рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

Очень оживляет помещение библиотеки аквариум, который лучше разместить на подставке в окружении цветов, он может стать важной деталью интерьера и способствовать созданию спокойной обстановки в библиотеке (29, с.59).

В библиотечном дизайне среди основных факторов, воздействующих на читателя, большое значение имеет оформление книжных выставок, стендов и плакатов. Их воздействие на читателя во многом зависит не только от актуальности содержания, но также от их формы, цвета, умения интересно размещать материал.

Эти материалы, как правило, яркие и многоцветные – или дополняют облик интерьера, или существенно портят его.

А ведь не секрет, что порою выставки так бледни и маловыразительны, что не достигают своей цели – пропаганды книги. В библиотеках можно увидеть кустарно выполненные элементы наглядной агитации, забитые неумеренным количеством книг, журналов, иллюстраций и т.д. К тому же часто их организуют просто “для порядка”.

Наглядная пропаганда в библиотеках требует новизны, свежести решений и разнообразия форм, легкости и простоты, лаконизма и гибкости линий, внимания в выборе текстового и иллюстративного материала и художественного оформления, отказа от декоративной парадности.

Средства наглядной пропаганды помогают читателю в выборе книги, привлекают его внимание к лучшим произведениям, вызывают желание прочесть их.

Важная особенность наглядной агитации заключается в эмоциональной действенности ее, которая свойственна только художественным произведениям.

Все объекты систем наглядной агитации в библиотеке должны быть родственными по художественно-конструкторским качествам, материалам и представлять собою комплекс, так называемый малый ансамбль. Но, кроме того, они должны быть стилистически едины с формами всей окружающей среды. Для того чтобы объекты наглядной агитации оказывали большее воздействие на читателя, лучше их группировать.

Композиция зависит от характера информации. Если срок действия сравнительно велик, то ее художественная структура должна обеспечивать условия длительного восприятия. Объект информации не должен быть по приемам оформления динамическим и назойливым.

В оперативных информационных материалах композиция, напротив, должна быть откровенно острой, динамичной.

Только учет всех компонентов системы наглядной агитации обеспечит ей необходимое высокое художественное качество.

Определяющим признаком книжной выставки является показ на ней самих произведений печати. Правда, на этом принципе основано и применение открытого доступа к библиотечным фондам. Но при открытом доступе читатель видит фонд обращенным к нему на полках тысячи книжных корешков. Книжная выставка выделяет для читателя часть фонда, показывая книги “лицом” к читателю, облегчая и подсказывая их выбор. Поэтому книжные выставки являются неотъемлемой частью правильного организованного открытого доступа.

В условиях открытого доступа библиотекарь обязан позаботиться, чтобы весь книжный фонд был доступен читателю, предстал перед ним во всем своем богатстве (8, с.38).

Книжная выставка должна производить интенсивное впечатление на читателя, чтобы привлечь, удержать и направить его внимание в нужную сторону. Практически это достигается техническим оснащением выставки, компоновкой материалов, оформлением текстов и иллюстраций. Для оформления выставки нужны щиты (стенды) или витрины.

Существует два основных приема размещения выставочного оборудования: первый – компоновка элементов композиции по периметру стен, второй – компоновка элементов экспозиции в пространстве интерьера. Два этих основных приема – плоскостной и объемный – дают большое количество вариантов. Выбор того или иного приема размещения выставок зависит от общего решения интерьера и во многом от его размеров.

Не зависимо от конструктивных систем, используемых для стендов, надо учитывать восприятие их зрителями. Для удобного обозрения материал не должен размещаться ниже 80 см. и выше 2 м от уровня пола.

Очень важно правильно выбрать место для размещения названия для выставки, подобрать шрифт и рисунок для эмблемы. Размеры рисунков, фотографий должны быть такими, чтобы их без усилия можно было бы рассматривать с расстояния не ближе 1м.

Для оформления выставки необходимо гармоничное сочетание светлых и темных, однотонных и иллюстрированных обложек книг, красочные иллюстрации, характеризующие основные моменты темы.

Ясное восприятие того или иного объекта требует, чтобы хорошо воспринимались наиболее существенные его особенности. Большое значение имеет также степень отличия объекта от фона. Поэтому наиболее важные книги могут быть выделены, во-первых, с помощью размерных и цветовых соотношений, во-вторых, помещением книги в развернутом виде, в-третьих, показом текста и иллюстраций.

