рефераты бесплатно

МЕНЮ


Художественная культура Древнего Египта

которую неоднократно приходилось расчищать и позже. Популярность культа

сфинкса выразилась в эпоху Нового царства в широком распространении его

скульптурных повторений. В частности, сооружались целые аллеи сфинксов,

ведущие к храмам.

Приемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные

пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

С восточной стороны пирамиды Хефрена, на продолжении ее оси, находится

верхний заупокойный храм, имеющий в плане форму вытянутого прямоугольника,

занимающий площадь 112 х 50м. Его задняя стена примыкает к стене,

окружающей пирамиду. Мы имеем здесь дело со сложившимся типом заупокойного

храма эпохи Древнего царства, состоящего из двух основных частей — первое,

доступной для верующих и второй, куда допускались лишь избранные.

Пандус, соединявший верхний храм с нижним, при разнице уровней,

составлявшей более 45м, имел длину 494м, а ширину 4,5м. Частично высеченный

в скале он был выложен внутри плитами известняка, а снаружи гранитом.

Первоначально это был по-видимому крытый коридор, освещавшийся через

отверстия в потолке. Не исключено также, что его внутренние стены были

некогда украшены рельефами.

Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных

сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм,

имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5м, построен из больших блоков

гранита. Его стены имеют легкий наклон и в связи с этим он производит

впечатление огромной мастабы, в особенности со стороны фасада. Перед храмом

находилась пристань, куда присаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны

Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из

гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде наоса, где возможно

находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые

вели в гипость с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале,

имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи сидящего

фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Стоит обратить

внимание на цветовую игру полированного красного гранита, контрастирующего

с алебастровыми плитами пола, а также на эффекты светотени в гипостиле.

Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью

небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий

отдельно на каждую статую. Третьим монументальным сооружением комплекса в

Гизэ является пирамида Микерина. Как и предыдущие пирамиды, она имеет в

плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м.

Первоначально пирамида достигала в высоту 66,5м, а угол наклона ее стен

составлял 51°. Интересно, что для строительства этой наименьшей из трех

пирамид были употреблены наиболее крупные по величине блоки. Нижняя часть

гробницы была облицована гранитом, в большинстве своем не полированным, а

ее верх — белым известняком из Туры. В 1837 году английские исследователи

Перринг и Визе обнаружили в погребальной камере этой пирамиды великолепный

царский саркофаг из базальта, наружные стенки которого были обработаны

наподобие фасада дворца. Как известно, этот саркофаг потонул во время его

перевозки в Англию; сохранился, однако, его рисунок. Микерин имел не только

наименьшую пирамиду, но также и наименее монументальный погребальный

комплекс по сравнению с ансамблями его предшественников. Не подлежит

сомнению, что при жизни этого фараона его постройки не были еще окончены.

Их завершил преемник Микерина Шепсескаф, употребляя при этом уже худший по

качеству строительный материал. Стены, возведенные из известняковых блоков,

были облицованы кирпичем-сырцом и покрыты белым раствором. К югу от третьей

пирамиды находятся три связанные с нею небольшие пирамиды, окруженные общей

стеной. Площадь основания каждой из них по величине равна 1/3 площади

основания пирамиды Микерина. Принято считать, что в этих пирамидах были

похоронены жены фараона. В одном из помещений, связанных с пирамидой

Микерина, американский археолог Райзнер открыл во время раскопок четыре

скульптурные группы из сланца, называемые ныне триадами Микерина. Три из

них находятся ныне в Каире, одна в Бостоне.

Прошли тысячелетия, а Монументальный царский некрополь в Гизэ устоял

наперекор пескам пустыни и разрушительной деятельности человека. До

настоящего дня он является наиболее грандиозным археологическим комплексом

Египта, свидетельствующим не только о могуществе правителей Древнего

царства, но одновременно о смелой мысли тогдашних архитекторов, а также о

неповторимом мастерстве каменщиков и рабочих.

