рефераты бесплатно

МЕНЮ


Рынок ценных бумаг в РФ и в Кирове в частности

1996 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля 1996 года N39-

ФЗ "О рынке ценных бумаг" , соответствующие разделы включены в

Гражданский кодекс Российской Федерации , а также в проект Налогового

кодекса ( в части дивидендов и процентов ).

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июля

1996г. N1008 Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации

.

Вместе с тем , несмотря на позитивные сдвиги в развитии рынка

ценных бумаг , значительные эмиссии акций промышленных предприятий по

отдельным акционерным обществам , вторичная их эмиссия и объемы

капитальных вложений , финансируемых за счет нее , пока в целом

недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные

ценные бумаги обусловлено сохраняющейся до недавнего времени высокой

стоимостью государственных заимствований (ГКО,ОФЗ) при низком уровне

доходности и ликвидности акций. В результате , несмотря на значительный

рост предложений и выход на рынок акций ряда наиболее интересных

российских предприятий , приток денежных средств на российский фондовый

рынок резко сократился .

Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам не удалось привлечь и

временно свободные средства населения , к моменту проведения

специализированных денежных аукционов у населения появился

альтернативный инструмент для их вложения - облигации государственного

сберегательного займа [9].

Работа рынка ценных бумаг в США

В настоящее время в развитых западных странах различают две модели

фондовых рынков : американскую и европейскую .

Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель

, к созданию которой стремится большинство стран , еще только формирующих

свои фондовые рынки . Американская модель отличается от европейской прежде

всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынком ценных

бумаг [20].

Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США

относится к периоду “Великой депрессии” 1929-1933 гг. , и вот уже больше 60

лет является предметом пристального внимания правительственной

администрации .

Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой

шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 годами и

систематически дополнявшихся в последующие годы . Это закон о ценных

бумагах (1933г.) ; Закон о ценных бумагах и биржах (1934г.) ; Закон о

холдинговых компаниях по коммунальному обслуживанию (1935г.) ; Закон о

контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1939г.) ; Закон

об инвестиционных компаниях (1940г.) ; Закон о предоставлении консультаций

по инвестированию (1940г.) .В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов , в

том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг .

Основная цель Акта о ценных бумагах 1933 года состояла в обеспечении

всех участников фондового рынка полной и достоверной информацией

позволяющей обоснованно принимать инвестиционные решения. Для этого

требовалось , чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила

государственную регистрацию. Первоначально регистрация поручалась

Федеральной комиссии по торговле , а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам

и биржам . Закон об обязательной регистрации действует и в настоящее время

.

В США существует типовая форма регистрационного документа .В нем

содержатся сведения об эмитенте : его имя , название фирмы , вид бизнеса ,

информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг . Обязательно

представляется финансовая отчетность : баланс эмитента , составленный не

ранее , чем за три месяца до предполагаемого выпуска ценных бумаг , и

такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие . Проверкой правдивости

этой информации занимаются специальные аудиторы . Они контролируют

составление регистрационных документов , проводят сравнительный анализ

результатов деятельности различных фирм как за текущий , так и за

предыдущие годы .

Закон 1933 года предусматривает ответственность за дачу ложных

сведений , виновные подвергаются либо административному расследованию ,

либо судебному разбирательству . Вместе с тем каждый эмитент ценных бумаг

имеет право обжаловать решение регистрационного органа и обратиться в

Апелляционный суд США .

Принятие в США в 1934г. “Закона о ценных бумагах и биржах”

сопровождалось созданием при Конгрессе “Комиссии по ценным бумагам и

биржам”(КЦББ) .Она несет основную ответственность за применение и

соблюдение федеральных законов о ценных бумагах .

Среди перечисленных выше федеральных законов о ценных бумагах особое

место занимает Закон 1970 года о защите интересов инвесторов на рынке

ценных бумаг . На основе этого закона создана “Корпорация по защите

инвесторов” . Она может контролировать ликвидацию акционерных компании,

испытывающих финансовые трудности , и обеспечивать выплаты по претензиям

владельцев ценных бумаг этих фирм . Поставлены под защиту закона интересы

брокеров , дилеров и других лиц , обслуживающих фондовые биржи . Вместе с

тем , законом было установлено , что и брокеры , и дилеры , и другого рода

агенты рынка несут ответственность за “скалпинг” , т.е. за неразрешенную

спекуляцию и другие схожие с ней недобросовестные действия . В США имеют

место и другие виды регулирования рынка ценных бумаг . Их арсенал

пополняется и находится под постоянным наблюдением со стороны государства .

