рефераты бесплатно

МЕНЮ


Исторический опыт привлечения иностранного капитала

иностранный капитал участвует в уставном фонде некоторых банков и крупных

брокерских фирм, действующих на российском рынке.

Особенно высока доля иностранного капитала в финансовых учреждениях,

специализирующихся на работе на фондовом рынке. В числе сотрудников и

менеджеров таких институтов имеются иностранные граждане, например, банк

“Ренессанс капитал” возглавляет Б.Йордан.

Активность иностранного капитала в этой сфере объясняется доходностью

операций на российском фондовом рынке и потребностью иностранных фирм в

покупке ценных бумаг привлекательных предприятий. Эти функции выполняют как

брокерские фирмы, так и многие банки. Особенно популярной стала работа на

российском фондовом рынке во время падения доллара. Однако сверхвыгодные

вложения в ГКО могли осуществляться только через российские (по крайней

мере формально) компании.

Учитывая специфику России, иностранные компании часто опасаются

самостоятельно покупать российские предприятия и поручают российским

партнерам скупку акций и установление контроля над привлекательным

предприятием.

В связи с увеличением внешнеторгового оборота не может не развиваться

сотрудничество российских и иностранных банков в области международных

расчетов. Можно выделить несколько направлений этого развития:

o установление корротношений;

o стандартизация расчетов (принятие российскими банками тех или иных

стандартов, используемых иностранным партнером);

o использование гарантий и платежных обязательств российских банков при

осуществлении расчетов.

Развитие сотрудничества в этом направлении имеет большое значение для

России, т.к. недоверие западных банков к гарантиям российских финансовых

институтов делает невозможным эффективное обслуживание внешней торговли, в

частности, приводит к необходимости осуществлять предоплату за

импортируемые товары.

Глава II. Развитие инвестиционных отношений с зарубежными партнерами.

Иностранные инвестиции в СССР

История инвестиционных отношений между Россией и другими странами

насчитывает несколько веков. Пусть не всегда они выражались в той форме,

которая принята сейчас, но все равно существовали. Однако столь давние

отношения не означают того, что Россия являлась для иностранных инвесторов

крупным партнером. Необходимо отметить тот факт, что особого развития до

начала ХХ века подобные отношения не получили. Причины этого следует искать

в том, что для царской России с ее аграрной спецификой экономики

предложения инвестирования не могли иметь особого интереса. Зарубежные

страны же, со своей стороны, стремились в первую очередь заключать

соглашения с соседними странами - партнерами, вследствие неразвитости

транспортных сетей и высокими транспортными издержками.

Направленность отношений имела в основном случайный характер. Крупные

соглашения на уровне глав государств в основном отсутствовали. Хотя были и

исключения. Так, например, с 1822 года во Франции размещались российские

облигации.

Дальнейшее развитие инвестиционных отношений также будем рассматривать

на примере Франции. Подобный выбор основан на том, что именно с этой

страной у России были отношения на уровне среднестатистических и не

особенно бурные, но и не узкие.

В основном приток в Россию иностранного капитала выражался в форме

доходов от продажи за рубежом российских ценных бумаг - то есть в форме

портфельного инвестирования[8].

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II

сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия

Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть

этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими

займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы

1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная

часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства

превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно

финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну

частные линии. Средства на это активно изыскивались за границей, так как,

учитывая объемы строительства, внутренних резервов было недостаточно.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и

министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она

получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-

прежнему определялись по решению правительства.

Основу инвестиционных средств составляли долгосрочные и бессрочные

займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки

— 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда

государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для

держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право

принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом

случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на

бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних

займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за

границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не

имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на

покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних

иностранцев не существовало.

Российское правительство в результате длительных и кровопролитных

усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на

рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и

далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта.

Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели

первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической

политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам,

правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В

результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались

просто бумажками.

Послереволюционная интервенция и блокада Советской России не могла

способствовать развитию инвестиционных отношений. Правительство Франции не

признавало новой власти в России, так как интересы Франции в этот период

были равносильны интересам собственников, а французские компании на

территории России были национализированы, что подтолкнуло французскую

сторону к поддержке белого движения. Этот этап развития отношений

характеризуется взаимными претензиями по долгам и общей холодностью.

Основной проблемой, сдерживающей развитие инвестиций в этот период был

вопрос о царских долгах. Эта проблема остается актуальной и по наши дни.

Соглашение о выплате Россией царских долгов Франции связано не только с

необходимостью еврозайма. Правительству России необходимо развязать себе

руки для финансовых операций на мировых рынках. Решение долговых проблем

поможет вступить в престижные финансовые клубы, урегулировать право на

российскую собственность за рубежом и напомнить о застарелых обязательствах

ряда стран перед Россией.

Царские долги, как известно, образовались в результате размещения

российских облигаций во Франции, еще с 1822 года. Этот процесс продолжался

с подъемами и спадами до начала первой мировой войны. Интересы французских

вкладчиков были решающими для правительства Франции, которое не признавало

новой власти в России. Во Франции были конфискованы все российские счета, а

деньги пошли на поддержку белого движения. На Генуэзской конференции

впервые обсуждался вопрос по взаимным долгам. При этом игнорировалось, что

эти деньги, особенно в военные годы расходовались на войну против общего 57

врага.

Россия выходит на международные валютные рынки, получает займы,

привлекает иностранные инвестиции. Именно по этой причине России нужна

добропорядочная репутация, и она выплачивает старые долги. Неактивная

позиция Парижа, особенно при решении вопроса о нашем членстве в Парижском

клубе, могла бы ударить по нашим интересам.

Налаживание дипломатических отношений относится к периоду 20-х гг.