Наибольшее количество памятников наряду с некрополем в Гизэ принесли

раскопки мастаб в северной части Саккары. К ценнейшим произведениям

искусства принадлежат рельефы на дереве, обнаруженные в гробнице писца

Хесира, относящейся к эпохе III династии. Его портрет является одним из

наиболее ранних классических примеров канона в изображении человеческой

фигуры в барельефе. Среди других памятников, датируемых временем IV

династии, обращает внимание скульптурная группа, изображающая Неферхотепа и

его жену. К известнейшим произведениям египетского искусства принадлежит

скульптура сидящего писца со свитком папируса на коленях (V династия), а

также серия статуэток из известняка, изображающих людей, занятых физическим

трудом — например, фигурка женщины, растирающей зерно. В гробнице вельможи

Каапера была найдена известная реалистическая скульптура из дерева,

получившая название «сельский староста» (по-арабски Шейх-эль-Белед). В

мастабе Ти, стражника пирамид и надгробного храма фараона Сахура, были

обнаружены прекраснейшие рельефы, изображающие сцены из жизни Ти, а также

различные хозяйственные работы, выполняемые в его владениях. К наиболее

известным сценам относятся: Ти, охотящийся с лодки, кормление гусей,

перевозка и полировка статуй, повара и пекари за работой, жатва и молотьба,

строительство лодки, мясники, ловля рыб сетью, охота на гиппопотама и

доение коров. В северной части некрополя заслуживают внимания также мастабы

времени V династии: Птаххотепа, крупного чиновника времени Асеси, Птах-

хотепа II, инспектора жрецов, Ахутхотепа, стражника Города пирамид, а также

открытая в 1966 году мастаба сановника по имени Нефер и его жены Хонсу с

прекрасно сохранившимися раскрашенными рельефами. Мастабы вблизи пирамиды

Тети имеют целую систему молелен и коридоров в надземной части гробницы.

Среди наиболее крупных выделяется мастаба визиря Мерерука, являющаяся

местом погребения визиря, его жены и сына Мери-Тети.

В царском некрополе в Гизэ также были обнаружены великолепные

памятники скульптуры, изображающие как фараонов — например, статуя Хефрена

из диорита или упомянутые выше триады Микерина, так и простых людей,

занимающихся различными занятиями; из числа последних стоит отметить хотя

бы известную статуэтку пивовара. В исследование мастаб внесли свой вклад и

участники польских археологических экспедиций. Во время трехлетних раскопок

в Эдфу, в Верхнем Египте, проводившихся в 1937—1939 годах, польские

археологи открыли несколько десятков мастаб VI династии, выстроенных из

кирпича-сырца. Эти мастабы имели погребальные камеры и в надземной, и в

подземной части. Богатый погребальный инвентарь из этих мастаб находится

ныне в Национальном музее в Варшаве. В 1 Переходный период (ок. 2181—2133

гг. до н.э.), во время которого произошло ослабление власти фараонов и

распад государства, не было благоприятных условий для строительства столь

крупных усыпальниц, какими являются пирамиды. Надписи упоминают только о

нескольких постройках этой эпохи. Некоторые из них были идентифицированы,

как, например, пирамида царя Иби в Саккаре, относящаяся ко времени VIII

династии и пирамида фараона Хеви (IX—Х династии), находящаяся в Даре в

Ливийской пустыне.

К югу от Дашура, в местности Лишт, находятся окруженные мастабами

знати руины двух пирамид фараонов XII династии — Аменемхета 1 и Сенусерта

1, а также две связанные с ними большие пирамиды. Во время раскопок на этой

территории была найдена деревянная статуя Сенусерта 1, находящаяся ныне в

Египетском музее в Каире. Аменемхет III, имевший свою пирамиду в Дашуре,

решил возвести себе еще одну — в местности Хавара, где позже он и был

похоронен. От пирамиды осталась только сердцевина, ранее же целая эта

постройка была облицована тонкими плитками полированного известняка. Ее

высота достигала 58 м, а угол подъема — 48°45'. К югу от этой пирамиды

сохранились развалины сооружения, которое было одним из наиболее

великолепных архитектурных памятников Египта — знаменитого Лабиринта,

вызывавшего у греческих путешественников еще больший восторг, чем пирамиды.

Ныне от него осталось лишь большое поле, засыпанное известняковым щебнем и

фрагменты колонн, ибо начиная с римского времени эта постройка служила

огромной каменоломней, откуда брали сырье для известеобжигательных печей.

Некоторые исследователи считают эти руины остатками заупокойного храма

Аменемхета III, однако, уже самые размеры их площади (300 X 244 м), на

которой поместились бы все вместе взятые огромные храмы Карнака и Луксора,

исключают правильность этого суждения.

Погребальный комплекс, находящийся на территории нынешнего селения Эль-

Лахун и расположенный рядом город, где жили строители, возводившие царскую

усыпальницу, относятся ко времени Сенусерта II. При сооружении именно этой

гробницы в качестве ядра пирамиды была использована находившаяся здесь

скала. Завершая обзор царских усыпальниц эпохи Среднего царства, стоит

упомянуть об открытии вблизи пирамиды Аменемхета III в Дашуре гробницы

фараона 'Гора, где была найдена знаменитая деревянная статуя царя,

находящаяся ныне в Египетском музее в Каире. Некоторые исследователи

считают, что Гор правил совместно с Аменемхетом III, иные предполагают, что

он был основателем XIII династии. Пирамида была усыпальницей фараонов эпохи

Древнего и Среднего царства. В период Нового царства, когда фараоны начали

строить себе огромные скальные гробницы в Долине царей в западной части

Фив, небольшие пирамиды, не превышавшие в высоту несколько метров, были

всего лишь завершением гробниц высокопоставленных начальников строительных

работ в Деир-эль-Медине либо скромным украшением надгробий в Абидосе.

