рефераты бесплатно

МЕНЮ


Тенденции символизма в творчестве Врубеля

использовал фотографию, которая в опрокинутом виде представляла

удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер.

В «Демоне» Врубель искал соединение мужского и женского начала –

восстановления ценности. Художник мечтал о свободе духа, о сильном,

раскованном герое. Образ «Демона»ещё не был достаточно ясен для

художника. Врубель в течение четырёх лет продолжал работу над своим

«демоном», который оставался для него духовной жаждой и надеждой.

М. Врубель верил, что «демон»прославит его. Что бы ни писал в эти

годы мастер, «Демон» всегда жил в нём и участвовал во всей его жизни.

Духовная жизнь Врубеля стала невыносимой без «Демона», но не показывал

своего лица, был неуловим. Врубель лепил сначала только голову, а лишь

затем фигуру. Холсты с его изображением переезжали вместе с художником

с одной квартиры на другую, из одной мастерской в другую, но образ

«Демона» ему надевался. И наконец в 1890 году в Москве Врубель пишет

«Демона сидящего». Художник поставил тогда сложную перед собой задачу:

изобразить средствами живописи то неуловимое, что называется

«настроением души».

«Демон сидящий» - была первая картина из демонической сюиты,

сделанная в живописи, рисунке, скульптуре. «Демон сидящий» молод, им

владеет тоска по живому миру, который интересен и красив, но от

которого он отторгнут.

«Сидящий Демон» - печальный, тоскливый, по- микеланджеловски

мощный, в глубоком раздумье бессильно обхватил руками колени. За ним

простирается причудливый пейзаж с красными, золотистыми «мозаичными

пятнами»: огневое небо с лиловыми тучами, фантастические цветы,

гармонически сросшиеся скопление кристаллических камней и слитков,

которым уподобляются формы самого «Демона»[15]. Окруженный скалами,

горящими, как самоцветы, «Демон» кажется слитым с ними, вырастающий из

них и властвующий над миром.

М. Врубель сознательно выбирает «тесный» формат холста, который

срезает сверху фигуру «Демона» и тем самым подчёркивает его

скованность. Где-то в манящей бесконечностью вселенной и цветами,

символизирующими щедроты жизни, должен был существовать герой. Художник

в изображении пространства стремился сочетать и начало бесконечности и

конкретность границ.

В этой фигуре нет властного торжества, в ней выражена тоска и в

наклоне головы, и во взгляде. Но художник подчёркивает, что «Демон» для

него является идеалом прекрасного человека. При взгляде на эту картину

у зрителя складывается впечатление фантастического мира, сказочно –

прекрасного, но вместе с тем какого-то неживого, как будто

окаменевшего.

«Демон сидящий» – это миф, созданный Врубелем о самом себе ещё в

молодые годы. Лик «Демона» печален, но это печаль юности, он ещё далёк

от отчаяния и полон веры в мощь своих крыльев.

Как ни велико значение «Демона сидящего» для самого художника – это

для него лишь предчувствия «Демона» настоящего.

Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона

– это был совсем уже другой образ. Под массивной гривой волос

скрывается иступленный лик с выходящими из орбит глазами.

В 1928 году её разбил на куски какой-то психически неуравновешенный

посетитель Русского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена.

Её реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале.

Когда Врубель закончил картину «»Демон сидящий», он принялся за

иллюстрации к Лермонтову. Прежде всего к «Демону». Врубель был

единственным кто нашёл ему равновеликое выражение в иллюстрациях,

появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто пытался

иллюстрировать.

Демон Врубеля – не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами,

хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой

силой». Демон символ мятежного начала, ангел, восставший против бога.

Его первый прообраз в искусстве – Люцифер из поэмы «Потерянный рай»

Джона Мильтона, английского поэта XVII века. Позже образ «демонической

личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона. От

мятежных титанов Байрона – люцифера, Манфреда, Каина – отчасти ведёт

свою родословную и лермонтовский Демон[16].

