рефераты бесплатно

МЕНЮ


Строительный подряд

требования, и со сметой, определяющей цену работ. предполагается, что

технической документацией охватывается весь комплекс работ по

строительству, а в согласованной сторонами смете учтены затраты на все

необходимые работы.

Однако нередки случаи, когда в ходе строительства выявляются неучтенные

в технической документации работы и в связи с этим возникает необходимость

проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости

строительства. Следует подчеркнуть, что закон не ставит последствия данного

обстоятельства в зависимость от того, кем готовилась техническая

документация.

Выявив необходимость проведения дополнительных работ, не учтенных в

технической документации, подрядчик должен немедленно информировать об этом

заказчика и ждать его указаний. Ввиду того, что такому сообщению придается

важное юридическое значение, в договоре строительного подряда обычно

оговаривается, что оно передается в письменной форме уполномоченному

должностному лицу заказчика.

Заказчик должен прямо выразить свое согласие на производство

подрядчиком этих работ и соответствующее увеличение сметной стоимости

строительства. Если заказчик в течение десяти дней или в иной установленный

законом или договором срок не ответит на сообщение подрядчика, последний

обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных

простоем, на счет заказчика. Подрядчик, не выполнивший данную обязанность,

равно как и подрядчик, вообще не сообщивший заказчику о выявлении

неучтенных работ, но выполнивший их, лишается права требовать от заказчика

оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим

убытков. Если, однако, он сумеет доказать необходимость немедленных

действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что

приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта

строительства, заказчик не может отказаться от оплаты выполненных работ. В

свою очередь, заказчику предоставляется возможность освободиться от

возмещения убытков, вызванных простоем подрядчика в связи с

приостановлением работ, если он докажет отсутствие необходимости в

проведении дополнительных работ (п.3 ст.743 ГК).

Если заказчик согласен на проведение и оплату дополнительных работ,

подрядчик не вправе отказаться от их выполнения. Возможны лишь два

исключения из этого правила:

во-первых, подрядчик может сослаться на то, что соответствующие работы не

входят в сферу его профессиональной деятельности, например, когда речь идет

о специальных работах, которые выполнялись другой организацией по прямому

договору с заказчиком;

во-вторых, подрядчик может быть освобожден от их выполнения, если докажет,

что он не может выполнить соответствующие работы по независящим от него

причинам, например, из-за отсутствия у него специальной техники или

оборудования.

Считая согласованную сторонами проектно-сметную документацию в принципе

неизменяемой до окончания строительства, законодатель, однако, учитывает,

что в период действия договора у сторон может возникнуть потребность в ее

пересмотре. Необходимость в этом может быть обусловлена разными причинами,

в частности, усовершенствованием отдельных проектных решений, изменением

конкретных потребностей заказчика, требованиями уполномоченных

государственных органов, непредвиденным ростом цен на строительные

материалы и конструкции и т.д.

Заказчик в этом отношении находится в более привилегированном

положении, так как ему предоставляется возможность вносить изменения в

техническую документацию без каких-либо ссылок на не зависящие от него

обстоятельства. Он может сделать это и по своему усмотрению, но при

условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не

превышают 10% указанной в смете обшей стоимости строительства и не меняют

характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Если

указанное условие заказчиком соблюдено, подрядчик не вправе отказаться от

проведения дополнительных работ, вызванных изменением технической

документации. Разумеется, все дополнительные работы должны быть оплачены

заказчиком в порядке, установленном договором.

В том случае, когда предлагаемые заказчиком изменения технической

документации вызывают необходимость выполнения больших по объему

дополнительных работ либо меняют сам характер предусмотренных договором

работ, данный вопрос подлежит обязательному согласованию с подрядчиком.

Если подрядчик готов взяться за выполнение новых работ, стороны согласуют

дополнительную смету и вносят в договор строительного подряда другое

необходимые изменения.

Что касается подрядчика, то он вправе требовать лишь изменения сметы,

но не технической документации. В техническую документацию подрядчик без

согласования с заказчиком не может вносить никаких, даже незначительных,

изменений. Лишь в том случае, когда в технической документации им обнаружен

явный дефект, подрядчик вправе его устранить и потребовать от заказчика

возмещения связанных с этим разумных расходов (п. 4 ст. 744 ГК). По смыслу

закона, такое право появляется у подрядчика лишь тогда, когда, во-первых,

техническая документация готовилась не самим подрядчиком, а заказчиком, и,

во-вторых, он своевременно известил заказчика о наличии ошибки в

технической документации.

Право требовать пересмотра сметы у подрядчика возникает в случае, если

по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее

чем на 10% (п. 3 ст. 744 ГК). Как известно, подрядчик выполняет работу за

свой риск, понятием которого в широком смысле охватывается и риск

подрядчика не уложиться в согласованную с заказчиком смету. Поэтому если

выход подрядчика за пределы сметы не обусловлен какими-либо экстремальными

обстоятельствами, он не вправе требовать от заказчика никаких доплат.

