рефераты бесплатно

МЕНЮ


Методика исправления речевых недостатков у актёров

обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

№5. Дислалия—нарушения звукопроизношения при нормальном слухе (дефекты

звукопроизношения).

№6.Ринолалия—нарушения тембра голоса и звукопроизношения,

обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

(гнусавость).

№7.Дизартрия—нарушения произносительной стороны речи, обусловленные

недостаточной иннервации речевого аппарата.

Всего в логопедии выделяют 11 форм речевых нарушений, 6 из них, на мой

взгляд, имеют место быть у актёров.

5) принципы и методы логопедического воздействия.

Принципы логопедической работы—это общие исходные положения, которые

определяют деятельность логопеда и его пациентов в процессе коррекции

нарушений речи. Эта работа имеет свою специфику, обусловленную

особенностями их сенсомоторного и психического развития.

Специфическими методами и приёмами добиваются логопеды правильного

произнесения звука и его автоматизации. Основной задачей является

закрепление навыка правильного произношения в процессе речевого

общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки

заменяются или смешиваются.

Когда у актёра наблюдается большое количество нарушенных звуков,

например, свистящие, шипящие, последовательность в работе определяется

последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие).

Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи

осуществляется от простых к сложным.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод

обучения в педагогике рассматривается как способ совместной

деятельности педагога и актёра, направленный на освоение знаний,

навыков и умений, на формирование умственных способностей.

Существуют различные методы обучения:

/// практический (упражнения, игры, моделирование)

/// наглядный (кинофильмы, аудиозаписи)

/// словесный (беседы, пересказы, рассказы)

Выбор и использование того или иного метода определяется характером

речевых нарушений, содержанием, целями и задачами.

Нас же больше интересуют практические методы, поэтому рассмотрим их

более подробно.

Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный

процесс, который требует разнообразия, систематики используемых видов

деятельности. Поэтому упражнение является одним из главных способов

воздействия в логопедии.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Упражнение—это многократное повторение практических и умственных

действий.

В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляционных

и голосовых расстройств. В результате систематического выполнения

артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки, звука

формируется навык его изолированного произношения. На этапе постановки

звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе

автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах,

словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Упражнения подразделяются:

= подражательно-исполнительные

= конструктивные

= творческие

1) Подражательно-исполнительные выполняются в соответствии с образцом.

Большое место занимают упражнения практического характера

(дыхательные, голосовые, артикуляционные), они выполняются на

основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом.

2) Конструктивный вид работы применяется при устранении оптической

дисграфии, когда учат конструировать буквы из элементов, из одной

буквы другую (применяют в работе с детьми).

3) В упражнениях творческого характера предполагается использование

усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубка

дров, стрельба из пистолета, имитация походки медведя, катание шаров в

боулинге) вызывает эмоционально- положительный настрой на тренингах

по сценической речи, снимает напряжение.

Упражнения, направленные на выработку чёткого произношения звуков

(дикции), речевого дыхания и интонационной выразительности речи. Эти и

другие умения легче формируются в процессе «дифференциации звуков»,

наиболее часто смешиваемых людьми:

Шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-щ, ц-сь).

Звонких и глухих (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к).

Твёрдых и мягких (д-дь, л-ль), звуков л и р.

У некоторых имеются нечёткое произношение шипящих и сонорных звуков.

Именно с этих звуков, объединённых в пары на основе акустического или

артикуляционного сходства, целесообразно начинать работу.

Бывает также, что правильно произнесённый звук, неточно выговаривается

в словах. Следовательно, надо упражняться в отчётливом произношении

звуков в любой позиции (в начале, середине, конце слова).

Произнесение слов и фраз шёпотом требует более чёткой артикуляции

звуков. Такие задания непременно следует включать в занятия.

Чёткое, правильное произношение звуков обеспечивается хорошо развитым

речевым слухом.

