Юридическая личность организаций, участвующих в гражданских правоотношениях
гражданском обороте) составляет лишь одну из сторон их правового
статуса, при чем не основную, а сами эти организации попадают в сферу
гражданско-правового регулирования только в этом своем качестве
юридических лиц.
«Общественной и религиозной организацией признается основанное на
началах членства объединение граждан, созданное ими на базе
общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения
духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для
совместного осуществления и защиты своих прав и интересов (п.1
ст.117 ГК).»
К числу общественных организаций относятся политические партии,
профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие
аналогичные объединения граждан по интересам и пр. Следует иметь в
виду, что в крупных общественных (и религиозных) организациях
(объединениях) юридическими лицами в соответствии с законом и их
уставом могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные
(обычно территориальные) звенья. Например, юридическим лицом может
являться как профсоюз в целом, так и его первичные (профсоюзные)
организации. В этом качестве не вправе, однако, выступать советы,
правления и иные руководящие органы таких организаций. Так, юридическим
лицом согласно закону является не профком, а профсоюзная организация в
целом.
Общественные организации создаются по инициативе не менее чем 3 граждан, а
религиозные – в составе не менее 10 граждан. Закон об общественных
объединениях допускает в число учредителей и участников общественных
организаций юридические лица, но только те, которые сами являются
общественными объединениями (ст.6, ч.2 ст.8). Учредительным документом
общественной или религиозной организации является ее устав,
утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции. В
уставе общественной и религиозной организации помимо сведений, общих
для всех юридических лиц, должны быть указаны цели ее деятельности,
порядок вступления и выхода из организации, структура управления
(органы этого юридического лица и их компетенция) и источники
образования ее имущества. К числу указанных источников относятся
вступительные взносы и членские взносы участников, добровольные
пожертвования и доходы от разрешенной законом и уставом
предпринимательской деятельности (издательской, проведения выставок,
лотерей и других общественно полезных мероприятий, продажи предметов
символики и пр.).
Общественные и религиозные организации обладают целевой правоспособностью,
а их участие в имущественном обороте носит строго целевой характер.
Поэтому они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь
для достижения своих уставных целей (исключающих распределение доходов
между их участниками или работниками) и соответствующую этим целям
(абз. 2 п.1 ст.117 ГК; п.2 ст.24 Закона о некоммерческих организациях).
Вместе с тем они вправе выступать учредителями или участниками таких
коммерческих организаций, деятельность которых тоже соответствует
уставным задачам соответствующей общественной организации (а не только
служит укреплению материальной базы ее деятельности). Полученные в
результате этого доходы также должны идти на цели, предусмотренные
уставом общественной (или религиозной) организации, и не могут
распределяться между ее участниками или работниками (п.3 ст.26 Закона
о некоммерческих организациях). Для достижения своих уставных задач
общественные организации могут создавать и другие некоммерческие
организации. Общественные организации должны ежегодно публиковать
отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный
доступ к таким сведениям (ст.29 Закона об общественных объединениях),
т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.
Поскольку общественные и религиозные организации являются едиными и
единственными собственниками принадлежащего им имущества, а их
участники (члены) не получают в этом отношении никаких имущественных
прав (п.3 ст.48, п.2 ст.117, п.4 ст.213 ГК), складывающаяся внутри них
членские (корпоративные) правоотношения носят чисто организационный,
неимущественный характер. Никакой взаимной имущественной
ответственности этих организаций и их членов не существует (п.2 ст.117
ГК). Выход участника из организации не влечет для нее никаких
имущественных последствий (обязанностей) и потому осуществляется
беспрепятственно.
Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их
делами, иначе говоря, каждый участник располагает одним голосом при
решении вопросов их деятельности. Они несут и равные обязанности, в том
числе по уплате членских взносов (за нарушение которых могут быть
исключены из организации в порядке, предусмотренном ее уставом). Высшим
органом общественной организации является ее съезд (конференция) или
общее собрание участников, который избирает ее исполнительные органы и
имеет исключительную компетенцию, определенную законом (абз.3 п.3 ст.29
Закона о некоммерческих организациях) и уставом. В общественных
организациях из числа их членов обязательно избирается коллегиальный
исполнительный орган (совет, президиум, правление и пр.), руководитель
которого является единоличным исполнительным органом организации. К
компетенции исполнительных органов общественной организации относится
решение всех вопросов, не составляющих исключительной компетенции ее
высшего органа. При наличии заинтересованности руководителя или иного
должностного лица общественной организации в совершении сделки от ее
имени такая сделка подлежит предварительному одобрению ее
коллегиального органа под страхом признания ее недействительной.
Общественные и религиозные организации реорганизуются и ликвидируются по
общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц (за
исключением невозможного для них банкротства). Законодательство
предусматривает как добровольную, так и принудительную ликвидацию
общественных и религиозных организаций. Остаток имущества организации,
образующийся в результате ее ликвидации, подлежит направлению на цели,
предусмотренные ее уставом или решением ее высшего органа, а при их
отсутствии – на цели, определенные решением суда. Ни при каких
условиях он не может распределяться между участниками организации, ибо
последние не вправе получать какие-либо доходы от своего участия в
такой организации.
Фонд.
Фонд относится к числу некоммерческих организаций, не являющихся
корпорациями, т.е. не имеет членства. Фонды создаются для материального
обеспечения социально-культурной, благотворительной, образовательной и
иных общественно-полезных видов деятельности, а потому их участие в
гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным
целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для названных целей
имущество аккумулируется в них с помощью добровольных пожертвований
(взносов).
«Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на
основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-
культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно
полезных (некоммерческих) целях (п.1 ст.118 ГК; п.1 ст.7 Закона о
некоммерческих организациях).»
Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или
иными жертводателями, которые не приобретают никаких прав на имущество
фонда (п.3 ст.48, п.4 ст.213 ГК). Тем самым исключается и взаимная
ответственность по долгам фонда и его учредителей.
Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как
единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих для
всех юридических лиц сведений должны также содержаться сведения о целях
его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке
назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с согласия
или утверждения попечительского совета) и о судьбе имущества фонда в
случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения
изменений в устав фонда его исключительными органами (ибо в ином случае
открывается возможность изменения статуса фонда вопреки воле его
учредителей). Такие изменения могут вноситься этими органами
самостоятельно только в случаях, когда устав (утвержденный учредителями
фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии предусмотренных законом
условий (п.1 ст.119 ГК).
В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические
лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-
правовые образования. Учредитель может быть и единственным
(единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача
взноса в имущество (уставный капитал) капитал фонда (хотя требования к
минимальному размеру такого взноса, как и к минимальному размеру его
уставного капитала (фонда), в законодательстве отсутствуют). Поэтому в
роли учредителей фонда не могут выступать лица, которые только
организуют его деятельность (а впоследствии обычно становятся его
руководителями (должностными лицами) и начинают бесконтрольно
распоряжаться собранным у иных лиц имуществом, как это нередко имело
место при создании у нас первых благотворительных фондов). Учредители
фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать.
Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны
контролировать соблюдение целевого характера использования полученного
фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей (их
представителей) либо также иных авторитетных в общественном мнении лиц
должен быть создан попечительский совет (п.4 ст.118 ГК; п.3 ст.7 Закона
о некоммерческих организациях), который, будучи его волеобразующим
органом, осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его
исполнительных органов и должностных лиц. В фонде образуются
коллегиальный (правление, совет и пр.) и единоличный (президент,
председатель и пр.) исполнительные (волеизъявляющие) органы, обычно
назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом.
При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица
фонда в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит
предварительному одобрению попечительского совета фонда под страхом
признания ее недействительной (ст.27 Закона о некоммерческих
организациях).
