рефераты бесплатно

МЕНЮ


Русский печной изразец

своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым

требованиям, заменить древние многоцветные изразцы. В 1709 году Петр

послал двух пленных шведов в Ново-Иерусалимский монастырь для организации

там производства гладких расписных изразцов. Сделанные шведами образцы не

получили одобрения. Вероятно это и послужило поводом для посылки русских

мастеров в начале 10-х годов XVIII века в Голландию для обучения их

кафельному делу. Обученные в Голландии русские гончары в совершенстве

овладели техникой иноземной росписи.

Во Дворце –музее Петра I и дворце Меньшикова на Васильевском острове

сохранились первые печи, облицованные расписными изразцами нового типа. Они

были изготовлены на кирпичных заводах Петербурга, обученными в Голландии

мастерами, которые именовались не мастерами, а живописцами. Ведущее начало

при изготовлении изразцов теперь стало принадлежать не мастерам резьбы по

дереву, а живописцам. Для изготовления гладких печных изразцов, которые всё

чаще называют кафелями, уже не требовалась резная деревянная форма, как это

было в прошлом веке. Их ровная поверхность покрывалась белой эмалью,, затем

на неё наносилась роспись, и изразец обжигался. При вторичном обжиге (а

первый раз изразец обжигался до нанесения красок), происходило расплавление

эмалей и одновременное вплавление росписи.

Ярусная структура печей XVII века сохранялась, а многоизразцовые

клейма уступили место гладким изразцам с сюжетной росписью.

Во многих сюжетах этих изделий сказываются иноземные влияния,

особенно в изображениях зданий и парусных судов.

Новшествами в этих печах являются украшения средних ярусов расписными

колонками и постановка печей на точеные дубовые ножки.

Мастера древней столицы не могли остаться в стороне от петровских

нововведений и начали тоже вырабатывать гладкие с синей росписью изразцы. В

росписи и сюжетах этих изделий голландские влияния очень незначительны.

Один из видов московских изразцов с синей сюжетной росписью и пояснительной

надписью бытовал довольно долго, особенно в провинциальных городах.

Пути петербургских и московских гончаров довольно быстро разошлись.

Одноцветная синяя роспись, видимо не отвечала вкусам древней столицы, и её

мастера вновь перешли на полихромию. Приблизительно в 40-х годах XVIII века

в Москве складывался новый тип многоцветных изразцов с сюжетной росписью. В

середине и во второй половине XVIII столетия они вырабатывались по всей

центральной части России. Эти новые многоцветные расписные изразцы имели

прямоугольную форму лицевой пластины (16-18х21-23 см.) и отступающую от

краев румпу. Изразцы расписывались глазурями 5 цветов: белого, желтого,

коричневого, зелёного и синего. Белым покрывался, как правило, фон изразца.

Большинство изразцов имело 3-х цветную роспись. Во второй половине XVIII

века одновременно изготовлялись два варианта многоцветных изразцов с

сюжетной росписью: с пояснительными подписями и без них.

Роспись этих изделий не выходила за пределы лицевой пластины изразца.

Обрамления были очень разнообразны, начиная от простых узких каёмок и

кончая широкими и сложными по рисунку. Исключением были изразцы с

изображением цветов, которые, как правило, не имели обрамлений.

Сюжеты росписей на изразцах были разнообразными: мужчины и женщины в

костюмах XVIII века и в античных одеждах, ''заморские народы'', всадники,

воины, охотники, домашние животные, звери, птицы, разнообразные цвета;

много сценок из городской и сельской жизни, а также бытового,

нравоучительного, любовного и шуточного характера. Изредка встречались

легкомысленные, а иногда и непристойные сценки. Не менее интересны и

подписи под сюжетами. Они носят чаще всего пояснительный характер. Много

изречений народной мудрости и поговорок. На изразцах с ''заморскими

народами'' имеются подписи: ''Апонская госпожа'', ''Китайский купец'',

''Кавалеры испанские''. Под изображениями животных, птиц и цветов: ''Елень

дикая'', ''В одном беге смел'', ''Познают мя от кохтей'', ''Пою печально'',

''От гласа погибаю'', ''Дух мой сладок'', и много, много других, не менее

интересных и забавных.

