Художественные стилевые направления в искусстве
архитектуре яачала XIX в. называли «рецидивами барокко».
Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой
ду-ine, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш.
Бодлер в статье «Что такое романтизм?» подчеркивал, что Романтизм
заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов», и обрести его
можно «не на стороне, а только в своем внутреннем мире» и поэтому
«романтизм есть искусство современности». Но вместе с тем, «Романтизм —
дитя севера» склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю. А юг
классичен, «ибо его природа столь прекрасна и ясна, что человеку там нечего
больше желать... а болезненный и тревожный север тешит себя игрой
воображения» и поэтому «Рафаэль... материалист, он хлассичен, а Рембрандт,
напротив,— могучий идеалист», он «повествует о страданиях рода
человеческого» . Об этом же писал X. Вёльфлин 2. И. Гёте подчеркивал
различие искусства классиков и романтиков в субъективизме последних. «Они
давали жизнь, мы же — только ее проявления. Они изображали ужасное, мы
изображаем с ужасом; они — приятное, мы — приятно» 3. Романтизм часто
противопоставляют и реализму. Если художник реалист, а точнее позитивист,
заявляет: «Я хочу изображать вещи такими, каковы они есть в
Действительности, независимо от моих ощущений, т. е. «мир без человека», то
роман--тйк-идеалист стремится изображать вещи такими, какими их
воспринимает именно он и стремится передать свое личное видение другим.
Идеи романтизма закономерно возникают на почве неудовлетворенности
действительностью, кризиса идеалов Классицизма и рационалистического
мышления, стремления уйти в мир идеальных представле-, ний, утопических
мечтаний о совершенстве мира. Как ни в каком другом "направлении искусства,
художники-романтики убеждены, что их направление — единственно верный путь.
Главной идеей романтического художественного мышления является стремление к
иррациональному, непознанному:
В том, что известно, пользы нет Одно неведомое нужно.
Так писал Гёте.
Поэтому и эпоха Романтизма конца XVIII — начала XIX вв.— время
наиболее действенного проявления романтического художественного мышления,
лишь отчасти вызванного кризисом академического Классицизма, а, в более
глубоком смысле,— результат периодического «качания маятника» от одного
полюса к Другому, от материализма к идеализму, от рационального мышления к
мистическому ощущению реальности. В этом значении все средневековое
искусство: раннехристианское, византийское, романское, готическое —
типичный Романтизм! В определенном смысле романтическим является и
искусство эллинистической эпохи как закономерная реакция на догматизм
классицистических норм. Христианское искусство, в отличие от языческого, в
своей основе романтично. Вот почему все попытки историков искусства
ограничить понятие Романтизма рамками одной исторической эпохи оказываются
безрезультатными.
Характерное для эстетики Романтизма смешение поэзии и реальности, «сна
и бодрствования» породило и некоторые формальные качества, общие для всей
романтической архитектуры, живописи, декоративного и прикладного искусства,
например: Готики и Барокко. Это намеренное смешение масштабов, устранение
ориентиров в пространстве, позволявших человеку в мире классицизма более
менее адекватно оценивать произведение искусства. Игра величин, обман
зрения, неясность ориентации — это и есть формальные критерии романтики.
Так в эпоху Готики и Барокко был одинаково распространен характерный прием
использования форм архитектуры в уменьшенных размерах для мебели,
реликвариев и напротив — архитектурные
формы, представляющие собой невероятно увеличенные элементы декора.
Типично также использование света и цвета для создания пространственных
иллюзий, эффекта беспредельности пространства — черта также общая для
искусства Готики, Барокко и многих неостилей. В античности и искусстве
Классицизма, напротив, все меры должны быть ясно определены.
Таким образом, Романтизм в искусстве — чрезвычайно емкое понятие,
включающее различные исторические художественные стили: Готику и Барокко
как выражение романтического христианского сознания, романизм как
идеализированное, романтическое изображение античности и итальянской
природы, отчасти Неоклассицизм, ведь воспоминание классики также
романтично, Неоготику — парафраз средневековой романтики и все иные
неостили: «неоренессанс», «русский стиль», русско-византийский,
мавританский, «индийский», «тюркри»... В русле романтической эстетики
развивался Бидермайер и все художественные течения периода Модерна.
