рефераты бесплатно

МЕНЮ


Виды подряда

государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского

бюджета РФ, утверждаются соответствующими органами государственного

управления или в устанавливаемом ими порядке. Проекты строительства,

осуществляемого за счёт собственных финансовых ресурсов, заемных и

привлечённых средств инвесторов (включая иностранных), утверждаются

непосредственно заказчиками (инвесторами).

Договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном порядке,

путём вступления будущих контрагентов в прямой контакт, согласования ими

всех необходимых условий будущего договора и его подписания.

Также могут заключаться и посредством проведения специальных подрядных

торгов, на что и ориентирует действующее законодательство.

Под подрядными торгами понимается форма размещения заказов на

строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ на

основе конкурса. Конкурс проводится в виде тендера, представляющего собой

соревнование представленных претендентами оферт (письменных предложений о

заключении договора) с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся

в тендерной документации.

В самой тендерной документации, которую за плату или бесплатно

обеспечиваются лица, решившие принять участие в торгах, содержатся:

1) общие сведения об объекте и предмете торгов, т.е. информация об

объекте, который должен быть построен с указанием его местонахождения,

срока выполнения работ, наименования заказчика и т. д.;

2) проектная документация, включающая чертежи схемы, графики.

3) Требования по составу документов оферты, которые обычно включают

заявку на участие в подрядных торгах, временное поручительство в форме

гарантии банка, копию платёжного документа, подтверждающего внесения

задатка;

4) Инструкция оферентам, отражающая информацию и требования по условиям

разработки, порядку оформления и представления оферты;

5) Условия и порядок проведения торгов, где указываются вид и форма

проведения торгов, порядок выбора победителя;

6) Проект договора строительного подряда;

7) Форма заявки на участие в торгах.

Дополнительное представление о подрядных торгах даёт знакомство с их

основными видами. Подрядные торги подразделяются:

в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора

претендентов – на торги с предварительной квалификацией и торги без

предварительной квалификации;

в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному

предмету торгов, - на торги первичные или вторичные;

в зависимости от участия иностранного оферента – на торги с участием

иностранного оферента и торги без участия иностранного оферента;

в зависимости от участия оферентов в процедуре торгов и оглашения их

результатов – на торги гласные и негласные;

в зависимости от того, допускаются ли к участию в торгах неограниченное

число претендентов либо претенденты, удовлетворяющие специально оговоренным

условиям; - на торги открытые и закрытые.

В подрядных торгах могут участвовать любые российские иностранные

организации независимо от форм собственности, имеющие необходимое

разрешение на занятие строительной деятельности (если только торги не

являются закрытыми). Победителем торгов, который определяется специальным

тендерным комитетом, становится тот оферент, предложение которого наиболее

полно отвечает всем требованиям, содержащимся в тендерной документации.

2.4. Содержание договора и ответственность по договору строительного

подряда.

В связи с тем, что по договору строительного подряда подрядчик должен

выполнить, как правило, большой объём строительных работ, параметры которых

заданы технической документацией, закон придаёт большое значение тому, как

должны строиться взаимоотношения сторон в связи с подготовкой, уточнением и

изменением технической документации. Вопрос о подготовке технической

документации возникает тогда, когда при заключении договора строительного

подряда имелось лишь технико-экономическое обоснование строительства, на

основе которого должна быть разработана проектная документация (так

называемое двустадийное проектирование). В этих случаях при заключении

договора должны быть чётко определены состав и содержание технической

документации, а также предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна

предоставить соответствующую документацию (п.2ст.743ГК).

Независимо от того, кто – заказчик или подрядчик – готовит техническую

документацию, а также смету, оба эти документа подлежат обязательному

согласованию сторонами и после этого остаются, как правило, неизвестными до

завершения строительства. Подрядчик должен осуществлять строительство и

связанные с ним работы в соответствии с технической документацией,

определяющей объём содержания работ и другие, предъявляемые к ним

требования, и со сметой, определяющей цену работ. Предполагается, что

технической документацией охватывается весь комплекс работ по

строительству, а в согласованной сторонами смете учтены затраты на все

необходимые работы.

Нередки, однако, случаи, когда в ходе строительства выявляются не

учтённые в технической документации работы и в связи с этим возникает

необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной

стоимости строительства. Следует подчеркнуть, что закон не ставит

последствия данного обстоятельства в зависимость от того, кем готовилась

техническая документация.

Выявив необходимость проведения дополнительных работ, не учтённых в

технической документации, подрядчик должен немедленно информировать об этом

заказчика и ждать его указаний. Ввиду того, что такому сообщению придаётся

важное юридическое значение, в договоре строительного подряда обычно

оговаривается, что оно предлагается в письменной форме уполномоченному

должностному лицу заказчика

Заказчик должен прямо выразить свое согласие на производство подрядчиком

этих работ и соответствующее увеличение сметной стоимости строительства.

