рефераты бесплатно

МЕНЮ


Художественные стилевые направления в искусстве

архитектуре яачала XIX в. называли «рецидивами барокко».

Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой

ду-ine, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш.

Бодлер в статье «Что такое романтизм?» подчеркивал, что Романтизм

заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов», и обрести его

можно «не на стороне, а только в своем внутреннем мире» и поэтому

«романтизм есть искусство современности». Но вместе с тем, «Романтизм —

дитя севера» склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю. А юг

классичен, «ибо его природа столь прекрасна и ясна, что человеку там нечего

больше желать... а болезненный и тревожный север тешит себя игрой

воображения» и поэтому «Рафаэль... материалист, он хлассичен, а Рембрандт,

напротив,— могучий идеалист», он «повествует о страданиях рода

человеческого» . Об этом же писал X. Вёльфлин 2. И. Гёте подчеркивал

различие искусства классиков и романтиков в субъективизме последних. «Они

давали жизнь, мы же — только ее проявления. Они изображали ужасное, мы

изображаем с ужасом; они — приятное, мы — приятно» 3. Романтизм часто

противопоставляют и реализму. Если художник реалист, а точнее позитивист,

заявляет: «Я хочу изображать вещи такими, каковы они есть в

Действительности, независимо от моих ощущений, т. е. «мир без человека», то

роман--тйк-идеалист стремится изображать вещи такими, какими их

воспринимает именно он и стремится передать свое личное видение другим.

Идеи романтизма закономерно возникают на почве неудовлетворенности

действительностью, кризиса идеалов Классицизма и рационалистического

мышления, стремления уйти в мир идеальных представле-, ний, утопических

мечтаний о совершенстве мира. Как ни в каком другом "направлении искусства,

художники-романтики убеждены, что их направление — единственно верный путь.

Главной идеей романтического художественного мышления является стремление к

иррациональному, непознанному:

В том, что известно, пользы нет Одно неведомое нужно.

Так писал Гёте.

Поэтому и эпоха Романтизма конца XVIII — начала XIX вв.— время

наиболее действенного проявления романтического художественного мышления,

лишь отчасти вызванного кризисом академического Классицизма, а, в более

глубоком смысле,— результат периодического «качания маятника» от одного

полюса к Другому, от материализма к идеализму, от рационального мышления к

мистическому ощущению реальности. В этом значении все средневековое

искусство: раннехристианское, византийское, романское, готическое —

типичный Романтизм! В определенном смысле романтическим является и

искусство эллинистической эпохи как закономерная реакция на догматизм

классицистических норм. Христианское искусство, в отличие от языческого, в

своей основе романтично. Вот почему все попытки историков искусства

ограничить понятие Романтизма рамками одной исторической эпохи оказываются

безрезультатными.

Характерное для эстетики Романтизма смешение поэзии и реальности, «сна

и бодрствования» породило и некоторые формальные качества, общие для всей

романтической архитектуры, живописи, декоративного и прикладного искусства,

например: Готики и Барокко. Это намеренное смешение масштабов, устранение

ориентиров в пространстве, позволявших человеку в мире классицизма более

менее адекватно оценивать произведение искусства. Игра величин, обман

зрения, неясность ориентации — это и есть формальные критерии романтики.

Так в эпоху Готики и Барокко был одинаково распространен характерный прием

использования форм архитектуры в уменьшенных размерах для мебели,

реликвариев и напротив — архитектурные

формы, представляющие собой невероятно увеличенные элементы декора.

Типично также использование света и цвета для создания пространственных

иллюзий, эффекта беспредельности пространства — черта также общая для

искусства Готики, Барокко и многих неостилей. В античности и искусстве

Классицизма, напротив, все меры должны быть ясно определены.

Таким образом, Романтизм в искусстве — чрезвычайно емкое понятие,

включающее различные исторические художественные стили: Готику и Барокко

как выражение романтического христианского сознания, романизм как

идеализированное, романтическое изображение античности и итальянской

природы, отчасти Неоклассицизм, ведь воспоминание классики также

романтично, Неоготику — парафраз средневековой романтики и все иные

неостили: «неоренессанс», «русский стиль», русско-византийский,

мавританский, «индийский», «тюркри»... В русле романтической эстетики

развивался Бидермайер и все художественные течения периода Модерна.