Характерной особенностью печей XVIII века была неповторяемость

сюжетов настенных изразцах печной облицовки. Повторялись только изразцы с

изображением отдельных предметов в виде ваз, плодов, букетов.

В 60-70-х годах XVIII века количество различных изделий печного

набора увеличивается. Начинают выделываться печные изразцы раппортного и

коврового типов. Сложные по форме изделия изготавливаются для завершения и

угольной части печей. Появляются свободно стоящие колонки.

В конце 60-х годов XVIII века появились печи Калужского производства,

значительно отличающиеся от предыдущих как своей формой, так и росписью на

изразцах. Печи напоминают небольшие архитектурные сооружения с чёткими

горизонтальными членениями. Роспись изразцов носит барочный характер,

некоторые сюжеты размещаются на нескольких изразцах. В верхнем ярусе

находятся карнизные детали ярко выраженного барочного характера.

Во второй половине XVIII века много выделывалось расписных изразцов с

изображениями цветов. В отличие от примитивных и стилизованных цветов на

рельефных изделиях, изображения цветов на расписных изразцах более

реалистичны и красочны.

В середине второй половины XVIII века начали выделываться раппортные

изразцы, на которых сюжеты размещались на 2-х, а чаще на 3-х поставленных в

ряд изделиях. Они выделывались с пояснительными надписями и без них. На

некоторых раппортных изразцах подписи заменялись кавычками. Они

предшествовали более поздним изразцам без подписей.

В течение всей второй половины XVIII века почти все керамические

производства выделывали в больших количествах расписные изразцы с сюжетами

без подписи, рисунки которых не выходили за пределы лицевой пластины

изделия. Они отличались от своих предшественников середины века более

сложным рисунком декоративных рамок.

В 80-х годах XVIII века повсеместно начинают выделывать расписные

изразцы с упрощёнными сюжетами. Опять появляется синяя роспись по белому

фону. Этими изразцами облицовывали более простые по своим формам печи. Это

был первый этап к переходу изготовления более упрощенных и дешевых изделий

для печей следующего столетия.

Одновременно выделывались и более сложные изразцы с крупной синей

росписью. Из них складывали композиции из больших ваз, корзин с цветами,

венков, гирлянд, которые размещались на центральной части печного зеркала.

Более богатые печи украшались колонками, нишами и сложными по форме

завершениями.

Гибкое, быстро перестраивающееся производство, не прекращающийся

спрос на изделия, покровительство сильных мира сего обеспечивала ему

органичное существование в этом столетии.

XIX век не внес ничего нового в историю народного изразцового

искусства. Чётко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в

расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты

начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В

первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с

пояснительными надписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место

изделиям с упрощенной росписью.

Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и

сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых

потребителей.

В сюжетах этих изразцов находят отражение события окружающей жизни,

исчезают аллегорические сценки, поучительные надписи, идилистические

пейзажи в пышном обрамлении. Персонажи больше не облекаются в античные тоги

и экзотические одежды: в их костюме обстоятельно передаются характерные

бытовые детали. Таково, несколько условное, но в достаточной мере точное

изображение уланов и гусаров в формах 10-20-х годов и людей в костюмах 30-х-

40-х годов XIX века на изразцах того времени, хранящихся сегодня в музее-

заповеднике ''Коломенское''. Печи, облицованные цветными изразцами с

несложной росписью, делали дом уютнее, жизнерадостнее. В таких изразцах ещё

сохранились традиции непосредственного, самобытного народного творчества.

Однако и в этой росписи происходили определённые перемены. Изменился сам

тип росписи: сочная живопись уступала место сухому графическому рисунку,

стал преобладать холодный голубой цвет в сочетании с желтым и коричневым,

наконец, нарядное орнаментальное обрамление сменилось узенькой строгой

каймой.

Ту же эволюцию можно наблюдать и в декоре очень широко

распространённых в первой трети XIХ века орнаментальных изразцов с вазонами

и букетами. Многоцветная роспись сменяется здесь однотонной синей.