На занятиях надо отрабатывать также речевое дыхание. При произнесении

длинных фраз нередко нарушают плавность речи, добирая воздух,

заканчивая предложение на выдохе и как можно длительнее произносить

звуки и, у.

Совершенствованию речевого дыхания способствует произнесение

скороговорок.

Те, у кого ослаблены вдох, и выдох нуждаются в упражнениях на

развитие.

Им полезно пускать мыльные пузыри и надувать воздушные шары.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических

умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются условия:

+ осознание актёром цели

+ систематичность, которая реализуется в многократном повторении

+ постепенное усложнение условий с учётом этапа коррекции возрастных и

индивидуально-психологических особенностей актёра

+ осознанное выполнение практических и речевых действий

+ самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции

Методика исправления речевых недостатков

6) Дислалии. Недостатки произношения отдельных звуков и приёмы их

постановки:

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов

произношения, которые чаще встречаются у детей школьного возраста. У

взрослых недостатки произношения занимают не более 2-3%.

Выделяют две основные формы дислалий:

\\\ функциональная (к ней относятся дефекты, воспроизводящие звуков

речи (фонем) при отсутствии органичных нарушений в строении

артикуляционного аппарата).

ДЛЯ СПРАВКИ.

Фонематический слух—это способность воспринимать звуки речи,

дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные

единицы.

Музыкальный слух—умение различать звуки по высоте, тембру,

ритмическому рисунку, мелодии.

\\\ механическая или органическая (связана с врождёнными пороками

аппарата речи, либо выражается в недостаточности отдельных мышечных

групп (языка, мягкого нёба, губ)).

Основной целью методики воздействия при дислалии является формирование

умений и навыков правильного произведения звуков речи. Сроки

преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

. степени сложности дефекта

. индивидуально-возрастных особенностей человека

. регулярности занятий

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов

артикуляции, в результате которых окажутся сформированными необходимые

движения.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Артикуляция—деятельность речевых органов, связанная с произнесением

звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Виды артикуляционных упражнений:

Упражнения для губ.

1) Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как

при артикуляции звука И.

2) Губы нейтральны, как при произношении звука А.

3) Губы округлены, как при О и У.

4) Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.

5) Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.

6) Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно.

Упражнения для языка.

1) Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка

языка выгнута в направлении к верхним резцам.

2) Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аквеолам («язык

ложечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при

артикуляции, которой средняя часть спинки языка прогибается, а

передняя часть и корень языка слегка подняты.

Движения нижней челюсти.

1) С механической помощью: движения рукой вправо—влево, вверх—вниз.

2) Активные движения—открывание и закрывание рта; щёлкание зубами,

удержание рта открытым под счёт. (Все упражнения производятся перед

зеркалом).

Упражнения для развития движения губ.

1) Вытягивание сомкнутых губ хоботком.

2) Вытягивание губ—растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях.

3) Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю

губу).

4) Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам.

5) Прикусывание нижней губы верхними зубами.

6) Вытягивание верхней губы за нижнюю.

7) Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти,

мягкого нёба.

1) Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон,

варенье, боль, радость, гнев, удивление и т.д.

2) По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О!

АХ! АЙ! ОХ! УХ! У!…).

3) Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями

(руки в стороны, приседания, прыжки и т.д.)

Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную

музыку

Цыплёнок на цыпочках

Крался за кошкой

А кошка на цыпочках

Шла за Антошкой.

На пятках за кошкой

Плетётся Антошка.

За бедным цыплёнком—

Усатая кошка.

Цыплёнок от страха

Забрался в корзину.

Сердитая кошка

Выгнула спину.

Звук р.

Мягкий звук Р отличается от твёрдого, тем, что при его артикулировании

средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка

находится несколько ниже, чем при Р, задняя часть спинки языка вместе

с корнем продвинута вперёд.

Приёмы постановки звука.

Наиболее распространённым приёмом является постановка звука Р и Д,

повторяющегося на одном выдохе: ДДДД, ДДДДД…

Применяют чередующееся произношение звуков Т и Д в сочетании ТД, ТД

или ТДД, ТДД в быстром темпе, ритмично.

