рефераты бесплатно

МЕНЮ


Транспортные обязательства

представления им документа о перечислении соответствующих сумм.

Сроки доставки грузов устанавливаются по соглашению сторон. Если они не

определены, перевозчик считается выполнившим свою обязанность в отношении

срока при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и

двигалось с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются

торговые суда при аналогичных перевозках.

По прибытии груза в порт назначения перевозчик обязан послать извещение

(нотис) получателю. Грузополучатель обязан в установленные сроки принять и

вывезти прибывший в его адрес груз. В случае неявки получателя или его

отказа от принятия груза последний сдается для хранения на склад или иное

надежное место и (за исключением скоропортящихся грузов) хранится в течение

двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате

отправителем всех причитающихся перевозчику сумм по данной перевозке груз

реализуется в установленном порядке (ст. 159 КТМ).

КТМ, в изъятие из общего правила о недопустимости одностороннего отказа

от исполнения договора, перечисляет условия, при которых договор перевозки

может быть расторгнут одной стороной с уплатой или даже без уплаты

вознаграждения другой стороне (§ 5 гл. VIII КТМ). При определенных

обстоятельствах договор перевозки вообще прекращается независимо от воли

сторон и без выплаты вознаграждения, а также без компенсации иных убытков

друг другу (ст. 157 КТМ).

Воздушная перевозка. Воздушный кодекс разграничивает внутреннюю

воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории

России, к международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из

пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК).

Кроме того, выделяются местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.

В законодательстве о воздушной перевозке выделяются фигуры авиационных

предприятий, эксплуатантов и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК). Авиационное

предприятие — это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды

деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполнением авиационных

работ на основании лицензии. Эксплуатант — физическое или юридическое лицо,

имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и пр.)

на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен

обладать особым сертификатом для совершения полетов. Наконец, перевозчик —

это Эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной

перевозки на основании соответствующих договоров.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая составляется

отправителем. Он отвечает за правильность и полноту сведений,

представленных перевозчику в накладной. Наряду с обычной воздушной

перевозкой активно используется также договор воздушного чартера, при

котором фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных

судов (их частей) для воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на

один или несколько рейсов (ст. 104 ВК). Природа такого договора аналогична

морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.

Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон в

порядке, установленном ст. 790 ГК. Она взимается за расстояние по

кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием

либо за расстояние, определенное договором. Срок доставки груза

определяется договором перевозки и правилами воздушных перевозок

(расписанием движения самолетов). Отправитель вправе получить обратно

сданный к воздушной перевозке груз, изменить в накладной получателя до

выдачи груза управомоченному лицу, а также распорядиться невостребованным

грузом. В случае перерыва или прекращения полетов перевозчик обязан

поставить об этом в известность грузоотправителя и грузополучателя.

Перевозчик обязан информировать получателя о времени отправки груза, о его

прибытии в аэропорт назначения или о месте его нахождения, если срок

доставки истек.

Груз обычно выдается получателю на складе аэропорта назначения.

Грузополучатель вправе отказаться от приемки поврежденного или испорченного

груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что

исключается возможность его полного или частичного использования в

соответствии с первоначальным назначением. Если получатель не востребовал

груз в срок, установленный правилами перевозок или договором, либо

отказался от его приемки, перевозчик должен уведомить отправителя. При этом

он оставляет груз у себя за счет средств отправителя и на его риск. Груз,

не полученный в течение установленных правилами и договором перевозки

сроков хранения, считается невостребованным и подлежит реализации (ст. 112

ВК).

Автомобильная перевозка. На автомобильном транспорте перевозки

различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно: а)

городские (в пределах черты города, другого населенного пункта); б)

пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние

до 50 км включительно); к) междугородные (за пределы указанных выше

населенных пунктов на расстояние более 50 км); г) межреспубликанские (на

территории нескольких субъектов Федерации); д) международные (ст. 5 УАТ).

Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на

централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках

автотранспортная организация заключает договор с отправителем (поставщиком

либо грузообразующим пунктом — станцией, портом и пр.), по указанию

которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных

перевозках автотранспортная организация заключает договор с каждым из

получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной

перевозки характерно условие договора о том, кем будут экспедироваться

грузы — отправителем или получателем.

Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной накладной,

которая является формой договора и выполняет те же функции, что и

железнодорожная накладная. Перевозка однородных грузов от одного

отправителя в адрес одного получателя на одно и то же расстояние может

оформляться актом замера или актом взвешивания суммарно на весь объем

перевозок, выполненных автомобилем в течение смены. Пользование автомобилем

с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется обычно записями

отправителя (получателя) в путевом листе.

Плата за перевозку определяется соглашением сторон договора (в том

числе годовым договором) по тарифам или иным установленным способом. Все

расчеты за перевозку производятся заказчиками автотранспорта, в качестве

которых могут выступать как отправители, так и получатели. За указанными в

законе изъятиями провозная плата должна быть внесена до сдачи груза к

перевозке. В противном случае автотранспортные предприятия не принимают

груз к перевозке (ст. 103 УАТ).

