рефераты бесплатно

МЕНЮ


Чарли Чаплин

Образ Чарли и те идеи, которые воплощены в этом образе, в отличие от

творчества других комедийных актеров кино, иногда не исчерпываются сюжетом

отдельного фильма. Чарли участвует в настоящем, в тех событиях, которые

проходят перед зрителем, но ему принадлежит и будущее. Вот почему фильмы

Чаплина, как правило, не имеют конца. Много раз повторявшийся финал этих

фильмов - уход от зрителя по дороге, куда-то в глубину кадра - всегда

означал одно и то же: жизнь этого человека не кончилась, он идет навстречу

новым приключениям, новым горестям и радостям. Мы всегда знаем о Чарли

больше, чем рассказывал фильм, и завершение фильма вовсе не означает

завершения судьбы.

Чаплин в совершенстве владеет великим искусством смешного. Это

утверждение сегодня звучит банально, вы встретите его в десятках статей и

книг, посвященных творчеству актера. Но присмотритесь внимательно к его

биографии, попробуйте сопоставить несколько фильмов с участием Чаплина и вы

поймете, что слова старой актрисы, присутствовавшей на съемках фильма

Чаплина, были совершенно справедливы.

У героя фильмов Чаплина странные отношения с судьбой и с миром.

Одушевленная и неодушевленная природа, вещи и люди выступают против него.

Сменяются исторические эпохи - все они к нему равно неблагоприятны.

Действие фильма "Огни большого города" происходит в эпоху американского

"просперити", а он безуспешно ищет работу, пытается собрать деньги,

скитается. Наступают годы кризиса, "новые времена", но для Чарли ничто не

изменилось. И эти неудачи - результат не только равнодушия, жестокости,

несправедливости, бессердечия окружающих его людей. Нет, вода и огонь,

земля и небо, камни и травы, улицы города, словно одушевленные существа,

относятся к человеку в ломаном котелке и больших равных башмаках с не

меньшей жестокостью и бессердечием, нежели люди.

Подлинного и высокого драматизма достигает этот сюжет ненавидящих и

преследующих человека вещей в фильме "Новые времена". Сумасшедший ритм

конвейера не дает Чарли вздохнуть ни на минуту, пытается превратить героя в

идиота, в жертву бездушной механической силы. Машина, созданная для того,

чтобы кормить рабочих (зачерпывать суп ложкой, подносить ложку ко рту),

неожиданно портится. Ложка бьет Чарли по зубам, машина хочет заставить его

проглотить какую-то случайно отвинтившуюся гайку. Машина сходит с ума!

Каждый из фильмов Чаплина представляет собой своего рода каталог

неудач и несчастий. Герой их - человек, рожденный под знаком несчастливой

судьбы. Правда, у него с этой судьбой странные отношения.

Он стремится ее обмануть, перехитрить, сплутовать. Он часто хитрит,

он способен даже на мелкую кражу. При этом все неблаговидные поступки он

совершает во имя трогательной и заслуживающей симпатии зрителя цели. И все

же, какие бы усилия ни прилагал он, чтобы перехитрить незавидную свою

судьбу, ему это не удается, неудача преследует его, неудача становится

законом его существования. Чарли путешествует по жизни в поисках покоя и

счастья. Но каждый раз счастье его оказывается мнимым. В фильме "Новые

времена" ему удается бежать из тюрьмы и разыскать опекаемую им девушку. Они

поселяются в жалкой хибарке где-то на окраине города. Может быть, здесь,

наконец, жизнь его превратиться из драмы в идиллию. Увы! Домик рушится, все

доски, словно сговорившись, стремятся упасть на голову Чарли, сыщики

охотятся за девушкой, неудачи и несчастья не хотят оставить Чаплина в

покое.

Какая странная комедия! Что же это за комедия, в которой все силы

земные и небесные ополчаются против героя, и судьба этого героя становится

примером невероятных лишений, катастроф, неудач, несчастий?!

Но у этого неудачника есть свое призвание, свое назначение. В фильме

"Малыш" он находит подброшенного младенца, ухаживает за ним, воспитывает

его, привязывается к нему всей душой, а когда ребенок подрастает, Чарли

возвращает его матери, которая стала знаменитой актрисой и разыскивает

своего сына.

В фильме "Новые времена" он - воспитатель девочки, дочери рабочего,

убитого во время столкновения забастовщиков с полицией. В "Пилигриме" он

спасает деньги скромной и честной семьи от наглого грабителя.