флореалъное, или Ар Нуво, снова неоготика, символизм, неоклассицизм.

Но у Романтизма есть и свои границы, проходящие не в области

искусства, а в сфере идеологии. Так между преромантиз-мом XVIiIa.,

романтиками эпохи Просвещения с их пристрастиями к «естественной живописи»,

«пейзажным паркам» и романтиками начала XIX в., по словам французского

историка А. Монглана, «лежит пропасть». Эта пропасть — Великая французская

революция. Она «надломила» человека, под ее влиянием возникла эсте-.тика

«несчастного, обделенного жизнью, разочарованного героя» типа байронов-

ского Чайлд-Гарольда, «нового Гамлета». Восхищение «общественным человеком»

сменилось эстетизацией индивидуализма и тягой к уединению. Главным

принципом романтической эстетики стал субъективизм и историчность

художественного мышления. Отсюда чрезвычайный интерес к христианству з его

средневековой редакции.

«Новое, современное» искусство романтики начала XIX в. стали называть

христианским, противопоставляя его Классицизму XVIII в., ориентированному

на языческую древность, поскольку в христи-

MonglondA. Le preromantisme franc-Paris, 1965, t.1, p. 102.

анской культуре «все ориентировано на внутреннего человека».

Христианское и романтическое стали синонимами. Пафосом обращения к

«человеческой душе» проникнуто программное произведение эстетики романтизма

«Гений христианства» Ф. Р. Шатобриана (1800-1802).

Романтизм как художественное направление начала XIX в. часто настолько

противопоставляют Классицизму, что вся история искусства делится на

искусство классическое и романтическое, антично-языческое и христианское,

рациональное и мистическое. Если для Классицизма и, особенно, Ампира

характерен космополитизм, то для Романтизма — национализм. Отсюда

ретроспективность мышления романтиков, ищущих свои собственные,

национальные источники творчества. «Когда миновали наполеоновские годы, в

душе человека зашевелилось вновь то религиозное чувство, которое, казалось,

в корне было вырвано в дни революции. Оно проснулось с такой силой, какой

Европа не видала со времен средних веков, и отразилось на всех сторонах

тогдашней жизни. Кончились дни господства разума над чувством, и настала

эпоха романтизма... сердце давно уже тосковало по молитве, и грозный

двенадцатый год не одного «вольтерьянца» снова научил молиться» 2. В начале

XIX в. возрождалось храмовое строительство и религиозная живопись в

национально-исторических формах и традициях, которые пытался искоренить

наполеоновский Ампир. Естественно, что в Западной Европе это были формы

Готики. В 1831г. В. Гюго написал роман «Собор Парижской Богоматери». Тема и

сюжет романа были типично романтические. В Италии молодые архитекторы стали

изучать не только римскую, но и готическую архитектуру Сьены и Орвьето. В.

1810г. в Риме возникла группа назарейцев, идеализировавших христианское

средневековое искусство. Романтизм начала XIX в. отражал всю сложность

переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдельной

человеческой личности и полную свободу художественного творчества от

сковывающих его норм Классицизма и академизма. Своеобразным было и

отношение романтиков, прежде всего немецких, к античности. Их больше

интересовала не подлинная культура Греции и Италии, а ими самими

вымышленная. «Никто из немец-щх эллинофилов никогда не был в Греции,

некоторые из них намеренно избегали возможностей посетить страну, к которой

они возводили истоки своих критериев. gepa в эллинский образец походила на

религиозность... Какой-нибудь Гёльдерлин так и видел себя на фоне

греческого дандшафта — граница между исторически достоверной Грецией и

элизиумом была не слишком четкой, а мощь воображения... гигантской» (см.

прусский эллинизм).