Удовлетворение взаимных претензий отошло на второй план вследствие

негативного для Франции усиления влияния Германии в Европе и связанного с

этим стремления заручиться поддержкой крупнейшего соседа - России. Как

следствие начали развиваться и экономические связи. Начало развития

взаимоотношений связано с признанием Россией царских долгов. Этот шаг со

стороны России имел как положительное, так и негативное значение. С одной

стороны на Россию ложилось бремя царских долгов, которые, в конце концов,

должны были быть уплачены, с другой - Россия получила возможность

участвовать в международной торговле и в международном разделении труда.

Следует признать, что данное решение было наиболее предпочтительным на

рассматриваемый период. Как результат было объявлено о допуске России на

мировые рынки и установлении с ней финансовых отношений, то есть снятии

торгово-экономической блокады, в которой Франция участвовала наравне с

другими странами Европы.

Новый толчок развития отношений связан с подписанием пакта о

ненападении. Во время второй мировой войны были заложены основы торгово-

экономического сотрудничества. Союзные отношения, в сочетании с отложенными

на неопределенный срок претензиями по взаимным долгам, подготовили почву

для заключения соглашений о торговых взаимоотношениях.

За последующий послевоенный период двусторонние связи развивались

довольно быстро. Заключался ряд соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве,

как на короткое время, так и долгосрочного характера. Это, обуславливая

создание договорно-правовой базы, позволило углубить экономическое, научно-

техническое и промышленное сотрудничество.

Как следствие можно выделить установление прочной основы для

взаимовыгодного сотрудничества.

Основные направления сотрудничества:

. энергетика,

. нефтехимия,

. аграрный сектор,

. железно- и автодорожный транспорт,

. электроника,

. информатика,

. коммуникации,

. телевидение.

К сожалению, инвестиционные отношения между Францией и Россией носили

преимущественно односторонний характер и относились не к отраслям

обрабатывающей, а отраслям сырьевой промышленности. Ряд соглашений был

продиктованы политико-дипломатическими соображениями.

Эго не может не влиять отрицательно на состояние внешнеэкономических

связей России.

К началу 90-х гг. договорно-правовая база исчерпала себя. Практически

все соглашения или уже были реализованы, или не соответствовали переменам,

назревающим в Советском Союзе. Это было связано с истечением срока

заключенных соглашений, изменением в структуре двусторонних связей,

обусловленных развитием НТП и тенденцией к изменению состояния российской

экономики. В связи с этим были достигнуты договоренности по вопросам

взаимодействия и сотрудничества в области совершенствования деловых связей.

В частности соглашения изменили свою тематическую направленность. Были

подняты такие вопросы, как: взаимная защита и взаимное поощрение

капиталовложений, программы сотрудничества в области обучения кадров для

экономической деятельности, сотрудничество в области научно-технических

исследований, цифровых технологий и технологий вычислительной техники,

трудовых отношений, занятости и профсоюзной поддержке[9].

Определенное развитие со второй половины 70-х гг. получило

сотрудничество с французскими фирмами на компенсационной основе, то есть

привлечение их к поставкам в СССР оборудования, техники, документации и

лицензий для строительства промышленных предприятий на условиях

кредитования с последующим его погашением полностью или частично путем

реализации продукции этих предприятий. На подобной основе во Франции были

закуплены заводы по производству аммиака, пара- и ортоксилола, бензола,

стирола и полистирола, глинозема. Однако подобное сотрудничество

сталкивается с рядом серьезных проблем. В рамках двустороннего

экономического сотрудничества ведутся поиски решения данной проблемы.

В 1990 году начался процесс реформирования советско-французских

отношений в соответствии с изменившимися экономическими, политическими и

социальными условиями. Этот процесс носил во многом однобокий характер, но

все же, в какой- то мере соответствовал необходимому уровню.

Глава III. Иностранные инвестиции в российской экономике в 1987-1996 гг.

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в

отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году

были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании

совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами,

которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в

российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей день

регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый

в 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатом

принятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностранными

инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются

на территории страны равными юридическими правами и несут равные

обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности

в некоторых стратегических отраслях экономики). Процесс массовой

приватизации в России в 1992-94 годах, стремительное развитие российского

рынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественной

истории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестиций

в России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс в последнее

время, противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовой

базы остаются одними из важнейший препятствий на пути привлечения

иностранных инвестиций в Россию.

Статистика иностранных инвестиций в российскую экономику весьма

противоречива. Министерство экономики, Центральный Банк РФ, Госкомстат

России и зарубежные экономические институты, ведущие такую статистику, дают

существенно отличающиеся друг от друга данные. Однако, если пользоваться

данными Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала в

Россию к началу 1996 года составил около 12 млрд. долларов, из которых

около 10,7 млрд. долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд. -

на портфельные. При этом динамика иностранных вложений по годам крайне

неравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-94 годах составлял

около 1,0 млрд. долларов, за 1995 год - около 1,6 млрд. долларов, в 1996

году – примерно 2 млрд. долларов, в 1997 – 4,2 млрд. Следует отметить, что

указанный уровень иностранных вложений является (учитывая масштабы

российской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечения

зарубежных инвестиций другими странами мира[10].

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику

бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала

преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с

зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (в

нынешней российской терминологии фактически - обществ с ограниченной

ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда

недостатки “советской” формы СП - произвольная оценка вкладов сторон,

невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность

вклада в уставный фонд - стали очевидными, преобладающей (в особенности для

крупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупных

пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или

создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования

остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль

вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только

26% прямых иностранных инвестиций было направленно в промышленность, 9% в

деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а

целых 54% (или 2,1 млрд. долларов) – в финансово-кредитную сферу)[11].

До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на

основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко

применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных

вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование

государственных земель).

Не получили пока должного развития в России и свободные экономические

зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны существуют

практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам

местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для

инвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечению

в СЭЗ иностранных вложений[12].

Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь

показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.