Дипломная работа: Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране
Стремление добиться
сдвигов в экономическом развитии страны главным образом за счет поступлений от
нефти отвлекло внимание Мосаддыка и его единомышленников от других важных
экономических проблем, а именно от изыскания других путей увеличения
национального дохода и более активного вмешательства в экономическую и
социальную жизнь страны. Тем не менее, нельзя недооценивать значение
поступлений от нефти, как в экономическом, так и политическом смысле, так как
борьба против АИНК была борьбой за ослабление зависимости Ирана от иностранных
монополий и за ликвидацию основного орудия империализма в стране [19, с. 207].
Начался массовый отход от
Моссадыка большинства его бывших сторонников и попутчиков. Основной причиной
этого было обострений социально- экономического и политического кризиса и сама
политика проводимая премьером. Страна переживала беспросветные дни
экономического застоя и хаоса.
13 августа 1953 года шах
подписал указ о смешении Моссадыка с поста главы правительства. Премьер
отказался подчиняться указу [2, с. 136].
На следующий день
демократическая печать, в том числе органы Народной Партии Ирана, предупредили
премьер- министра о возможности переворота, что помогло предотвратить попытку
его ареста в ночь на 16 августа. Захлестнувшая Тегеран в последующие два дня
волна антимонархических выступлений, руководимых Народной партией Ирана, снесла
даже шахские памятники в столице.
Но правительство не нашло
ничего лучшего, как обрушиться с репрессиями на участников демократического
движения. Бросив в тюрьму несколько сотен демонстрантов, оно 18 августа
освободило арестованных ранее заговорщиков, которые на следующий же день вместе
с его бывшими сторонниками приняли активное участие новом, на этот раз
удавшемся перевороте [2, с. 137].
В ночь на 19 августа 1953
года был совершен государственный переворот. Правительственные здания и
радиостанция были заняты войсками, Моссадык и некоторые министры его правительства
арестованы [18, с.7].
Конец политической
карьеры Моссадыка должным образом увенчал его многолетнюю деятельность. В
декабре 1953 года Моссадык предстал перед военным трибуналом. В свою защиту он
заявил, что без устали боролся против врагов Ирана во имя его независимости и создания
экономики, базирующейся не только на нефтяных ресурсах. Власти приговорили его
к трем годам тюремного заключения по обвинению в нарушении статей конституции,
касающихся прав монарха [18,с. 137].
Но все-таки имя Моссадыка
в широких кругах «средних слоев» еще при его жизни было окружено ареалом борьбы
за независимость и демократию [18, с. 138].
В начале 1951- 1953 гг.
представители «средних слоев» предприняли, в сущности, первую в истории Ирана XX века самостоятельную попытку
установить контроль над правительственным и государственно-административным
аппаратом страны.
Приход к власти кабинета
Массадыка, несмотря на мирный и конституционный характер, мог стать отправным
пунктом революционного сдвига в сфере политической надстройки. В результате
всего этого стремление Моссадыка укрепиться у власти и при этом правильная
проводимая им политика, должна была обеспечить выход из охватившего страну
социально- экономического кризиса путем увеличения финансовых поступлений от эксплуатации,
национализированной нефтяной промышленности.
Немалое значение имел и
реформистский по своей сути характер основных социально- экономических
мероприятий нового правительства. Конечно, такой характер проводимых мер в
значительной степени соответствовал особенностям общественного бытия и
социальных устремлений средних и некоторых низших слоев иранского общества.
Таким образом, неудачи,
тупики правительства Моссадыка отразили именно общую несостоятельность поисков
самобытных путей развития иранского общества на базе сохранения его полуфеодальных
социальных основ в условиях бурных общественных перемен в современном мире.
После государственного
переворота 1953 года в истории Ирана начался период изменения экономической,
политической и военной зависимости от США и вызванного в связи с этим
обострения экономического общественно- политического кризиса, а также ухудшение
положения народных масс. 5 декабря 1953 года были восстановлены дипломатические
отношения между Ираном и Англией [18, с. 8].
Все это означало
восстановление империалистических позиций в эксплуатации иранской нефти. По
сравнению с положением, которое существовало до 1951 года, разница состояла в
том, что теперь американские нефтяные компании добились ликвидации английской
монополии на эксплуатацию иранской нефти и заняли формально равные с английской
компанией (по 40 %) позиции, а фактически захватили главенствующую роль.
Начался новый этап эксплуатации Иранской нефтяной промышленности США, бале
интенсивный, чем Англией, при которой происходил еще больший грабеж
национального богатства Ирана [18, с. 9].