У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, всё же «царь познанья и

свободы». У Врубеля он не царственен – в нём больше тоски и тревоги.

Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова. Здесь Врубелю больше

всего удался ожесточённый, скорбный, одинокий лик на фоне горных

вершин. Меньше удался Демон в сценах искушения Тамары, где он

торжествует свою победу над ней. Но все равно эта работа прекрасна как

произведение графического искусства.

Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону»,

можно считать вершиной мастерства Врубеля – графика.

Помимо «Демона», Врубель исполнил несколько иллюстраций к «Герою

нашего времени», к поэме «Измаилбей» и отдельным стихотворениям. Все

эти листы смотрятся как станковые вещи. Они большого формата и не

рассчитаны на обязательную связь с книжной полосой.

На появление символизма в творчестве Врубеля повлияло его увлечение

философией Канта, Ницше и Гёте во время учения в университете. Врубель

как и Гёте видел в классической форме искусства предельное выражения

реализма. Философ утверждал, что всякое целое и единое одновременно

множественное, и что в каждом единичном явлении символически заключено

и общее. Путь к истине возможен когда человек умеет оторваться от

единичного, связав в общее несколько случаев. И от этого утверждения

был логичен переход к символизму, который отличался конкретностью.

В историческом отношении примечателен тот факт, что «Демон»

Лермонтова в эпоху дворянско – революционного романтизма был образом –

героем политического бунта против самодержавия, крепостничества, а в

начале следующего века, на рубеже первой русской революции, «Демон»

Врубеля явился романтическим героем идейно – эстетического бунта против

мелочности будничности мещанства. «Демон» Врубеля воззвал к людям

тогда, когда русский литературный символизм не создал ещё ничего

художественно – значительного. «Демон» был с Врубелем всегда на

протяжении всего пути: и во время взлёта, и в момент его душевной

катастрофы. Язык Врубеля был доступен всей молодёжи и всем живописцам.

Произведения мастера были индивидуальными и неповторимыми. Ему удалось

взволновать души современников, открыв им возможность усиления

эмоционального содержания картины. Многих художников волновали вопросы

познания мира через искусство, ответы на них они находили в гармонии

живописного синтеза Врубеля. Художник создавал новые декоративно-

живописные системы и через них он стремился выразить свои мечты. Он

мечтал о гармоничном красивом мире, очищенном от всего уродливого и

жестокого, Врубель говорил, что обыкновенным языком невозможно выразить

мысли, эмоции, ощущения волнующие душу, для этого нужен новый язык.

Существует мнение, что Врубель нашёл свою технику, изобразительны язык

и стиль ещё в киевские годы, а последующий период был только временем

развития и применения ранее найденного.

Нам необходимо разобраться в социально – историческом содержании

явления, которое называют «тайной Врубеля», в том числе и в причинах её

религиозного толкования. Несомненно, что религиозность Врубеля со

знаками плюс и минус, его богоборчество или жажда искупления, поиски

возвышенной красоты – весь его духовный путь, отражение социальной

беспомощности нереволюционной интелегентности, которая ненавидела

буржуазное мещанство и металась в клетке эстетического бунта[17].

Никакая религиозная и мистико – философская легенда о Врубеле не в

состоянии раскрыть тайну художника, сложность его мировоззрения. Ключ к

этой тайне в его произведениях, которые надо анализировать не в рамках

заранее заданных схем, а конкретно, имея в виду жизнь художника в

определённой среде и деятельность его сознания, прорывающуюся на

поверхность в его словесных высказываниях, черновых заметках и в

письмах к близким.

Символистические, фантастические и абстрактные образы произведений

Врубеля имеют вполне реальное обоснование.

Вслед за иллюстрациями появился «Демон летящий». Здесь художник

видит полёт «Демона» охваченного тоской, пониманием своего одиночества,

напрасности надежд и борьбы. Облик этого «Демона» близок сидящему, но

повзрослевший и ещё более разочаровавшийся. На его лице выражение

печали. Демон исполнен стремительной силы и материальной весомости, но

полёт его бесцелен. Эта картина незавершенной художником.

