Дипломная работа: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Татарстан
Государственная стратегия
развития малых и средних предприятий направлена на повышение гибкости,
устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации
экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:
1) совершенствование системы обучения и
переподготовки специалистов;
2) стимулирование инновационной
деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения
экспортных возможностей;
3) улучшение взаимодействия
государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях
эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и
развития;
4) регулирование экономики и минимизация
бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до
€9 млрд.
5) всемерное развитие информационных
технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся
направлений деятельности.
Рассмотрим
государственную поддержку предпринимательства в Германии.
Государственная политика
осуществляется в рамках структурных реформ "Повестка дня 2010",
направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление
сектора малых и средних предприятий, повышение его конкурентоспособности и
обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетными направлениями поддержки будут
инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение
квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и
стимулирование. Финансовая поддержка будет в равных долях выделяться на
федеральном и земельном уровнях, преимущественно в виде гарантий и
поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия
малым и средним предприятиям. На эти же цели направляются значительные средства
ЕС и будут привлечены частные инвестиции [30, С 81-88]
Базовые государственные
программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства представлены в Таблице 2.
Таблица 2 Базовые
государственные программы и земельная инфраструктура поддержки и развития
малого и среднего предпринимательства в Германии
Программы |
Количество |
Содержание программ |
Государственные программы и
множество других земельных и отраслевых программ
- объемы кредитов € 49 млрд.
- снижение налогов на € 15 млрд.
|
41 |
-технические (обучение и
консультация
- финансовой инвестиционной
поддержки)
- инновации и новые технологии
- поддержка стартующих
предприятий
- развитие экспорта
- самозанятость, женское и
молодежное предпринимательство
|
Региональные отделения ДГ VIII и
партнерские организации |
|
Во всех землях страны и крупных
городах |
Уполномоченные кредитно –
финансовые организации |
|
- банк содействия МСП
- общество инвестиций и развития
- отделения по всей территории
страны
|
Центры содействия передаче новых
технологий |
374 |
-350 инновационных центров
- 24 центра электронной коммерции
|
Консультационные центры |
|
40 пунктов финансового консультирования |
Бизнес- инкубаторы и технопарки |
182 |
Расположены во всех землях,
крупных городах, промышленных и научных центрах |
Социально ориентированные центры
предпринимательства |
90 |
- женского бизнеса
- для инвалидов, иммигрантов идр.
|
Информационные сети (на
федеральном, земельном и муниципальном уровнях) |
|
Взаимодействуют с
общеевропейскими и глобальными сетями. Имеют свою специфику: техника,
финансы, заказы и др. |
Центры поддержки экспорта |
|
- расположены в крупных городах
- взаимодействуют со 115 агентствами
|
Структуры общественной поддержки
и защиты интересов малого и среднего бизнеса |
382 |
- 200 промышленных ассоциаций
- 55 ремесленных палат
- 46 торговых конфедераций
- 81 тогово – промышленных палат
|
Координация деятельности
всех государственных и партнерских организаций по реализация этой политики
возложена на "Федеральное министерство экономики и труда". Всеми
оперативными вопросами в министерства в отношении МСП, ремесленничества, сферы
услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки МСП
занимается "Генеральный Директорат - VIII" (ГД-VIII).(Приложение3).
Государственная стратегия
развития малых и средних предприятий в рамках программы структурных реформ до
2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей:
1) обеспечение условий для развития и
роста численности "среднего класса";
2) повышение заинтересованности молодежи
в предпринимательской деятельности;
3) создание учебной базы при высших и
средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодежи к активной
предпринимательской деятельности;
4) усиление финансовой помощи и
технического содействия стартующим предприятиям для обеспечения их устойчивого
развития и дальнейшего роста;
5) снижение бюрократических барьеров,
облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям;
6) стимулирование делового и
инновационного потенциала сектора МСП в сфере НИОКР, путем преимущественного
применения мер косвенной поддержки.
Рассмотрим
государственную поддержку малых и средних предприятий в Японии.
Японский опыт отличается
высоким уровнем влияния государства на основные процессы реформирования
экономики страны. После окончания II Мировой Войны, Япония оказалась с
разрушенной экономикой и без традиционных источников сырья. При содействии США
и главным образом при мобилизации всех национальных ресурсов, Япония в
относительно короткие сроки восстановила и модернизировала свою промышленность,
обеспечив возможность дальнейшего интенсивного развития экономики страны. В
настоящее время Япония находится в числе лидеров мировой экономики. В
значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной
государственной политики, ориентированной на всемерную поддержку и развитие
малых и средних предприятий (Приложение 4).
Базовые государственные
программы и территориальная инфраструктура поддержка и развития малого
предпринимательства в Японии представлены в Таблице 3.
Таблица 3 Базовые
государственные программы и территориальная инфраструктура поддержка и развития
малого предпринимательства в Японии
Программы |
Количество |
Содержание программы |
Направления финансовой поддержки
Всего: $ 2.56 трлн, в том числе:
Гос. кредиты $ 39,9 млрд.
Гос. средства – 10,5 %
Частный капитал – 99,5 %
|
23 |
- стабилизационная помощь
- инновационные мероприятия
- техническая помощь
- развитие субконтрактации
- модернизация и технологическое
развитие
- другие направления
|
Агентство малого и среднего
бизнеса |
1 |
- 56 отделений в 9 регионах и 47
префектурах
- представительства в городах и
поселках
- 1 институт технологических
исследований
- 313 центров развития
предпринимательства
|
Японская корпорация малого и
среднего бизнеса |
1 |
- 9 институтов менеджмента и
технологий
- 52 компании гарантирования
кредитов
- 9 региональных и 24 отраслевых
отделения
- национальная сеть структур
поддержки
|
Уполномоченные кредитно –
финансовые организации |
5 |
-313 кредитных отделени
-52 компании гарантирования
кредитов
- 42 венчурных фондов
-3 инвестиционных компании
|
Центры развития
предпринимательства |
313 |
- оказание услуг в «одно окно»
- обучение и консультирование
- техническая помощь и информация
|
Информационные центры |
13 |
Оказывают комплекс информационных
и коммуникационных услуг |
Информационные сети |
5 |
- 4 сети (техника, законы,
помощь, партнеры
- глобальная сеть информации)
|
Система общественной поддержки и
лоббирования интересов малого и среднего предпринимательства |
|
-526 местных торгово-
промышленных пала
- 2801 предпринимательских
объединений
- 5 национальных союзов
предпринимателей
региональные и местные ассоциации
|
Государственная стратегия
развития малых и средних предприятий в Японии, начиная с 2000 г. постоянно
корректировалась в целях замедления продолжающегося спада в экономике,
сокращения количества предприятий (до 2% в год) и деловой активности сектора
малых и средних предприятий. В середине 2002 г. Министерство экономики,
торговли и промышленности приняло новую стратегию экономического восстановления
и развития страны, а так же следующие меры в отношении малых и средних
предприятий:
1) введение системы гибкого управления
экономикой;
2) усиление поддержки инновационной деятельности;
3) усиление устойчивости и развитие
систем экономической безопасности малых и средних предприятий;
4) улучшение условий труда и социального
обеспечения в секторе малых и средних предприятий;
5) списание задолженности по
незавершенным займам;
6) увеличение мобильности трудовых
ресурсов в сфере услуг;
7) облегчение доступа к финансовым
ресурсам и к акционерному капиталу;
8) повышение взаимодействия структур
поддержки и развития малых и средних предприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|