Для немецких романтиков особенно характерным было «видеть только себя

и свои образы, а не реальную действительность». Попадая в настоящий, а не

вымышленный ими Рим, художники «сумрачного немецкого гения» часто не

находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно продолжали насыщать

его пейзажи призрачными готическими видениями. Но-валис говорил, что

«романтический гений изначально заключает в себе всю Вселенную... все

приводит к себе самому». Так, главным эстетическим критерием искусства

стала не объективность канонов античной красоты, а ее субъективное,

экзальтированное переживание. Р. М. Рильке писал об одном из самых

удивительных живописцев немецкого романтизма А. Бёклине, Wo он «как никто

другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть, отделяющую ее от

человека, и он изображал ее как тайну, как Леонардо изображал .Женщину —

замкнутой в себе, безучастной, с улыбкой, которая ускользает от вас»2.

Немецкий Романтизм начала XIX в. возглавили архитектор К.-Ф. Шинкель и

дрезденские романтики»: К. Д. Фридрих, К. Карус. К. Пешель, Ф. О. Рунге.

ь- Для эстетики Романтизма характерно возникновение исторического

художественного мышления и значительное расширение, по сравнению с

Классицизмом, доктрины «подражания древним» как в историческом, так и в

географическом смысле. »

Почему В. Шекспир, желая изобразить «значительное в настоящем»,

переносиЛТЙе-сто действия в чужие страны, где он сам никогда не бывал, в

Данию, Италию? Точно так же немецкие романтики, дабы избегнуть «близости

места и времени», равносильной для них банальности, мысленно переносились в

Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изображение античных руин в

картинах художников-романтиков, символизирующих бесконечное течение

времени. Иррациональное единство пространства-времени — одно из основных

положений романтической эстетики — прекрасно выражено метафорой:

даль времен.

Романтизм живописен. Живописец-романтик Э. Делакруа заметил, что

«Великий Пуссен, художник-философ... придавал идее несколько большее

значение, чем того требует живопись... впадал в некоторую нарочитость...

Недаром подобными картинами восхищаются литераторы»3. У романтиков,

напротив, важна была не столько идея, сколько сила и средства ее выражения.

Еще в картинах романистов античные руины исторически «углубляли»

пространство пейзажа, но они были также порождены стремлением к большей

живописности, которая, как известно, предполагает выражение связи предмета

с окружающей его средой: светом, воздухом и движением времени. А «движение

времени» это и есть руины, камни, растрескавшиеся и покрытые мхом, несущие

на себе следы истории. Вот почему руины всегда живописны. Более того, в

романтических парках XVIII в. специально строились «искусственные

развалины», павильоны-руины, зримо выражающие идею течения времени.

Английский философ Д. Юм утверждал, что «готические руины» представляют

собой «победу времени над силой», а греческие — «варварства над вкусом».

Именно в конце XVIII — начале XIX в. стало модным наводить искусственную

«патину древности» на бронзовую скульптуру, а у мраморных статуй — отбивать

руки, «под антики». Романтическое переживание истории, исторического

времени всегда грустно, поскольку ведет к осознанию бренности всего живого,

безвозвратно уходящего настоящего, неизвестности будущего.

В этой особенной грусти — эмоциональная окраска Романтизма. Часто

говорят, что XIX в. открыл новую «пространствен-ность времени». Не случайно

именно в эпоху романтизма XIX в. в живописи начинает преобладать

горизонталь и получает особое смысловое значение дальний план.

Вместе с тем Романтизм не есть ретро-спективизм. Красота античных руин

— красота не прошлого, а настоящего, ведь в Древнем Риме руин не было.

Романтика это эстетизация прошлого в настоящем, художественное осмысление

истории в ее актуальности.

Романтизм — искусство более противоречивое, чем Классицизм. С одной

стороны, он демонстрирует ностальгию по давно ушедшим временам, его

характерной чертой является мемориальность — памятники прошлому, забытым

или умершим друзьям, эстетизация всего грустного и печального. С другой

стороны, Романтизм — искусство всегда современное. Так, Стендаль утверждал,

что Ж. Расин был романтиком, когда, пользуясь классическими сюжетами,

показывал современные чувства и страсти. Но по прошествии некоторого

времени стал казаться холодным, академичным. Он устарел и стал классиком.