Главное внимание в законодательстве о ценных бумагах уделяется рынкам

обычных акций . В настоящее время в США существует два вида рынков акций -

фондовые биржи и “биржи без посредников” . Фондовые биржи имеют специальные

помещения и операционные залы , действуют на основе жестких правил ,

определяющих количество и квалификацию членов биржи , выполняемые ими

функции , а до 1975 года и размер комиссии , взимаемый по всем видам

сделок . “Биржи без посредников” традиционно не имеют ни структуры , ни

своих помещений . Это рынок , на котором любая фирма может участвовать в

сделках с ценными бумагами .

Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций . Наряду с

фондовыми биржами национальных масштабов , такими как Нью-Йоркская ( в

других странах - Токийская , Лондонская , Торонтская , Франкфуртская и

др.) , существует много менее крупных бирж . Это биржи региональные ,

осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний . В США среди

региональных бирж особенно выделяются Средне-Западная , Филадельфийская ,

Тихоокеанская , Бостонская и другие . Операциями с ценными бумагами

занимается ряд товарных бирж , например , Чикагская .

В последние двадцать лет происходит заметное стирание различий между

биржами и другими рынками ценных бумаг . Этому способствуют системы

котировки ценных бумаг , использующие современные технологии

телекоммуникаций и глобальные информационные сети . Выступая в качестве

альтернативы крупным фондовым биржам , региональные и электронные фондовые

биржи выполняют специфические функции : создают рынки акций местного

значения , формируют более дешевый , конкурентоспособный рынок ценных бумаг

, позволяют избегать жесткого регулирования , в чем заинтересована

значительная часть эмитентов и т.д. ( это не исключает того , что и на этих

рынках существуют строгие правила торговли ) [4] .

В последние годы в России также появилась возможность заключать

сделки на рынке ценных бумаг через телекоммуникационную сеть , но это

доступно только крупным фирмам , работающим на рынке , в большинстве своем

- банкам . Поэтому эта сеть не создает конкуренции фондовым биржам и, как

следствие , для большого числа мелких и средних инвесторов работа на рынке

ценных бумаг обходится в “копеечку” .

Российский рынок ценных бумаг строится преимущественно по

американской модели . Так в частности схожи законодательные требования в

обоих странах в части обязательной государственной регистрации выпуска

ценных бумаг , участников рынка ценных бумаг , и ряд других . Однако было

бы неверно говорить о полном соответствии и идентичности двух систем .

Различия в правовом регулировании рынка ценных бумаг между нашими странами

существуют и порой они довольно значительны . Прежде всего это касается

вопроса о том , какие именно отношения попадают под действие законов ,

регулирующих рынок ценных бумаг, что такое ценные бумаги в России и что

также securities США [4].

Согласно Закону 1933 года термин securities содержит только

перечисление видов , не выделяя существенных признаков , которые присущи

отдельным видам securities , как объекту регулирования закона . Это

произошло потому , что к 1933 году все основные виды уже реально

существовали в США , и Сенат США , принимая закон , ограничился только их

перечислением . По этой причине слишком широкое определение securities

вызывает порой серьезные проблемы правоприемной и прежде всего в судебной

деятельности .

Судебное толкование понятия “securities” вытекает из анализа цели ,

которую преследовало государство , принимая Закон 1933 года. Суды исходят

из того , что важнее проанализировать смысл закона , его основную идею , не

ограничиваясь только буквальным прочтением текста . Цель принятия Закона

1933 года можно охарактеризовать следующим образом : уменьшить для

инвесторов риск возможных потерь , защитить права и интересы инвесторов-

владельцев securities от недобросовестных эмитентов .

Таким образом , основная задача американских судов - определение

круга инвесторов , которые должны пользоваться повышенной правовой защитой

Закона 1933 года . В настоящее время определяющим для понимания является

тест Ховей , который применяется в тех случаях когда инструмент не может

быть однозначно определен и необходимо использовать более широкое

определение .

В соответствии с тестом Ховей под инвестиционным контрактом (и

соответственно под securities) следует понимать договор , на основании

которого физическое или юридическое лицо инвестирует (вкладывает) свои

деньги в предприятие , руководствуясь при этом целью получения дохода ,

создаваемого исключительно усилиями либо самого учредителя этого

предприятия , либо третьих лиц .

Отдельные элементы теста Ховей крайне важны для понимания природы

securities . Можно выделить четыре основных элемента теста Ховей :

“Инвестирование денег” . Инвестирование понимается как процесс

передачи инвестором денег в собственность (пользование) другого лица

(эмитента) с целью получения для себя прибыли (дохода). В соответствии с

законодательством в качестве вложения могут выступать не только деньги , но

и товары , услуги и результаты творческой деятельности или личного труда .

С другой стороны отмечается , что трудовой контракт , согласно которому

работник вкладывает свой труд в обмен на получение вознаграждения , включая

пенсию сам по себе не является инвестированием и соответственно не является

securities .

“Предприятие”. Предприятие в данном случае понимается как любое дело

в сфере бизнеса , в котором участвуют в той или иной степени несколько

человек или организаций . Термин обозначат также то , что вложение средств

производилось на основании общих для всех инвесторов условий , и контракт

по приобретению securities не является результатом персональной

договоренности инвестора и организатора выпуска - эмитента.