Если заказчик в течение десяти дней или в иной установленный законом или

договором срок не ответит на сообщение подрядчика, последний обязан

приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных

простоем, на счёт заказчика. Подрядчик, не выполнивший данную обязанность,

равно как и подрядчик, вообще не сообщивший заказчику о выявлении

неучтённых работ, но выполнивший их, лишается права требовать от заказчика

оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим

убытков. Если, однако, он сумеет доказать необходимость действий в

интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ

могло привести к гибели или повреждению объекта строительства, заказчик не

может отказаться от оплаты выполненных работ.

В свою очередь, заказчику предоставляется возможность освободиться от

возмещения убытков, вызванных простоем подрядчика в связи с

приостановлением работ, если он докажет отсутствие необходимости в

проведение дополнительных работ (п.3ст.743ГК).

Если заказчик согласен на проведение и оплату дополнительных работ,

подрядчик не вправе отказаться от их выполнения. Пункт 5ст.743ГК

устанавливает лишь два исключения из данного правила. Во-вторых, подрядчик

может сослаться на то, что соответствующие работы не входят в сферу его

профессиональной деятельности, например, когда речь идёт о специальных

работах, которые выполнялись другой организацией по прямому договору с

заказчиком. Во-вторых, подрядчик может быть освобождён от их выполнения,

если докажет, что он не может выполнить соответствующие работы по не

зависящим от него причинам, например, из-за отсутствия у него специальной

техники или оборудования.

Считая согласованную сторонами проектно-сметную документацию в принципе

неизменяемой до окончания строительства, законодатель, однако, учитывает,

что в период действия договора у сторон может возникнуть объективная

потребность в ёе пересмотре. Необходимость в этом может быть обусловлена

разными причинами, в частности, усовершенствованием отдельных проектных

решений, изменением конкретных потребностей заказчика, требованиями

уполномоченных государственных органов, непредвиденным ростом цен на

строительные материалы и конструкции.

Заказчик в этом отношении находится в более привилегированном положении,

так как ему предоставляется возможность вносить изменения в техническую

документацию без каких-либо ссылок на не зависящие от него обстоятельства.

Он может сделать это и по своему усмотрению, но при условии, что вызываемые

этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете

общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в

договоре строительного подряда работ. Если указанное условие заказчиком

соблюдено, подрядчик не вправе отказаться от проведения дополнительных

работ, вызванных изменением технической документации. Разумеется, все

дополнительные работы должны быть оплачены заказчиком в порядке,

установленном договором.

В том случае, когда предлагаемые заказчиком изменения технической

документации вызывают необходимость выполнения больших по объёму

дополнительных работ либо меняют сам характер предусмотренных договором

работ, данный вопрос подлежит обязательному согласованию с подрядчиком.

Если подрядчик готов взяться за выполнение новых работ, стороны согласуют

дополнительную смету и вносят в договор строительного подряда необходимые

изменения.

Что касается подрядчика, то он вправе требовать лишь изменения сметы, но

не технической документации. В техническую документацию подрядчик без

согласования с заказчиком не может вносить никаких, даже незначительных,

изменений. Лишь в том случае, когда в технической документации обнаружен

явный дефект, подрядчик вправе его устранить и потребовать от заказчика

возмещения связанных с этим разумных расходов (п.4 ст. 744ГК). По смыслу

закона, такое право появляется у подрядчика лишь тогда, когда, во-первых,

техническая документация готовилась не самим подрядчиком, а заказчиком, и,

во-вторых, он своевременно известил заказчика о наличии ошибки в

технической документации.

Право требовать сметы у подрядчика возникает в случае, если по не

зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на

10% (п. 3ст.744ГК). Как известно, подрядчик выполняет работу за свой риск,

понятием которого в широком смысле охватывается, и риск подрядчика не

уложиться в согласованную с заказчиком смету. Поэтому если выход подрядчика

за пределы сметы не обусловлен какими-либо экстремальными обстоятельствами,

он не вправе требовать от заказчика никаких доплат. Например, подрядчик не

может сослать на обычный рост стоимости строительных материалов,

обусловленный инфляцией, так как данное обстоятельство можно было

предвидеть при заключении договора строительного подряда и учесть в цене

договора. Более того, даже если подорожание строительства произошло

вследствие экстремальных обстоятельств, например, та же стоимость импортных

строительных материалов резко возросла из-за ведения правительством новых

таможенных пошлин, но общая стоимость работ возросла менее чем на 10%,

связанные с этим дополнительные расходы возлагаются на самого подрядчика.

Подчеркнём, что указанный количественный порог (10% общей стоимости работ)

присутствует лишь в строительном подряде, поскольку в общих правилах о

подряде (п.6 ст.709ГК) каких-либо количественных ограничений на это счёт не

содержится. Систематическое толкование закона позволяет также сделать вывод

о том, что в условиях, когда подрядчик вправе настаивать на увеличение

сметы, заказчик лишён возможности отклонит его предложение. Поэтому если не

зависящее от подрядчика повышение сметной стоимости договора приведёт к его

прекращению, неблагоприятные последствия данного обстоятельства будут

возложены на заказчика.

Следующий аспект содержания договора строительного подряда, который

заслуживает быть выделенным особо, - это права и обязанности сторон,

связанные с осуществлением заказчиком контроля и надзора за выполнением

работ.