После событий 1953 года
иранское правительство в области внешних отношений открыто отказалась от
политики нейтралитета. Внешняя политика Ирана стала определяться курсом на
тесный союз с США и другими западными капиталистическими странами, привлечением
иностранного капитала в Иран и антикоммунизмом [18, с. 10].
Внешняя
политика Ирана теперь определялась в основном участием в СЕНТО и военным
соглашением с США. А это вызвало непомерный рост военных расходов и уменьшение
расходов на развитие сельского хозяйства и промышленности [18, с. 11].
В
государственных экономических учреждениях обосновались многочисленные
иностранные, главным образом американские, советники, которые получали очень
высокие оклады, безответственно расходовали государственные средства.
В
области внешней торговли проводилась политика открытых дверей, для товаров,
ввозимых из капиталистических стран. Монополия внешней торговли фактически была
ликвидирована. Это привело к катастрофической пассивности иранского торгового
баланса. В конце 50-х – начале 60-х годов ввоз в страну почти в пять, раз
превышал вывоз [18, с.12].
Цены
на импортные товары поднимались во много раз выше цен на экспортные товары, что
увеличивало дефицит товарного баланса [С. 13].
К
концу 50-х годов в экономическом отношении Иран оставался слаборазвитой
страной. Наблюдался застой в большинстве отраслей промышленности. Несмотря на
аграрный характер экономики, Иран не мог полностью обеспечивать свое население
сельскохозяйственной продукцией [18, с. 15].
Тяжелые
средневековые условия труда сохранялись на многих мелких предприятиях и в
кустарных мастерских. Выплата заработной платы рабочим часто задерживалась,
законы о социальном страховании и охране труда существовали только на бумаге [18,
с.20].
Такие
пагубные последствия для экономики и социального положения населения страны
имела политика, проводимая после августовских событий 1953 года. Такое
положение в стране не могло не отразиться на настроениях народных масс, что
вызывало бесконечные волны недовольства, забастовки, демонстрации, массовые
митинги.
В конце 50-х начале 60-х
годов обострились отношения верхушки иранского духовенства с правительством и
шахом Ирана.
Высшая прослойка
духовенства, значительная часть которой сама владела крупными земельными угодьями,
выступила против проекта аграрной реформы и начала антиправительственную
компанию с целью убедить иранский народ, что отчуждение земель и предполагаемый
раздел их между крестьянами находятся в вопиющем противоречии с законами ислама
[13, с. 181].
Политическая
обстановка также была нестабильной, один кабинет министров сменял другой.
Политика, проводимая ими, не могла даже в меньшей степени ослабить переживаемый
страной острый политический кризис [18, с. 29].
Таким
образом, в начале 60-х годов Иран находился в состоянии глубокого
экономического и политического кризиса. Этот кризис был результатом
антинародной внешней политики, союза с империалистическими державами, участие в
агрессивном военном блоке СЕНТО и подчинение экономики страны иностранным монополиям,
а также реакционной внутренней политики. В стране создалась сложная обстановка,
грозившая социальным взрывом.
1.2 Общественно-политическое
и экономическое развитие Ирана в 60- первой половине 70–х гг. «Белая революция»
Продолжавшиеся в середине
50-х годов забастовки иранских рабочих и отдельные выступления других слоев
населения со всей очевидностью показали, что ни жесткая политика в отношении
демократического и освободительного движения, ни укрепление связей с
империалистическими державами не погасили серьёзного недовольства в стране, не
привели к укреплению внутреннего и международного положения Ирана. Основной
источник недовольства наряду с тесной зависимостью Ирана от империалистических
держав коренился в социально- экономической отсталости страны, которая
базировалась на полуколониальной структуре хозяйства и преобладавших в нем
докапиталистических формах производства [19, с. 290].
В этой связи во второй
половине 50- х годов перед иранским государством, испытывавшим серьезные
экономические и политические затруднения, со всей остротой встала задача
преодоления социально- экономической отсталости, основной путь ликвидации
которой оно видело в реконструкции хозяйства и общественного строя по
капиталистическому образцу.
И хотя многие представители
правящих кругов убедились в необходимости, и даже неизбежности социально-
экономических, и, прежде всего аграрных, преобразований, осуществление этой
задачи встречало упорное противодействие в среде самих правящих кругов, и
особенно в среде крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего
духовенства. Опираясь на свою экономическую мощь и политическое влияние,
занимая сильные позиции в парламенте и административном аппарате, они имели
реальные возможности поставить труднопреодолимые препятствия для любых
мероприятий, противоречивших их интересам, и, прежде всего для проведения
преобразований, вносивших глубокие изменения в общественный строй страны.