Например, подрядчик не может сослаться на обычный рост стоимости

строительных материалов, обусловленный инфляцией, так как данное

обстоятельство можно было предвидеть при заключении договора строительного

подряда и учесть в цене договора. Более того, даже если подорожание

строительства произошло вследствие экстремальных обстоятельств, например,

та же стоимость импортных строительных материалов резко возросла из-за

введения правительством новых таможенных пошлин, но общая стоимость работ

возросла менее чем на 10%, связанные с этим дополнительные расходы

возлагаются на самого подрядчика.

Следует отметить, что указанный количественный порог (10% общей

стоимости работ) присутствует лишь в строительном подряде, поскольку в

общих правилах о подряде (п. 6 ст. 709 ГК) каких-либо количественных

ограничений на этот счет не содержится. Систематическое толкование закона

позволяет также сделать вывод о том, что в условиях, когда подрядчик вправе

настаивать на увеличении сметы, заказчик лишен возможности отклонить его

предложение.[15] Поэтому если не зависящее от подрядчика повышение сметной

стоимости договора приведет к его прекращению, неблагоприятные последствия

данного обстоятельства будут возложены на заказчика.

2.2. Права и обязанности сторон.

Следующий аспект содержания договора строительного подряда, который

следует выделить особо, - это права и обязанности сторон, связанные с

осуществлением заказчиком контроля и надзора за выполнением работ. Хотя

подобный вопрос затрагивается и в общих положениях о подряде (ст. 715 ГК),

для строительного подряда он имеет особое значение ввиду сложности

выполняемых работ, возможности осуществления эффективного надзора лишь при

наличии специальных познаний в области строительства, необходимости

постоянного контроля за ходом работ, особенно носящих скрытый характер, и

т.д.

Право заказчика осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством

выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством

предоставляемых подрядчиком материалов, а также правильностью использования

подрядчиком материалов заказчика нередко выступает одновременно и как его

обязанность. Так, если объект строится на основе оригинального

архитектурного проекта, заказчик обязан заключить с архитектором договор на

осуществление авторского надзора за строительством объекта (ст. 12, 20

Закона РФ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации").

Технический надзор за строительством осуществляется во всех случаях, когда

строительство ведется за счет бюджетных средств и т. д. В подобной ситуации

заказчик должен проявлять особую внимательность, так как подрядчик,

ненадлежащим образом выполнивший работы, может впоследствии сослаться на

то, что появление недостатков и их неустранение обусловлены тем, что

заказчик не осуществлял должного контроля и надзора за выполнением работ

(п. 4 ст. 748 ГК).

Осуществляя надзор за выполнением работ, заказчик не должен вмешиваться

в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, например, давать

подрядчику указания о том, как следует организовать работу на объекте,

какие методы и приемы ведения работ нужно применять, и т. п. Но если

подрядчик ведет работы с нарушением СНиПов и ГОСТов, других обязательных

правил, в том числе содержащихся в договоре строительного подряда,

использует некондиционные строительные материалы и конструкции и т.д.,

указания заказчика об устранении выявленных нарушений носят для подрядчика

обязательный характер (п. 3 ст. 748 ГК).

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за

выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда,

которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан

немедленно заявить об этом подрядчику. Обычно выявленные в ходе

строительства недостатки фиксируются заказчиком в специальном журнале

производства работ. Во избежание споров в договоре строительного подряда

целесообразно указывать сроки, в течение которых подрядчик обязан устранять

отмеченные заказчиком недостатки. Если таких сроков в договоре не

установлено, подрядчик должен выполнить эту обязанность в разумный срок.

Время, затраченное подрядчиком на устранение выявленных заказчиком

недостатков, не ведет к увеличению общего срока строительства объекта.

Заказчик, выявивший недостатки, но не сообщивший о них подрядчику и не

потребовавший их устранения, теряет право в дальнейшем ссылаться на

обнаруженные им недостатки (п. 2 ст. 748 ГК). Иными словами, закон исходит

из того, что заказчик не должен заниматься простым сбором сведений о

допущенных подрядчиком недостатках с тем, чтобы заявить о них лишь тогда,

когда строительство объекта будет завершено. Напротив, при осуществлении

надзора за строительством заказчик должен вести себя активно и своей

деятельностью способствовать созданию качественного продукта. Устранить

своевременно выявленные недостатки значительно проще и дешевле, чем делать

это тогда, когда объект фактически уже построен. Рассматриваемое правило не

должно, однако, трактоваться в том смысле, что заказчик лишен возможности

выявлять недостатки выполненных работ в ходе их приемки. Речь в данном

случае идет лишь о тех недостатках, о которых заказчик определенно знал еще

в ходе выполнения работ, но никак на них не реагировал.

