рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Политическая ситуация БАССР в 1920-1930 гг. Развитие института президентства в Башкирии

К вопросу о башкирском национальном движении обком партии вернулся в 1926 г. Тогда бюро Башкирского обкома партии приняло тезисы “Характеристика башкирского движения”. Поводом для принятия тезисов, где башкирское национальное движение охарактеризовано как контрреволюционное националистическое, послужила дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала “Пролетарская революция”. Непосредственный участник башкирского движения Х. Юмагулов выступил с резкой критикой воспоминаний посланника партии в Башкортостане Ф. Самойлова под названием “Малая Башкирия” в 1918–1920 гг.”. В нем башкирское движение получило сугубо негативную оценку, и с подобным подходом не согласился его оппонент. “Тезисы” обкома партии по своему содержанию отражали и точку зрения профессионального революционера Ф. Самойлова. Примечательно, что в последующем историки освещали проблему образования БАССР исходя из данной партийной директивы (вплоть до конца 1980-х гг., т. е. до падения всевластия коммунистической партии). Позднее в оценке башкирской автономии произошел весьма интересный поворот. Начало 1960-х гг. ознаменовалось в республике распространением эйфорического настроения, порожденного лозунгом партии о неизбежности победы коммунизма к 1980-м гг. Идейно-воспитательная деятельность партии в БАССР была нацелена на пропаганду идей социалистического интернационализма, советского патриотизма и осуждения “любых проявлений национальной ограниченности”. Под этим лозунгом по существу велась борьба против любых проявлений национального самосознания, выступлений в защиту национальных интересов. В этом плане весьма показательно решение бюро Башкирского обкома КПСС от 12 июня 1963 г., давшее установку рассматривать образование автономной республики в 1919 г. лишь как заслугу Коммунистической партии и осудившее всякое инакомыслие по этому поводу.

Коснулось БАССР и так называемое разоблачение “султангалиевщины”. В июне 1923 г. состоялось совещание ЦК РКП(б), которое обвинило известного татарского общественно-политического деятеля, работника Мусульманского комиссариата Наркомнаца РСФСР М. Х. Султанлиева в антипартийной, националистической деятельности. Конкретно он был обвинен в попытке сколотить нелегальную пантюркистскую националистическую организацию, в том, что через З. Валидова он якобы искал связи с контрреволюционными силами не только внутри страны, но и за ее пределами. Руководящим органам БАССР было указано вести решительную борьбу в республике со сторонниками Султангалиева. В работе этого совещания участвовали и представители БАССР М. Халиков и Б. Нимвицкий.

Следует подчеркнуть, что уже в 1920-х гг. вся полнота власти в БАССР фактически находилась в руках обкома РКП(б). Он отвечал не только за идейно-воспитательную работу, но взял на себя функции по решению экономических, социальных, культурных и др. проблем. Таким образом в БАССР, как и в стране, установилась диктатура партии. Как правило, с начала 1920-х гг. Башкирскую парторганизацию вплоть до 1957 г. возглавлял партийный функционер, направляемый из Центра. В 1957 г. создается институт “вторых секретарей” обкомов. Тогда первым лицом становился представитель коренной национальности, вторым — ставленник Москвы). Последним политсекретарем обкома партии местного происхождения был Ш. Худайбердин, который занимал эту должность с ноября 1921 г. по апрель 1922 г. БашСНК и БашЦИК уже в те годы по существу играли декоративную роль, и их, как правило, особенно последний, возглавляли представители коренной национальности.

Как известно, после образования СССР в январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а в 1925 г. — новая Конституция РСФСР. В том же году развернулась подготовка Конституции БАССР в Всебашкирский съезд Советов, состоявшийся 27 марта 1925 г., постановил одобрить Конституцию Автономной Башкирской Советской Республики. Однако она осталась официально не утвержденной центральной Советской властью, что явилось явной недооценкой национальной автономии - основного положения Конституции БАССР, хотя она во многом повторяла Конституцию РСФСР, подверглась в центре критике за ее якобы самостоятельный, сепаратистский характер, и под этим предлогом республика фактически была лишена собственного основного закона.

Таким образом, в 1920-х гг. были заложены основы будущего унитарного государства с бесправными республиками. Автономные права распространялись лишь в области языка и культуры, но не затронули экономику. Структура управления автономией прежде всего отвечала интересам Центра, который через обком партии диктовал свою волю. Все это означало установление в стране тоталитарно-бюрократических порядков с насаждением культа вождей.

Непросто складывалась общественно-политическая жизнь в республике в 20-30-е гг. Как и в других регионах страны в Башкортостане развернулась борьба против так называемых "левых" - троцкистов, "правых" - бухаринцев и т.д. В 30-е гг., в ходе обсуждения проекта новой Конституции СССР, представители башкирской общественности предложили преобразовать две автономные республики - Башкортостан и Татарстан - в союзные. Сталин отверг это предложение. В июне 1937 г. 10-й Всебашкирский съезд Советов принял Конституцию республики, составленную по образцу Конституций СССР и РСФСР.