Известные затруднения возникают при экспозиции статей из журналов и сборников, когда нужно обратить внимание и на само издание и на конкретную статью. В таких случаях к книге прилагают закладку или карточку, на которой указано, что в ней связано с темой выставки.

Журналы показываются на выставке раскрытыми, на той странице, где начинается рекомендуемая статья; газеты – так, чтобы был виден заголовок рекомендуемой статьи.

При оформлении выставки нужно стремиться к стилевому единству. Цветовое решение и выбор шрифтов подчиняется характеру темы. В оформлении текстов (фон, цвет, шрифты) и иллюстраций должно быть единство: оформление одинаковых по значению материалов должно быть однотипным.

Нельзя перегружать стены – иначе экспозиция будет выглядеть пестрой, дробной она рассредоточит внимание читателей. Хорошая выставка всегда проста и лаконична. Кроме того, их нужно как следует осветить.

Некоторые библиотекари считают, что чем больше выставок, тем выше будет оценка работы. И в результате от выставок рябит в глазах. Слившись в одно сплошное пятно, они лишь отталкивают читателей.

Поэтому, пусть их будет меньше, но чтобы они надолго запоминались своей оригинальностью, чтобы каждая показанная книга сама просилась в руки читателя (37, с.57).

Библиотечный плакат применяется реже, чем выставка; это объясняется сложностью оформления плаката и существующей недооценкой данной формы наглядной пропаганды книги. Между тем, плакат имеет большое воспитательное, организующее и мобилизующее значение.

Библиотечный плакат – не количество обложек, а художественно законченная, целостная композиция, включающая в себе яркий рисунок, краткий текст, элементы декоративного оформления. Специфической чертой библиотечного плаката является то, что образное воплощение идеи дается через раскрытие содержания книги.

Нельзя рассматривать обложку книги как единственную основу плаката, в то же время не следует забывать о ее важной познавательной функции: читателю дается четкое представление о внешнем виде рекомендуемой книги. Если обложка книги достаточно выразительна, то в основу плаката можно положить увеличенную фотокопию или рисунок обложки. Но и в этом случае рекомендуется рядом с обложкой давать и другой изобразительный материал. Если обложка книги выполнена бледно, одноцветно, то в основу плаката можно положить яркую иллюстрацию, близкую к теме книги.

Если библиотекарь не может хорошо и квалифицированно оформить плакат, для этого надо привлекать самодеятельных художников из числа активистов библиотеки.

В оформлении плакатов и других предметов наглядной агитации библиотекарь должен широко использовать печатную изопродукцию, сделанную профессиональными художниками. Для хорошо налаженного производства их необходим единый координационно-методический центр, который разрабатывал бы проблемы пропаганды наглядных пособий.

Кроме того, библиотекари должны быть снабжены современными орудиями и приспособлениями, чтобы своими силами оперативно и на довольно высоком художественном уровне создавать средства наглядной пропаганды.

Важное условие действительности наглядной агитации состоит в том, чтобы они постоянно обновлялись, постоянно вызывали интерес, не были шаблонными, стереотипными (9, с.59).


3. ДИЗАЙН ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН БИБЛИОТЕКИ

В библиотеке необходимо четкое разделение зон и помещений на читательские зоны и служебные, чтобы обеспечить:

1. Кратчайшие, непересекающиеся потоки движения читателей и литературы;

2. Простейшие функционально-планировочные связи, позволяющие отказаться от сложных систем механизации транспортировки литературы, обеспечить эффективный контроль за сохранность фондов;

3. Простоту ориентации читателей в библиотеке, отсутствие в читательских помещениях коридорных коммуникаций.

Особенности формирования дизайна различных зон библиотеки связаны с размещением зоны в общей структуре здания, ее назначением, характером происходящей в ней деятельности. Для каждого из отделов библиотеки необходимо предусматривать свой интерьер, учитывая его функциональные особенности, а также цвет, акустику, освещенность и высоту помещения.

Сейчас подразделения библиотеки рекомендуется организовать по принципу свободной планировки. “Концепция” интерьера дает возможность профессионально решать постоянно возникающие проблемы по изменению интерьера, внесению в него новых элементов.

Пространственная гибкость предполагает очень небольшое число внутренних постоянных стен и жестко фиксированных перегородок, т.е. создаются достаточно обширные пространства, расчлененные различного рода нестационарными элементами, оборудованием, а иногда цветом, средствами изобразительного искусства и озеленения на функциональные зоны, наполненные различной по содержанию и формам деятельностью (44, с.418).