Позднее, в 1902 году, появляется «Демон поверженный». Это основное

по замыслу произведение художника из его Демониады. В нём он видел

сильное и возвышенное в человеке, в трагическом противоречии

несломленного гордого духа и его беспомощность, его обречённость,

низвергнутого с горных вершин в пропасть. Величие духа и бессилие тела

– это основные противоречия борющиеся в этой картине. «Демон» потерпел

крушение но не сломлен в своём духе. В его глазах есть что-то гордое. В

каждом изгибе сломанного тела, в каждой складке величественных и

неприступных гор слышатся отзвуки только что отзвучавшей битвы. Но

чувствуется упоение этой стихшей борьбы.

«Демон» полуобнаженный, но лежит на плаще, который перекреплен

драгоценными камнями к его спине. Природа, окружающая его, очень

сурова. Заломленные над головой руки вместе с искажённым лицом образуют

психологический образ композиции.

Сам Врубель не был удовлетворён решением этой картины, он не

чувствовал выраженности силы духа «Демона» и его беспомощности тела.

Художника так захватила эта тема, как будто не «Демон», а он сам

участвовал в схватке с Богом. Врубель работал по 24 часа в сутки, забыв

обо всём на свете: жена, сын, друзья, весь мир отодвинулись куда-то

далеко, остались только он и «Демон», и упоение изнурительной,

беспощадной борьбы. Художник постоянно переписывал «Демона», менял, и

всё равно ему казалось, что «Демон» выходит не таким, каким он видит

его в своём воображении. Даже когда «Демона поверженного» поместили в

зале выставки «Мира искусств», М. Врубель не успокаивался: приходил к

своему «Демону» и что-то изменял в его лице, делая его то скорбным, то

злым, то страшным и всё равно для художника бесконечно прекрасным.

Александр Бенуа, наблюдавший за этой лихорадочной работой над

«Демоном поверженным», писал потом: «верится, что Князь Мира позировал

ему. Есть что-то глубоко правильное в этих ужасных и прекрасных, до

слёз волнующих картинах. Его «Демон» остался верен своей натуре. Он,

полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным

издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону

своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он

быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение

проклятым»[18].

«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько

зримым воплощением трагедии художника. В это время у Врубеля начинают

проявляться психические расстройства.

Таким образом, тема демона захватила художника, в нём он видел

образ, некий символ, который то исчезал, то вновь появлялся. Символ

пробуждает музыку души. Музыка – это окно, из которого льются в нас

очаровательные мелодии, рождающие в нашем ворожении образы. Образы

Демона не покидал Врубеля на всём пути его творчества.

г) Тенденции символизма в станковых работах. Московский период.

Врубель пробовал свои силы в самых разнообразных жанрах и техниках

– в монументально – декоративных панно, декоративной скульптуре,

театрально – декорационной живописи, витраже, прикладном искусстве и

даже в архитектуре. Он хотел быть универсальным художником. На это

Врубеля наталкивало участие в деятельности мамонтовского кружка в

Абрамцеве, где, кроме него, работали Васнецов, Поленов, К. Коровин,

Головин, Серов.

С 1890 года в Абрамцеве существовала гончарная мастерская,

ставившая целью возродить искусство майолики, которое давно забыто.

Руководил мастерской керамист П.К. Ваулин .Обучившись у него основам

этого ремесла, Врубель с увлечением занимался майоликой на протяжении

многих лет. Он делал небольшие станковые скульптуры, архитектурные

маски, блюда. Для Врубеля в искусстве не было ничего мелкого: искусство

– всегда искусство, будь это монументальная роспись, маленькая акварель

или изразцовый камин. По проектам художника были исполнены выложенные

изразцами камин и печь-лежанка в абрамцевском доме.

Как ни странно, монументальный дар Врубеля меньше проявляется в его

законченных монументальных панно, чем в эскизах и станковых картинах.