При постановке мягкого Р применяются слоги ЗИ, ЗЕ, ЗА, ЗЯ, ЗУ,ЗЮ.

Полезны для выработки вибрации произнесение Д вместо фонемы Р в словах

с сочетаниями ТР или ДР в начале (тдава, ддова, тдусы, ддозд, ддуг).

Использование текстов в работе над звуками.

Не стучите в эти двери

Спят уже наверно звери

Если будите стучать—

Звери могут зарычать

Р-р-р-р-р-р-р…

Прилетели какаду

-Что имели вы в виду?

-Рразорву и ррастеррзаю

Ррразнесу и рраскидаю

Рраспугаю всех подрряд

Вот тогда я буду рррад! (3-4 повтора).

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса

А Борис Ларису

Угостил ирисом.

Утром присев на зелёном пригорке

Учат сороки скороговорки:

Кар-р-р тошка

тонка

ета

туз

низ

андаш

амель

апуз.

Сороку поймать морока

А сорок сорок—сорок морок.

Звук л.

Приёмы постановки звука Л.

Предлагают слегка раскрыть рот и произнести сочетание ЫА. При этом

Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. В этот

момент чётко слышится сочетание ЛА.

Перед зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а

затем не меняя положения языка, произнести протяжно А или Ы. При

этом положении получается протяжное Л.

Использование стихотворных текстов в работе над звуком Л и Р.

Из кустов кричит Марина:

«Здесь в лесочке есть малина!»

И сестрёнка её Лада

Урожаю очень рада.

Летним утром повар Пров

Нам готовил вкусный плов.

Повар плов тот стал солить

Солью по полу сорить.

Возле плова, посерёдке

Пров поставил по селёдке.

За столом был полный лад

Каждый завтраку был рад.

На мели мы лениво налима ловили

И меняли налима вы мне на линя

О любви ни меня ли вы мило молили

И в туманы Лимана манили меня?

Не видели ли Лилию?

Лидию не видели?

Полили ли вы лилию?

Полили мы лилию.

Либретто—ригаллетто.

Звук с, з, ц.

Приёмы постановки звуков С, З, Ц.

Просят улыбнуться, оттянуть несколько раз углы рта так, чтобы были

видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума,

типичного для С.

Звук Ц ставится от звука Т при опущенном кончике языка к нижним

резцам передней части спинки языка. Произносят звук Т с сильным

выдохом. При этом как бы последовательно произносят Т и С.

Использование текстов в работе над звуками.

Цок-цок-цок-цок-цок

Цып-цып-цып-цып-цып

Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц

Цап-цап-цап-цап-цап.

Заря-зарница

Солнцева сестрица

День замыкает

Месяц зажигает.

С—протяжный

Ц—короткий

С—свистящий, настоящий

Ц—какой-то весь цедящий

С—протяжный

Ц—взрывной

Ты не путай их, друг мой.

Царь, царевна, цирк, царица

Марципан, дворец, девица

Циферблат, цыплёнок, цок

Цены, ценник и цветок.

Звук ш, ж, щ, ч.

Сначала ставится звук Ш, потом Ж. Несколько раз произнести слог СА

и во время его произнесения плавно поднимать кончик языка,

получается звук Ш.

Звук Ж может быть поставлен от Ш, так же и от З, как Ш от С.

Для поставки звука Щ можно использовать звук С. Произносится слог

СП, СА протяжным, свистящим элементом: СП, СП … или СА, СА…

Звук Ч можно поставить от мягкого Т, произносимого в прямом слоге

ТИ или АТ.

Использование стихотворных текстов в работе над звуками.

Пирожки, лужки, дружки

Кружки, ложки и стожки

Фляжка, ножка, нож, лачужка

Ёж, чертёж, багаж, пичужка.

Щёлок, щука и щиток

Щи, щепотка, щавель, щёки

Щебет, щёголь, щепки, щётки

Борщ, товарищ, плющ и клещ

Помощь, немощь, плащ и лещ.