В фильме "Бродяга" (одной из ранних его работ) он спасает от мегеры-

хозяйки и ее мужа несчастную, униженную, забитую ими служанку.

В "Огнях большого города" Чарли удается предупредить самоубийство

пьяного миллионера. В том же фильме ценой невероятных усилий герой достает

деньги, необходимые для операции слепой девушки, которую он полюбил.

Этот неудачник ходит по миру с видом Гарун-аль-Рашида, приносящего

людям счастье. Но вот что интересно, что характерно почти для всех фильмов

Чаплина: каждый раз эта забота о чужом человеке становится источником его

собственных несчастий. Каждый раз, спасая других, устраивая их судьбы,

принося им счастье, он тем самым приносит горести и неудачи самому себе.

Этот сюжетный мотив совершенствуется и развивается из картины в картину.

Вот он помог девушке избавиться от безжалостно обращавшихся с ней

хозяев ("Бродяга"). Спасенная девушка знакомится с художником, который

пишет с нее портрет. Портрет вывешен на выставке, где богатая дама узнает в

нарисованной девушке свою дочь, некогда у нее похищенную. Дама находит

девушку и увозит ее. Чарли провожает автомобиль грустным взглядом: ведь это

исчезает его счастье. В этом сюжете, как и во многих других, забота Чарли о

другом человеке является только толчком, приводящим в движение события, в

результате которых герой остается в одиночестве.

Такова парадоксальная и драматическая судьба Чарли. Переходя из

фильма в фильм, он не накапливает никакого опыта, не обогащается никакой

житейской, обывательской, мудростью эгоиста, не приспосабливается, не

становится равнодушным к чужим несчастьям и бедам. Никакие злоключения не

способны ожесточить его сердце. Примирение с окружающей действительностью

для него принципиально невозможно. Ему чужды корысть, стремление

эксплуатировать чужие слабости и пороки, он не хочет быт ничьим господином.

Он ничего не нажил и ничего не приобрел, не усвоил ни одного из волчьих

законов того общества, в котором ему приходится жить.

Подкинутый ребенок, за которым ухаживает Чарли, спасение девушки-

служанки, слепая цветочница и дружба ее с бродягой - все эти ситуации

находятся на грани сентиментального. И, может быть, старая актриса плакала

на съемках потому, что ее чувствительное, старое сердце было растрогано

этими сентиментальными мотивами?

Но дело в том, что Чаплин никогда не позволяет себе быть

сентиментальным. Каждый раз он жестоко и беспощадно снижает трогательность

сцены комическими подробностями, комическим разрешением ситуации. К людям,

с которыми встречается Чарли, Чаплин-сценарист и режиссер относится без

всякой иронии. Он не высмеивает их, не изображает из карикатурно.

Ирония, смех, остроумие, сарказм Чаплина направлены преимущественно

на самого героя. Он иронизирует над маленьким человечком, высмеивает его,

даже издевается над его горестями и радостями. Он ни на секунду не дает

своему герою забыться, помечтать, подумать, даже увидеть сон. Да и зачем?

Ведь во сне Чарли видит те же кошмарные события, которые он только что

пережил наяву. Тот же огромный, звероподобный человек гоняется за ним,

чтобы избить, и Чарли приходится применять множество смешных уловок, чтобы

спастись от преследователя.

Один из советских критиков писал о Чаплине, что все его фильмы

строятся на контрасте комического и драматического. Другой - что в его

фильмах комическое и драматическое так переплетены, так связаны, что

оказываются в близком родстве. Но ведь, когда зритель смотрит фильмы

Чаплина, он воспринимает прежде всего комические элементы, Чаплин для

публики прежде всего великий комедийные актер. Драматическое начало

выступает в его фильмах в форме комического. Эти два начала сосуществуют не

по принципу контраста или родства; комическое становится той формой, в

которой существует драматическое.

Чаплин переключил комическое в поэтическое, сделал комический трюк

элементом высокой поэзии. В его фильмах комическое перестало быть низким,

бытовым, грубым, бессмысленным, каким выступало оно в ранних комических

лентах, созданных американской кинематографией эпохи расцвета. Оно стало

содержательным и значительным.