При проектировании новых библиотечных зданий и реконструировании старых необходимо стараться следовать ряду важных принципиальных положений:

1.  Открытость библиотеки для посетителей;

2.  Их свободный доступ к услугам и фондам;

3.  Защищенность библиотечных материалов и людей от неблагоприятного воздействия внешних факторов;

4.  Формирование комфортной среды и т.д.

Одним из основных свойств и гибкого пространства является его функциональная и психологическая “открытость”, дающая возможность читателю ориентироваться в предлагаемых библиотекой услугах, адаптироваться, выбирать наиболее приемлемую для каждого читателя и сотрудника форму поведения, “подключаться” к текущей деятельности. Здесь предусматриваются специализированные участки, зоны, позволяющие отгородиться от окружающей действительности, найти “свою” территорию, “свой” способ получения и обмена информацией. Планировочное решение здания может способствовать или препятствовать передвижению людей в пространстве, т.е. увеличивать или сокращать пропускную способность библиотеки. Много времени на поиски книг будет сэкономлено, если, войдя в хранилище, читатель попадает непосредственно к стеллажам, а не в случайные коридоры или тупики.

3.1 Вестибюль

Вестибюль как бы “заманивая”, привлекая посетителей в библиотеку, должен настраивать его на работу. Вестибюль – первое помещение библиотеки, от культуры оформления которого, планировки зависит восприятие посетителями учреждения в целом и рациональное направление потоков читателей. Здесь с помощью специального оформления, более яркого, чем в других помещениях, можно создать у читателя особый эмоциональный настрой (“Я пришел в библиотеку”) и одновременно предоставить всю необходимую рекламу библиотеки.

Поскольку через вестибюль проходят все читатели, его реклама ориентирована на массовые потребности пользователей. Она должна быть расположена на пути читательского потока. При этом зону самый актуальной информации (перечень выполняемых услуг, анонс мероприятий и другое) следует разместить напротив входа, чтобы посетитель сразу обратил на нее внимание. Другие необходимые сведения (например, перечни выписываемых библиотекой периодических изданий, работающих клубов по интересам и т.д.) могут быть предоставлены с обеих сторон от зоны актуальной информации, в том числе посредством использования справочных установок, терминалов. В оформлении вестибюля библиотеки, обслуживающей определенную территорию, целесообразно отразить особенности региона (например, местные промыслы, картины местных художников, детское творчество), тем самым, обратив внимание на достопримечательности края, района, содействуя формированию интереса, любви к своей родине.

Особую психологическую роль играет озеленение вестибюля. Также в вестибюле рекомендуется поставить столик с тетрадью для пожеланий, мнений читателей о работе библиотеки. (45, с.69).

Таким образом, вестибюль выполняет чисто унитарную функцию – сориентировать человека в пространстве, указать направления движения, проинформировать о текущей работе массовых мероприятий библиотеки. Необходимы простота и ясность в ориентации читателя внутри здания. От самой планировки помещений и дизайна требуется такая четкость, последовательность, чтобы читатели самостоятельно находили нужный ему отдел.

Оформление и отделка интерьера вестибюля должны отличаться простотой и лаконизмом декоративных элементов и цвета. Он должен быть отделан материалами, допускающими влажную уборку пола, стен и оборудования.


3.2. Читальный зал и абонемент

Одной из наиболее сложных по организации внутренней среды в библиотеке, является помещение читального зала. Здесь обычно происходят наиболее интересные встречи. Помещение, в котором он расположен, должно быть необычно и привлекательно. Здесь необходимо учитывать различные цели и психологические установки, потребности и запросы, возрастные отличия и специфику деятельности читателя.

Читальные залы следует предусматривать вместимостью не более 100 читательских мест. Проектировать их проходными для других функциональных групп недопустимо. По площади читальный зал не должен превышать 250-300 кв.м. Планировка читальных залов должна обеспечивать возможность контроля за размещенными в них фондами открытого доступа и наблюдения за читателями с рабочего места дежурного библиотекаря. Разделение свободного пространства на отдельные отсеки и помещения следует осуществлять с помощью библиотечного оборудования и нестационарных ограждающих элементов (легких перегородок, декоративных решеток и пр.). При этом необходимо учесть и то, что площадь читального зала не должна быть и меньше 100-150 кв.м. Исключение может быть сделано только для читальных залов для детей (44, с.410).