Однако, идея пирамиды как царской усыпальницы не была забыта. Гробницы

такой формы мы встречаем вблизи IV порога в Напате и VI — в Мероэ, в

далекой Нубии, находившейся некогда под властью египетских фараонов. Пианхи

(751—716 гг. до н.э.), завоеватель Египта и основатель XXV династии,

называемой также эфиопской, на которого пирамиды произвели огромное

впечатление, был похоронен в великолепной гробнице недалеко от своей

прежней резиденции вблизи святилища в Гебель-Бар-кал, где высятся стройные

пирамиды — гробницы царей первого, так называемого напатского периода

независимого Мероитского царства (656—295 гг. до н.э.).

Второй комплекс подобных пирамид находится в Мероэ, новой столице

Мероитского царства (295 г. до н.э. — 350 г. н.э.). Эти пирамиды имели

совершенно иные пропорции по сравнению с египетскими и были гораздо меньше

их по размерам. Средняя длина стороны их основания равна около 10 м, высота

не превышает 20 м, а угол наклона стен составляет 65—70°. Однако, наиболее

характерной чертой мероитских пирамид, отличающей их от египетских,

является размещение этих гробниц. Они сгруппированы в комплексы и

расположены тесно одна рядом с другой так, что расстояние между ними часто

не превышает нескольких десятков сантиметров. Не все эти пирамиды имеют

заупокойные храмы в виде молелен. Ребра стен некоторых из них обработаны

профилем в виде валика. Эти пирамиды строились из неотесанных блоков камня

и облицовывались тщательно пригнанными полированными плитами. Исключение

составляет несколько пирамид, принадлежавших последним правителям

Мероитского царства, которые были сооружены из кирпича-сырца, а затем

оштукатурены.

НАЗНАЧЕНИЕ ПИРАМИД.

Царские усыпальницы - пирамиды, навсегда остались непревзойденными

образцами монументального зодчества.. Изучение древнеегипетских текстов

открывает тайну этих странных сооружений при жизни фараон, по верованию

народа охранял своей магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем.

После смерти он становился еще более могущественным. Его необходимо было

удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В

темных глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная

жизнь. Для некоторых древних культур характерно представление о жизни после

смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что для благополучной

и счастливой жизни "там" необходимо все то же, что и "здесь.. Чтобы

обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные,

заранее, с первых дней собственного правления начинали строить себе

надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и все

остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами,

солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди

должны были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми еще на

земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу

от недостатка кислорода. Египет в этом отношении предстает страной с

наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не бывало по таким

случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась изображениям

людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Кроме того, на

внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные деяния

фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то, что можно

условно назвать изображениями "культового назначения". Искусство здесь

столь тесно связано с религией, что трудно понять его образную структуру,

не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян

ХРАМЫ.

Идеи о становлении мира отражались в религиозном искусстве и храмовой

архитектуре.В эпоху Древнего Царства выработалась форма обелиска как

солнечного символа. А вершина обелиска представляет собой пирамиду –

священную форму, запечатленную в одном из чудес света- гигантских пирамидах

Хеопса, Хефрена и Микерина . такая гробница должна была помочь фараону

воскреснуть в вечности. Обелиск не изчезает из египетского храмового

зодчества и позднее, в эпоху Нового Царства обелиски стали помещать у входа

в храм, архитектурное пространство которого развивается не вверх, а в

глубину. Внутенние помещения храмов разделены колоннами, которые увенчаны

капителями в виде лотоса или пучков папируса. К таковым можно отнести

комплексы в Луксоре и Карнаке.

Храмы Луксора и Карнака.

Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые

фиванские храмы Ипет Рес и Ипет Сут, посвященные богу Амону-Ра. Сегодня они

известны нам как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к

величайшим творениям древнеегипетского зодчества, строились начиная с 16 в

до н.э в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались

подчеркнутой монументальностью. Расположенный вдоль берега Нила, храм в

Луксоре почти полностью воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим.

Великолепные дворы Луксора окружены золотыми колоннами в виде папируса.

В древности Ипет Рес и Ипет Сут были соединены 3-х километровой аллеей

сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии. Перед

храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока сфинксов- совершенно

одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога

Амона), расположенных на равном месте друг от друга. Аллея сфинксов

подходила первому входу, который был сравнительно не велик и узок. Вход вёл

в открытый двор, окруженный стенами, колоннами и статуями. Через узкий

второй вход можно было попасть в гипостильный зал. Гипостильный (от греч.

«хипостилос»-«поддерживаемый колоннами») зал Карнакского ансамбля, в

котором более 130 колонн образуют 16 рядов, принадлежит к шедеврам мирового

зодчества. Центральный проход, обрамленный колоннами высотой более 20м и

диаметром около 3.5м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса,

освещался из боковых проемов. Не существующие ныне потолки густо-синего

цвета были украшены желтыми звездами и парящими священными коршунами.

Из гипостильного зала можно было попасть в маленькое темное святилище,

куда разрешалось входить лишь фараону и жрецам. И только во время

всенародного многодневного праздника Амона изваяние этого бога,

установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для

совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.

РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ.

Рельефам и росписям художники придавали портретное сходство. Яркое

тому подтверждение - сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба,

и его скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского

вельможи Нефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».

Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший

были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на

изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.