Есть бродячий и неоднократно использованный в художественной прозе

сюжет о комическом актере, который всю жизнь стремится сыграть трагическую

роль. Когда ему, наконец, эту роль поручают, он оказывается настолько

смешным (он не может не быть смешным, такое у него лицо, походка, фигура,

ужимки - он смешон от природы), что публика в самых патетических местах

смеется до упаду. Этот актер обречен на комическое, его судьба - быть

смешным, но для него самого эта судьба трагична, и свою природу комика он

воспринимает как проклятие. Герой Чаплина все время находится в таком же

положении. Смешное стало его судьбой, роком, фатумом. Он обречен на

смешное, как на страдание. Вот он сидит в ресторане и благодушно

затягивается сигарой. В центре зала танцоры исполняют танец апашей. По ходу

танца апаш, ревнуя партнершу, бросается на нее, тащит за волосы, чуть не

избивает. А Чарли, который немного выпил, кажется, что это не танец, что он

обязан вступиться за беззащитную женщину. И он начинает драку с апашем. Все

издеваются над ним, его благородный порыв вызывает смех.

Вот он в окопах войны четырнадцатого года. Всем пришли письма, а ему

нет ни строчки. Грустный, стоит он за спиной одного из солдат, с волнением

пробегающего листки полученного письма. Чарли начинает вместе с ним читать

письмо, радуется, когда узнает о веселых событиях, происходивших в чужой

семье, огорчается, прочитав о печальных. Но солдат, получивший письмо,

вовсе не приглашал его в соучастники своих семейных горестей и радостей; он

грубо прогоняет Чарли.

Вот Чарли - безработный. Единственная возможность устроиться - это

поступить на службу в полицию. Надев полицейский мундир, он идет в обход и

задерживает женщину, которая пыталась что-то украсть с лотка. Она плачет и

говорит, что голодна. Чарли растроган. Незаметно он крадет сам и передает

украденное женщине.

Он смешон даже тогда, когда пожалел и помог голодному человеку.

Смешон потому, что, помогая, он нарушил свой служебный долг и не задержал

воровку. Смешон вдвойне, ибо, став полисменом, он одновременно становится

вором. Смешное стало его судьбой. Он заключен в проклятый круг несовпадений

и несоответствий, каждый раз приводящих его к комическому результату.

Противоречия преследуют его во всем, пронизывают всю его жизнь.

противоречия между смешным героем и драматической ситуацией, между его

искренними и благородными внутренними побуждениями и теми объективными

результатами, к которым приводят эти побуждения, между его представлениями

о жизни и реальной жизнью, между мечтой и действительностью.

Это противоречие стало темой и сюжетом одного из самых замечательных

фильмов Чаплина - "Огней большого города".

Пьяный миллионер считает его своим другом и только в пьяном виде

помнит, что Чарли спас его от самоубийства. Трезвый, он проходит мимо

своего спасителя, не узнавая и не замечая его. Точно так же и для героини

фильма Чарли существует до тех пор, пока она слепа. Прозрев, он не узнает

его, хотя именно ему обязана своим прозрением.

Представление героя фильмов Чаплина о самом себе и представление мира

о нем не совпадают. Однако герой Чаплина вовсе не фантазер, приписывающий

себе несуществующие добродетели и достоинства. Он действительно добр и

великодушен, готов отдать ближнему последнюю рубашку, спасает людей от

несчастий, приносит им удачу. Но мир, в котором он живет, не замечает его,

смеется и издевается над ним, обрекает его на тяжелые личные неудачи.

Противоречия пронизывают и характер чаплиновского героя. Попробуйте

подыскать определения для его психологических, бытовых, интеллектуальных

свойств.

Все они будут противоречить одно другому. Это человек гордый и

жалкий, честный и плутоватый, дерзкий и робкий, наивный и хитрый,

энергичный и вялый, трусливый и храбрый. Ничто человеческое ему не чуждо -

ни слабости, ни достоинства, но главным образом потому, что в борьбе

внутренних его качеств всегда побеждает и торжествует высокое и

благородное, что образ его подчинен сознанию высокого назначения человека,

что он решительно чужд окружающей его житейской прозы, корысти, расчета.

Человеческое и человечность - вот смысл и тема образа Чарли, тема

творчества Чаплина.

Искусство Чаплина имело и имеет мужество напоминать о высоком

назначении человека, о человечности, как об обязательном, исконном свойстве

общества

И только в том случае, если мы прочувствуем гуманистический характер

творчества Чаплина, поймем идею и смысл образа Чарли как идею скитающейся,

ищущей, бесприютной, обреченной на комизм человечности, мы поймем и путь

Чаплина к антифашистскому фильму "Великий диктатор".