Тем не менее, во второй
половине 50-х годов государство приступило к осуществлению серии мероприятий,
призванных подготовить общественно- политическую почву и административный
аппарат к проведению социально- политических и преобразований.
Государственные
преобразования протекали в условиях постепенного усиления власти шаха, который
все чаще брал на себя законодательную инициативу и все более активно вмешивался
в функции исполнительной власти. Происходило фактическое ограничение
законодательных прав парламента и его возможностей надзора над деятельностью
правительства, которая во все возрастающей степени контролировалась самим шахом
[19, с. 292].
Расценивая власть шаха
как важный фактор политической стабилизации, правящие круги Ирана всемерно
содействовали её усилению, прикрываясь лозунгом «национального и
государственного единства», олицетворявшегося якобы в институте монархии [19,
с. 293].
Шаху фактически принадлежало
право и назначения министров, генерал- губернаторов, начальников воинских
подразделений, послов и других представителей административного аппарата.
Мероприятия по укреплению
централизованного управления и повышению дееспособности административного
аппарата создавали предпосылки для осуществления общественных преобразований и
тем самым обеспечения внутриполитической стабилизации на базе роста
экономического потенциала Ирана и улучшения положения широких слоев населения.
Однако даже в конце 50- х годов государственная власть, испытывая упорное
сопротивление преобладавших в меджлисе и различных звеньях государственного
аппарата крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего духовенства,
показала всю несостоятельность в решении вопроса об осуществлении уже давно
назревших радикальных общественных преобразований.
Государственная власть в
целом по сути дела ограничивалась попытками повышения экономического потенциала
страны на пути выполнения крупных экономических проектов с помощью западных
монополий.
Период общественно-
политического и экономического развития Ирана в 60-х - первой половине 70-х
годов XX века ознаменовался вступлением Ирана
в новую фазу исторического развития. Это было связано с тем, что в стране
происходил обширный комплекс общественных преобразований, призванных, с одной
стороны, обеспечить предпосылки для значительного переустройства Ирана, с
другой разрядить внутриполитическую обстановку и на пути облегчения положения широких
слоев населения в ходе этих преобразований избежать обострения социальных
противоречий и повторений событий прошедших лет. Выполнение этих
взаимосвязанных задач предусматривало осуществление наряду с общественными
преобразованиями тесно связанных с ними крупных экономических программ,
социально- культурных проектов, внутри- и внешнеполитических мероприятий.
Начальным звеном
развернувшихся политических событий были выборы в меджлис XX созыва состоявшиеся в августе 1960
г. на партийной основе. Фальсификация результатов голосования, массовые
протесты населения, сопровождавшиеся столкновениями с полицией, заставили шаха
аннулировать результаты голосования и распустить меджлис.
Проведенная в январе-
феврале 1961 года повторная избирательная компания протекала в условиях бойкота
выборов значительной частью населения. В итоге большинство мест в меджлисе
опять получили полуфеодальные помещики- противники реформ.
Активизировались
забастовочные движения рабочих, демонстрации студентов и учителей, выдвигавших
наряду с экономическими требованиями демократические свободы. Пресекая народные
выступления, шахский двор распустил и вновь избранный меджлис, не объявив при
этом дату созыва нового.
Распустив вторично
меджлис, шах объявил главной задачей внутренней политики проведение аграрных
реформ и анти - коррупционных мероприятий. Выполнение этой задачи было
возложено на «независимое» правительство Али Амини.
Независимое правительство
Али Амини ознаменовало начало отхода монархии на землевладельцев. Новым
правительством были произведены аресты высокопоставленных военных и гражданских
лиц, обвиненных в коррупции. В 1962 году правительство представило шаху новый
аграрный закон, ограничивающий имение помещиков землями одной деревни.
Обещание реформ было
обычным средством, к которому правящие круги Ирана прибегали и в прошлом, когда
в стране создавалась для них опасная обстановка. Например, когда в 1921 году в
Иране развернулось национально- освободительное антианглийское движение,
грозившее существованию монархического строя, в Тегеране был совершен
государственный переворот, положивший начало событиям, которые впоследствии
привели к воцарению правящей династии Пехлеви. Те преобразования, которые
обещало новое правительство, осталось лишь на бумаге [18, с. 4].
В начале второй половины XX века после образования мирового социалистического лагеря,
краха колониальной системы империализма и подъема антиимпериалистического и
демократического движения в ряде бывших колоний и зависимых стран, голословными
декларациями и обещаниями нельзя было успокоить поднимавшийся иранский народ.