Если заказчик располагает соответствующими кадрами и имеет в

установленных законом случаях право на осуществление технического надзора

за строительством, он может выполнять связанные с этим функции

самостоятельно. Однако ему предоставляется возможность заключить

специальный договор об оказании услуг по осуществлению контроля и надзора

за строительством с соответствующим инженером (инженерной организацией). В

этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого

инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий

для подрядчика (ст. 749 ГК). В сущности, инженер (инженерная организация)

выступает в качестве доверенного лица заказчика и принимает от имени

последнего все решения во взаимоотношениях с подрядчиком в части,

касающейся ведения строительных работ. Появление особой фигуры инженера

(инженерной организации) - новое положение в российских правилах о

строительном подряде. Однако пока эта схема отношений, которая давно

применяется в строительной практике западных стран, в ГК лишь обозначена. В

соответствии с обычной западной практикой такой инженер выступает не только

как представитель заказчика, но и как своего рода независимый арбитр,

принимающий окончательные решения по спорам технического характера,

возникающим между заказчиком и подрядчиком.

2.3. Сотрудничество сторон.

В качестве третьей важной особенности содержания договора строительного

подряда целесообразно выделить такой момент, как сотрудничество сторон,

поскольку для обычного подряда он в целом не характерен. Конечно, принцип

сотрудничества в той или иной степени проявляется в любом гражданско-

правовом договоре, ибо заключая договор, стороны уже начинают сотрудничать.

Духом сотрудничества проникнуты и многие конкретные правила закона,

рассматривающие права и обязанности сторон. Например, ст. 747 ГК особо

упоминает о возможности возложения на заказчика ряда дополнительных

обязанностей, способствующих выполнению подрядчиком его собственных

обязательств (передача подрядчику в пользование необходимых для

осуществления работ зданий и сооружений, обеспечение транспортировки грузов

в его адрес, временная подводка сетей энергоснабжения, водо-, паропровода и

т. п.).

Однако наряду с этим сотрудничество сторон понимается законом и в

особом смысле, а именно как совместная деятельность сторон, направленная на

достижение общей цели.[16] Необходимость в объединении усилий заказчика и

подрядчика возникает тогда, когда в ходе строительства и выполнения

связанных с ним работ обнаруживаются неожиданные препятствия, преодолеть

которые можно только общими усилиями. В этом случае каждая из сторон

обязана принять вес зависящие от нее разумные меры по устранению таких

препятствий (п. 2 ст. 750 ПК). Например, если из-за сильных морозов, выхода

из строя источников энергоснабжения, массового заболевания работников

подрядчика и т. п. последний вышел из графика ведения работ и для

преодоления отставания требуется привлечь дополнительную рабочую силу,

подключить резервные энергетические мощности и т. п., и если заказчик может

оказать подрядчику в этом необходимое содействие (например, предоставить

помещение для размещения дополнительной рабочей силы, подключить

дополнительные энергетические мощности и т. п.), он обязан это сделать. В

противном случае он, равно как, и подрядчик, не оказавший заказчику

содействие в аналогичной ситуации, утратит право на возмещение убытков,

причиненных тем, что соответствующее препятствие не было своевременно

преодолено и это повлекло неисполнение или ненадлежащее исполнение стороной

своих обязанностей.

Поскольку в устранении препятствий к исполнению договора заинтересованы

обе стороны, закон устанавливает, что расходы, понесенные заказчиком и

подрядчиком на их преодоление, каждая из сторон несет самостоятельно (п. 2

ст. 750 ГК). Впрочем, данное правило является диспозитивным, так как в

договоре строительного подряда может быть предусмотрено и иное. Разумеется,

это правило не применяется также в тех случаях, котла соответствующее

препятствие возникло из-за виновных действий какой-либо из сторон.

2.4. Сдача-приемка строительного объекта.

Рядом важных особенностей обладает сдача-приемка законченного

строительством объекта. Приемка выполненных работ осуществляется в порядке,

установленном законом и договором строительного подряда. В тех случаях,

когда заказчиком по договору выступала государственная организация либо

строительство велось полностью или частично за счет бюджетных ассигнований,

сдача-приемка работ производится в два этапа: вначале объект принимается

рабочей комиссией, сформированной заказчиком и подрядчиком с участием

проектировщика и представителей уполномоченных государственных органов, а

затем - государственной приемочной комиссией, состав и уровень которой

определяется в зависимости от сметной стоимости строительства и назначения

объекта. Если же строительство велось за счет частных источников

финансирования, приемка может производиться в один этап с обязательным

участием представителей уполномоченных государственных органов и органов

местного самоуправления.

Обязанность по организации и проведению приемки результата работ

возлагается на заказчика, если иное не предусмотрено договором. Заказчик

должен обеспечить участие в приемочной комиссии представителей

соответствующих органов и заинтересованных организаций, выделить

обслуживающий персонал, обеспечить объект необходимой энергией, сырьем,

топливом и т. п. Все это заказчик делает за свой собственный счет, если

иное не предусмотрено в договоре. Приемка законченного строительного

объекта должна быть организована заказчиком в предельно короткий срок после

получения от подрядчика сообщения о готовности результатов строительных

работ к сдаче. Просрочка заказчика с приемкой объекта, во-первых, переносит

на него риск случайной гибели результата работ (п. 2 ст. 705 ГК) и, во-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.