Истинно монументальными его произведения остаются акварельные листы с

эскизами для Владимирского собора. Универсальный творческий размах

Врубеля, несмотря на срывы, сам по себе является необыкновенно

значимым, намекающим на то, каким масштабным может стать искусство.

Мы будем не правы, если предположим, что переезд в Москву повредил

художнику.

Уже в первые пять лет московской жизни он создал и настоящие

шедевры, начиная с «Демона сидящего» и иллюстраций к Лермонтову. После

того он много путешествовал – ездил с семьёй Мамонтова в Италию,

францию, Грецию. По возвращению в Москву он написал два панно –

«Венеция» и «Испания».

В этих работах художник выражает обобщённые образы Испании и

Венеции. Врубель анализирует увиденное и выделяет главное, символичное

в укладе этих стран. Для Венеции характерен карнавал, для Испании –

таверна, гитара.

На панно «Венеция» виден угол дворца дожей, мост вздохов,

видневшаяся перспектива улицы достоверна до подробностей.

Многозначительно таинственна группа на первом плане – патриций с

сумрачным лицом Гамлета и глядящий на него искоса старик в чёрном.

Настроение загадочности усиленно композицией. В расположении фигур есть

какая-то умышленная фрагментарность, передающая тесноту карнавальной

толпы, хотя фигур всего несколько.

По красоте живописи «Испания» - одна из наиболее совершенных картин

Врубеля. Здесь всё живет, каждый кусок полотна – всё приведено к

гармонии. Основные тона – красновато- лиловый и оливковый – даны в

большом богатстве оттенков и градаций. Контраст сиреневого сумрака

комнаты и яркого солнечного дня за окном, сияющий платок женщины

создают световые эффекты, которые вообще в живописи Врубеля встречаются

не часто. Приблизительно в это же время – в 1894 или в 1895 году –

написана картина «Гадалка».

Молодая черноволосая женщина сидит на фоне ковров, перед ней

раскинутые карты. Женщина не смотрит на карты, лицо её непроницаемо, а

устремившийся в даль взгляд словно видит неизбежность судьбы.

«Гадалка» была написана вслед за «Испанией» и женские образы в

обеих картинах близки внешне, но духовное содержание их противоположно.

В подтексте образа «Испания» больше жизненного бытового драматизма, чем

какой бы то ни было символики. В этих творениях выражены две ипостаси

Врубеля: реализм и романтизм. Тенденции углубления реального образа до

символа обнаруживается в наиболее отчётливой форме. В одних

произведениях господствует реальная основа, в других

романтико–символическая или аллегорическая концепция образа.

Из его значительных работ в области майолики можно выделить:

скульптурная сюита «Садко», «Снегурочка», а также скульптурные

статуэтки «Волхова», «Морская царевна», «Морской царь», «Весна»,

«Лель», «Египтянка», «Голова львицы» и другие.

Искусство Врубеля близко нам своей взволнованностью, своим

стремлением не ограничиваться явлениями действительности. В целом

творчество Врубеля призывает нас бороться с серостью, будничностью и

прозаизмом в жизни и искусстве. Он мечтал об искусстве, где бы

выражалась красота жизни, проникнутая человеческими чувствами.

д) Влияние модерна на решение декоративных панно.

Летом в 1896 году в нижнем Новгороде открывалась Всероссийская

промышленная и сельскохозяйственная выставка с Художественным отделом

при ней.

С.И. Мамонтов добился, чтобы два больших декоративных панно для

художественного павильона были заказаны Врубелю. Темы выбрал сам

художник. На одной стене «Принцесса Грёза», как общая всем художникам

мечта о прекрасном, а на противоположной стене «Микулу Селяновича», как

выражение силы земли русской. Панно были больших размеров.

До наших дней они не схоронились – только «Принцесса Греза»,

переведённая в керамическую мозаику. Судить о панно можно лишь но

сохранившимся эскизам.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.