3. Распространение ислама в Башкортостане

В далеком 922 году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространение ислама в Булгарии привело к его распространению и в Башкирии.

До этого башкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы. Булгарские проповедники годами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию.

По свидетельству Юлиана, башкирские ханы уже в начале 13 в. были фанатично преданы исламу. В 14 в. при хане Узбеке (1313-1326) в. ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. Покорение Казани Московским государством в 1552 и начало христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их численности и укреплению позиций ислама в крае.

В 17-18 вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман Башкирии. Утверждаются никах, праздники мусульманские (Ураза, Мавлюд, Курбан и др.), мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть). Распространяется паломничество к местам захоронения мусульм. святых - зийаратам (кэшэнэ Хусаин-бека и Тура-хана в Чишминском р-не, могиле Ягафара ишана в Давлекановском р-не). С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики.

По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского. По переписи 1897, в Уфимской губернии мусульман насчитывалось 1098982 души обоего пола (50,03% населения губернии).

В 1-й половине 19 века С.Г. Рыбаков отмечал, что ему не встречалось ни одной деревни башкирской, в которой не было бы мечети, а краевед М.В. Лоссиевский писал: "...где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе". В 1913-15 в Уфимской губернии. насчитывалось 1579 мектебов, в которыхрых обучалась 91 тыс. шакирдов, среди них 18 тыс. девочек. В медресе "Хусаиния", "Галия", "Гусмания" преподавание не ограничивалось религиозными дисциплинами, в них были восприняты идеи джадидизма, распространителями которых были писатели М. Акъегет-заде, Г. Ибрагимов, Р. Фахретдинов, З. Камалетдинов и др. В 19 в. в Башкортостане получила широкое распространение разновидность суфизма - ишанизм (течение, впитавшее в себя элементы как суфийской, так и шаманской мистики, адаптированное к особенностям уклада башкирского общества). Известным ишаном (духовный наставник, особо почитаемый своими мюридами - учениками; почитался как святой, целитель, прорицатель) был З.Расулев. Его мюридами были муфтии Г. Баруди, Г. Расулев. Династиями ишанов были Тукаевы (с.Стерлибаш), Курбангалиевы (п.Медиак), Галикеевы (с.Каргалы).

К началу 20 в. для большинства мусульман Башкортостана ислам был и верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 гг. получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидации башкир.

В первые годы Советской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В 1926-27 в Уфе прошли российские и республиканские съезды мусульман, поддержанные большинством верующих. В республике существовали Кааба (Мекка), два самостоятельных мусульманских духовных управления.

Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманского духовенства, на котором был принят новый устав Духовного управления. В 50-70 гг. значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционные мусульманские праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 гг. собиралось от 2 до 3 тысяч человек. В Стерлитамаке, Ишимбае, Ахуново и других населенных пунктах. от 100 до 800 человек.

Со 2-й половины 80-х восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебные заведения; Духовному управлению мусульман возвращаются прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр "Дагват". Религиозные учреждения создали печатные органы: газету "Ислам и общество", "Булгар"; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера.

Мусульманские праздники (мосолман байрамдары) - это знаменательные дни мусульманского календаря, отмечаемые мусульманами и сопровождающиеся определенными культовыми действиями. Главными праздниками мусульман считаются "ид аль-Фитр" (Ураза-байрам), "ид аль-Адха" (Курбан-байрам), "мирадж" (Раджаб-байрам).

Мусульманская часть населения Башкортостана до середины 20-х гг. 20 в. отмечала мусульманские праздники регулярно, в дальнейшем проведение их осложнилось из-за массовых репрессий служителей культов.

С начала 90-х гг. в республике регулярно отмечаются все мусульманские праздники.


Заключение

Республика Башкортостан является одним из крупнейших регионов Российской Федерации. Располагая значительными природными запасами нефти и мощной нефтеперерабатывающей промышленностью, она уже не один год числится одним из немногих «доноров» российского бюджета. После прихода к власти в республике Муртазы Губайдулловича Рахимова в Башкортостане сложился один из самых авторитарных региональных режимов в России, который, в отличие, скажем, от экстравагантного стиля правления Кирсана Илюмжинова в Калмыкии или этнических столкновений на Северном Кавказе, отличается высокой политической стабильностью. В июне 1998 г. в ходе прошедших с правовыми нарушениями выборов Рахимов был вновь переизбран Президентом Башкортостана. Хотя Верховный Суд Российской Федерации вскоре признал незаконным исключение двух других кандидатов в Президенты из избирательного списка, это не привело, однако, к перевыборам или отстранению Рахимова от должности. При Рахимове Башкортостан завоевал себе в Российской Федерации такой статус, который позволяет республиканскому руководству проводить свой курс без оглядки на Москву. В то же время Рахимов сумел стать одним из влиятельнейших политиков в России и тем самым еще больше упрочнить свою власть.