флореалъное, или Ар Нуво, снова неоготика, символизм, неоклассицизм.
Но у Романтизма есть и свои границы, проходящие не в области
искусства, а в сфере идеологии. Так между преромантиз-мом XVIiIa.,
романтиками эпохи Просвещения с их пристрастиями к «естественной живописи»,
«пейзажным паркам» и романтиками начала XIX в., по словам французского
историка А. Монглана, «лежит пропасть». Эта пропасть — Великая французская
революция. Она «надломила» человека, под ее влиянием возникла эсте-.тика
«несчастного, обделенного жизнью, разочарованного героя» типа байронов-
ского Чайлд-Гарольда, «нового Гамлета». Восхищение «общественным человеком»
сменилось эстетизацией индивидуализма и тягой к уединению. Главным
принципом романтической эстетики стал субъективизм и историчность
художественного мышления. Отсюда чрезвычайный интерес к христианству з его
средневековой редакции.
«Новое, современное» искусство романтики начала XIX в. стали называть
христианским, противопоставляя его Классицизму XVIII в., ориентированному
на языческую древность, поскольку в христи-
MonglondA. Le preromantisme franc-Paris, 1965, t.1, p. 102.
анской культуре «все ориентировано на внутреннего человека».
Христианское и романтическое стали синонимами. Пафосом обращения к
«человеческой душе» проникнуто программное произведение эстетики романтизма
«Гений христианства» Ф. Р. Шатобриана (1800-1802).
Романтизм как художественное направление начала XIX в. часто настолько
противопоставляют Классицизму, что вся история искусства делится на
искусство классическое и романтическое, антично-языческое и христианское,
рациональное и мистическое. Если для Классицизма и, особенно, Ампира
характерен космополитизм, то для Романтизма — национализм. Отсюда
ретроспективность мышления романтиков, ищущих свои собственные,
национальные источники творчества. «Когда миновали наполеоновские годы, в
душе человека зашевелилось вновь то религиозное чувство, которое, казалось,
в корне было вырвано в дни революции. Оно проснулось с такой силой, какой
Европа не видала со времен средних веков, и отразилось на всех сторонах
тогдашней жизни. Кончились дни господства разума над чувством, и настала
эпоха романтизма... сердце давно уже тосковало по молитве, и грозный
двенадцатый год не одного «вольтерьянца» снова научил молиться» 2. В начале
XIX в. возрождалось храмовое строительство и религиозная живопись в
национально-исторических формах и традициях, которые пытался искоренить
наполеоновский Ампир. Естественно, что в Западной Европе это были формы
Готики. В 1831г. В. Гюго написал роман «Собор Парижской Богоматери». Тема и
сюжет романа были типично романтические. В Италии молодые архитекторы стали
изучать не только римскую, но и готическую архитектуру Сьены и Орвьето. В.
1810г. в Риме возникла группа назарейцев, идеализировавших христианское
средневековое искусство. Романтизм начала XIX в. отражал всю сложность
переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдельной
человеческой личности и полную свободу художественного творчества от
сковывающих его норм Классицизма и академизма. Своеобразным было и
отношение романтиков, прежде всего немецких, к античности. Их больше
интересовала не подлинная культура Греции и Италии, а ими самими
вымышленная. «Никто из немец-щх эллинофилов никогда не был в Греции,
некоторые из них намеренно избегали возможностей посетить страну, к которой
они возводили истоки своих критериев. gepa в эллинский образец походила на
религиозность... Какой-нибудь Гёльдерлин так и видел себя на фоне
греческого дандшафта — граница между исторически достоверной Грецией и
элизиумом была не слишком четкой, а мощь воображения... гигантской» (см.
прусский эллинизм).