Отголоски живописного стиля ещё чувствуются в асимметричной композиции с

фруктовой веткой в пышных, сочно написанных барочных завитках. С годами

рисунок все более упрощается, становится суше. В конце концов вся

композиция сводится к двум крайне упрощённым веточкам, расположенным крест

на крест в ромбовидной рамке. Подобные изразцы дешевые, несложные в

производстве, были особенно распространены во многих провинциальных городах

и деревнях России.

В дворянских особняках печи выкладывали сложными по исполнению белыми

рельефными изразцами с орнаментом и изображениями, выполненными в стиле

классицизма. Они напоминают античную скульптуру и являются образцами

высокого мастерства безвестных исполнителей. Но, сплошь покрытая белой

эмалью, эта керамика в большей мере теряла свою теплоту, печи становились

параднее, официальнее.

На этом этаже и угасает производство изразцов как своеобразное и

яркое народное творчество.

Оно возникло в XV веке, достигло своего апогея во второй половине

XVII века и перешло в технически оснащённые цеха предприятий керамической

промышленности в XIX столетии.

В творениях народных мастеров ярко проявилась их художественная

одарённость, высокое мастерство, тонкое понимание материала и свободное

владение техникой. В них всегда прослеживаются ясность замысла, чёткость

композиции и умение сочетать утилитарные и художественные задачи.

Народные художники на всём протяжении их многовековой деятельности с

исключительным мастерством отразили в своём искусстве жизнь, стремления и

чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами.

Всё это даёт право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко

национальным русским искусством.

Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня.

В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои

излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими

мастерами, имеют свои характерные особенности.

В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия

уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других

старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на

фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в

Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.

Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная

композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и

желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.

Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора

напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно, что рисунок часто совпадает

полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с тем,

что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при

изготовлении новой формы.

На балахинских кафлях часто рисовали крупную птицу с открытым клювом

– ''оглядыш''. Она оглянулась – повернула голову к летящей крохотной

птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но вестника на

них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках птица неясыть, по

легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов. Присутствует на

изразцах изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой

опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть здесь заморская диковина

– индюк и сказочная жар-птица.- павлин с распущенным хвостом (рис…..).

Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого

растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке

изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу

мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную

красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и

дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.

Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре изразцы

часовни Спаса –Убруса, построенной во второй половине XVII века. На них

изображен излюбленный в народном искусстве мотив – вещая птица Сирин,

полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической Эллады.

На Руси мифологическая Сирена зажила самостоятельной жизнью. Образ ''птицы-

души'' – райской птицы Сирин встречается в произведениях древней

письменности; на золотых ювелирных изделиях; на расписных деревянных

прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек XVII –нач. XVIII

веков.

Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских

изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены – это

трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове.

Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное

здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны цветной

керамикой.

Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы

настоящими произведениями искусства.

Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные

изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном краеведческом

музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу XVIII века, не

имеют росписи, в то время как у более поздних всё свободное от рельефа поле

изразцов заполнялось примитивной синей росписью. По своей композиционной

структуре они очень близки к аналогичным балахинским и московским печным

клеймам (рис…..).

Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось.

Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных

печей дали возможность выполнить их реконструкции (рис…..)

В фондах Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд

изразцов, среди них несколько предметов печного набора, привезённые из

Соликамска.

Стенные изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки

имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью.

Хранятся здесь и изразцы, повторяющие широко распространённые на Руси

мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это рельефные изображения

сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по видимости,

Александра Македонского, так как голову его венчает корона. Изразцы

квадратной формы, с внушительными размерами 37х37, имеют пояснительные

надписи. Покрыты они разноцветной поливой.

Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно,

изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно

украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька

печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у

соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем

говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех

кафлей.

О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое

производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-

промышленной выставки 1887года.

Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и

прочие изделия'':

''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1

мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне.

Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки

бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового

производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10

тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина

огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская.

Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб.,

кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб.,

трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч.

Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до

3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в

европейской России''1.

Старинное уральское производство стало основой для последующего

развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой

половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем

Тагиле, Перьми.

Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных

мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных

вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.

''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная

вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.