Для формирования интерьера читального зала существенно, имеет значение закрытый или открытый доступ к фонду, расположена кафедра выдачи внутри помещения читального зала или в аванзале. Зона чтения, в которой должны быть созданы необходимые условия для продуктивной работы читателей, требует к себе особого внимания. Если кафедра выдачи находится в аванзале, то в читальном зале, кроме “подручной” библиотеки и столика библиотекаря, размещаются только читательские столы.

Столы расставляются перпендикулярно к окнам параллельными рядами. Предусматривается, чтобы они не стояли против простенка и получали полный дневной свет с левой стороны. Для читателя предпочтительнее индивидуальные столы, но в целях увеличения вместимости зала применяются столы либо на четверых человек, либо на двоих. Удобны читателям столы с вертикальной полкой (для книг и светильника), загораживая читателя от других, позволяя ему сосредоточиться.

Некоторые пользователи предпочитают заниматься в небольших уютных читальных залах, напоминающих домашние условия. Поэтому иногда объемный читальный зал посредством двухстороннего стеллажа или озеленения делят на два небольших, для этого также используются подвижные перегородки.

В зале могут быть традиционные места за одно- и двухместными столами, зоны для чтения на выделенных участках пола или газона, кабины для индивидуальной работы, кресла и продвинутые вплотную к окнам, одноместные огороженные столики, и, наконец, специальные места, оборудованные, аудиовизуальными средствами и т.д.

В читательских помещениях должны быть четко определены и реализованы нормы освещенности. Предельной нормой освещенности библиотечного помещения является 200 люксов (лк) – в помещениях, где работают люди. При этом в читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. На каждом столе должны стоять светильники для максимального освещения читательского стола.

Конечно, шторы и занавески играют не последнюю, а иногда и первостепенную роль в создании естественного освещения и дизайна библиотеки. Ведь помещение, даже прекрасно отремонтированное, с превосходной мебелью смотрится не красиво, если окна “голые”. И наоборот, иногда достаточно уютных штор, мягкого света – и интерьер почти готов. Кстати дизайнеры советуют начинать продумывать обстановку не с современных напольных, стеновых и потолочных покрытий и обоев, а именно с гардин и различных дополнений к ним.

В читальных залах обычно рекомендуют использовать шторы более светлых тонов, которые даже в хмурый пасмурный день способны создать в помещении иллюзию солнечного света (1, с.45).

Помещение, в котором расположен читальный зал, в какой-то мере является центром, где находит отражение культурная жизнь района, поселка, города. Этой цели служат постоянные выставки с часто меняющимся материалом, где можно получить информацию о новостях искусства области, республики, страны и т.д. Самая подвижная часть выставки может состоять из рисунков местных художников, учащихся школ. Национальный орнамент может использоваться в заголовочных и полочных разделителях.

Можно создать небольшую картинную галерею – собрания репродукций картин известных художников.

Благоприятные условия труда в читальных залах обеспечиваются и необходимыми параметрами микроклимата (температурно-влажностного режима и воздухообмена), оптимальными условиями для зрения, снижением уровня шума, частичной изоляцией рабочего места экранами, перегородками, боксами.

Для удобства читателей необходимо соблюдать требования к размещению оборудования в помещениях обслуживания читателей.

Читательские помещения (вестибюль, аванзал, абонемент, читальные залы, специализированные отделы, помещения для массовых мероприятий) предусматриваются в наземных этажах, не выше третьего, чтобы не устраивать пассажирские подъемники и предоставить возможность удобного использования всеми читателями единого справочно-информационного аппарата. Помещения абонементов, читальных залов и специализированных отделов не должны проектироваться проходными (46, с.71).

На абонементе при закрытом доступе к фонду предоставляются перечни выполняемых абонементом услуг, выставки (новых поступлений к знаменательным датам и другие текущие газеты, список выписываемых абонементом и библиотекой в целом периодических изданий, бюллетень новых поступлений, сданные пользователем в течение дня книги).

Рядом с кафедрой выдачи целесообразно выделить справочные материалы (проспект библиотеки, ее печатные каталоги, если они имеются, каталог абонемента, таблицы классификации, применяемые в данной библиотеке с алфавитно-предметным указателем к ним, телефонный справочник города (области), энциклопедический словарь, словари русского языка, иностранных слов и тому подобное).

Несколько по иному организуется библиотечная среда, на абонементе, с открытым доступом к фонду. Пространство для пользователей находится в этом случае между кафедрой выдачи, которая в целях регулирования потока читателей и контроля размещается у входа в помещение библиотечного фонда. Наиболее спрашиваемые документы приближены к кафедре выдачи.

Открытый доступ – это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего, для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу (12, с.39).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.