Для немецких романтиков особенно характерным было «видеть только себя
и свои образы, а не реальную действительность». Попадая в настоящий, а не
вымышленный ими Рим, художники «сумрачного немецкого гения» часто не
находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно продолжали насыщать
его пейзажи призрачными готическими видениями. Но-валис говорил, что
«романтический гений изначально заключает в себе всю Вселенную... все
приводит к себе самому». Так, главным эстетическим критерием искусства
стала не объективность канонов античной красоты, а ее субъективное,
экзальтированное переживание. Р. М. Рильке писал об одном из самых
удивительных живописцев немецкого романтизма А. Бёклине, Wo он «как никто
другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть, отделяющую ее от
человека, и он изображал ее как тайну, как Леонардо изображал .Женщину —
замкнутой в себе, безучастной, с улыбкой, которая ускользает от вас»2.
Немецкий Романтизм начала XIX в. возглавили архитектор К.-Ф. Шинкель и
дрезденские романтики»: К. Д. Фридрих, К. Карус. К. Пешель, Ф. О. Рунге.
ь- Для эстетики Романтизма характерно возникновение исторического
художественного мышления и значительное расширение, по сравнению с
Классицизмом, доктрины «подражания древним» как в историческом, так и в
географическом смысле. »
Почему В. Шекспир, желая изобразить «значительное в настоящем»,
переносиЛТЙе-сто действия в чужие страны, где он сам никогда не бывал, в
Данию, Италию? Точно так же немецкие романтики, дабы избегнуть «близости
места и времени», равносильной для них банальности, мысленно переносились в
Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изображение античных руин в
картинах художников-романтиков, символизирующих бесконечное течение
времени. Иррациональное единство пространства-времени — одно из основных
положений романтической эстетики — прекрасно выражено метафорой:
даль времен.
Романтизм живописен. Живописец-романтик Э. Делакруа заметил, что
«Великий Пуссен, художник-философ... придавал идее несколько большее
значение, чем того требует живопись... впадал в некоторую нарочитость...
Недаром подобными картинами восхищаются литераторы»3. У романтиков,
напротив, важна была не столько идея, сколько сила и средства ее выражения.
Еще в картинах романистов античные руины исторически «углубляли»
пространство пейзажа, но они были также порождены стремлением к большей
живописности, которая, как известно, предполагает выражение связи предмета
с окружающей его средой: светом, воздухом и движением времени. А «движение
времени» это и есть руины, камни, растрескавшиеся и покрытые мхом, несущие
на себе следы истории. Вот почему руины всегда живописны. Более того, в
романтических парках XVIII в. специально строились «искусственные
развалины», павильоны-руины, зримо выражающие идею течения времени.
Английский философ Д. Юм утверждал, что «готические руины» представляют
собой «победу времени над силой», а греческие — «варварства над вкусом».
Именно в конце XVIII — начале XIX в. стало модным наводить искусственную
«патину древности» на бронзовую скульптуру, а у мраморных статуй — отбивать
руки, «под антики». Романтическое переживание истории, исторического
времени всегда грустно, поскольку ведет к осознанию бренности всего живого,
безвозвратно уходящего настоящего, неизвестности будущего.
В этой особенной грусти — эмоциональная окраска Романтизма. Часто
говорят, что XIX в. открыл новую «пространствен-ность времени». Не случайно
именно в эпоху романтизма XIX в. в живописи начинает преобладать
горизонталь и получает особое смысловое значение дальний план.
Вместе с тем Романтизм не есть ретро-спективизм. Красота античных руин
— красота не прошлого, а настоящего, ведь в Древнем Риме руин не было.
Романтика это эстетизация прошлого в настоящем, художественное осмысление
истории в ее актуальности.
Романтизм — искусство более противоречивое, чем Классицизм. С одной
стороны, он демонстрирует ностальгию по давно ушедшим временам, его
характерной чертой является мемориальность — памятники прошлому, забытым
или умершим друзьям, эстетизация всего грустного и печального. С другой
стороны, Романтизм — искусство всегда современное. Так, Стендаль утверждал,
что Ж. Расин был романтиком, когда, пользуясь классическими сюжетами,
показывал современные чувства и страсти. Но по прошествии некоторого
времени стал казаться холодным, академичным. Он устарел и стал классиком.