Сроки доставки грузов установлены только для перевозок в международном

сообщении и исчисляются с 24 ч дня приема грузов и оплаты по срочным

заказам — с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему расстоянию,

открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев,

когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением

пробега. В этих случаях автотранспортное предприятие должно поставить в

известность заказчика об увеличении расстояния перевозки.

Выдача груза производится на складе получателя или в ином указанном в

заказе на перевозку месте. Обязанность получателя востребовать доставленный

в его адрес груз основана на законе. Он может отказаться от принятия груза

лишь в том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения, за

которые отвечает автотранспортное предприятие, изменилось настолько, что

исключена возможность полного или частичного использования груза по прямому

назначению. О причине отказа получатель должен указать в накладной (ст. 72

УАТ).

4. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке

Условия ответственности. Имущественная ответственность участников

обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах

ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК

предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения

обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную

настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением

сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и

значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за

нарушение обязательств. Прежде всего она относится к случаям ограниченной

ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с

общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и

даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в

значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения

перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об

ограничении или устранении установленной законом ответственности

перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения

допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК).

Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности перевозчика, а

также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен. В

транспортных уставах и кодексах принципы ответственности были

сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие

соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или

повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо стороны

обязательства (ст. 179 УВВТ, ст. 126 УАТ). Таким образом, ответственности

за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны: а) ограничение

права на взыскание части убытков; б) запрет на уменьшение или Устранение

нормативной ответственности перевозчика; в) возможность определения ее

размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.

Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке

грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение

уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий,

связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за

неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794

ГК). Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки,

договора об организации перевозок, чартера), так и из иных оснований,

предшествующих договору перевозки (административный акт при поставках по

государственному контракту). По своей природе такая ответственность

является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794

устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых

перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу

транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к

перевозке). К их числу относятся: а) непреодолимая сила, а также иные

явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные

действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных

направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным

уставом и кодексом; в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами

и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка

отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных

видов транспорта случаи).

Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и кодексах рассматривается

как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их

наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и

перевозчика от ответственности за несовершение действий по организации

перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут

ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование

независимо от вины, на началах предпринимательского риска.

Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных

условиях. Прежде всего это касается ответственности перевозчика за

несохранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате,

недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность

выдать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истечении

срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает

наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и

сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча

груза—несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его

первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате,

недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза

(коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен

перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не

имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими

документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или

порчу груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется

отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций,

осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвечающих

на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за несохранность

груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному

управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или

повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог

предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким

образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки

на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.

Исключение составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при морских

перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за

несохранность груза или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата

(повреждение) груза или просрочка в доставке произошли вследствие действий

и упущений капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судовождении

или управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда

они обусловлены виновным поведением указанных лиц. Он несет ответственность

только за упущения указанных лиц, которые имели место при приеме груза к

перевозке, его погрузке, размещении на судне, хранении, выгрузке и выдаче

(за так называемую коммерческую ошибку). При каботажных перевозках

перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки,

но и за ошибки навигационные (ошибки в мореплавании).

Установление презумпции вины перевозчика не означает ее

неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится

примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может

освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины

отправителя или получателя, к числу таких обстоятельств относятся: а)

особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих

потребительских свойств; б) недостатки тары или упаковки, которые не могли

быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке; в) сдача

груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих

особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке

или хранении; г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает

установленную норму, и пр. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ и др.); д) в других

случаях (ст. 166 КТМ). При этом вина отправителя или получателя (клиентуры)

может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от

ответственности, так и для применения смешанной ответственности.

Действующим законодательством предусмотрены также случаи, когда

перевозчик может освободиться от ответственности за утрату, недостачу или

порчу груза путем простой ссылки на одно из установленных законом

обстоятельств (ст. 109 ТУЖД, ст. 192, 193 УВВТ, ст. 168 КТМ), а бремя

доказывания вины перевозчика прямо возложено на грузовладельца[25]. К ним,

в частности, относятся: а) прибытие груза в исправном транспортном средстве

с исправными запорно-пломбировочными устройствами отправителя или иными

средствами фиксации сохранности груза, установленными им; б) прибытие груза

в сопровождении представителя (охранника, экспедитора) отправителя или

получателя; в) недостоверность, неточность или неполнота сведений,

указанных в перевозочном документе; г) естественные причины связанные с

перевозкой груза в открытом месте (например, в открытом составе); д)

естественная убыль груза в пределах нормы.

Виды имущественной ответственности. Одним из признаков ответственности

в обязательствах по перевозке грузов является ее ограниченный характер. Во

многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа).

Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК,

транспортными уставами и кодексами, а иногда — соглашением сторон

(например, в силу п. 1 ст. 794 ГК).

Объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.