На руке у старца чётки

А в углу совок и щётки

На лицо упала чёлка

А в заборе нашем—щёлка.

Оч-оч-оч. Наступила ночь.

Ча-ча-ча. Горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу. Погасили мы свечу.

Приплывали два ерша

Поливали из ковша

Прибегали лягушата

Поливали из ушата.

Тушат, тушат,—не потушат

Заливают,—не зальют.

(К. Чуковский. Путаница).

Ш-ш-варк! Ш-ш-варк!

Ош-ш-ш-ш-ш-парю!

Ош-ш-ш-ш-ш-парю!

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Страш-ш-ш-ш-ш-но?

Вот окошко распахнулось.

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

7) Ринолалии.

Практически все звуки при ринолалии назалираваны, многие из них звучат

лишь приближённо, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп,

сходных по способу образования и акустическим признаком. Поэтому

работа по исправлению звукопроизношению длится долго.

Коррекция каждого звука предусматривает:

. умение выделять его среди других звуков

. соотносить с определённой артикулемой

. правильно воспроизводить артикулему

. принять это умение в потоке связной речи

Специфическими для ринолалии являются замены П, Б на М, Т, Д на Н и

обратно: Н—Д, Т, М—Б, П.

Например: придёт—принёт

Ландыш—ладныш

Скворец—скворес

Дал—нал

Подплыла—подпрыла.

Применительно к взрослым разработана методика С.Л.Таптаповой (1963),

которая предлагает произносить про себя гласные звуки. Это снимает

гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются

вокальные упражнения, а так же гимнастика для нёба, губ, щёк, языка,

работа над дыханием. Благодаря такому циклу упражнений нормализуется

речевая моторика , уменьшается чрезмерное участие корня языка и

гортани в произношении звуков. Голосовые упражнения на гласные звуки

А, О, У, И, Э, Ы должны регулярно повторяться. Для начала звуки

артикулируются без голоса перед зеркалом, а затем переходить к

громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений:

А : Э

АА : ЭЭ

ААА : ЭЭЭ

АААА : ЭЭЭЭ и т.д.

Следующий этап:

АО АОЭ

АУ АУЭ

АЭ ЭАУ и т.д.

Постановка звука П проходит при наличии направленной воздушной струи

путём похлопывания губами во время мягкого тихого дутья. При этом

слышится ПА—ПА—ПА—ПА.

Звук С исправляют так:

- учат дуть на вату

- дуть с просунутым между губами широким языком

- дуть на язык между зубами

- дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Дуть надо тихо и

беззвучно.

Вызывание звуков Б, В, Г, Д, Ж начинаются с А. Обучающий тянет звук А

и одновременно поднимает язык «ковшиком», или то же, только после

поднятого языка сближает зубы и округляет губы.

Свистящий З можно убрать с помощью Э. Надо слегка высунуть язык и

сблизить зубы.

Упражнения в произнесении звонких в интервокальной позиции между

разными гласными, например:

АВА ЭВА ОВА УВА ИВА

АВЭ ЭВЭ ОВЭ УВЭ ИВЭ

АВО ЭВО ОВО УВО ИВО

АВУ ЭВУ ОВУ УВУ ИВУ

АВЫ ЭВЫ ОВЫ УВЫ ИВЫ

Эти сочетания фонируют голосом различной громкости, усиливая первую

гласную и заглушая вторую и наоборот. Тем самым постепенно приучаются

произносить одну из гласных шёпотом.

Следующий приём применяют уже с подачей голоса « в маску». Надо

длительно фонировать носовой сонор М, а затем, улыбнувшись, слегка

высунуть язык, получится звук ММММЗЗЗЗ. Подобным образом сочетания МЖ

и МВ.

Использование текстов в работе над звуком М.

Мылом, мылом, мылом, мылом

Умывался без конца

Смыл и ваксу и чернила

С неумытого лица.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.