Классицизм совершенно закономерно возник раньше Романтизма. Желание
как-то упорядочить ощущения, привести их в строгую форму, как это было в
античной Греции,— в- какой-то мере детство человечества, первый необходимый
этап развития художественно-образного мышления. Его дальнейшее усложнение —
осознание условности всякого порядка, гармонии как конечности времени и
пространства, абсолютизация движения, динамики мысли и чувства.
Романтическое чувство всегда, рано или поздно просыпается в человеческой
душе и, как правило, внезапно и в «зрелом возрасте». Оно отсутствует у
детей и людей наивной, архаической культуры. Романтизм есть высшее
проявление духовности и предполагает чрезвычайно сложную, многозначную и
динамичную картину мира, которая не может быть выражена в какой-то одной
форме, одном стиле. Именно поэтому с Романтизмом как художественным
направлением связано множество течений и стилей. Отсюда и явная
преемственность Романтизма от Классицизма. Романтизм вырос из Классицизма и
Ампира расширяя и углубляя эти художественные стили, одновременно он
оттеснял наиболее ортодоксальные их проявления в сферу академического
искусства.
Таким образом, все проявления роман. тического художественного
мышления характеризует динамизм — мир предетавдя. ется в непрерывном
движении. Многие историки искусства склонны считать ро. мантической
огромную эпоху от сенти- ] ментализма конца XVIII в. и Бидермайера I начала
XIX столетия до Модерна и сим- волизма начала XX в. Классицизм эпохи
Просвещения, сентиментализм и романизм французских живописцев иногда
определя- ют как преромантизм.
Несмотря на общность хронологических рамок романтического движения
нача- i ла XIX в., в каждой из европейских стран оно протекало по-своему. В
Италии, на i родине названия этого направления, Ро- | мантизм развивался в
русле традиционно- i го римского Классицизма и деятельности живописцев-
иностранцев: нидерландцев, , французов, немцев, называвшихся вот уже
несколько столетий романистами. Во Фран- ! ции Романтизм как художественное
направление вырос из сентиментализма, или пре- романтизма эпохи
Просвещения. Но если сентиментализм это расслабленная мечтательность и, как
правило, слащавая, при- i митивная слезливость, то Романтизм — глубина и
сила познания самых сокровенных тайн человеческой души. Французский
Романтизм также опоэтизировал и возвеличил этику искусства. В посмертно
опубликованной книге П. Прюдона «Принципы искусства и его социальное
назначе- 1 ние» художественное творчество определя- 1 лось как
«идеалистическое изображение j природы и нас самих в целях физического
и морального совершенствования челове- , ческого рода» .
Французский Романтизм окреп в дли- , тельной борьбе с академизмом. В
этой стране симптомы романтического мышления считались губительными
латинскому духу классического искусства. Парижский академизм и Романтизм
грозно противостояли в лице их вождей: Энгра и Делакруа. Будучи
непримиримым борцом про- , тив академического искусства, Делакруа
П р ю д о н П . Искусство. СПб., 1865, с. 423-424.
шесть раз выставлял свою кандидатуру в Академию изящных искусств
«только для того, чтобы увидеть, как вакантное место заполнялось каким-
нибудь другим, малозначительным художником».
. Несколько позднее романтические настроения захлестнули и Россию. В
1836 г. В., Одоевский писал: «Во все эпохи душа человека стремлением
необоримой силы, невольно, как магнит к северу, обращается к задачам, коих
разрешение скрывается во; глубине таинственных стихий, образующих и
связующих жизнь духовную и жизнь вещественную...» В России, как и в
Италии, Классицизм и Романтизм успешно дополняли друг друга. В Петербурге
появление слова «романтизм» в отношении к живописи было связано с
творчеством портретиста А. Варнека (1824). Наиболее яркими примерами
соединения Классицизма и Романтизма являются многие картины К. Брюллова, А.
Венецианова.
i В архитектуре эстетика Романтизма проявилась в праве свободного
использования наследия не только античной культуры, но и всех
предшествовавших эпох. В России в начале 1830-х гг. Н. Гоголь выступил со
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|