Представители руководящих
кругов США, с которыми иранский шах и его правительство были тесно связаны,
также настаивали на проведении в Иране реформ. Во время своего пребывания в
Тегеране летом 1962 года в то время вице-президент, а в дальнейшем президент
США Л. Джонсон разъяснил правящим кругам Ирана заинтересованность Вашингтона в
проведении социальных, экономических и политических реформ [18, с. 34]. Это
было связанно со стремлением к установлению большей стабильности этой страны,
опасаясь краха существовавшего в Иране режима, а вместе с ним и потерей своих
позиций.
Сформированное в этих
условиях в июле 1962 году после отставки А. Амини правительство близкого к шаху
А. Алама разработало по указанию шаха шесть законопроектов о реформах:
- о проведении земельной
реформы на основе закона, принятого в январе 1962года;
- о национализации
земель;
- о продаже
государственных фабрик и заводов для финансирования земельной реформы;
- об изменении закона
выборов в меджлис и сенат;
- об участии рабочих в
прибылях предприятий;
- о создании «корпуса
просвещения» для борьбы с неграмотностью в деревне.
Решено было для
утверждения этих законопроектов провести референдум. Как заявил на пресс-
конференции 19 января 1963 года премьер министр А. Алам, народ надо убедить в
том, что если эти реформы не будут проведены, то огромные беды обрушаться на
головы иранцев [18, с. 35]
На референдуме,
проведенном 26 января 1963, законопроекты были утверждены. Выступая в открытии
экономической конференции в Тегеране 27 февраля того же года, шах заявил, что
одобренные законопроекты являются «бескровной - белой революцией» и что
феодальная система в Иране будет ликвидирована в течение 30 лет [18, с. 36].
Затем к первым шести
законопроектам о реформах были добавлены еще шесть. Это законопроекты о
создании «корпуса здравоохранения» для оказания медицинской помощи сельскому
населению, о создании «корпуса тарвидж» («корпуса внедрения» новых современных
методов ведения сельского хозяйства), о создании «ханейе энсаф» («домов
справедливости»)- общественных судов для рассмотрения и решения мелких тяжб и
споров. Также законопроекты о национализации водных источников, о принятии
программы реконструкции города и деревни с целью повышения уровня жизни населения
[18, с. 36].
В последствии к 12
упомянутым пунктам программы реформ до конца 1975 года прибавили еще пять
пунктов: «расширение собственности на промышленность», борьба со спекуляцией и
коррупцией, бесплатное обучение в средних и высших школах, бесплатное питание
детей до двухлетнего возраста, всеобщее социальное страхование, включая
сельское население.
Эту программу реформ в
официальных кругах Ирана называют « белой революцией», или еще «революцией шаха
и народа».
Наиболее важной в этой
программе была земельная реформа. В Иране она была разделена на три этапа.
Мероприятия в отношении крупных земельных собственников, выкуп государством
излишков земли сверх одной деревни и распродажа их крестьянам- арендаторам,
является первым этапом. А мероприятия по урегулированию отношений между мелкими
и средними помещиками и крестьянами, арендовавшими и обрабатывающими их земли
тремя способами, установленными дополнениями 1963 года к закону о земельной
реформе, называются вторым этапом земельной реформы. Программа третьего этапа
предусматривала раздел и продажу земель помещиков и частных вакфов, которые
обрабатывались крестьянами на базе аренды.
Стоит заметить, что
осуществление программ первого и второго этапов аграрной реформы сопровождалось
заметным повышением реальных доходов крестьян. Но и даже эти преобразования не
приостановили процесс обнищания и разорения трудящихся деревни.
Все эти и аналогичные
проекты отражают ярко проявившийся в конце 60-х – начале 70-х годов все более
укрепляющие свои позиции в аграрной политике иранского правительства курс,
направленный на решение задач развития производства в иранской деревне путем
расширения деятельности крупных хозяйств.
Начало земельной реформы
и указ шаха от 2 марта 1963 года о предоставлении женщинам избирательных прав наравне
с мужчинами были враждебно встречены крупными землевладельцами и духовенством.
Крупные полуфеодальные
помещики и ханы племен, оказывали открытое сопротивление аграрной реформе. Они
обвинили правительство в антиконституционных действиях, лишавших по их словам,
закон о реформе юридической силы. Религиозные лидеры заявили о несоответствии
реформы предписаниям ислама. К числу недовольных реформой также присоединилось
движение интеллигенции, студенчества, служащих, торговцев, ремесленников и
рабочих, возглавляемых Национальным фронтом. Они выступали против осуществления
преобразований в условиях беспарламентского режима.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|