Башкортостан – один из ключевых регионов России, расположенный в центре Федерации. Республика в самом прямом смысле отвечает понятиям «этничность» и «поликонсерватизм». Большинство населения, однако, являются мусульманами. В Башкортостане имел место тот же самый процесс возрождения ислама, который после распада ССР происходил в других частях мусульманского общества. Отличие состоит в том, что здесь практически не наблюдалось вспышек религиозного экстремизма. Они гасились прежде всего благодаря высокому уровню толерантности башкортостанского общества, а так же тем, что потенциальные очаги радикализма отслеживались администрацией. Разумеется, не все обстояло гладко. Но, тем не менее, общими усилиями стабильность как внутри, так и в межконфессиональных отношениях сохраняется до сих пор.


Список литературы

1.  Р.А. Утябай-Карими, Д.Д. Азаматов, М.Г. Валеева. В память столетия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, учрежденного в г.Уфе. СПб., 1892.

2.  Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994; Валеева М.Г. Из истории Центрального духовного управления мусульман Башкирской АССР //Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. Уфа, 1994.

3.  «Учительская газета» 2003г № 8 Юрий ГОРЮХИН «Курбан - праздник правоверных» Уфа

4.  «Мусульманские праздники» А. Ниязи МОСКВА С.П. Корона 1990.


[1] В отличие от областей и краев, парламенты автономных и союзных республик (а также главный законодательный орган страны) назывались Верховными Советами, что подчеркивало наличие у них собственной «государственности».

[2] Одной из главных причин поспешности в получении большей независимости являлось то, что башкирская промышленность в силу ее так называемого «стратегического» значения для советской экономики (оборона и топливо) на 97 % подчинялась напрямую союзным и российским министерствам. В то время как в СССР на основе закона о кооперации (1988 г.) ловкие директора заводов и их люди во властных структурах начали постепенную приватизацию «народной собственности», хозяйственная элита Башкортостана была лишена этой возможности.

[3] Кто есть кто в Республике Башкортостан (По состоянию на 1 августа 1995 г.). Уфа, 1995. Вып. 1. С.5.

[4] О Рахимове-политике см.: Рабинович И., Фуфаев С. Хозяин (Штрихи к политическому портрету Муртазы Рахимова) // Pro et contra. 1997. N 2.

[5] Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики // Башкортостан: Выбор пути. Интервью, выступления, стенограммы, документы. Уфа, 1995. С.108-110.

[6] Конституция Республики Башкортостан. Принята Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года. Уфа, 1995.

[7] Закон Республики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан». Принят Верховным Советом Республики Башкортостан 2 марта 1994 года. Уфа, 1994.

[8] Данные, приводимые здесь и далее о составе обеих палат Госсобрания РБ приводятся на основе результатов социологического анализа, проведенного по поручению высшего законодательного органа республики и любезно предоставленного мне для ознакомления.

[9] Коммерсантъ. 1999. 16 марта. С.3.

[10] Хабибуллин А. Указ. соч.

[11] Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 33. Ст. 3406). См. по этому поводу решение Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. (Российская газета. 1998. 6 мая).

[12] Некоторые наблюдатели вдобавок к этому полагали, что перенос срока выборов на выходной день в летний период приведет к невысокой явке на избирательные участки городского населения, так как в это время года многие горожане проводят дни за городом. По разному в российской прессе трактуется и тот факт, что в декабре 1998 г. Рахимов превзошел возраст 65 лет, максимально допустимый для кандидата на пост Президента РБ: Шевчук Б.В. Выборы в Башкортостане: Рахимов начинает и выигрывает // Время и деньги (г. Казань). 1998. 18 июня. Судя по опубликованным в печати биографическим данным, Рахимов родился 7 февраля 1934 г., и поэтому на момент выборов, если бы они состоялись в декабре 1998 г., ему не было бы еще 65 лет.

[13] См.: Коммерсантъ-Daily. 1998. 28 марта.

[14] Российская газета. 1998. 6 мая. С.5-6.

[15] См.: Коммерсантъ-Daily. 1998. 25 июля.

[16] Информация агентства «Башинформ» 6 мая 1998 г.

[17] После выборов преследования Аринина и Миргазямова продолжались. В середине августа 1998 г. соратник Аринина уфимский журналист Сергей Фуфаев, писавший о ходе выборов в РБ на страницах московской «Независимой газеты», был избит неизвестными, которые потребовали от него покинуть Башкортостан. В конце августа 1998 г. возглавляемый Миргазямовым завод был объявлен банкротом, на нем было введено внешнее управление, а самого директора в ноябре уволили по решению республиканского Арбитражного суда из-за отказа сотрудничать с внешним управляющим.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.