“Получение прибыли”. В качестве цели инвестирования подразумевается

получение инвестором прибыли (дохода) от объекта вложения средств .

Большинство специалистов исходят из того , что в качестве прибыли (дохода)

могут быть получены не только деньги , но и иного рода объекты .

“Усилия исключительно самого учредителя предприятия или третьих лиц”.

Указанное условие является весьма важным для понимания природу securities и

во многом позволяет отделять securities от иного вида инвестиций .

Например, в полном товариществе партнеры также вкладывают

средства в совместное предприятие и ожидают получения прибыли . Однако

такие правоотношения в судебной практике , как правило , не характеризуются

как securities , поскольку получение прибыли зависит прежде всего от самих

партнеров . Только в том случае , если кто-либо из партнеров не имеет

реальной возможности участвовать в управлении делами товарищества и

соответственно влиять на процесс использования вложенных средств и

получение прибыли , судебная практика США характеризует такие отношения как

securities .

Таким образом securities - это не вид договора , соглашения и тем

более это не документы .Securities есть особый режим правового

регулирования , установленный государством в отношении определенной ,

ограниченной группы имущественных отношений, с предоставлением

дополнительной правовой защиты одной категории субъектов отношений и

возложением дополнительной правовой ответственности на другую категорию

субъектов , выделенную на основании наличия повышенного риска , связанного

с возможной потерей вложенных в частный бизнес средств . Взаимоотношения

между этими двумя категориями субъектов и определяют в конечном итоге сферу

регулирования всего законодательства , посвященного securities .

Понятия “ценные бумаги” по российскому праву и “securities“ в

американском не совпадают между собой . Российское право на основе

исторически сложившихся представлений исходит прежде всего из такой

характеристики ценных бумаг , как наличие связи между имущественным правом

и документом , посредством которого это право фиксируется , в то время как

американское право сконцентрировано на инвестиционном характере securities

как инструментах , связанных с высокой степенью риска потери средств ,

потраченных на их приобретение , не придавая значения форме , в которой

соответствующее право зафиксировано.

В связи с этим следует посмотреть более внимательно на проблему

инвестиционной деятельности в России , на создание механизма защиты прав

инвесторов вне зависимости от того , какого рода сделки и под каким

наименованием лежат в основе передачи средств в собственность (пользование)

другого лица с целью получения возможной прибыли . Необходима разработка

широкого определения инвестиционных ценных бумаг, которое охватывало бы все

возможные виды инструментов (правоотношений) , требующих предварительной

государственной регистрации их выпуска . В противном случае

недобросовестные эмитенты будут придумывать все новые и новые наименования

инструментов с целью завлечь инвесторов , а судебные органы будут

анализировать правовую основу этих инструментов вместо того , чтобы не

только аннулировать сделки , осуществленные без соответствующей регистрации

, но и прекратить деятельность такого рода эмитентов . Разработка такого

определения (и соответствующего законодательства) необходима прежде всего

для защиты интересов российских инвесторов , для активизации инвестиционной

деятельности .

Виды ценных бумаг и их российская специфика

Акции

Нормально функционирующий механизм фондового рынка

позволяет предприятию собрать средства путем осуществления первичной или

вторичной эмиссии акций или облигаций. Первичную эмиссию большинство

российских акционерных обществ осуществило в процессе приватизации.

Уставный капитал акционерного общества состоит из акций,

являющихся основным инструментом финансирования деятельности предприятия,

главным образом на момент его создания. Предприятия преобразованные в

акционерные общества открытого типа в процессе приватизации изначально

нарушили основной смысл создания акционерных обществ , как механизма

привлечения свободного капитала, а не простого распределения собственности.

Но в то же время приватизация носила и носит стратегически важный

характер перевода российской экономики на основные рыночные принципы , а

также создание нового класса - собственника , без которого невозможно

нормальное функционирование предприятий в настоящих условиях.

Уставный капитал составляется из номинальной стоимости

акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества

АО, гарантирующий интересы кредиторов. При учреждении вновь организуемого

АО , все акции размещаются среди учредителей. Количество и номинал

размещенных акций каждой категории определяется уставом АО. Размер

уставного капитала для открытых акционерных обществ ( в дальнейшем

возможно как открытое, так и закрытое размещение акций ) не менее 1000

минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества. Для

закрытых акционерных обществ ( возможно только закрытое размещение акций,

при продаже акций акционеры имеют преимущественное право покупки акций )

не менее 100 минимальных размеров оплаты труда.

Уставом АО может быть определено количество, номинал

объявленных акций ( акций, которые АО вправе размещать дополнительно),

права по ним, порядок и условия их размещения. Изменения устава АО,

затрагивающие положение об объявленных акциях, принимаются общим собранием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.