Чарли играет в этом фильме две роли - роль маленького еврея-

парикмахера и роль фашистского диктатора Аденоида Хинкеля, в котором

зритель сразу узнает Гитлера. До поры до времени пути их не пересекаются:

парикмахер живет в гетто, Хинкель - во дворце, охраняемый тысячами верных

ему бандитов. Парикмахера заключают в концентрационный лагерь, он бежит

оттуда, и тогда возникает главная сюжетная неожиданность фильма:

оказывается, что парикмахер внешне как две капли воды похож на Хинкеля.

Штурмовики принимают его за диктатора, Чарли торжественно усаживают в

роскошную машину и везут на многотысячное собрание по поводу присоединения

Австрии к Германии. Но, к ужасу собравшихся, он произносить речь против

фашизма, в защиту человечности. Обращается он не к штурмовикам, а к

находящейся где-то далеко возлюбленной, еврейской девушке Хане, и -

непосредственно к зрителю. Он произносит свою речь гневно, яростно,

патетично, он обвиняет фашизм, перечисляет его гнусные преступления, зовет

на вооруженную борьбу с ним.

Человеческое, воплощенное в образе героя фильмов Чаплина, оказалось

лицом к лицу с теми, кто отрицает за ним право на существования. С теми,

кто отказался от всего, что было признаком человечности, - от совести,

чести, сострадания, гуманности.

Какой смысл, не сразу угадываемый зрителем, увидел Чаплин в

возможности одновременно сыграть палача и жертву?

В сюжете "Великого диктатора" использован мотив двойника, древний как

сама комедия. Этот мотив служит источником множества ошибок, комедийной

путаницы. Неужели именно эти возможности привлекли внимание Чаплина? И да,

и нет. Ибо в его фильме этот мотив приобрел небывалое и вовсе не комическое

разрешение. Казалось бы, все идет как полагается: парикмахера принимают за

диктатора, а он трусит, дрожит и все время порывается бежать. Ему оказывают

почести, которые он принимает с ужасом, чувствуя, что катастрофа

разоблачения приближается с каждой секундой. Все ждут его речи, а он

неожиданно отказывается от возможностей дальнейшего развития традиционной

ситуации и, вопреки всем принятым в комедийной традиции правилам,

обращается к зрителям с речью скорбной и исполненной надежды, суровой и

зовущей к борьбе. Комедийная ситуация разрешается открытой гражданской

патетикой. Впервые в истории собственного искусства Чаплин разорвал оковы

судьбы, обрекавшей его на смешное, впервые освободился от власти

комического. И впервые в истории героя Чаплина человеческое нашло новую

форму прямого и мужественного слова. Жертва стала обвинителем и борцом.

Чаплин сыграл в фильме "Великий диктатор" обычный свой образ смешного

Чарли, но он отделил образ от судьбы. Он сыграл и судьбу, только теперь у

нее появились имя и точный адрес. Все, что до сих пор угнетало и калечило

героя Чаплина, все безликие и темные силы, обрекавшие его на неудачи и

несчастья, все бесчеловечное и враждебное человеку - творцу и труженику-

воплотилось в фашизме и в образе фашистского диктатора. И, как только

Чаплин вступает с ним в борьбу, он тем самым дает бой своей комической

судьбе, року, обрекающему его на комическое. И недаром, освобождаясь от

комической судьбы, Чаплин перестает быть немым. До сих пор мы слышали его

голос только в фильме "Новые времена", где он пел песенку на "никаком

языке". В "Диктаторе" герой Чаплина обрел человеческую речь, высокое,

патетическое слово.

Но если герой Чаплина освободился от комического, то он сам вовсе не

намеревался от него отказываться. Если герой перестал быть смешным, то

нужно сделать смешными те силы, которые до сих пор обрекали его на неудачи

и несчастья.

Можно вернуть комическому его исконную роль: унижающего,

высмеивающего, преследующего низость, порок, бесчеловечность. Можно сделать

предметом издевательства и объектом сатирической злости фашизм и его

вождей.

Так Чаплин и сделал. На первый взгляд в эпизодах с фашистским

диктатором есть черты, схожие с ранними фильмами Чаплина. Вспомним только,

что одним из любимых мотивов Чаплина была борьба с человеком, казавшимся

гигантом рядом с хилым, маленьким Чарли. Но Чарли такое сопоставление

возвышало, а Хинкеля - убивает. У Хинкеля есть приятель, другой диктатор,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.