проедались», и часть из них
уходила в теневую экономику.
Кроме того, необходим конкретный механизм выхода экономики из
кризиса, которого нет и по сей день. Правительство и сегодня не охотно идёт
на понижение налоговых ставок и упрощение структуры налоговой системы, без
чего невозможно дальнейшее развитие экономики.
Президент Украины Леонид Кучма издал указ «О мерах по реформированию
налоговой политики» от 30.06.96 г. № 621/96. Этим нормативным актом были
сформулированы задачи по реформированию налоговой политики. К началу 1998
года планировалось принять Налоговый кодекс Украины, однако он до сих пор
не принят.[7, с. 57]
Позже президент Украины издал указ «Об упрощённой системе
налогообложения, учёта и отчётности субъектов малого предпринимательства»
от 03.07.98, согласно с которым предприятия начисляют и платят единый налог
вместо двенадцати, перечисляют эту сумму в Государственное казначейство
Украины, которое и выполняет распределительные функции: часть – в
государственный бюджет, часть – в региональный.
Значительно затруднены учёт и отчётность при начислении и оплате
НДС. Он настолько осложняет работу бухгалтеров, финансистов, экономистов,
что у них почти не остаётся времени на анализ результатов финансово-
экономической деятельности предприятия.
Сегодня Верховная Рада уже начала рассматривать Налоговый Кодекс.
Это должен быть комплексный законодательный акт, правовые нормы которого
урегулируют взаимоотношения плательщиков и налоговой инспекции в процессе
сбора налогов со всех субъектов экономических отношений.[1, с. 121 – 123]
Таким образом, проблема бездефицитного бюджета в Украине не может
быть решена без коренного реформирования налоговой системы, что, в свою
очередь, невозможно без соответствующих правовых норм. Пока существуют
пробелы в законодательстве и несовершенная налоговая система, говорить о
решённой проблеме бездефицитного бюджета (хотя в 2000 г. такой был принят)
ещё рано.
2.2. Совершенствование налоговой системы как составная часть решения
проблемы совершенствования государственного регулирования экономики в
Украине.
Проблемы государства в сфере формирования доходов и бюджетного
дефицита заключаются не столько в применении устаревших или недееспособных
форм и видов налогообложения, сколько в несовершенстве налоговой структуры,
характеризующейся данными, приведёнными в таблице 1.
Как свидетельствуют приведённые данные, на 1998 г. в составе
налоговой системы Украины несколько преобладают прямые налоги. Ведущее
Страницы: 1, 2, 3
|