Как и общественная организация, фонд преследует в своей деятельности
исключительно общественно полезные цели и ни при каких условиях не
может распределять полученное имущество между своими участниками
(учредителями) или работниками. Поэтому он обязан законом к публичному
ведению своих имущественных дел (абз.2 п.2 ст.118 ГК; абз.2 п.2 ст.7
Закона о некоммерческих организациях; п.5 ст.19 Закона о
благотворительной деятельности). Наряду со взносами учредителей и
другими пожертвованиями фонд вправе использовать для пополнения своего
имущества результаты собственной предпринимательской деятельности.
Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей
фонда и полностью соответствовать им. Речь, следовательно, может идти
лишь о тех же формах предпринимательства, которые разрешено
осуществлять общественным организациям. На аналогичных условиях фондам
разрешено создавать хозяйственные общества и ли участвовать в них.
Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества лишь в
качестве «компаний одного лица», будучи их единственными учредителями и
участниками (п.4 ст.12 Закона о благотворительной деятельности). Для
достижения своих уставных целей фонды могут создавать и другие
некоммерческие организации.
Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или)
назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского
законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды
юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ликвидации
фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в
использовании собранного фондами имущества, в частности при их
самоликвидации предусматривает закон, а не устав конкретного фонда, а
сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в
добровольном порядке (п.2 ст.119 ГК; п.2 ст.18 Закона о некоммерческих
организациях). При этом остаток имущества направляется на цели,
предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при
невозможности его использования для этих целей обращается в доход
государства (п.1 ст.20 Закона о некоммерческих организациях). Таким
образом, он ни при каких условиях не может быть распределен между
учредителями (участниками) или работниками фонда. Фонд может быть
объявлен банкротом.
Учреждение.
Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций. Учреждения –
единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющаяся
собственником своего имущества. Они финансируются их учредителями –
собственниками, получая в силу этого ограниченное вещное право на
предоставленное им имущество и достаточно узкие возможности
самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Как и унитарные
предприятия, они, сущности, представляют собой остатки прежней
экономической системы и в этом качестве не свойственны развитому
товарному обороту. Однако опасность их участия в обороте для третьих
лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной
ответственности собственника-учредителя по их долгам. Поэтому закон
сохранил данную конструкцию не только для публичных собственников.
«Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная
и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного
вещного права под его дополнительную ответственность для
осуществления управленческих, социально-культурных и иных
некоммерческих функций (п.1 ст.120 ГК; п.1 ст.9 Закона о
некоммерческих организациях).»
К числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной власти
и управления, а также организации образования, просвещения и науки,
здравоохранения, культуры и спорта и пр. В зависимости от учредителей
они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и
частными (созданными юридическими или физическими лицами).
Множественность разновидностей учреждений делает необходимым
регламентацию их правового статуса не только законами, но и иными
правовыми актами.
Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или
уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на
основании утвержденного им и зарегистрированного устава или положения,
а иногда - общего (типового или примерного) положения об учреждениях
данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения
об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость). в уставе
учреждения собственник определяет его задачи и цели деятельности
(поскольку учреждение как некоммерческая организация всегда имеет
ограниченную, целевую правоспособность). Собственник-учредитель
назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного
исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться
коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).
Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в которой строго
фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему
собственником сумм. В связи с этим права учреждения на закрепленное за
ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются
непосредственно законом (ст.296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение
данным имуществом без согласия собственника невозможного (п.1 ст.298
ГК). В силу этого участие учреждения в имущественном обороте обычно
происходит в весьма узких пределах. Уставом или положением учреждению в
рамках его специальной правоспособности может быть разрешено
осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (т.е.
предпринимательской). Эти последние, как и приобретенное за их счет
имущество, остаются собственностью учредителя и поступают лишь в
самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п.2
ст.298 ГК). Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг,
связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения
(образовательных и научно-исследовательских, культурных и
воспитательных, медицинских и пр.). Учреждение не вправе само создавать
другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|