Право заказчика осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством

выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством

предоставляемых подрядчиком материалов, а также правильностью использования

подрядчиком материалов заказчика нередко выступает одновременно и как его

обязанность. Так, если объект строится на основе оригинального

архитектурного проекта, заказчик обязан заключить с архитектором договор на

осуществление авторского надзора за строительством объекта (ст.12, 20

Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской

Федерации»). Технический надзор за строительством осуществляется во всех

случаях, когда строительство ведётся за счёт бюджетных средств. В подобной

ситуации заказчик должен проявлять особую внимательность, так как

подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, может впоследствии

сослаться на то, что появление недостатков и их неустранение обусловлены

тем, что заказчик не осуществлял должного контроля и надзора за выполнением

работ (п. 4 ст. 748ГК).

Осуществлял надзор за выполнением работ, заказчик не должен вмешиваться в

оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, например, давать

подрядчику указания о том, как следует организовывать работу на объекте,

какие методы и приёмы ведения работ нужно применять. Но если подрядчик

ведёт работы с нарушением СниПов и ГОСТов, других обязательных правил, в

том числе содержащихся в договоре строительного подряда, использует

некондиционные строительные материалы и конструкции, указания заказчика об

устранении выявленных нарушений носят для подрядчика обязательный характер

(п. 3 ст. 748ГК).

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за

выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда,

которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан

немедленно заявить об этом подрядчику. Обычно выявленные в ходе

строительства недостатки фиксируются заказчиком в специальном журнале

производства работ. Во избежание споров в договоре строительного подряда

целесообразно указывать сроки, в течение которых подрядчик обязан устранять

отмеченные заказчиком недостатки. Если таких сроков в договоре не

установлено, подрядчик должен выполнить эту обязанность в разумный срок.

Время, затраченное подрядчиком на устранение выявленных заказчиком

недостатков, не ведёт к увеличению общего срока строительства объекта.

В качестве третьей важной особенности содержания договора строительного

подряда целесообразно выделить такой момент, как сотрудничество сторон,

поскольку для обычного подряда он в целом не характерен. Конечно, принцип

сотрудничества в той или иной степени проявляется в любом гражданско-

правовом договоре, ибо, заключая договор, стороны уже начинают

сотрудничать.

Рядом важных особенностей обладает, далее, сдача-приёмка законченного

строительством объекта. Приёмка выполненных работ осуществляется в порядке,

установленном законом и договором строительного подряда. В тех случаях,

когда заказчиком по договору выступала государственная организация либо

строительство велось полностью или частично за счёт бюджетных ассигнований,

сдача-приёмка работ производится в два этапа: вначале объект принимается

рабочей комиссией, сформированной заказчиком и подрядчиком с участием

проектировщика и представителей уполномоченных государственных органов, а

затем – государственной приёмочной комиссией, состав и уровень которой

определяется в зависимости от сметной стоимости строительства и назначения

объекта. Если же строительство велось за счёт частных источников

финансирования, приемка может производиться в один этап с обязательным

участием представителей уполномоченных государственных органов и органов

местного самоуправления.

Обязанность по организации и проведению приёмки результата работ

возлагается на заказчика, если иное не предусмотрено договором. Заказчик

должен обеспечить участие в приёмочной комиссии представителей

соответствующих органов и заинтересованных организаций.

Договор строительного подряда может предусматривать как сдачу-приёмку

объекта в целом, так сдачу-приёмку его по частям (этапам, очередям). Если

объект сдаётся заказчику по частям, стороны должны оговорить, кто из них

будет осуществлять пользование переданной части объекта, обеспечивать его

охрану, нести эксплутационные расходы. На заказчика, предварительно

принявшего результат отдельного этапа работ, по общему правилу, переходит

риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли

не по вине подрядчика (п. 3 ст.753гк).

Нередко приёмке результатов работ должны предшествовать предварительные

испытания эксплутационных качеств построенного объекта (проверка работы

механизмов, узлов, агрегатов). В этом случае приёмка объекта осуществляется

только при положительном результате предварительных испытаний.

Ответственность по договору строительного подряда. В случае неисполнения

или ненадлежащего исполнения обязанностей по договору строительного подряда

заказчик и подрядчик несут ответственность в порядке и на условиях,

установленных законом и договором. В рассматриваемой сфере действуют все

общие положения о гражданско-правовой ответственности правила об

ответственности за нарушение обычного подрядного обязательства. Однако

специфика строительного подряда налагает известный отпечаток на применение

общих мер и обуславливает действие некоторых специальных правил об

ответственности.

Поскольку участниками договора строительного подряда обычно являются

предприниматели, ответственность наступает независимо от их вины в

нарушение обязательств, если иное непредусмотрено договором. В 3 главы 37

ГК ничего не говорится о формах ответственности сторон по договору

строительного подряда. Поэтому здесь могут применяться любые виды санкций,

предусмотренные действующим законодательством. При этом некоторые из них, в

частности неустойка, действуют лишь тогда, когда они специально установлены

законом или договором, а другие, в частности взыскание убытков применяются

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.