Классицизм совершенно закономерно возник раньше Романтизма. Желание

как-то упорядочить ощущения, привести их в строгую форму, как это было в

античной Греции,— в- какой-то мере детство человечества, первый необходимый

этап развития художественно-образного мышления. Его дальнейшее усложнение —

осознание условности всякого порядка, гармонии как конечности времени и

пространства, абсолютизация движения, динамики мысли и чувства.

Романтическое чувство всегда, рано или поздно просыпается в человеческой

душе и, как правило, внезапно и в «зрелом возрасте». Оно отсутствует у

детей и людей наивной, архаической культуры. Романтизм есть высшее

проявление духовности и предполагает чрезвычайно сложную, многозначную и

динамичную картину мира, которая не может быть выражена в какой-то одной

форме, одном стиле. Именно поэтому с Романтизмом как художественным

направлением связано множество течений и стилей. Отсюда и явная

преемственность Романтизма от Классицизма. Романтизм вырос из Классицизма и

Ампира расширяя и углубляя эти художественные стили, одновременно он

оттеснял наиболее ортодоксальные их проявления в сферу академического

искусства.

Таким образом, все проявления роман. тического художественного

мышления характеризует динамизм — мир предетавдя. ется в непрерывном

движении. Многие историки искусства склонны считать ро. мантической

огромную эпоху от сенти- ] ментализма конца XVIII в. и Бидермайера I начала

XIX столетия до Модерна и сим- волизма начала XX в. Классицизм эпохи

Просвещения, сентиментализм и романизм французских живописцев иногда

определя- ют как преромантизм.

Несмотря на общность хронологических рамок романтического движения

нача- i ла XIX в., в каждой из европейских стран оно протекало по-своему. В

Италии, на i родине названия этого направления, Ро- | мантизм развивался в

русле традиционно- i го римского Классицизма и деятельности живописцев-

иностранцев: нидерландцев, , французов, немцев, называвшихся вот уже

несколько столетий романистами. Во Фран- ! ции Романтизм как художественное

направление вырос из сентиментализма, или пре- романтизма эпохи

Просвещения. Но если сентиментализм это расслабленная мечтательность и, как

правило, слащавая, при- i митивная слезливость, то Романтизм — глубина и

сила познания самых сокровенных тайн человеческой души. Французский

Романтизм также опоэтизировал и возвеличил этику искусства. В посмертно

опубликованной книге П. Прюдона «Принципы искусства и его социальное

назначе- 1 ние» художественное творчество определя- 1 лось как

«идеалистическое изображение j природы и нас самих в целях физического

и морального совершенствования челове- , ческого рода» .

Французский Романтизм окреп в дли- , тельной борьбе с академизмом. В

этой стране симптомы романтического мышления считались губительными

латинскому духу классического искусства. Парижский академизм и Романтизм

грозно противостояли в лице их вождей: Энгра и Делакруа. Будучи

непримиримым борцом про- , тив академического искусства, Делакруа

П р ю д о н П . Искусство. СПб., 1865, с. 423-424.

шесть раз выставлял свою кандидатуру в Академию изящных искусств

«только для того, чтобы увидеть, как вакантное место заполнялось каким-

нибудь другим, малозначительным художником».

. Несколько позднее романтические настроения захлестнули и Россию. В

1836 г. В., Одоевский писал: «Во все эпохи душа человека стремлением

необоримой силы, невольно, как магнит к северу, обращается к задачам, коих

разрешение скрывается во; глубине таинственных стихий, образующих и

связующих жизнь духовную и жизнь вещественную...» В России, как и в

Италии, Классицизм и Романтизм успешно дополняли друг друга. В Петербурге

появление слова «романтизм» в отношении к живописи было связано с

творчеством портретиста А. Варнека (1824). Наиболее яркими примерами

соединения Классицизма и Романтизма являются многие картины К. Брюллова, А.

Венецианова.

i В архитектуре эстетика Романтизма проявилась в праве свободного

использования наследия не только античной культуры, но и всех

предшествовавших эпох. В России в начале 1830-х гг. Н. Гоголь выступил со

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.